Группа «ГАЗ», которая с февраля ждет адресной поддержки от правительства, получит госгарантии на 20 млрд рублей. Такое решение приняла в начале июля антикризисная комиссия под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова. Ранее российские власти обещали ГАЗу госгарантии по кредитам на четыре млрд рублей и возврат двух млрд рублей переплаченных компанией налогов для возобновления кредитных линий и реструктуризации краткосрочных кредитов в средне— и долгосрочные. Нынешняя сумма госгарантий беспрецедентна для автопрома: КамАЗ получил госгарантии для поддержания инвестпрограмм на сумму 4,6 млрд рублей, «Соллерс» – на пять млрд рублей. Прямая финансовая поддержка была предоставлена только АвтоВАЗу, обещанная сумма тоже впечатляет – 25 млрд рублей.
АвтоВАЗ в первом полугодии получил убыток в размере 10 млрд рублей и без кредита государства, полученного через «Ростехнологии», к июню не смог бы выплачивать обязательные платежи и закупать комплектующие. Сначала по распоряжению премьер-министра Владимира Путина ОАО «АвтоВАЗ» получило 25 млрд рублей бюджетных средств. Но этого хватило ненадолго: в течение месяца деньги были практически полностью потрачены (на долги перед поставщиками и пр.), и завод вновь почувствовал острую нехватку оборотных средств. Дополнительная помощь автозаводу пока не рассматривается, хотя аналитики и представители банков сходятся в том, что без новой поддержки АвтоВАЗ не выдержит. Такой поддержкой может быть еще только госгарантия, размер которой для одного предприятия не может превышать 10 млрд рублей, но заявку на нее автоконцерн пока не подавал.
30 июля, накануне очередной остановки конвейера автогиганта, председатель Федерации профсоюзов Самарской области Евгений Егоров попросил полпреда президента в ПФО Григория Рапоту разобраться в обстановке на АвтоВАЗе и обратить внимание на проблему малых городов в условиях кризиса. У профсоюзов, по его словам, есть сомнение в эффективности антикризисной программы вазовского руководства. В тот же день Григорий Рапота подписал распоряжение о создании специальной рабочей группы по изучению социально-экономической ситуации в городе Тольятти Самарской области, которая провела несколько дней непосредственно в Тольятти.
Подобные группы создаются только в исключительных случаях, когда на самом деле есть серьезная проблема. В этой связи полномочия рабочей группы состоят, в первую очередь, в том, чтобы изучить все документы и сформировать объективную картину происходящего для выработки предложений по ее изменению.
Интерес к Тольятти проявляют не только федеральные власти. Так, министр промышленности, энергетики и технологий Самарской области ВладиславКапустин стал ответственным представителем главы региона по организации взаимодействия правительства Самарской области с органами местного самоуправления, трудовыми коллективами и иными организациями города. Теперь он будет представлять доклад о положении дел в Тольятти губернатору Владимиру Артякову ежедневно.
Тяжелее всего положение «ИжАвто»: завод, допустивший дефолт по облигационному займу, пока не может реструктурировать свои долги и не получил никакой поддержки со стороны государства. Предприятие, которое с мая остановило конвейер, рассчитывает выправить свое положение только за счет роста продаж, но пока не может найти оборотные средства для запуска производства.
Во втором полугодии автозаводы ждут оживления продаж. В дополнение к федеральной программе льготных автокредитов ГАЗ и АвтоВАЗ весной приняли собственные программы субсидирования процентных ставок по кредитам для стимулирования спроса. Запускает региональную программу стоимостью 250 млн рублей правительство Нижегородской области – она рассчитана прежде всего на поддержку продукции ГАЗа, в том числе и продаж легких коммерческих грузовиков. Аналитик «Финам Менеджмента» Дмитрий Баранов не преувеличивает значение этих программ для роста продаж: банки по-прежнему считают риски кредитования слишком высокими и не стремятся наращивать портфель. Предприятия рассчитывают прежде всего на финансирование госзаказа.
В третьем квартале Горьковский автозавод рассчитывает выпустить 23 тыс. автомобилей – столько же, сколько произведено за первое полугодие. Госзаказ поддержит и производство спецтехники: по договору с Государственной транспортной лизинговой компанией, подписанному в начале июля, ГАЗ поставит до конца года 1,2 тыс. единиц техники для дорожного строительства из общего объема 1,29 тыс. единиц, запланированного на 2009 год, на общую сумму три млрд рублей.
Благодаря госзаказу рассчитывает удержаться в этом году на докризисном уровне Ульяновский автозавод. По данным предприятия и правительства Ульяновской области, у завода уже есть заявки от федеральных министерств и ведомств на 3500 автомобилей. Еще около двух тыс. машин может быть реализовано в рамках программы обновления автопарков в российских регионах и около шести тыс. автомобилей УАЗ может продать через «Росагролизинг». Эксперт «Финама» Дмитрий Баранов считает, что при получении госзаказа в полном объеме ожидания по сохранению объемов производства будут вполне реальными. Недавно УАЗ сообщил, что к сентябрю может выйти на полную рабочую неделю и не сокращать персонал.
Заключение
В заключение хотелось бы сделать краткие выводы по главам. По-моему мнению, смешанная экономика – это наиболее подходящий вариант экономической системы для современной России. Так как плановая экономика, хотя и позволяет обеспечить полную занятость, относительно стабильные цены, приблизительно равный уровень заработной платы, но уступает рыночной по уровню технического прогресса, дефициту товаров, свободе выбора и многому другому. Однако и рыночная экономика не лишена недостатков: риск банкротства, безразличность к социальным проблемам, безработице, обнищанию и т.д. Поэтому смешанная экономика является наиболее эффективной моделью, совмещая в себе элементы рынка и регулирующее воздействие государства.
Что же касается отечественного автопрома, то в кризис выигрывают автозаводы, которые не допустили чрезмерной долговой нагрузки и могут сегодня развивать инновационные проекты. Другим приходится сражаться на два фронта: разбираться с кредиторами и разрабатывать новые предложения рынку. Сил на то и на другое может не хватить
Для российских компаний покупка Opel — первая столь успешная сделка на европейском рынке. Две предыдущие попытки — «Северсталь» пыталась купить Arcelor, а ВТБ приобрел пакет EADS — нельзя назвать удачными. Европейские бизнесмены и политики крайне настороженно относились к российским деньгам, да и опыта отечественному бизнесу не хватало. Покупка Opel также оказалась делом непростым, но, несмотря на все препятствия, сделку удалось довести до конца. Впрочем, ключевую роль здесь, конечно же, сыграла позиция немецкого правительства и особые отношения, которые все последние годы развивают Россия и Германия
Для России в целом сделка по приобретению Сбербанком доли в Opel очень важна. Вместе с Magna Россия получает контрольный пакет в одном из ведущих мировых автопроизводителей. Это позволит российскому акционеру в Opel влиять на принятие решений в его совете директоров, отстаивать собственную стратегию развития компании и получить, как уже отмечалось, доступ к современной интеллектуальной собственности. В условиях кризиса это удалось сделать за весьма разумные деньги.
Можно сказать, что для «выживании» отечественного автопрома, огромную роль сыграло государство. Без государственной поддержки такие гиганты как ГАЗ и АвтоВАЗ на данный момент были бы банкротами. В этом и заключается сущность государства в смешанной экономике: оно должно играть роль «ночного сторожа»- наблюдать и контролировать.
Список Литературы
1. Воробьёва И. «Тяжёлые будни АвтоВАЗа» http://www.expert.ru/topics/
2. Греф Г. О. Основные параметры прогноза социально экономического развития на 2006-2008 годы. - http://www.niisp.ru/News/ Events/art42
3. Зверев А. «Продажи автомобилей в РФ в сентябре упали на 52%» - http://www.finansmag.ru/news/
4. Ирсеньев Н. Ю. «Прорыв в отечественном автомобилестроении» http://www.autofaq.ru/articles
5. Кишенкова О. В. «Многообразие рынков» 231-250с. Обществознание. Справочник.-М; Эксмо, 2009.-592с.
6. Кушлин В. И. «Государственное регулирование экономики» Учебник-М.: РАГС, 2005.
7. Куликов П. «Подменный автомобиль» ж. «Секрет фирмы» №9 сентябрь 2009 стр.52-56.
8. Лукянов Р. К. «План развития автомобилестроения РФ предпологает господдержку разработки новых моделей»-http://www.interfax.ru/business/news.asp
9. Макконел К. Брю С. «Экономикс» т.1.-М.: Республика,1992.
10. Морозова Т. Г. «Государственное регулирование экономики» Учебное пособие. М.: Юнти-Дана. 2002.
11. Михайлова Е. «Газ и тормоз» http://www.expert.ru/topics/
12. Никулина И.Н., Лившиц А. Я., «Введение в рыночную экономику» М.; Высшая школа. Постановление Правительства РФ № 413 от 23 апреля 1998 года «О дополнительных мерах по привлечению инвестиций для развития отечественной автомобильной промышленности» // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1999.- №49.- Ст. 4908.
13. Постановление Правительства РФ № 166 от 29 марта 2005 года «О внесении изменений в таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки» // Собрание законодательства Российской Федерации.2006.- №27.- Ст. 3370
14. Поляков А. Ю. «Начало включения российской автомобильной промышленности в мировое автомобилестроение» http://www.autoconsulting.com.ua/
15. Подлипский Н. «Господдержка автомобилестроения» http://www.kommersant.ru/doc.
16. Потавин А. «Государство защитит автогигантов» http://www.prime-tass.ru/news/show.
17. Попова О. «Город-ВАЗ» http://www.expert.ru/topics/
18. Распоряжение Правительства РФ № 978-р от 16 июля 2002г. «Концепция развития автомобильной промышленности России» // Российская газета.- 17 июля 2002.- №86 (3755).
19. Сумленный С. «Сбербанк будет управлять» http://www.expert.ru/topics/
20. Хазин М. «Кризис современных экономических концепций в автомобилестроении» http://worldcrisis.ru/
21. Щербо Г. «Починка автопрома» http://www.expert.ru/topics/
Глоссарий
Акци́зные ма́рки, или акци́зные бандеро́ли, — вид фискальных марок для оплаты акцизного сбора на отдельные виды товаров народного потребления, таких как, например, вино и табак.
Брифинг — аналог пресс-конференции. Основное отличие: отсутствует презентационная часть. То есть практически сразу идут ответы на вопросы журналистов. Обычно проводится для постPR мероприятий. Например: доматчевая пресс-конференция и послематчевый брифинг для журналистов.Брифинг — инструктаж, совещание, в рамках которого формулируется цель и задачи исследования.
Бюдже́т — схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год.
Вексель — строго установленная форма, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель), либо предложение иному указанному в векселе плательщику (переводный вексель) уплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную денежную сумму. Вексель может быть ордерным (на предъявителя) или именным. В обоих случаях передача прав по векселю происходит путём совершения специальной надписи — индоссамента, хотя для передачи ордерного векселя индоссамент не обязателен. Это существенно отличает вексель от передачи прав требования по цессии. Индоссамент может быть бланковым (без указания лица, которому передан вексель) или именным (с указанием лица, которому должно быть произведено исполнение). Лицо, передавшее вексель посредством индоссамента, несёт ответственность перед последующими векселедержателями наравне с векселедателем.
Госуда́рство — особая организация общества, объединённого общими социальными, культурными интересами, занимающая определённую территорию, имеющая собственную систему управления, систему безопасности и обладающая внутренним и внешним суверенитетом.
Деньги — специфический товар (вещь), который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров.
Дефо́лт (англ. default — невыполнение обязательств) — невыполнение договора займа, то есть неоплата своевременно процентов или основного долга по долговым обязательствам или по условиям договора о выпуске облигационного займа.
Дефолт может объявляться как компаниями, частными лицами, так и государствами («суверенный дефолт»), неспособными обслуживать все или часть своих обязательств.
Инвестор — лицо или организация (в том числе компания, государство и т. д.), совершающее вложения капитала, связанное с риском, то есть инвестиции
Инфраструкту́ра комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, составляющих и/или обеспечивающих основу, обеспечивающую функционирование системы.
Корпорация – коммерческое предприятие, находящееся в коллективной собственности (обычно, в форме акционерного общества);сообщество лиц со сходным профессиональным, социально-экономическим или социокультурным статусом.
Консорциум — организационная форма временного объединения независимых предприятий и организаций с целью координации их предпринимательской деятельности.
Монопо́лия — фирма, действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Монополия контролирует занимаемый ею сектор рынка полностью или в значительной степени. Антимонопольное законодательство многих стран считает монопольным положением занятие одной фирмой 30-70 % рынка и предусматривает для таких фирм различные санкции — регулирование цен, принудительный раздел фирмы, крупные штрафы и т. п.
Нало́г — обязательное удержание, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определенных действий.
Несостоя́тельность (банкро́тство) — признанная уполномоченным государственным органом неспособность должника (гражданина либо организации) удовлетворить в полном объеме требования кредиторов и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных государственных платежей.
Целью банкротства как процедуры может являться восстановление платежеспособности должника, реструктуризация задолженности либо удовлетворение требований кредиторов за счет имущества должника с его последующей ликвидацией (в случае если должник — юридическое лицо).
Олигополия – рыночная ситуация, в которой тот или иной сегмент рынка контролируется несколькими крупными концернами. Офе́рта (от offero «предлагаю») — предложение лица заключить гражданско-правовой договор.
Предложение — понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество товара за определенный период времени при определенных условиях.
Протекциони́зм — политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений.
Рынок — это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.
Спрос — это количество товара, которое покупатели могут и желают купить по данной цене. Полным спросом на товар является совокупность спросов на этот товар по различным ценам.
Това́р — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи.






