Гендерные стереотипы

Исторические данные о «становлении» женщин.

По-прежнему не утихают споры вокруг того, как различный статус женщин и мужчин в обществе подчеркивается в языке. Считается, что «мужскими» словами (т.е. словами, связанными с обозначением мужчин,- в частности, это могут быть слова мужского рода) обозначают престижные занятия, а «женскими»- непрестижные (сравните в русском языке: «командир» и «няня»- нет аналогов для женщин в первом случае и для мужчин – во втором).

Артур Шопенгауэр обратил внимание на различие психических процессов мужчины и женщины: для мужчин характерна абстрактность, для женщин - конкретность. Мужчинам понятна абстрактная идея справедливости, а женщины сочувствуют конкретному человеку. Однако Шопенгауэр подразумевает, что мужская реакция- норма, а женская - отклонение от нее, что неприемлемо с позиции современной науки.

Конец 19- начало 20 века - период формирования предмета и естественно научных основ гендерной психологии. В это время во многих странах Запада изменилась ситуация в обществе. Во Франции, Англии и США набрало размах движение за освобождение женщин. Происходило оно и в России.

Понятие феминизм появилось во французском языке в первой половине 19в. (позже, чем явление, которое оно обозначает). В 1830г. Появился другой термин - «эмансипированная женщина». Участниками этого движения являются и женщины и мужчины. Направление борьбы - предоставление женщинам равных с мужчинами прав: избирательных, экономических (участие в общественном производстве), на получение образования и сексуальных свобод.

В середине 19в. В Англии активно развивается движение суфражисток. Они добились права участия в муниципальных выборах, но только для незамужних женщин, платящих государственные налоги. В 1867г. В Лондоне было создано первое международное женское общество. Его президентом стал мужчина - известный ученый и общественный деятель Джон Стюарт Милль.

В 1860-х г. В Англии существовало и другое направление- аболиционизм, борьба за равные права в сексуальной жизни и, в частности, против полицейского надзора за женской проституцией.

Наибольшего успеха феминистки добились в США: им разрешили быть школьными учителями, и к концу 19 в. Среди учителей общественных школ две трети составляли женщины. Избирательных прав пришлось добиваться дольше.

Политические требования выдвигались параллельно с экономическими и с требованиями предоставить право на образование. В ряде стран женщины добились включения их в экономическую жизнь (опять же не замужние) и обнаружили, что их труд ценится слишком дешево.

В России движение «равноправок» ставило более узкие задачи- право на образование и трудовую деятельность. В конце 1880г. В Москве, Одессе, Петербурге были открыты высшие женские курсы, которые готовили врачей и учителей, женский медицинский институт, женский педагогический институт. Были созданы общественные женские организации, которые оказывали помощь нуждающимся женщинам (в жилье, поисках работы, деньгах).

В 1899г. Выходят две книги русского автора П.Е.Астафьева- «Понятие психического ритма как научное основание психологии полов» и «Психический мир женщины, его особенности, превосходства и недостатки». Он выделяет время как важный фактор психической жизни. По этому фактору различаются психические типы женщин и мужчин. Женщин отличает более быстрый психический темп, мужчин - замедленный. Эти особенности психического ритма определяют половые различия, которые проявляются в следующих показателях. Для женщины характерны:

1) Большее развитие бессознательной сферы;

2) Такие психические процессы, как рассеянное внимание, конкретное и практическое мышление, склонность к синтетическому мышлению, меньшая произвольность ассоциаций, слитность и эмоциональность представлений;

3) Пассивность чувств, эмоциональность, неустойчивость настроения, жизнерадостность, ревность;

4) Слабость воли и слабый контроль за эмоциями;

5) Легкая возбудимость;

6) В речи и общении - выразительность движений, мимики, голоса, разговорчивость и склонность к повторениям в речи;

7) Большее тщеславие (проявляется в кокетстве, склонности к украшениям);

8) Неспособность к оригинальному творчеству;

9) Податливость влиянию окружающих;

10) Успехи в качестве актрис и певиц;

11) Неспособность к политической деятельности.

Таким образом, призвание женщины заключается не в том, чтобы творить, а в том, чтобы быть надеждой общества - женственной женщиной.

Гендерные роли.

Это один из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для мужчин и женщин. Роль в социальной психологии определяется как набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции. Гендерные роли, их характеристики, происхождение и развитие рассматриваются в рамках различных социологических, психологических и биосоциальных теорий. Но имеющиеся исследования позволяют сделать вывод о том, что на их формирование и развитие у человека оказывают влияние общество и культура, закрепленные в них представления о содержании и специфике гендерных ролей. Наблюдаемые Маргарет Мид женщины и мужчины, исполняли совершенно различные роли, иногда прямо противоположные принятым для каждого пола стереотипам. Развил эту идею Плек, в своих работах он стал говорить о расщепленности, или фрагментности гендерных ролей. Нет единой роли женщины или мужчины. Каждый человек выполняет ряд разнообразных ролей, например, жены, матери, студентки, дочери, подруги и т.д. Иногда эти роли не совмещаются, что ведет к ролевому конфликту. Конфликт между ролью деловой женщины и ролью матери всем хорошо известен. Сейчас имеются данные о том, что выполнение многих ролей способствует психологическому благополучию человека.

Гендерные стереотипы.

Это сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя женщины и мужчины. Термин следует отличать от понятия гендерная роль, означающего набор ожидаемых образцов поведения для женщин и мужчин. Появление гендерных стереотипов обусловлено тем, что модель гендерных отношений исторически выстраивалась таким образом, что половые различия распологались над индивидуальными, качественными различиями личности людей.

Можно выделить бинарные оппозиции, стереотипно приписываемые мужчине-женщине:

· Логичность- интуитивность, абстрактность-конкретность. Прежде всего, мужественность соотносится с логичностью, а женственность- с интуитивностью.

· Инструментальность - экспрессивность, сознательность- бессознательность. Бытует стереотипное мнение, что женская чувственность, эмпатичность, эмоциональная экспрессивность отличают ее от мужчины с его инструментальной размеренностью, ориентированной на цель и компетентность.

· Власть – подчинение. Женскими считались также преданность, жертвенность, терпение, покорность.

· Порядок-хаос. Беспорядок и хаос рассматриваются как проявления женского начала. Р.Горски сообщает, что мужчины склонны сначала зафиксировать проблему, а лишь затем рассматривать ее, женщины же анализируют взаимоотношения по ходу дела.

· Независимость, индивидуальность- близость, коллективность. Важный гендерный стереотип состоит в том, что женщинам свойственно следить в первую очередь не за объектами и решением каких-то задач, а за благополучием людей, составляющих их круг общения.

· Сила Я- слабость. По мнению Флоренского, «женская деятельность в значительной мере, есть деятельность не самой женщины, а других сил в женщине».

· Импульсивность, активность- статичность, пассивность. В представлении Аристотеля сила, активность, движение, жизнь исходят из мужского начала, женщина же дает только пассивную материю.

· Непостоянство, неверность, радикализм- постоянство, верность, консерватизм. Так же в культуре бытует стереотипное убеждение, что женщин отличает консервативность, верность всему состоявшемуся.

Рассмотрим мнение женщин и мужчин о женщинах:

ЖЕНЩИНЫ И МУЖЧИНЫ

Совпадение авто - гетеростереотипов:

 Женщины в часы досуга всегда чем-то заняты; импульсивны, эмоциональны, веселы и жизнерадостны, много смеются, дольше переживают горе; любят поговорить и являются приятными собеседниками; отличаются ловкостью в рукоделье и других ручных работах; среди них больше тех, кто никогда не употреблял алкоголь;расчетливы; нежны и заботливы по отношению к своим детям; совсем не интересуются политикой; склонны говорить преимущественно о людях; чувствуют отвращение к сексуальным шуткам; хорошо осведомлены о родственных отношениях и имущественном положении знакомых; в болезни не падают духом и терпеливы.

ЖЕНЩИНЫ О СЕБЕ

Несовпадение авто – гетеростереотипов:

Более настойчивы в осуществлении своих намерений; проявляют горячность в разговоре; добродушны; переменчивы в настроении; интересуются больше новыми впечатлениями и новыми друзьями; любят перемены, легко воспринимают новое; практичны и легко находят выход из затруднительного положения; неостроумны; наблюдательны; более склонны к самокритике и признают превосходство других; бескорыстны; вежливы; обладают плавной речью; склонны сразу обращаться к врачу.

МУЖЧИНЫ О ЖЕНЩИНАХ

Любительницы чистоты и порядка; легкомысленны, т.е. склонны надеяться, что все уладится.

Различия половых ролей:

Кросс - культурные исследования половых ролей показали, что различия этих ролей связаны с типом культуры:

1) Американцы ценят независимость, больше покорности и в мужчинах и женщинах, а японцы- только в мужчинах;

2) В фемининных культурах с низкой дистанцией власти(страны Скандинавии) семьи являются личностно- ориентированными, с равномерным распределением власти и участием в принятии решений всех ее членов, а маскулинных культурах с высокой дистанцией власти(Япония, Греция, Малайзия, Мексика) в семьях наблюдается жесткое различие ролей женщин и мужчин, семья представляет собой иерархию, где решения принимает авторитарный глава семьи(чаще муж);

3) В семьях индивидуалистических культур более близкими являются отношения «по горизонтали»(между женой и мужем), а коллективистских- «по вертикали» (между родителями и детьми);

4) Существуют культуры, где в семье наиболее значимы отношения между матерью и сыном (Индия), супругами(культуры Запада), отцом и сыном(Китай).

Сегодня гендерные стереотипы меняются, но по-разному у различных слоев общества. Так, стереотип женственности сложился в 19в., но остается популярным до сих пор: женщина должна быть нежной, красивой, мягкой, ласковой и в, то, же время пассивной и зависимой. Но, по представлениям самих современных женщин, им надо быть умными, энергичными, предприимчивыми - т.е. обладать мужскими качествами.

Но в целом можно констатировать, что современная культура, безусловно, отличается по своим представлениям о гендерных различиях и гендерном равенстве от предшествующих культур.

ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.

Самооценка: Исследования демонстрируют влияние культуры на самооценку. Студентки превосходят студентов по самооценке и уверенности в себе, а русские превосходят по этим же показателям казахов. Обратим внимание на то, что молодые женщины более уверены в себе(на уровне глубинных характеристик). Это служит доказательством эгалитарных процессов, происходящих в нашем обществе. Тем не менее женщины склонны занижать эту свою особенность на уровне мнений.

Открытость: Возможно, девочки, созревая раньше мальчиков и в личностном отношении, больше ориентируются на мир взрослых и поэтому больше им доверяют. Но самым правдоподобным объяснением, пожалуй, является связь с освоением гендерных ролей. Возможно, и взрослые женщины охотнее рассказывают о себе, своих мыслях и чувствах другим людям.

Реакция на обратную связь: Женщины реагируют на обратную связь более чувствительно, они более уязвимы - они реагируют и на позитивную, и на негативную обратную связь. Высокая сенситивность к мнениям других людей может причинять страдания ее обладателю. Такая защитная реакция позволяет женщинам чутко реагировать на изменения ситуации.

Стресс во взаимоотношениях: низкая самооценка девочек и женщин обусловлена переживаниями, которые возникают из-за ухудшения взаимоотношений с близкими людьми, например, когда близкие друзья не прощают им обид. Это происходит потому, что для женщин более значимы близкие взаимоотношения, и не последнюю роль здесь играют гендерные стереотипы - общество предписывает женщине такие переживания и такое поведение.

Защитные механизмы: У женщин наиболее уязвимый удар по самооценке наносится, когда задевают их способности устанавливать хорошие взаимоотношения с другими людьми. Женщины, добивающиеся успеха, чувствуют себя хорошо, когда их коллеги работают также успешно, в случае же с мужчинами, напротив, чем менее успешны коллеги, тем выше их самооценка.

 

 

Лидерство: При решении стереотипной задачи, женщины прибегают к гендерно - типичному поведению и не решают задачу, а проявляют эмоции, выясняют отношения с окружающими и т.п. В вопросе о таких характеристиках, как конкурентность и кооперативность, обычно считается, что женщины нацелены на сотрудничество, кооперацию.

При рассмотрении групповой продуктивности: мы воспользуемся данными В.Вуд, которая обобщила результаты соответствующих исследований. Существует мнение, что женщины выполняют свою работу иначе, чем мужчины, и в целом хуже. В ряде исследований было обнаружено преимущество женщин. Женщины менее склонны к редуцированию усилий в группе (т.е. худшей работе в группе, чем в одиночку, в связи со склонностью перекладывать ответственность на других). Женщины лучше справляются с заданиями, требующими вербальных способностей. Считается, что меньшая продуктивность женщин при выполнении некоторых заданий связана с отсутствием у них соответствующей мотивации. Когда женщин поощряли к развитию более благоприятного отношения к решению проблем, их показатели в решении этих проблем улучшались.

Эффективность лидерства: опросы показали, что сами женщины считают себя более эффективными лидерами, чем мужчины, причем в разных ролях - директора начальной школы, менеджера организации или лидера в лабораторном эксперименте. Предубеждение против женщины- лидера может принимать и такую своеобразную форму, при которой она оценивается по более низким стандартам, чем мужчина: если диада, где лидером назначалась женщина, работала успешно, ее достижения оценивались более высоко, и, напротив, на нее возлагалась меньшая ответственность, когда диада терпела неудачу - по сравнению с теми случаями, когда лидером был мужчина.

К.Дьюис и Т.Эмсвиллер обнаружили тенденцию приписывать причины достижений женщин случаю и простоте задачи, в то время как достижения мужчин объясняются их способностями и усилиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: