Прожиточный минимум и уровень бедности

Федеральным законом № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», принятым 24 октября 1997 года, была установлена правовая основа для определения прожиточного минимума в субъектах и в целом по Российской Федерации, его учета при установлении гражданам государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты населения. ››

Величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг (с учетом обязательных платежей и сборов), необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Величина прожиточного минимума является основой для установления минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.

Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации ежеквартально устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации – региональными органами исполнительной власти. (Приложение 6)

Из приведенных данных официальной статистики видно, что около 30 млн. российских граждан имеют доходы ниже прожиточного минимума и относятся к бедным слоям населения.

К сожалению, официальные данные не указывают количество тех, кто близок по своим доходам к черте бедности. По мнению экспертов, в настоящее время около трети населения России испытывают серьезные материальные трудности. Еще хуже ситуация выглядит по данным Всемирного банка. В опубликованном докладе о бедности в России говорится, что каждый пятый житель России живет за чертой бедности, имея месячный доход менее тысячи рублей. (Приложение 7)

Большинство бедных - это работающие семьи, взрослые граждане со средним и профессионально-техническим образованием, а также семьи с детьми. При этом более обеспеченные люди получают больше льгот и пособий, чем бедные. Если нынешняя ситуация сохранится, то скоро эти люди и их дети смирятся со своим положением, и тогда будет запущена социальная система воспроизводства «настоящих» бедных, которые утрачивают желание изменить ситуацию к лучшему.

Безработица.

Безработица стала одной из основных причин бедности населения.

Кроме семей с объективно низким социально-экономическим потенциалом - многодетных, неполных, имеющих в своем составе пенсионеров и инвалидов, а также одиноких пенсионеров, категория бедных пополняется безработными. Большинство семей, в которых кто-либо из ее трудоспособных членов не имеет работы, оказывается за чертой бедности.

В конце 2005 года 3,2 млн. человек, или 3,6% экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной организации труда - МОТ). В органах государственной службы занятости в качестве безработных были зарегистрированы 1,6 млн. человек.

По данным государственной статистики, в 2004 году более одного года искали работу 18,2% безработных, в 2005 году их стало 38,7% (37,1% - мужчины и 40,7% - женщины).

Каждый четвертый безработный - в возрасте до 24 лет, женщины составляют 68% всех безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости. А общую численность мы можем увидеть в таблице 8.

Специфика нынешней ситуации заключается в том, что помимо традиционных социальных групп населения (многодетные, инвалиды, неполные семьи и т.д.) в категорию бедных попадают новые большие группы: работающие в бюджетной сфере, военнослужащие, безработные, т.е. категории экономически активного населения, которые должны своим трудом обеспечивать необходимый уровень благосостояния не только себе, но и своим семьям.

Решению проблемы безработицы могут способствовать усиление кредитования отечественных производителей, совершенствование системы пособий по безработице, развитие общественных работ, создание временных рабочих мест для безработных, поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поисках работы.

Резерв повышения благосостояния населения - поощрение государством дополнительной занятости, развитие добровольного социального страхования, корпоративной (внутрифирменной) социальной политики, участие граждан и бизнеса в благотворительности, усиление заинтересованности всех членов общества в создании личных накоплений как источника инвестиций. Именно это дополнительно помогает бороться с бедностью.

Сокращению бедности поможет создание условий, способствующих самостоятельному выходу из бедности трудоспособных слоев населения. Однако эффективных действий Правительства, направленных на радикальное изменение положения дел, мы не видим.

     




double arrow
Сейчас читают про: