Правила составления кроссворда

 

Предлагаем вам попробовать ваши силы в составлении кроссворда. Но прежде познакомьтесь с некоторыми правилами:

 

1. Оптимальное количество слов в кроссворде – 40-30.

2. Приступая к созданию кроссворда, прежде всего решите, какого он будет характера: общего, для которого можно подбирать самые разнообразные слова, или строго тематические (исторический, математический, химический и т.д.). При составлении кроссвордов по тематическому признаку лучше сделать наоборот – сначала подобрать слова, а затем, исходя из них, придумать рисунок. Это вот по какой причине. Скажем, вы сделали рисунок тематического кроссворда, в котором должны быть использованы, к примеру, слова, состоящие из трех, пяти, восьми букв. А кода начали подбирать слова, то оказалось, что на данную тему больше слов четырех-, семи-, девяти буквенных, из которых и надо придумать фигуру кроссворда.

3. Правильным считается тот рисунок того кроссворда, у которого все четыре стороны симметричны, каждое слово имеет, как минимум, два пересечения (а вообще чем больше тем лучше), кроссворд не распадается на части, не связанные между собой. Очень интересны и сложны по составлению «сплошные» кроссворды, в которых все буквы слов пересекаются с другими. Хотя разгадывать их иногда легче – стоит только все слова по горизонтали, как автоматически получится ответ и по вертикали. Кривые и некрасивые кроссворды получаются тогда, когда составитель берет слова и начинает нанизывать их друг на друга. Для плотности кроссвордной фигуры есть определенная мерка: отношение количества пересеченных клеток к общему количеству клеток в фигуре. Обычно это соотношение колеблется в пределах от 1:3 до 1:5. Если плотность фигуры ниже соотношения 1:5 (то есть пересекаемых клеток меньше одной пятой части всех клеток фигуре), то для кроссворда это уже серьезный недостаток. Значит, нерасчетливо, неэкономно использованы возможности клеточной фигуры – она осталась недоразвитой.

4. При оформлении текста задания кроссворда для единообразия желательно начинать со слов по горизонтали, как мы и пишем обычно, хотя для разгадывания это никакого значения не имеет.

5. В кроссвордах допустимы к употреблению только имена существительные единственного числа в именительном падеже, а также те, которые имеют лишь множественное число: ворота, сумерки, кроссовки и т.д. Никакие эмоционально окрашенные слова: уменьшительные, ласкательные, пренебрежительные и прочие в кроссвордах неупотребимы. Не включаются в кроссворды и названия, состоящие из двух и более слов (Ерофей Павлович, «Анна Каренина», белый гриб), а также слова, пишущиеся через дефис (Новиков-Прибой, вагон-ресторан).

6. Клетки кроссворда, куда должны вписываться первые буквы слов, последовательно нумеруются. Некоторые слова по горизонтали и вертикали могут идти под одним номером, если они образуют прямой угол, то есть начинаются с общей буквы.

7. Значения слов необходимо давать только по словарям. В кроссвордах не тематических, как правило, определения слов даются общие, в тематических – более детальнее, поскольку общий признак в них может быть присущ значениям нескольких слов, а значит, различить эти слова можно только по характерным деталям. В общих кроссвордах следует избегать обилия однотипных слов (названий городов, музыкальных, литературных произведений) – оно приводит к однообразию, снижает познавательное значение игры.

Выписка

из протокола № 3 МО преподавателей

от 21.02.2006 г.

Присутствовало – 50 человек

Повестка дня

1. Самоанализ урока.

Варюха И.Н., Шелковинская Л.Г.;

Сафиуллина Г.В., Кривоногова Н.В.;

Криков И.И.

2. Методика разработки контролирующих листовых заданий.

Банникова Е.А., Белоусова М.Н., Перевезенцев Н.В.

Ход заседания

По первому вопроса слушали: Сафиуллину Г.В.

Анализ своего урока преподавателем – это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществлением с учетом успехом и продвижения студента. Самоанализ лучше проводить сразу по окончанию урока, в тот же день пока наблюдения наиболее четкие и полные. При проведении самоанализа я руководствуюсь следующими требованиями:

1) Цель и задачи анализа;

2) Место разбираемого урока в системе уроков;

3) Знание основ диалектики, психологии, методики, программ, нормированных требований и методических рекомендаций;

4) Умение выделить позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок;

5) Характеристика особенностей студентов и их учет в работе на уроке;

6) Обновление образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;

7) Обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств;

8) Психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых студентами на уроке;

9) Оценка развития самостоятельности мышления студентов на различных этапах урока;

10) Выполнение намеченных задач урока;

11) Оценка не фактов или действий, а их педагогической целесообразности;

12) Умение оценить не только этапы урока, но и показать их взаимосвязь;

13) Удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами);

14) Объективность оценки преподавателем результатов своего урока;

15) Намечаемые преподавателем меры по устранению недостатков;

16) Запись конкретных коррективов в поурочный и тематические планы по совершенствованию своей работы.

Самоанализ приводился на конкретном примере (дисциплина «Экономика организации», гр.1.5) – целесообразность изменения формы рубежного контроля с традиционной – контрольная работа, на игровые технологии.

Приводились преимущества и выявленные в ходе игры недостатки. В целом вывод: при устранении недостатков изменить форму контроля.

 

Решение: изменить информацию по первому вопросу к сведению.

 

Выписка из протокола № 21

Заседания педагогического совета от 30 января 2007 года

 

Присутствуют – 68 человек

 

Повестка дня:

 

1) Презентация первого педагогического опыта: технология коллективных способов обучения.

Емелина И.В.

Банникова Е.А.

Гайнеев Э.Р.

2) Творческий отчет преподавателя Сафиуллиной Г.В. (обобщение опыта работы). Сафиуллина Г.В.

Банкова В.И. – преподаватель МЦК

Банникова Е.А.

 

Ход заседания:

 

По второму вопросу выступила: Сафиуллина Г.В. Целью изучению экономики являются совершенствования и развитие у студентов нового экономического мышления, в основе которого лежит рациональное экономическое сознание и поведение. Для совершенствования методики преподавания по технологии проблемного обучения необходимо создавать условия мотивации обучения воздействуя на обучающегося с помощью………………

 

Процесс проходит на пяти уровнях:

1-й – восприятие изучаемого материала;

2-й – запоминание и воспроизведение;

3-й – осмысление и понимание;

4-й – применение теории на практике;

5-й – приобщение обучающихся к творчеству и саморазвитию.

Обучение осуществляется путем последовательного перехода с 1-го уровня на последующий, более высокий. При этом важно, чтобы обучающийся хорошо понимал сущность понятий, их смысл. Для этого применяются структурно-логические схемы, таблицы, позволяющие выявлять причинно-следственные связи между элементами, используются наглядные примеры из жизни, ассоциации, запись законов, может быть выполнение при помощи логических символов. Разумеется, дифференцированный и личностно-ориентированный подходы к обучению. В ходе самого процесса обучения постоянно осуществляется «обращения» связь между обучаемым и преподавателем.

Это необходимо для диагностики и коррекции учебного процесса с целью его оптимизации. Создаются пути для самореализации личности обучаемого. В процессе обучения реализуется воспитывающая функция. Организация проблемного обучения имеет важное значение для развития мышления обучающегося, что «начало мышления» в проблемной ситуации. Проблемное обучение на уроках происходит на разных уровнях:

- преподаватель сам может сформулировать и решить проблему;

- может создать проблемную ситуацию и вовлечь обучающегося в совместный поток ее решения.

При этом я использую несколько способов выдвижения проблем в учебном познании:

1) Выдвижение проблемы в связи с изучением новых явлений, процессов, не соответствующих прежним представлениям о них;

2) Выдвижение проблемы на основе проблемной ситуации.

На практике проигрывается три вида проблемных ситуаций:

- педагогическая;

- учебная;

- психологическая.

Используются разные приемы:

1) Подведение обучающихся к противоречию с предложением самим найти способ его решения.

2) Столкновение противоречий практической деятельности.

3) Изменение различных точек зрения на один и тот же вопрос (например, взгляды «физиократов и рыночников»).

4) Учу делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты.

5) Ставлю проблемные задачи.

Важным элементом активизации учащихся на уровнях экономики является работа малыми группами. В такой работе используется учебная дискуссия, решение тематических кроссвордов, самостоятельная работа с учебниками и т.д.

Технология проблемного обучения, которую я применяю, позволяет оптимально проводить различные способы контроля: вспомогательный (1-й уровень); текущий (2-3 уровни); рубежный (2-3 уровни); итоговый (2-3 уровни). Позволяет своевременно определить тем продвижения обучающихся по дисциплине и вносить необходимые коррективы.

По второму вопросу выступила Банкова В.И. – председатель ЦК общепрофессиональных дисциплин.

Сафиуллина Г.В. является членом МЦК общепрофессиональных дисциплин и хотелось бы рассказать о той работе и наработках, которые она выполнила и продолжает выполнять. Ею выполнен очень большой объем работы по девяти дисциплинам экономического профиля. По каждой дисциплине разработаны рабочие программы, средства обучения и контроля. Цель контроля - повысить качество подготовки специалистов. Посредством контроля определяется результативность и эффективность обучения. Сафиуллина Г.В. с целью контроля разработала тестовые задания, задания для практических работ, методические указания для выполнения курсового проекта, составила кроссворды, разработала задания для проведения междисциплинарного выпускного экзамена. Хочется отметить, что Сафиуллина Г.В. очень работоспособный преподаватель.

По второму вопросу выступила Банкова Е.А.

Дана характеристика Сафиуллиной Г.В. как грамотного специалиста по экономическим дисциплинам. Опыт ее работы был раскрыт на открытых уроках в частности по дисциплине «Экономическая теория», тема: «Издержки производства и оптимизация объемов производства» и обобщен в методических разработках. Ее работы неоднократно выставлялись на областных мероприятиях и итоговых заседаниях МО. Принимает активное участие в рабочей творческой группы по внедрению технологии проблемного обучения в образовательный процесс. Проведя анализ ее работы НМС колледжа рекомендует опыт ее работы обобщить.

Решение педсовета по второму вопросу:

1) Одобрить опыт работы преподавателя Сафиуллиной Г.В. по комплексному методическому обеспечению экономических дисциплин, и используемую технологию проблемного обучения.

2) Метод сл.колледжа оформить материалы по обобщению опыта Сафиуллиной Г.В.

Срок: 20.02.2007

Отв.: Банникова Е.А.

Сафиуллина Г.В.

 

 

Председатель педсовета                                                А.М.Рахимов

 

 

Секретарь педсовета                                                     О.В.Фахрутдинова

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: