Д-т сч. 68 субсчет “Расчеты по НДС” К-т сч. 19

-2830 руб. (2780+50) -произведен налоговый вычет.

               Учет амортизации основных средств.   

 

С 1 января 2002 года порядок расчета амортизации основных средств изменился. Кроме того, для целей налогообложения отражать амортизацию основных средств нужно в аналитических регистрах налогового учета. Так требует глава 25 Налогового кодекса РФ.

Из текста главы 25 Налогового кодекса РФ не ясно, как начислять амортизацию по основным средствам, приобретенным до 1 января 2002 года. Не разъяснен этот вопрос и в Методических рекомендациях (утверждены приказом МНС России от 26 февраля 2002 г. N БГ-3-02/98) к этой главе.

Как сообщается в МНС России, в ближайшее время в главу 25 Налогового кодекса РФ будут внесены изменения, которые уточнят порядок начисления амортизации по "старому" имуществу. И скорее всего эти изменения вступят в силу задним числом, то есть с 1 января 2002 года.

В бухгалтерском учете не нужно начислять амортизацию на те основные средства, которые перечислены в пункте 17 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н. До 1 января 2002 года эти основные средства не амортизировались и при расчете налога на прибыль. Однако с 1 января 2002 года ситуация изменилась. Дело в том, что в статье 256 Налогового кодекса РФ приведен несколько иной перечень имущества, не амортизируемого при расчете налога на прибыль.

Таким образом, появилось имущество, амортизация которого в бухгалтерском учете не начисляется, но учитывается при расчете налога на прибыль. Это:

- многолетние насаждения, не достигшие эксплуатационного возраста;

- объекты жилищного фонда (жилые дома, общежития, квартиры и др.);

- имущество некоммерческих организаций, используемое в предпринимательской деятельности.

Кроме того, есть основные средства, амортизация которых в бухгалтерском учете начисляется, но в целях налогообложения не учитывается. К ним относятся:

- яки, другие одомашненные дикие животные (за исключением рабочего скота);

- имущество, приобретенное за счет бюджетных и иных аналогичных средств (или часть его стоимости, если финансирование было частичным);

- основные средства, полученные организацией в рамках целевого финансирования;

- мелиоративные и иные объекты сельскохозяйственного назначения, полученные сельскохозяйственными товаропроизводителями, если они построены за счет бюджетных средств;

- имущество, безвозмездно полученное атомными станциями в соответствии с международными договорами РФ для повышения их безопасности;

- основные средства, переданные по договорам в безвозмездное пользование;

- произведения искусства.

Таким образом, покупая имущество, надо определить, можно ли начислять по нему амортизацию как в бухгалтерском учете, так и в целях налогообложения.

                  "Малоценные" основные средства

В подпункте 7 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса РФ сказано, что имущество, первоначальная стоимость которого не превышает 10 000 руб., не амортизируется. Его стоимость нужно включать в состав материальных расходов сразу, как только его ввели в эксплуатацию.

А в бухгалтерском учете действует другое правило. Сразу на затраты можно списать только то имущество, стоимость которого не превышает 2000 руб. Об этом сказано в пункте 18 ПБУ 6/01 "Учет основных средств".

 В письме Минфина России от 27 декабря 2001 г. N 16-00-14/573 сказано, что правило, установленное подпунктом 7 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса РФ, можно применять и в бухгалтерском учете. Иначе говоря, в бухгалтерском учете организация также вправе списать имущество стоимостью не более 10 000 руб. в тот момент, когда начнет его эксплуатировать.

В сложившейся ситуации бухгалтер должен сам решить, как ему поступать. Возможно, кто-то уже сейчас, покупая основные средства стоимостью до 10 000 руб. включительно, будут списывать их на затраты. А кто-то решит, что лучше подождать, пока не будет изменено ПБУ 6/01. Ведь данные бухгалтерского учета используются для расчета налога на имущество. И, списав с баланса основные средства, которые ПБУ 6/01 все-таки пока еще не разрешает списывать, занижаете налог на имущество. Поэтому при расчете этого налога рекомендуется учитывать объекты стоимостью от 2001 до 10 000 руб. А после того, как изменения в ПБУ 6/01 будут приняты, налог на имущество можно будет пересчитать.

Пример

В январе 2002 года ООО "Лактория" приобрело письменный стол за 6000 руб. (в том числе НДС - 1000 руб.). За его доставку поставщику уплатили 360 руб. (в том числе НДС - 60 руб.). В этом же месяце стол был передан со склада в офис. В бухгалтерском учете при этом были сделаны такие проводки:

Дебет 08  Кредит 60

5000 руб. (6000 - 1000) - учтена стоимость стола;

Дебет 19  Кредит 60

1000 руб. - учтен НДС;

Дебет 08  Кредит 60

300 руб. - учтены расходы по доставке стола;

Дебет 19  Кредит 60

60 руб. - учтен НДС;

Дебет 60  Кредит 51

6360 руб. (6000 + 360) - оплачен стол, а также услуги поставщика по его доставке;

Дебет 01  Кредит 08

5300 руб. (5000 + 300) - введен в эксплуатацию стол;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС"   Кредит 19

- 1060 руб. (1000 + 60) - возмещен НДС из бюджета.

В целях налогообложения стоимость стола (5300 руб.) была списана бухгалтером ООО "Лактория" на расходы в январе 2002 года. Это отражено в соответствующем регистре налогового учета. Однако в бухгалтерском учете было решено начислять амортизацию стола начиная с февраля 2002 года.

Согласно учетной политике ООО "Лактория" на 2002 год, в бухгалтерском учете амортизация начисляется линейным способом. По решению руководителя организации срок службы стола будет равен трем годам (36 мес.). Поэтому в феврале 2002 года по нему нужно начислить амортизацию в размере 147 руб. (5300 руб.: 36 мес.).

Бухгалтер при этом должен сделать такую проводку:

Дебет 26  Кредит 02

- 147 руб. - начислена амортизация стола за февраль.

 

Прежде чем начать начислять амортизацию, организация должна определить срок полезного использования основного средства.

До 1 января 2002 года в целях налогообложения применялись Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденные постановлением Совмина СССР от 22 октября 1990 г. N 1072.

Однако с 1 января 2002 года эти нормы не действуют. Теперь, чтобы установить срок полезного использования основного средства, нужно обратиться к Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1 (далее - Классификация).

В этом документе все основные средства разбиты на 10 амортизационных групп. Для каждой группы установлен интервал срока полезного использования. Например, офисная мебель относится к четвертой амортизационной группе. Срок ее полезного использования может составлять от пяти лет одного месяца до семи лет включительно. Конкретный срок в рамках этого интервала организация выбирает самостоятельно.

Сроки, указанные в Классификации, необходимо использовать только в целях налогообложения. А в бухгалтерском учете срок службы каждого основного средства организация может установить самостоятельно. Так сказано в пункте 20 ПБУ 6/01 "Учет основных средств". Однако рекомендуется устанавливать для бухгалтерского учета те же сроки, которые выбраны для налогового.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: