Подготовки будущего специалиста

Проблема кризиса современной системы образования

На современном этапе процесс социального формирования личности студента отличается крайней сложностью и противоречивостью. Утверждающаяся система новых общественных отношений вносит серьезные коррективы в содержание педагогической работы со студентами. Вузовским педагогам приходится сегодня решать задачи, с которыми они ранее не сталкивались.

Для педагогики важно все, что проясняет в новом свете человека и его жизнедеятельность особенно в кризисные периоды жизни общества. Как отмечают отечественные исследователи потребность в разностороннем, комплексном исследовании феномена человека назрела давно. Для реализации успешности процесса профессионального образования необходимо глубокое понимание сущности личности и деятельности студента.

Системообразующим фактором является сам студент, его образовательный и культурный уровень, проявляющийся в системном мышлении. Дифференциация предметных знаний не позволяет исследовать достаточно объективно процессы обучения и их результаты как единую природную систему обмена. Результатом этого разделения является потеря нравственно-этических ориентиров ресурсного обеспечения организации, которая проявляется в личностных кризисах и профессиональной деформации.

Особого интереса, с точки зрения изучаемой проблематики, заслуживают немногочисленные работы, посвященные проблеме кризиса современной отечественной системы образования и попыткам формирования концепций вывода системы из кризиса. В числе таковых следует прежде всего назвать работы А.Н. Тихонова, А.А. Овсянникова, В.И. Жукова и др.
Педагоги и психологи, занятые разработкой так называемых нетради-ционных обучающих технологий: Р. Ассорджолли, П. Феруччи, Бабан-
ский, В.П. Беспалько, П.Я. Гальперин, Н.И Кравцов., Г.А. Китайгородская,
А.Г. Ковальчук, Н.В. Кузьмина, Н.А. Кулак, Г. Лозанов, В.В. Петрусинский,
К..К. Платонов, Н.Ф. Талызина, М.М. Хананашвили, и др.
Трудности раскрытия природы профессионального развития и профессиональной подготовки обусловлены прежде всего чрезвычайной сложностью и многообразием связей между проявлениями проблем в служебной деятельности и их личностно-психологической сущностью, а так же отягощены, как правило непрофессионализмом, психологической усталостью и профессиональной пассивностью, то есть профессиональной деформацией личности.

Проявления непрофессионализма в виде негативных специфических
особенностей поведения специалистов, поступков, идей, высказываний, системы взаимоотношений, типов межличностных воздействий, представляют собой итоговое, интегральное выражение особенностей развития личности человека в служебной деятельности и, соответственно, служит основной причиной высвобождения и последующего увольнения.

Данные негативные явления, как правило, характеризуются стойкостью, стабильностью существования, могут входить в структуру профессиональной деформации (В.П. Подвойский, 1999).

Исследования проблем служебного поведения, соотношения нормального и анормального во взаимодействиях людей, их негативного поведения на службе требует системного подхода к этим явлениям, уяснение процесса их генезиса, учета личного опыта.

Как отмечает В.Д.Шадриков (1982), исследования, поиски закономерности влияния личностных образований должны идти по пути активного использования знаний полученных при исследовании ценностных ориентации, психологических свойств и опыта личности. Специалист, просто не может избежать принятия многих социальных и культурных ролей, стандартов и оценок, определяемых самими условиями его жизни в обществе. Он становится объектом не только собственных оценок и суждений, но также оценок и суждений других людей, с которыми он сталкивается в ходе социальных взаимодействий. Если он стремиться получить одобрение окружающих, он должен соответствовать общепризнанным стандартам. Рассуждения о самореализации не имеют смысла если они не представлены в формах индивидуального бытия. Более того, изучение взаимосвязей оказывается неполным, если они не доводятся до уровня отдельных специалистов, до уровня реальной служебной деятельности.

Человек современного общества постоянно живет на ограничителе. То от него требуется правильное социальное происхождение, то возрастной ценз. Важна "правильная анкета", но не ум и талант, в анкете не фиксируемые. Так и получается, что человек живет в мире перевернутых ценностей и ему остается надеяться только на себя. А это, возможно, необратимо трансформирует его видение и психику. Перед ним встает волнующая проблема: в какой мере он как личность способен творить свою жизнь и выполнять предъявляемые к нему требования, далеко не всегда адекватные его интересам и целям. Общество "опекает" человека от рождения до смерти. Оно вмешивается в его жизнь, навязывает ему свои законы и нормы поведения; повелевает его мыслями, подчиняя общим культурным шаблонам (А.И. Арнольдов, 1977).

В результате происходящих коллизий человек теряет не только веру в себя, но и вообще интерес к самому себе. Рождается особый тип человека, равнодушного ко всему окружающему, к природе, к духовным ценностям. Педагогические и психологические теории акцентировали внимание на анализе качеств человека, которые стремились направлять на стабилизацию системы. При этом, упускается из виду эмоционально-духовные основы жизни человека, его субъективное видение и отражение окружающей действительности. Игнорируются субъективные стороны системного феномена человека, что ограничивает возможности его всестороннего комплексного изучения.(Б.М.Бим-Бад, В.П.Зинченко и др.)








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: