Для осуществления операций по приему, хранению, отпуску ТМЦ на пищевых предприятиях используются различные виды тары, часть которой предприятие может изготавливать своими силами, а также получать извне от поставщиков. Для предприятий пищевой промышленности большое значение для калькулирования себестоимости продукции имеет то, возвратная это тара или нет.
В последние годы разновидностью бестарного хранения и движения ТМЦ является контейнерное хранение. Контейнеры обеспечивают прямую бестарную доставку грузов с внешнего транспорта на склады непосредственно к цехам и рабочим местам. Это устраняет потребность в таре в промежуточных перевалках груза, обеспечивает уменьшение потерь и создает условия для механизации погрузо-разгрузочных работ. Бестарное хранение сырья получило широкое применение на кондитерских фабриках, хлебопекарных и других предприятиях Например, хранение сахара в мешках заменено на хранение в бункере.
Тарное хозяйство предприятия включает в себя:
-тарные склады, которые производят операции с тарой;
-тарные цеха;
-тароремонтные мастерские.
Для предприятий пищевых отраслей большое значение имеют упаковочные материалы. Требования к упаковке устанавливаются производителями, транспортными и складскими организациями. Все требования к упаковке можно разделить на 3 группы:
1)основополагающие;
2)дополнительные;
3)маркетинговые.
К основополагающим требованиям упаковочных материалов относят:
-безопасность упаковки (на содержание вредных веществ);
-экологичность (способность её при использовании и утилизации не наносить вред окружающей среде);
-надёжность упаковки имеет важное значение для продуктов питания, т.к. это способность сохранять свойства и герметичность. Упаковка многократного использования сама должна обладать сохраняемостью.
Дополнительные требования к упаковочным материалам:
-транспортабельность- это возможность товара в упаковке подвергаться транспортировке определенным транспортом;
-складируемость, т.е. перед тем, как выбрать средство упаковки, надо изучить, как товар будет храниться, чтобы сделать упаковочные единицы оптимально удобными для складирования;
-гигиеничность упаковки. При данной оценке пригодности упаковки для контакта с пищевыми продуктами учитываются следующие факторы:
1)отсутствие изменений органолептических свойств продукта (консистенции, цвета, запаха, вкуса);
2)отсутствие проникновения в пищевые продукты чужеродных химических веществ, входящих в состав упаковочных материалов в количествах, превышающих гигиенические нормы;
3)отсутствие стимулирующего действия упаковочного материала на развитие микрофлоры;
4)отсутствие химических реакций между упаковочным материалом и пищевым продуктом.
Маркетинговые требования:
-информативность, т.е. на упаковке должны быть ясно представлены преимущества упаковки;
-наличие эстетических свойств, т.е. упаковка должна быть современной, привлекательной;
-узнаваемость,т.е. способность упаковки быть замеченной среди большого ассортимента товаров-конкурентов;
-повышение ценности, т.е. обеспечение потребителю большего удовлетворения от использования товара;
-соответствие каналам сбыта и т.д.
Большое значение имеет маркировка товара, которая обозначает торговые марки и фирменные знаки.