Статья 6. Вопросы референдума и порядок их вынесения на референдум

1. Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции Российской Федерации. Порядок принятия Конституционным Собранием такого решения, а также порядок вынесения на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом, принимаемым в соответствии со статьей 135 Конституции Российской Федерации.

2. На референдум выносится проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Федерации. Вынесение на референдум указанных проекта нормативного акта или вопроса, назначение, подготовка и проведение референдума осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом с учетом особенностей, предусмотренных соответствующим международным договором Российской Федерации.

3. Вопросы государственного значения, не указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, выносятся на референдум исключительно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом.

4. На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

5. На референдум не могут выноситься вопросы:

1) об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;

2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

6) - 7) утратили силу. - Федеральный конституционный закон от 24.04.2008 N 1-ФКЗ;

Эти пункты в начальной редакции Закона гласили:

«6) о принятии и об изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств Российской Федерации;

7) о введении, об изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты»;

8) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

9) утратил силу. - Федеральный конституционный закон от 24.04.2008 N 1-Федеральный конституционный закон

Этот пункт в начальной редакции Закона гласил: «9) об амнистии и о помиловании»;

10) отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

(пункт 10 части 5 введен Федеральным конституционным законом от 24.04.2008 N 1-ФКЗ)

6. Утратил силу. - Федеральный конституционный закон от 24.04.2008 N 1-ФКЗ.

Пункт 6 в начальной редакции Закона выглядел так: «6. Вопрос, выносимый на референдум, не должен противоречить Конституции Российской Федерации, ограничивать, отменять или умалять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод». Причину исключения данного пункта надо видеть в том, что - в отношении Конституции - новые положения могли выглядеть как противоречащие действующей Конституции. Причины исключения положения о том, что новшества не должны ограничивать права и свободы, трудно понять.

7. Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

8. Разные инициативные группы по проведению референдума могут предложить для вынесения на референдум разные, в том числе альтернативные, вопросы.

9. Принятие федеральным органом государственной власти, иным государственным органом решения по существу вопроса, который в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, препятствующим проведению референдума по данному вопросу, за исключением случая, предусмотренного частью 27 статьи 15 настоящего Федерального конституционного закона.

10. Принятие федеральным органом государственной власти, иным государственным органом решения по существу вопроса, который в соответствии с международным договором Российской Федерации подлежит обязательному вынесению на референдум, не допускается.

11. Проведение референдума в случаях, порядке и сроки, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, международным договором Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, является обязательным.

Некоторые комментарии. Приведенные нормы не дают ясности в том, какие же все-таки вопросы могут быть и тем более должны быть вынесены на референдум Российской Федерации (федеральный референдум). По этому поводу возможны такие суждения:

1) Более или менее ясно то, что на референдум Российской Федерации можно вынести вопрос о принятии новой Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 135 Конституции РФ). Однако и этого может не произойти, поскольку ч. 3 ст. 135 позволяет, чтобы Конституционное Собрание само приняло новую Конституцию РФ (извлечение из ч. 3 ст. 135: проект новой Конституции Российской Федерации… «принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование»).

2) Исходя из формулировки «вопросы государственного значения», а также части 4 статьи 6 («На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации»), казалось бы любой вопрос названных двух сфер ведения может стать предметом референдума. Однако с включением в 2008 году в Закон пункта 10 части 5 статьи 6 – на федеральный референдум нельзя выносить вопросы, «10) отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти» - стало очевидным, что федеральные референдумы становятся весьма проблематичным делом, поскольку трудно предположить, чтобы вопросы ведения Российской Федерации были «бесхозными», не оказались включенными в круг полномочий какого-то федерального органа государственной власти. Даже простой и очевидный вопрос - принятие федеральных законов – можно считать относящимся к исключительному ведению палат Федерального Собрания РФ.

3) На основе постановления Конституционного Суда 2007 года, а также исключения из Закона в 2008 году ряда формулировок можно сделать вывод о том, что вопросы бюджета и финансов могут стать предметом федерального референдума, но при условии, что они не находятся в ведении федеральных органов. Но, как сказано, подобное трудно представить.

4) Вынесение вопросов, вытекающих из международных соглашений Российской Федерации, на референдум Российской Федерации возможно, но естественно надо думать о том, какие это могут быть вопросы. Скорее всего речь может идти о следующем: вхождение Российской Федерации в какой-то международный союз; создание нового государства с вхождением в него Российской Федерации; выход России из существующего международного или государственного объединения (кстати, отграничения друг от друга референдума и плебисцита строится в науке именно та том, что референдум – голосование по внутригосударственным вопросам, а плебисцит – голосование по внешнеполитическим вопросам).

5) Какие еще вопросы можно обозначить как обязательные для проведения федерального референдума?

Этот может быть предметом раздумий и дискуссии студентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: