Основания для прекращения опеки и попечительства

Существует несколько оснований для прекращения опеки и попечительства. Опека над несовершеннолетними прекращается автоматически по достижении им 14-летнего возраста, переходя в попечительство. С наступлением совершеннолетия прекращается и попечительство, установленное над ребенком.

Достижение 18 лет гражданином любого пола означает, что он стал полностью дееспособным и отныне сам в состоянии приобретать все гражданские права, исполнять соответствующие обязанности, защищать их в случае нарушения. Поэтому потребность в попечительстве прекращается автоматически в день его восемнадцатилетия, даже если он не готов к самостоятельной жизни. В таких случаях постановление о прекращении попечительства не выносится. Если же ставший "взрослым" гражданин не может разумно руководить своими действиями и поступками по не зависящим от него причинам (например, из-за тяжелого психического заболевания), требуется решение суда о признании его недееспособным, что дает возможность установить над ним опеку. Злоупотребление восемнадцатилетним гражданином спиртными напитками или наркотическими средствами может повлечь признание его ограниченно дееспособным с последующим установлением над ним попечительства.

Также попечительство прекращается если подопечный вступает в брак до достижения совершеннолетия (п.2 ст. 21 ГК РФ) или было объявлено полностью дееспособным (эмансипировано) в соответствии со ст. 27 ГК РФ.

Прекращается опека над несовершеннолетними и в случаях их возвращения под опеку родителей, установления над ними усыновления (удочерения) или помещения их в соответствующее воспитательное учреждение.

Автоматически прекращается действие опеки или попечительства и в случаях, если подопечный умер или был признан судом умершим.

Опекун или попечитель может быть освобожден от своих обязанностей и по собственному желанию. Как правило, это происходит из-за ухудшения состояния его здоровья или материального положения, а также при невозможности установления психологического контакта с подопечным. Однако, опека или попечительство на этом не прекращаются, так как не исчезают основания, приведшие к их установлению. Просто обязанности опекуна (попечителя) перекладываются на другое лицо или администрацию соответствующего учреждения.

Надобность в попечительстве над несовершеннолетним отпадает и в случае его эмансипации (ст.27 ГК РФ) - еще одной разновидности признания независимости в осуществлении гражданских прав и обязанностей.

Эмансипация является новым основанием приобретения дееспособности в полном объеме до наступления совершеннолетия. Целью эмансипации является освобождение несовершеннолетнего от необходимости каждый раз получать от законных представителей согласие на заключение сделок. Претендующий на эмансипацию должен удовлетворять двум требованиям закона: во-первых, достичь шестнадцати лет и, во-вторых, либо работать по трудовому договору, в том числе по контракту, либо с согласия законных представителей заниматься предпринимательской деятельностью. Законом предусмотрено два варианта процедуры эмансипации в зависимости от наличия согласия на эмансипацию законных представителей несовершеннолетнего. При наличии согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства. При отсутствии такого согласия - по решению суда[14].

До сих пор говорилось об основаниях прекращения опеки и попечительства в тех случаях, когда опекун или попечитель добросовестно исполняет свои обязанности. Однако законодатель предусмотрел возможность прекращения опеки и попечительства в случаях ненадлежащего исполнения опекунами или попечителями своих обязанностей.

Действия опекунов и попечителей по управлению и распоряжению имуществом и имущественными правами подопечных поставлена под жесткий контроль органов опеки и попечительства[15]. Сюда относится и дача согласия на совершение определенных сделок и контроль за условиями, в которых живет подопечный и проведение консультации по наиболее важным вопросам.

Опекуны и попечители обязаны предъявлять ежегодные отчеты о своей деятельности.

Ненадлежащее исполнение опекуном (попечителем) своих обязанностей может быть связано как с отсутствием у него необходимого опыта, так и со злоупотреблением ими своим положением или использованием его в корыстных целях. В любом случае их действия могут быть обжалованы в орган опеки и попечительства. Жалоба может исходить от любого заинтересованного лица, в т.ч. и от самого подопечного.

Орган опеки и попечительства рассматривает все поступившие жалобы и выносит по ним решения. Если будет установлено, что лицо умышлено выполняло свои обязанности ненадлежащим образом, орган опеки и попечительства может отстранить его от исполнения обязанностей опекуна (попечителя).

В отличие от смерти или признания умершим подопечного, смерть или признание умершим опекуна (попечителя) не приводит к прекращению опеки или попечительства. Соответствующие права и обязанности переходит на других лиц.

Вывод: Таким образом, можно подытожить. Установление опеки и попечительства, выбор формы устройства лиц, нуждающихся в опеке или попечительстве, относится к исключительной компетенции органов опеки и попечительства (ст.35 ГК). Поэтому в целях своевременного установления опеки или попечительства п.2 ст.35 ГК обязывает суд сообщать органам опеки и попечительства о вынесенном им решении о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности. В этих же целях обязанность сообщать органам опеки и попечительства о детях, оставшихся без попечения родителей возлагается ст.122 Семейного кодекса на должностных лиц учреждений (дошкольных, образовательных, лечебных и др.) и иных граждан, которые располагают сведениями о таких детях. Эта обязанность не обеспечена прямыми юридическими санкциями и её следует рассматривать как закрепление должного поведения как в интересах защиты прав и интересов детей, так и в интересах общества. В ряде случаев сами родители, временно не имеющие возможности воспитывать своих детей (болезнь, отъезд в длительную командировку и др.), могут обратиться с просьбой об установлении опеки (попечительства) над ребенком.
     Органы опеки и попечительства осуществляют надзор за деятельностью назначенных опекунов (попечителей), которые предполагает обязательное и систематическое наблюдение за условиями жизни подопечных, исполнение опекунами (попечителями) своих обязанностей, в том числе по управлению имуществом, а также оказание опекунам (попечителям) необходимой помощи и содействия. Порядок и формы надзора определяются с учетом особенностей каждого вида опеки или попечительства (над дееспособными, несовершеннолетними и т.д.)

При выявлении любого неблагополучия в жизни подопечного, нарушения его интересов органы опеки и попечительства должны незамедлительно принять меры к охране его прав, а при необходимости отстранить опекуна (попечителя).



Заключение.

Итак, с помощью института опеки и попечительства государство защищает как личные, так и имущественные права и интересы граждан, которые сами сделать это не могут, а для несовершеннолетних опека (попечительство) - еще и способ их устройства на воспитание в семью. Нормы, направленные на достижение основной цели опеки и попечительства, помещены в Гражданский Кодекс РФ, тогда как нормы, направленные на достижение специальной цели – обеспечение воспитания несовершеннолетних, закреплены в Семейном кодексе РФ.

Опека и попечительство как вид социальной поддержки представляет собой уни­версальную форму индивидуального временного устройства, которая:

- регулирует­ся нормами различной отраслевой принадлежности;

- предназначена для восполне­ния недостающей дееспособности подопечного лица, а также, в необходимых случа­ях, - и для обеспечения иных его интересов (дополнительная цель опеки над детьми - их воспитание);

- состоит в выполнении опекуном (попечителем) юри­дических или (и) фактических действий в интересах подопечного;

- осуществляется опекуном (попечителем) безвозмездно но при материальной поддержке со стороны государства;

- решает об­щегосударственные задачи, поэтому ее установление и надлежащее осуществление должны обеспечиваться организационной и контрольной деятельностью органов го­сударственной власти и местного самоуправления.

Основанием для установления опеки (попечительства) над несовершеннолетними является факт утраты ими попечения родителей (например, в результате смерти или утраты родительских прав). Возможны также случаи, когда родители сами просят установить над детьми опеку (попечительство), например, если они вынуждены уехать в длительную командировку.

В любом случае назначение опекуна или попечителя производится органами опеки и попечительства в течение месяца с того момента, когда возникла необходимость установления опеки или попечительства. Пока опека (попечительство) над ребенком не установлены, обязанности опекуна (попечителя) выполняются органами опеки и попечительства.

Опека и попечительство могут прекращаться. Для этого существует несколько оснований. Опека над несовершеннолетними прекращается автоматически по достижении им 14-летнего возраста, переходя в попечительство. С наступлением совершеннолетия прекращается и попечительство, установленное над ребенком. Существуют и некоторые исключения из общего правила (вступление в брак до достижения совершеннолетия п.2 ст. 21 ГК РФ и эмансипация ст. 27 ГК РФ). Опека и попечительство так же могут прекратить свое существование вследствие освобождения или отстранения опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей вследствие решения органа опеки и попечительства.



Список использованной литературы.

1. "Конституция Российской Федерации" (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ

2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 17.07.2009, с изм. от 18.07.2009)

3. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 30.06.2008)

4. Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. №542 "Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью" // СЗ РФ. №19. 1996.

5. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 10.12.1996г. (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 08.04.2002 N 34-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

6. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"

7. Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. – Изд. 2-е перераб.и доп. /М.В. Антокольская. – М.: Юристъ, 2003.

8. Воронова Е. Социальная работа с уличными детьми, Социальная работа. -2003.

9. Дармоделин С. Безнадзорность детей в России, Педагогика.- 2001.

10. Дементьева И. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке, Социальная педагогика.- 2003.

11. Ершова Н.М. Опека, попечительство, усыновление. М., 1984.

12. Козырева А. На полпути от улицы к детдому // Российская газета. 22 ноября. 1996.

13. Михеева Л.Ю. Проблемы систематизации форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Защита прав ребенка в современной России: Матер. научн.-практич. конференции /Отв.ред. А.М. Нечаева. – М., 2004.

14. Нечаева А. М. Охрана детей-сирот в России: история и современность. М., 1994.

15. Поддубная Т.Н., А.О. Поддубный Управление системой социальной защиты детства. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

16. Чефранова Е. Обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей // Российская юстиция, №8. 1996.

17. Чефранова Е. Применение к семейным отношениям норм гражданского законодательства. // Российская юстиция, 1996, №10,

 


[1] Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. №32. 1994.

 

[2] Ершова Н.М. Опека, попечительство, усыновление. М., 1984,

[3] Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. – Изд. 2-е перераб.и доп. /М.В. Антокольская. – М.: Юристъ, 2003.

[4] Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. №542 "Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью" // СЗ РФ. №19. 1996.

[5] Михеева Л.Ю. Проблемы систематизации форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Защита прав ребенка в современной России: Матер. научн.-практич. конференции /Отв.ред. А.М. Нечаева. – М., 2004.

[6] "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 30.06.2008)

[7] Чефранова Е. Обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей // Российская юстиция, №8. 1996.

 

[8] "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 30.06.2008)

[9] ст. 209, 288 ГК; ст. 3 Закона о приватизации жилищного фонда в РФ

[10] Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" ст.7

[11] Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"

[12] Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. № 1. 1996.

 

[13] Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ Об опеке и попечительстве, ст. 11 п.6

 

[14] "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 17.07.2009, с изм. от 18.07.2009).

[15] Чефранова Е. Применение к семейным отношениям норм гражданского законодательства. // Российская юстиция, 1996, №10, С. 43.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: