Защита прав ребенка

Зарождение и развитие международной системы защиты прав детей

Лекция 2. Международные стандарты защиты детей

План

1.Зарождение и развитие международной системы защиты прав ребенка.

2. Характеристика «Конвенции ООН о правах ребенка» и преемственных ей актов

Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Считается, что в XXI веке возникло принципиально иное отношение к несовершеннолетним детям, которые достойны заботы и всесторонней защиты со стороны любого государства.

Международная защита прав ребенка представляет систему взаимосогласованных действий государства и неправительственных международных организаций, направленных на разработку и обеспечение прав ребенка с целью формирования полноценной и гармонически развитой личности, содействие их закреплений в национальном законодательстве и оказание международной помощи детям слаборазвитых государств.

Международная защита прав ребенка осуществляется по нескольким направлениям:

  • 1) разработка деклараций, резолюций, конвенций с целью подготовки международных стандартов в области прав ребенка;
  • 2) создание специального контрольного органа по защите прав ребенка;
  • 3) содействие приведению национального законодательства в соответствие с международными обязательствами (имплементационная деятельность);
  • 4) оказание международной помощи через Детский фонд ООН.

Толчком к осмыслению и оформлению прав детей явилась первая мировая война. Ее губительные последствия в отношении гражданского населения и растущий интерес к проблеме защиты детей в большинстве стран Европы и Северной Америки вызвал необходимость Лиги Наций создать в 1919г. Комитет детского благополучия. Права детей в то время рассматривались в основном в контексте мер, которые нужно было принять в отношении беспризорных детей, рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. Большую роль в разработке социальных стандартов защиты детей в этот период сыграли неправительственные организации, в частности Международный союз спасения детей, основанный англичанкой Эглантайн Джебб.

Британский Союз спасения детей и ее шведский аналог «Радда Барнен» совместно с Лигой женщин в 1923 г. разработали и предложили к рассмотрению на Ассамблее Лиги Наций первую Декларацию прав ребенка. В 1924 году Лига наций приняла декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать для ребенка условия для его нормального духовного, физического развития. Впоследствии упомянутая декларация получила название Женевской декларации прав ребенка, т.к. она была подписана в 1924 г. в г. Женеве на 5-й Ассамблее Лиги Наций,

Данная декларация не просто исторический документ, но фактически первый международный акт, оказавший влияние на всю эволюцию прав ребенка. Этот документ предполагал закрепление пяти принципов, определяющих основные условия для обеспечения благосостояния ребенка:

1. Ребенку должны быть предоставлены средства, необходимые для его нормального развития, как физического, так и духовного.

2. Голодный ребенок должен быть накормлен; больному ребенку должна быть оказана помощь; ошибающийся ребенок должен быть поправлен; а сирота и бездомный ребенок должны получить приют и поддержку в трудную минуту.

3. Ребенок должен получать помощь в тяжелое время испытаний в первую очередь.

4. Ребенок должен расти в атмосфере любви и быть защищенным от всех форм эксплуатации.

5. Ребенок должен воспитываться в сознании, что его лучшие качества должны служить на пользу другим людям26.

В Декларации впервые подчеркивалось, что забота о детях и их защита не является больше исключительной обязанностью семьи, общества или даже отдельной страны - все человечество должно заботиться о благополучии детей.

Именно в Женевской декларации впервые была сформулирована мысль о необходимости особой заботы о детях «ввиду их физической и умственной незрелости». Это положение в дальнейшем закреплялось во многих международных документах. Например, во Всеобщей декларации прав человека записано, что только «младенчество дает право на особое попечение и помощь» (статья 25, ч. 2), а в Декларации прав ребенка (1959г.) приведена более полная формулировка, почти полностью повторяющая положение Женевской декларации.

Женевская декларация прав ребенка стимулировала и первые попытки по имплементации международных норм в национальное законодательство. В частности, в Германии в начале 20-х гг. XX в. был принят первый в истории человечества специальный Закон о детях, который действовал на протяжении нескольких десятков лет. Примечательно, что фашистский политический режим не отменил данный закон, а просто прекратил его применять.

26 ноября 1945г. в Париже 850 делегаток из 40 стран собрались на первый учредительный конгресс Международной демократической федерации женщин. Конгресс стал историческим, так как никогда еще ни одна женская организация не ставила перед собой такой задачи — защищать жизнь и счастье юного поколения планеты. Борьба за благополучие детей стала для федерации на долгие годы одним из главных направлений ее деятельности.

В послевоенные годы, по Данным ООН, свыше'80 мчн. детей плохо питались, остро нуждались в медицинской помощи, многим было недоступно образование. Международная демократическая федерация женщин привлекла к этой проблеме внимание правительств и общественности. На одном из заседаний совета федерации было решено ежегодно 1 июня отмечать «Международный День защиты детей».

В принятой тогда резолюции говорилось: «Защищать повсюду право на жизнь, право на здоровье, право на образование для всех детей земного шара — вот основная цель,..». Впервые этот день отмечался в 1950 г. в 51 стране.

Однако окончательно система международной защиты прав ребенка как составной части защиты прав человека сложилась после Второй мировой войны в рамках Организации Объединенных Наций, одним из основополагающих принципов которой было провозглашение уважения к правам и- свободам человека без какой-либо дискриминации.

Необходимость разработки мер по охране прав ребенка, в силу его физической и умственной незрелости, потребовала выделение международной защиты прав детей в особое направление. С этой целью в ООН были созданы Социальная комиссия и Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Кроме того, защитой прав' детей в' отдельных областях занимаются специализированные учреждения ООН: Международная организация труда

(МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Организация Объединенных Наций по вопросам науки, культуры и образования (ЮНЕСКО).

Организацией, которая занимается исключительно детскими проблемами, является Детский фонд ООН. ЮНИСЕФ был создан резолюцией Генеральной Ассамблеи 57(1) об учреждении ЮНИСЕФ от 11 декабря 1946 г. В ней было сказано, что Фонд создается для оказания помощи детям в послевоенной Европе. Он должен быть организован и использован в пределах имеющихся в его распоряжении средств, а получающие помощь от ЮНИСЕФ правительства обязаны распределять эту помощь соответственно потребностям и без дискриминации в отношении расы, религии, национальности и политических убеждений.

Согласно резолюции был создан руководящий орган ЮНИСЕФ - Исполнительный совет. Исполнительный совет был набран ЭКОСОС из кандидатов, предоставленных государствами-членами ООН. В резолюции были названы 25 членов Исполнительного совета: представители США, СССР, Австралии, Бразилии, Великобритании, Канады, Китая, Франции, Польши, Швеции, Югославии. Исполнительный директор был назначен Генеральным секретарем ООН в консультации с Исполнительным советом.

Свое первое заседание Исполнительный совет ЮНИСЕФ провел 19 декабря 1946 г. В 1953 г. Детский фонд вошел в систему ООН (резолюция Генеральной Ассамблеи 802(8) от 6 октября 1953 г.) и его полномочия были расширены: ему предоставлялось право долгосрочной помощи детям, которые терпели лишения в результате сложившейся экономической и политической обстановки в их странах, а также во время вооруженных конфликтов.

Основная функция ЮНИСЕФ - помощь правительствам развивающихся стран в виде поставок оборудования для школ, продуктов питания, медикаментов, предоставления стипендий для преподавателей. Исполнительный совет ЮНИСЕФ, состоящий из 36 членов, определяет основные направления деятельности, анализирует программы и утверждает бюджеты Фонда. Секретариат ЮНИСЕФ, штаб-квартира которого находится в Нью-Йорке, проводит свою работу через свои бюро (более 200), расположенные более чем в 140 странах.

В рамках ЮНИСЕФ функционирует Международный центр развития ребенка. Он был создан в 1988 г. в качестве специализированного исследовательского и учебного учреждения при базовой финансовой поддержке правительства Италии.

Нормотворческая деятельность ООН по защите прав ребенка ведется по двум направлениям:

1) закрепление прав ребенка в общих декларациях и конвенциях по правам человека либо в международных соглашениях, регламентирующих права отдельных социальных групп, тесно связанных с ребенком (права женщин) или в определенной области отношений (в области семейного, трудового права, образования);

2) разработка деклараций и конвенций, специально регулирующих права ребенка.


В рамках международной защиты прав человека Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав человека, которая провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь. В п. 2 ст. 25 говорится: «Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой».

12 апреля 1952 г. в Вене открылась первая международная конференция в защиту детей. Благодаря настойчивым действиям женщин планеты и прогрессивных организаций мира проблема защиты семьи, материнства и детства становилась все более актуальной.

Чтобы защитить самых слабых, в дополнение к Всеобщей декларации прав человека, была принята Декларация прав ребенка, утвержденная на 14-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 1383 (14) 20 ноября 1959г. Декларация, ставшая мощной моральной основой для реализации ее требований, посвящалась только несовершеннолетним детям. В ней провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей на основании, что «ребенок, ввиду его физической, умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». В преамбуле также отмечено: «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет»30.

При всей своей краткости (всего 10 принципов!) эта Декларация предусматривает наиболее важные, имеющие принципиальный характер правила. Одно из них - равенство прав всех без исключения детей без различия или дискриминации «по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи»31.

В число подобных принципов и прав были также включены:

- наилучшее обеспечение интересов ребенка;

- право на имя и гражданство, на здоровые рост и развитие;

- на надлежащее питание, жилище, развлечение и медицинское обслуживание, особое внимание к детям, имеющим отклонения в физическом или психическом развитии;

- право на любовь и понимание, желательно в семье}'

- на получение образования;

- первоочередность при получении защиты и помощи;

- защита от небрежного отношения, жестокости и эксплуатации; от расовой, религиозной или иной дискриминации.

Следует отметить, что в Декларации не только перечисляются права ребенка как гражданина (право на имя, гражданство, обязательное и бесплатное образование, первоочередную помощь и защиту и др.), но и выделяются в качестве самостоятельных положения, касающиеся его воспитания в семье.

В тексте принципа шестого Декларации говорится: «Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности». Кроме того, «малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществить особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию...».

Защитный механизм декларации определен в содержании принципа 8: «Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первый получает защиту и помощь»34.

Таким образом, Декларацией прав ребенка 1959 г.. были определены фундаментальные положения, которыми имели право и должны пользоваться дети всех стран, очерчены области и сферы деятельности, нуждающиеся в особом контроле.

Первые попытки юридического закрепления положения детей и подростков были предприняты МОТ в сфере занятости и охраны труда детей. Среди них:

- Конвенция № 77: Медицинское освидетельствование подростков в промышленности (1946 г.);

- Конвенция № 78: Медицинское освидетельствование подростков на
непромышленных работа
(1946 г.).

Конвенции МОТ № 77 и № 78, предусматривают обязательное проведение медицинского освидетельствования детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности и на непромышленных предприятиях. В них устанавливается, что дети и подростки моложе 18 лет не будут приниматься на работу, если в результате медицинского освидетельствования будет установлено, что они не пригодны для работы, на которой они должны быть использованы..

- Конвенция № 79: Ночной труд подростков на непромышленных работах (1946

г.);

- Конвенция № 90: Ночной труд подростков в промышленности (пересмотренная)
(1948г.).

Конвенции № 79 и № 90 направлены на ограничение ночного труда детей и подростков на непромышленных работах и в промышленности.

- Конвенция № 138: Минимальный возраст (1973 г.), в соответствии с которой государства обязуются «обеспечить эффективное упразднение детского труда и постепенное повышение минимального возраста для приема на работу до уровня, соответствующего наиболее полному физическому и умственному развитию подростков»(ст. 1).

В Конвенции № 138 предусматривается, что каждое государство, ратифицировавшее эту Конвенцию, в специальном приложении должно сообщить данные о минимальном возрасте приема на работу подростков на своей территории.

Следует отметить также международные соглашения, связанные с рабством и работорговлей детьми.

20 октября 1947 г. ООН был принят Протокол к Международной конвенции о борьбе с торговлей женщинами и детьми "(1921 г.) и к Конвенции о борьбе с торговлей совершеннолетними женщинами (1933 г.) В Конвенциях и Протоколе предусматривается обязанность государств привлекать к уголовной ответственности лиц, занимающихся торговлей женщинами и детьми, сообщать друг другу сведения о профессиональных торговцах женщинами и детьми.

В 1953 г. Генеральная Ассамблея своей резолюцией 794(8) одобрила Протокол о внесении изменений в Конвенцию 1926 г. о рабстве.

На конференции в Женеве в 1956 г. была принята Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством. Конвенция предусматривает, в частности, отмену такого института, сходного с рабством, как эксплуатация детского труда. Под этим подразумевается любой институт или обычай, «в силу которого ребенок или подросток моложе 18 лет передается одним или обоими своими родителями или своим опекуном другому лицу за вознаграждение или без такового, с целью эксплуатации этого ребенка или подростка или его труда» (п. д ст. 1). Конвенция предусматривает установление уголовного наказания за работорговлю.

Особо следует выделить международные соглашения, касающиеся защиты женщин и детей в период вооруженных конфликтов. Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны (1949 г) и Дополнительные протоколы к Женевским конвенции (1977г.), предусматривают предоставление женщинам и детям специальной защиты от последствий военных действий. В 1974 г. была принята Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов, содержащая рекомендации государствам предоставлять особую защиту женщинам и детям, относящимся к гражданскому населению.

ЮНЕСКО 14 декабря 1960г. приняла Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования, содержащую обязательства государств не допускать дискриминацию в области образования по признаку расы, пола, языка, религии, социального происхождения, политических убеждений и предпринимать, если нужно, все меры по устранению дискриминации при получении образования. В Конвенции, в частности, содержится положение, в соответствии с которым государство обязуется сделать начальное образование обязательным и бесплатным (п. а ст. 4)37.

Не менее, важными для охраны здоровья детей и их прав имеют международно-правовые нормы о запрещении детских браков. Так, в Конвенции о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков (1962 г.) предусматривается принятие государством законодательных актов, устанавливающих минимальный брачный возраст. Конвенция запрещает «заключение брака с лицом, не достигшим установленного возраста, кроме случаев, когда в интересах сторон, вступающих в брак, компетентный орган разрешает сделать исключение из этого правила» (ст. 2)38. Рекомендация о согласии на вступление в брак, минимальном брачном возрасте и регистрации браков и Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин, принятые Генеральной Ассамблеей ООН соответственно 1 ноября 1965 г. и 7 ноября 1967 г., содержат положения о запрещении вступления в брак в детском возрасте и обручения молодых девушек, а также предлагают государствам принять эффективные меры по установлению минимального возраста для вступления в брак и регистрации браков в официальных учреждениях.

Положение несовершеннолетних и их право на защиту как неотъемлемые понятия, были зафиксированы в Международном пакте о гражданских и политических правах (1966г.). Статья 24 этого Пакта предназначалась специально для всех детей, имеющих право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства. В ней устанавливается, что каждый ребенок без всякой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения или рождения имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны семьи, общества и государства (п. 1 ст. 24).

В Пакте предусматривается, что каждый ребенок должен быть зарегистрирован немедленно после его рождения и должен иметь имя (п. 2 ст. 24). Каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства (п. 3 ст. 24). В Пакте также говорится о необходимости защиты детей в случае расторжения брака (п. 4 ст. 24), запрещении вынесения смертных приговоров за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет, содержится ряд правил уголовно-процессуального и гражданско-процессуального характера в отношении несовершеннолетних (ст.ст. 6, 14)40.

В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, 1966 г. (ст. ст. 10, 11, 12, 13), не только повторялись ранее зафиксированные положения, но и в более широком плане рассматривалась забота о «несамостоятельных детях и их воспитании».

Пакт об экономических, социальных и культурных правах предусматривает, что семье должна «предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании» (п. 1 ст. 10); «особая охрана должна предоставляться матери в течение разумного периода до и после родов» (п. 2 ст. 10); «особые меры охраны и помощи должны приниматься в отношении всех детей и подростков без какой бы то ни было дискриминацию по ' признаку семейного происхождения или по иному признаку...»"(п. 3 ст. 10)

В нем еще раз акцентировалось внимание на том, что «дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации.

Применение их труда в области, вредной для их нравственности и здоровья или опасной для жизни или могущей повредить их нормальному развитию, должно быть наказуемо по закону. Кроме того, государства должны установить возрастные пределы, ниже которых пользование платным детским трудом запрещается и карается законом».

Здесь же обращалось внимание на меры, направленные на обеспечение сокращения мертворождаемости и детской смертности, а также мероприятия, необходимые для здорового развития ребенка, в частности, при получении образования.

На первый взгляд отпадала необходимость в каких-либо еще мерах, помимо воплощения декларируемых принципов наряду с существующими концепциями и пактами, направленными на защиту семьи, материнства и детства в национальную практику различных государств.

Однако, несмотря на продуктивность и многоаспектность нормотворческой деятельности в области защиты прав ребенка, к концу 70-х годов стало очевидным, что существующие нормы по правам человека уже не отвечают специальным нуждам детей. Требовался единый международный документ, который соединил бы в себе весь предшествующий нормотворческий опыт и новые представления о защите прав ребенка.

Время и положение детей - будущего всего человечества — потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но на основе юридических гарантий и норм фиксировались меры защиты этих прав.

В то же время группа общественных деятелей Польши, проявившая в 1978 г. инициативу - о придании правам детей силы норм международного права, вначале была воспринята несколько скептически. Прозвучавшие возражения против разработки и принятия конвенции, сводились к тому, что проблемы детей уже были отражены в ряде существовавших норм по правам человека, поэтому выделение прав детей в специальную конвенцию только повредит соблюдению прав ребенка: особое отношение к детям может иногда «приводить к их дискриминации».

Дискуссии длились около года. Вскоре сторонники создания конвенции добились перевеса, а наиболее убедительными аргументами международные эксперты, входящие в состав Радда Барнен, посчитали следующие.

Во-первых, на заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН были сделаны доклады о серьезных нарушениях, от которых страдали дети: о высокой детской смертности, недоступности детского здравоохранения, ограниченных возможностях получения базового образования. Стали известны примеры использования детей в секс-бизнесе, на вредных производствах, обнародованы данные о подростках-узниках тюрем, детях-беженцах, жертвах войн и пр.

Во-вторых, было признано, что во второй половине XX в. произошли значительные изменения в общественном мнении относительно психологических потребностей несовершеннолетних детей. Большинство людей осознало, что интересы детей необязательно должны совпадать со взглядами родителей или опекунов. Кроме того, стало очевидным, что ко многим детям плохо относятся в их собственных семьях. Четко обозначилось явление, получившее название «садизм в детской», когда детей унижали, избивали, калечили, насиловали и даже убивали родители и близкие родственники.

С течением времени проблем, связанных с нарушением прав детей у основанного в Великобритании еще в 1884 г. Национального общества защиты детей от жестокости не уменьшалось, а скорее наоборот. Такое положение было характерно для многих развитых стран мира: США, Германии, Японии, России и др. Наконец, отмечалось, что дети часто становятся жертвами политического лицемерия. Политики в ходе предвыборных кампаний обязательно в качестве безотказного довода выдвигают борьбу за интересы детей, но после победы, как правило, забывают о своих обещаниях.

Было признано очевидным, что существующие нормы в области прав человека не адекватны для удовлетворения специфических потребностей детей. Это подвинуло мировое сообщество к необходимости разработки Конвенции - документа, Основанного на более прочных юридических гарантиях и нормах.

1979 г. был объявлен Международным годом ребенка, главной целью которого было «укрепление осознания особых нужд детей среди общественности и правительств» (резолюция ГА 31/169 от 21 декабря-1976 г.) и в его рамках проведена всемирная конференция «За мирное и счастливое будущее всех детей!».

В этом же, 1979 году, Комиссия по правам человека ООН рассмотрела предложение Польши и утвердила рабочую группу открытого состава для создания проекта Конвенции ООН о правах ребенка. В период с 1979-го по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира (представители правительств, агентств Организации Объединенных Наций и еще не менее пятидесяти неправительственных организаций), работала над текстом Конвенции о нравах ребенка, общими для всех стран стандартами гарантий детей от равнодушия, эксплуатации и насилия.

А так как мы знаем, что конвенция - это договор, который должен исполняться теми, кто его подписал, неукоснительно, то этот статус документа определил сложность и длительность (долгих 10 лет кропотливого труда!) его разработки и принятия, остроту дискуссий о его содержании.

Наиболее остро велись дебаты при определении понятия «ребенок» в международном праве. Трудность данного определения в международном праве заключалась: во-первых, в существующих между государствами различиях в сферах культуры, в вопросах религии, в правовых и политических системах. Во-вторых, особенно дискуссионным был вопрос об определении как начального периода жизни ребенка (с момента зачатия или с момента рождения) так и верхнего возрастного предела детства. Наиболее приемлемыми для начала и прекращения правовой защиты ребенка были определены период с момента рождения ребенка до 18 лет, если он не достигает совершеннолетия ранее. Государства в своем национальном законодательстве могут расширить эту защиту до момента зачатия.

Продолжает одновременно с работой над конвенцией совершенствоваться международная правовая база в отношении конкретных прав ребенка:

1) в области защиты прав несовершеннолетних правонарушителей.

Свидетельством того, какое большое значение международное сообщество придает проблеме правосудия в отношении несовершеннолетних, является количество и обстоятельность принятых Генеральной Ассамблеей ООН по этому вопросу документов.

В 1985 г. ООН разработаны Минимальные стандартные Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.

«Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций» касаются таких вопросов, как минимальный возраст уголовной ответственности, цели отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, характеристики эффективного, справедливого и гуманного отправления правосудия в отношении несовершеннолетних и подлежащие применению принципы в области прав человека. Правила призывают государства-члены к созданию условий, позволяющих обеспечить такую жизнь подростков в обществе, которая в тот период жизни, когда они наиболее склонны к неправильному поведению, будет благоприятствовать процессу развития личности, в максимальной степени исключая возможность совершения правонарушений и преступлений.

В то же время Правила констатируют, что правосудие в отношении несовершеннолетних должно являться составной частью процесса национального развития каждой страны в рамках всестороннего обеспечения социальной справедливости для всех несовершеннолетних. Они также охватывают вопросы, касающиеся расследования и судебного разбирательства преступлений, совершенных несовершеннолетними, включая вопрос о содержании под стражей до суда. В целом, в них рекомендуется минимально использовать меры, предусматривающие заключение несовершеннолетних в исправительные учреждения. Они также содержат положения, обеспечивающие защиту несовершеннолетних правонарушителей, помещенных в исправительные учреждения.

Важнейшим требованием Правил является требование о беспристрастном применении правосудия к несовершеннолетним, без какой бы то ни было дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, возраста, языка, вероисповедания, национальности, политических или иных убеждений, культурных взглядов или практики, имущественного, сословного или семейного положения, этнического или социального происхождения и нетрудоспособности. Необходимо обеспечивать уважение религиозных и культурных взглядов, практики и моральных принципов несовершеннолетнего.

В Правилах обозначено, что ни за какое преступление, совершенное несовершеннолетним, смертный приговор не выносится.

Цель Правил состоит в том, чтобы установить минимальные стандарты, принятые Организацией Объединенных Наций для защиты несовершеннолетних, лишенных свободы в какой бы то ни было форме, в соответствии с правами человека и основными свободами и с целью противодействовать неблагоприятным последствиям всех видов заключения и способствовать их вовлечению в жизнь общества.

Защита индивидуальных прав несовершеннолетних должна обеспечиваться компетентной судебной властью, с уделением особого внимания законности мер по их задержанию, а цели вовлечения в социальную жизнь общества должны обеспечиваться путем регулярных инспекций и других средств' контроля, которые осуществляются в соответствии с международными нормами, внутригосударственными законами и постановлениями должным образом созданным органом, уполномоченным посещать несовершеннолетних и не входящим в состав администрации исправительного учреждения. Правила применяются в контексте экономических, социальных и культурных условий каждого государства-участника.

«Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Нации», касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила. 1985г.), были дополнены принятыми резолюциями: 45/112 «Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних», с содержащимся в настоящей резолюции приложением под названием «Эр-Риядские руководящие принципы» и 45/113: «Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы» от 14-.декабря 1990 года.

Представленные документы отмечают тот факт, что система правосудия в отношении несовершеннолетних должна защищать их права и безопасность и содействовать их хорошему физическому и умственному состоянию.

Специфическое положение детей и несовершеннолетних в системе отправления правосудия, необходимость учета их особых потребностей и уязвимости перед различными формами злоупотреблений, несправедливости и унижения в качестве предмета особой озабоченности рассматривают органы ООН по правам человека. В Резолюции 2000/39 отмечается, что «наилучшие условия защиты интересов ребенка должны быть основным соображением при принятии любых решений, касающихся лишения свободы, а само лишение свободы должно использоваться лишь в качестве крайней меры и в течение кратчайшего необходимого периода времени, особенно до суда».

К сожалению и сегодня во многих государствах система правосудия не соответствует принципам и положениям, обозначенным в Правилах и Конвенции о правах ребенка.

2) В сфере защиты детей разведенных родителей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3 декабря 1986 года резолюцией 41/ 85 Генеральной Ассамблеи ООН была принята Декларация о социальных и правовых гарантиях, касающихся благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях.

В числе документов, которые подготовлены за пределами ООН и которые представляют большой интерес в плане защиты детей, можно назвать Конвенцию о гражданских аспектах международной практики насильственного увоза детей (1980 г.)  Конвенцию о защите детей и сотрудничестве в вопросах международного усыновлении (1993 г.), разработанные под эгидой Гаагской конференции частного международного права.

Опека, попечительство, усыновление и сегодня являются самыми приоритетными формами устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Наконец, в 1988 г. рабочая группа представила Комиссии по правам человека ООН окончательный вариант документа и 20 ноября 1989г. в тридцатилетие со дня утверждения Декларации о правах ребенка 1959г. Генеральная Ассамблея ООН единогласно проголосовала за принятие «великой хартии вольностей детей», своеобразного «Билля о правах детей», «мировой конституции прав ребенка».

Таким образом, после многолетней подготовки на свет появилась «Конвенция ООН о правах ребенка».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: