III. Практическая часть

«Шкала тревожности» Кондаша

Методика направлена на изучение уровня тревожности у подростков. Особенность методики состоит в том, что подросток оценивает не наличие у себя или отсутствие у себя каких либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у ребёнка умения самоанализа.

Методика включает ситуации трёх типов:

1. ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

2. cситуации, актуализирующие представления о себе;

3. ситуации общения.

Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная.

 

Вид тревожности

Номер пункта шкалы

Школьная 1 4 6 9 10 13 16 20 25 30
Самооценочная 3 5 12 14 19 22 23 27 28 29
Межличностная 2 7 8 11 15 17 18 21 24 26

 

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале – общего уровня тревожности.

Ниже приведены стандартные данные, позволяющие сравнить показатели уровня тревожности в различных половозрастных группах.

 

Уровень тревожности класс пол общая школьная самооценочная межличностная
1. нормальный 8   9 Ж М Ж М 30-62 17-54 17-54 10-48 7-19 4-17 2-14 1-13 11-21 4-18 6-19 1-17 7-20 5-17 4-19 3-17
2. несколько повышенный 8   9 Ж М Ж М 63-78 55-73 55-72 49-67 20-25 18-23 15-20 14-19 22-26 19-25 20-26 18-26 21-27 18-24 20-26 18-25
3. высокий 8   9 Ж М Ж М 79-94 74-91 73-90 68-86 26-31 24-30 21-26 20-25 27-31 26-32 27-32 27-34 28-33 25-30 27-33 26-32
4. очень высокий 8   9 Ж М Ж М Более 94 Более 91 Более 90 Более 86 Более 31 Более 30 Более 26 Более 25 Более 31 Более 32 Более 32 Более 34 Более 33 Более 30 Более 33 Более 32
5. «чрезмерное спокойствие» 8   9 Ж М Ж М Менее 30 Менее 17 Менее 17 Менее 10 Менее 7 Менее 4 Менее 2  - Менее 11 Менее 4 Менее 6 - Менее 7 Менее 5 Менее 4 Менее 3

 

Особого внимания требуют, прежде всего, учащиеся с высокой и очень высокой общей тревожностью. Как известно, подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием ребёнка в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определённых личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки.

Следует также обратить внимание на учащихся, характеризующихся, условно говоря, «чрезмерным спокойствием», особенно случаи, когда оценки по всей шкале не превышают 5 баллов. Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный характер и препятствует полноценному формированию личности. Ребенок как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное неблагополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь и на продуктивности деятельности.

Шкала, прежде всего, выявляет тех школьников, которые не только испытывают тревожность, но и считают необходимым сообщить об этом. Часто высокие баллы по шкале являются своеобразным «криком о помощи» и, напротив, за «Чрезмерным

спокойствием» может скрываться повышенная тревожность, о которой учащийся по разным причинам не хочет сообщать окружающим. Шкала не полностью обеспечивает выявление тревожности учащихся, прежде всего вследствие большего числа всевозможных «защитных» тенденций, начиная от элементарных (нежелания раскрываться перед посторонним человеком) до самых сложных защитных механизмов. Кроме того, шкала не выявляет тревожности, связанной жестко с определённым объектом.

Конкретный параметр психолого-педагогического статуса Вид тревожности
2.1. Взаимодействие со сверстниками Межличностная
2.2. Взаимодействие с педагогами Школьная
3.2. Устойчивое эмоциональное состояние Общая
4.4. Отношение к себе Самооценочная

 

Тест

1. Отвечать у доски

2. Пойти в дом к незнакомым людям

3. Участвовать в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах

4. Разговаривать с директором школы

5. Думать о своём будущем

6. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить

7. Тебя критикуют, в чём-то упрекают

8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)

9. Пишешь контрольную работу

10. После контрольной учитель называет отметки

11. На тебя не обращают внимание

12. У тебя что-то не получается

13. Ждёшь родителей с родительского собрания

14. Тебе грозит неудача, провал

15. Слышишь за своей спиной смех

16. Сдаёшь экзамены в школе

17. На тебя сердятся (непонятно почему)

18. Выступать перед большой аудиторией

19. Предстоит важное решающее дело

20. Не понимаешь объяснений учителя

21. С тобой не согласны, противоречат тебе

22. Сравниваешь себя с другими

23. Проверяются твои способности

24. На тебя смотрят как на маленького

25. На уроке учитель неожиданно задаёт тебе вопрос

26. Замолчали, когда ты подошел (подошла)

27. Оценивается твоя работа

28. Думаешь о своих делах

29. Тебе надо принять для себя решение

30. Не можешь справиться с домашним заданием

 

Результат

Ученик Общая тревожность Школьная Самооценочная Межличностная Тип семейных взаимоотношений Стиль семейного воспитания
Маша 44 (норм.) 12(норм.) 13(норм.) 15(норм.) Сотруднич. Демократ.
Оля 39 (норм.) 9(норм.) 14(норм.) 16(норм.) Сотруднич. Демократ.
Сергей 40 (норм.) 9(норм.) 13(норм.) 18(норм.) Сотруднич. Демократ.
Юля 62(повыш.) 16(повыш.) 21(повыш.) 25(повыш.) Опека Авторит.
Алёна 55(повыш.) 17(повыш.) 24(повыш.) 24(повыш.) Опека Авторит.
Таня 58(повыш.) 20(повыш.) 18(норм.) 20(повыш.) Опека Авторит.
Аня 12(спок.) 3(норм.) 5(спок.) 4(спок.) Невмешат. Попустич.
Саша 17 (норм.) 6(спок.) 6(норм.) 5(норм.) Невмешат. Попустич.
Настя 21 (норм.) 8(норм.) 6(норм.) 7(норм.) Невмешат. Попустич.
Максим 85(выс.) 23(выс.) 29(выс.) 29(выс.) Диктат Авторит.
Наташа 67(повыш.) 24(выс.) 25(повыш.) 18(норм.) Диктат Авторит.
Алина 86(выс.) 27(выс.) 30(выс.) 29(выс.) Диктат Авторит.

После проведения мною исследования 4 групп подростков, воспитывающихся в семьях с 4мя различными типами семейных взаимоотношений, выявлена прямая зависимость между стилем родительского воспитания и уровнем тревожности. Так, наиболее стрессогенными стилями родительского воспитания являются:

1. Отсутствие позитивного интереса со стороны матери;

2. Директивность матери при навязывании ребенку чувства вины;

3. Враждебность отца;

4. Непоследовательность в воспитании.

У детей, типом воспитания которых является «сотрудничество», уровень тревожности нормальный. Подростки, с повышенной тревожностью, воспитываются при чрезмерной опеке. Высокая тревожность говорит, о «Диктате» со стороны родителей, и, наконец, «чрезмерное спокойствие» или близкое к этому состояние тревожности, у детей, чьи родители совершенно не интересуются жизнью ребёнка, и совершенно не занимаются его воспитанием.

 

IV. ВЫВОД

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

 

ü Принимать активное участие в жизни семьи;

ü Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

ü Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

ü Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

ü Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

ü Уважать право ребенка на собственное мнение;

ü Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

ü С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

 

V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная работа имела своей целью исследование взаимосвязи уровня тревожности  с типом и стилем семейного воспитания.

Для решения поставленной задачи была использована методика Кондаша для выявления  у детей уровня тревожности

Качественный анализ результатов исследования позволяет говорить, что при авторитарном стиле воспитания, в семьях, где взаимоотношения строятся на опеке или диктате, у детей проявляется тревожность выше нормы. Дети, с «чрезмерным спокойствием» воспитываются при попустическом стиле, когда родители совершенно не вмешиваются в дела ребёнка, а дети с нормальным уровнем тревожности растут с родителями, выбравшими демократический стиль воспитания, и сотруднические взаимоотношения.

Однако необходимо отметить, что этот анализ не выявил значимой взаимосвязи между уровнем тревожности и отношениями в семье, так как тестировалось небольшое количество детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что заявленная гипотеза подтвердилась лишь частично. В связи с тем, что количество тестируемых было малочисленно, я считаю невозможным полученные результаты считать точными. Для этого необходимо дополнительное исследование.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: