Формы и мероприятия налогового контроля в РФ

Форма налогового контроля - это способ организации контрольных действий. По смыслу ст. 82 НК РФ, формой налогового контроля является комплекс мероприятий, осуществляемых налоговыми органами на постоянной основе:

1) налоговые проверки;

2) получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов;

3) проверка данных учета и отчетности;

4) осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения доходов;

5) другие формы.

Основной формой налогового контроля является налоговая проверка. Это процессуальное действие налоговых органов по контролю правильности исчисления, своевременности уплаты налогов, осуществляемое путем сопоставления фактических данных с данными, отраженными в документах налогоплательщика (бухгалтерского и налогового учета). Цель налоговой проверки - контроль соблюдения налогового законодательства.

Налоговые проверки подразделяются на камеральные и выездные.

Налоговой проверкой может быть охвачено только 3 года, непосредственно предшествующих году ее проведения (СТ.87 НК РФ).

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления. налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для ис­числения и уплаты налога

Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнитель­ные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговые льготы, на вычеты НДС, а также документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов.

на вычеты по налогу на добавленную стоимость, а также документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием при родных ресурсов.

На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календар­ного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная нало­говая проверка не может продолжаться более двух месяцев.

При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налого­вую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследова­ние) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения.

При наличии у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, произво­дится выемка этих документов по акту, составленному зтими должностными лицами.

В необходимых случаях для участия в проведении выездной налоговой проверки могут быть привлечены свиде­тели, эксперт, специалист, переводчик, понятые.

По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, а впоследствии - акт выездной налоговой проверки.

Налогоплательщик вправе в течение 15 дней со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное возражение по акту в целом или по его отдельным положениям вместе с документами (их заверенными копиями), подтверждающими обоснованность возражений.

Затем в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен рассмотреть материалы, представленные налогоплательщиком.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель налогового органа выносит решение:

 а) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

б) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

После вынесения решения руководитель налогового органа вправе принять обеспечительные меры, если есть осно­вания полагать, что это решение не будет исполнено. Для принятия обеспечительных мер он выносит решение, вступающее в силу со дня его вынесения.

Обеспечительными мерами могут быть:

- запрет на отчуждение имущества без согласия налогового органа;

- приостановление операций по счетам в банке (применяется только после первой меры, если стоимость имущества меньше недоимки, пеней и штрафов).

Копия решения под расписку вручается проверяемому лицу.

Эти решения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которо­го было вынесено соответствующее решение.

После вынесения решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение на­логового правонарушения соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции

До обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.

Исковое заявление о взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя пода­ется в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в суд общей юрис­дикции.

Сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются налоговой тайной. Налоговую тайну со­ставляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

З) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: