-2830 руб. (2780+50) -произведен налоговый вычет.
Учет амортизации основных средств.
С 1 января 2002 года порядок расчета амортизации основных средств изменился. Кроме того, для целей налогообложения отражать амортизацию основных средств нужно в аналитических регистрах налогового учета. Так требует глава 25 Налогового кодекса РФ.
Из текста главы 25 Налогового кодекса РФ не ясно, как начислять амортизацию по основным средствам, приобретенным до 1 января 2002 года. Не разъяснен этот вопрос и в Методических рекомендациях (утверждены приказом МНС России от 26 февраля 2002 г. N БГ-3-02/98) к этой главе.
Как сообщается в МНС России, в ближайшее время в главу 25 Налогового кодекса РФ будут внесены изменения, которые уточнят порядок начисления амортизации по "старому" имуществу. И скорее всего эти изменения вступят в силу задним числом, то есть с 1 января 2002 года.
В бухгалтерском учете не нужно начислять амортизацию на те основные средства, которые перечислены в пункте 17 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н. До 1 января 2002 года эти основные средства не амортизировались и при расчете налога на прибыль. Однако с 1 января 2002 года ситуация изменилась. Дело в том, что в статье 256 Налогового кодекса РФ приведен несколько иной перечень имущества, не амортизируемого при расчете налога на прибыль.
|
|
Таким образом, появилось имущество, амортизация которого в бухгалтерском учете не начисляется, но учитывается при расчете налога на прибыль. Это:
- многолетние насаждения, не достигшие эксплуатационного возраста;
- объекты жилищного фонда (жилые дома, общежития, квартиры и др.);
- имущество некоммерческих организаций, используемое в предпринимательской деятельности.
Кроме того, есть основные средства, амортизация которых в бухгалтерском учете начисляется, но в целях налогообложения не учитывается. К ним относятся:
- яки, другие одомашненные дикие животные (за исключением рабочего скота);
- имущество, приобретенное за счет бюджетных и иных аналогичных средств (или часть его стоимости, если финансирование было частичным);
- основные средства, полученные организацией в рамках целевого финансирования;
- мелиоративные и иные объекты сельскохозяйственного назначения, полученные сельскохозяйственными товаропроизводителями, если они построены за счет бюджетных средств;
- имущество, безвозмездно полученное атомными станциями в соответствии с международными договорами РФ для повышения их безопасности;
- основные средства, переданные по договорам в безвозмездное пользование;
|
|
- произведения искусства.
Таким образом, покупая имущество, надо определить, можно ли начислять по нему амортизацию как в бухгалтерском учете, так и в целях налогообложения.
"Малоценные" основные средства
В подпункте 7 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса РФ сказано, что имущество, первоначальная стоимость которого не превышает 10 000 руб., не амортизируется. Его стоимость нужно включать в состав материальных расходов сразу, как только его ввели в эксплуатацию.
А в бухгалтерском учете действует другое правило. Сразу на затраты можно списать только то имущество, стоимость которого не превышает 2000 руб. Об этом сказано в пункте 18 ПБУ 6/01 "Учет основных средств".
В письме Минфина России от 27 декабря 2001 г. N 16-00-14/573 сказано, что правило, установленное подпунктом 7 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса РФ, можно применять и в бухгалтерском учете. Иначе говоря, в бухгалтерском учете организация также вправе списать имущество стоимостью не более 10 000 руб. в тот момент, когда начнет его эксплуатировать.
В сложившейся ситуации бухгалтер должен сам решить, как ему поступать. Возможно, кто-то уже сейчас, покупая основные средства стоимостью до 10 000 руб. включительно, будут списывать их на затраты. А кто-то решит, что лучше подождать, пока не будет изменено ПБУ 6/01. Ведь данные бухгалтерского учета используются для расчета налога на имущество. И, списав с баланса основные средства, которые ПБУ 6/01 все-таки пока еще не разрешает списывать, занижаете налог на имущество. Поэтому при расчете этого налога рекомендуется учитывать объекты стоимостью от 2001 до 10 000 руб. А после того, как изменения в ПБУ 6/01 будут приняты, налог на имущество можно будет пересчитать.
Пример
В январе 2002 года ООО "Лактория" приобрело письменный стол за 6000 руб. (в том числе НДС - 1000 руб.). За его доставку поставщику уплатили 360 руб. (в том числе НДС - 60 руб.). В этом же месяце стол был передан со склада в офис. В бухгалтерском учете при этом были сделаны такие проводки:
Дебет 08 Кредит 60
5000 руб. (6000 - 1000) - учтена стоимость стола;
Дебет 19 Кредит 60
1000 руб. - учтен НДС;
Дебет 08 Кредит 60
300 руб. - учтены расходы по доставке стола;
Дебет 19 Кредит 60
60 руб. - учтен НДС;
Дебет 60 Кредит 51
6360 руб. (6000 + 360) - оплачен стол, а также услуги поставщика по его доставке;
Дебет 01 Кредит 08
5300 руб. (5000 + 300) - введен в эксплуатацию стол;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
- 1060 руб. (1000 + 60) - возмещен НДС из бюджета.
В целях налогообложения стоимость стола (5300 руб.) была списана бухгалтером ООО "Лактория" на расходы в январе 2002 года. Это отражено в соответствующем регистре налогового учета. Однако в бухгалтерском учете было решено начислять амортизацию стола начиная с февраля 2002 года.
Согласно учетной политике ООО "Лактория" на 2002 год, в бухгалтерском учете амортизация начисляется линейным способом. По решению руководителя организации срок службы стола будет равен трем годам (36 мес.). Поэтому в феврале 2002 года по нему нужно начислить амортизацию в размере 147 руб. (5300 руб.: 36 мес.).
Бухгалтер при этом должен сделать такую проводку:
Дебет 26 Кредит 02
- 147 руб. - начислена амортизация стола за февраль.
Прежде чем начать начислять амортизацию, организация должна определить срок полезного использования основного средства.
До 1 января 2002 года в целях налогообложения применялись Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденные постановлением Совмина СССР от 22 октября 1990 г. N 1072.
Однако с 1 января 2002 года эти нормы не действуют. Теперь, чтобы установить срок полезного использования основного средства, нужно обратиться к Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1 (далее - Классификация).
|
|
В этом документе все основные средства разбиты на 10 амортизационных групп. Для каждой группы установлен интервал срока полезного использования. Например, офисная мебель относится к четвертой амортизационной группе. Срок ее полезного использования может составлять от пяти лет одного месяца до семи лет включительно. Конкретный срок в рамках этого интервала организация выбирает самостоятельно.
Сроки, указанные в Классификации, необходимо использовать только в целях налогообложения. А в бухгалтерском учете срок службы каждого основного средства организация может установить самостоятельно. Так сказано в пункте 20 ПБУ 6/01 "Учет основных средств". Однако рекомендуется устанавливать для бухгалтерского учета те же сроки, которые выбраны для налогового.