Референдум субъекта Российской Федерации

Референдум субъекта Российской Федерации - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории субъекта Российской Федерации (ст. 2 п.56 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

На референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ, федеральным законом (ст. 12 п. 2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Федеральными законами определяются основные гарантии права граждан на участие в референдуме субъекта Российской Федерации, которые сформулированы применительно ко всем основным стадиям подготовки и проведения референдума субъекта Российской Федерации: назначению референдума субъекта Российской Федерации, формированию комиссий референдума субъекта Российской Федерации, составлению списков участников референдума, образованию участков референдума, агитации при проведении референдума, финансированию референдума, голосованию, подсчету голосов участников референдума, обжалованию нарушений права на участие в референдуме и целому ряду других процедур, применяемых при проведении референдума субъекта Российской Федерации.

Решение, принятое на референдуме субъекта РФ, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении и действует на территории данного субъекта РФ.

Важной гарантией конституционного права граждан на участие в референдуме субъекта Российской Федерации является определение круга вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум субъекта Российской Федерации. Так, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 12 п. 8) установлено, что на референдум субъекта Российской Федерации, а равно и на местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

б) о персональном составе органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления;

в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Вопросы, выносимые на референдум субъекта Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии их реализации, должны исключать возможность их множественного толкования, не должны противоречить законодательству Российской Федерации (ст. 12 п. 5, 6, 7 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Значение вышеизложенных ограничений заключается в том, чтобы при проведении референдумов субъектов Российской Федерации исключить неправомерное использование этой формы прямой демократии, когда применение процедуры референдума может войти в противоречие с его конституционно-правовым назначением.

С учетом федеративного устройства Российской Федерации чрезвычайно важно обеспечить, чтобы результаты референдумов, проводимых в субъектах Российской Федерации, не противоречили разграничению предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, установленному Конституцией Российской Федерации.

 

Местный референдум

Местный референдум – референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования (ст. 2 п.54 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Местный референдум проводится по важным вопросам местного значения. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования.

Перечень вопросов местного значения определен в главе 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также предусматривает, что муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти. Вместе с тем в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» содержатся отдельные ограничения по вынесению на местный референдум отдельных вопросов местного значения (ст. 12 п. 8).

В соответствии с пунктом 5 статьи 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местный референдум назначается в соответствии с настоящим Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования представительным органом муниципального образования, а в случае отсутствия указанного органа или непринятия им решения в установленный срок - судом.

Местные референдумы проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований.

Вопросы, выносимые на референдум субъекта РФ, местный референдум, не должны противоречить законодательству РФ. Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны противоречить законодательству РФ, законодательству соответствующего субъекта РФ.

Местный референдум следует отличать от так называемого местного консультативного референдума. Основное отличие заключается в юридической силе решения, принятого на местном референдуме. В соответствии со статьей 73 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение, принятое на местном референдуме в Российской Федерации, является общеобязательным, не нуждается в дополнительном утверждении и действует на территории соответствующего муниципального образования. Оно может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на местном референдуме, но не ранее двух лет после его принятия, либо признано недействительным в судебном порядке. Решение, принятое на местном консультативном референдуме, носит рекомендательный характер и подлежит учету при принятии общеобязательных решений органами местного самоуправления, а также органами государственной власти.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: