Основные признаки актов официального толкования

Акты официального толкования можно выделить в группы разъяснений, издаваемых различными компетентны­ми органами. Из этого деления можно определить степень обязательности, форму и порядок доведения до сведения субъектов права. Поэтому акты толкования можно подраз­делить на:

· акты толкования органов государственной власти;

· ­акты толкования органов государственного управ­ления;

· акты толкования органов суда, прокуратуры, МВД, арбитража;

· акты толкования общественных организаций.

Многоуровневый характер системы актов официального толкования определяется иерархичностью и сложным со­ставом органов, осуществляющих разъяснение смысла пра­вовых норм. Существуют следующие уровни актов:

· уровень руководящих разъяснений Пленума Верхов­ного Суда РФ;

· разъяснения судебных коллегий Верховного Суда РФ;

· ­разъяснения президиумов Верховных судов авто­номных республик, краевых, областных, городских и районных судов;

При этом приоритет толкования осуществляется по юриди­ческой силе.

Проанализировав различные официальные разъясне­ния, видно, что они представляют собой объективирован­ное выражение уяснения и разъяснения структурных эле­ментов правовых норм. Содержанием акта толкования вы­ступают разъяснение, уточнение либо конкретизация об­стоятельств, относящихся к гипотезе, диспозиции либо санкции толкуемой нормы права.[6]

Целостность системы актов официального толкования основана на единстве их юридического содержания, и подтверждается следующими признаками:

1. Акты официального толкования обладают государ­ственной обязательностью, т.к. это одна из форм юридической деятельности компетентных органов. Эта обязательность подтверждается конкретно-надзорными полномочиями вышестоящих органов. Игнорирование официальных разъяснений в процес­се реализации правовых норм влечёт отмену правоприменительных актов.

2. Акты официального толкования имеют форму анало­гичную другим правовым актам. Они бывают в виде постановлений, указов президиума Верховного Со­вета РФ и автономных республик, приказы, распо­ряжения, письма, постановления, инструкции ор­ганов отраслевого управления, акты надзора ор­ганов суда, прокуратуры и др.

3. Иерархичность актов официального толкования. Для них характерен признак соподчиненности. Во главе системы Конституционные законы, законы и подзаконные акты, т.е. та же последователь­ность, что и у нормативных актов. Поэтому во главе мы имеем разъяснения конституционных за­конов и далее разъяснения законов и подзаконных актов.

Общая черта актов официального толкования заключается в том, что они не ставят задачу создания новых право­вых норм. Их задача - логическое развитие, уточнение и конкретизация действующего права в целях эффективной реализации. Из сказанного становится ясным ответ на вопрос: Официальное разъяснение - это самостоятельная правовая норма или составная часть разъясняемых норма­тивных актов? Ответ: Это составная часть.

П.Е.Нетбайло и А.В.Мицкевич считают, что неотъем­лемая часть не может выходить за рамки толкуемого за­кона, дополняя его новыми правовыми положениями.[7] Та­кое признание может привести к произвольным действиям в процессе осуществления норм права. Автор считает, что разъяснения являются частью толкуемых норм права, и их следует рассматривать, как акты правотворчества. Но законодательство рассматривает толкование и правотворчество как самостоятельные формы юридической дея­тельности. Самостоятельность толкования имеет пределы, так как оно не может подменять собой правовую норму. Акты - это источники права. Акты толкования не могут применяться самостоятельно и действуют до срока дейст­вия толкуемых норм права. Ещё одним отличием толкова­ния от правотворчества является внутренняя структура официального разъяснения (правила понимания и реализа­ции права). О вспомогательном характере актов толкова­ния говорит отсутствие в интерпретационных правилах внутренней логической структуры, аналогичной структуре нормы права. Если же толкование содержит в себе прин­ципиально новые положения, имеющие нормативное значе­ние, то акт толкования рассматривают, как модификацию правовой нормы.

Из сказанного вытекает вывод с том, что акты офи­циального  толкования представляют собой проникнутую внутренним единством иерархическую систему вспомогательных правовых актов. Они служат важным средством правильной и эффективной реализации права путем установленных организациционно-вспомогательных правил понимания и применения действующего законодательства.

 

 

Аутентическое толкование

 

       Внутри группы актов официального толкования, имеющих нормативный характер, следует выделить группу актов аутентического толкования (аутентическое,те ос­нованное на первоисточнике). Они издаются органами, установившими разъясняемые нормы. Такие акты обладают повышенной степенью обязательности. Их можно рассмат­ривать как акты правотворчества, которым придана об­ратная сила. Но в противоположность этому утверждению следует отметить то обстоятельство, что толкуемая нор­ма права и после этого акта существует как основная, а разъяснение носит вспомогательный характер.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: