Определение и разновидности религиозного туризма

Глава 2 Религиозный туризм и центры религиозного туризма в Украине

2.1. Религиозный туризм в христианстве………………………………………15

2.2. Православное паломничество. Религиозные центры в Украине………...22

2.3. Религиозный туризм в Луганской области………………………………..26

Общие выводы…………………………..   ……………………………………..29

Список литературы……………………………………………………………31

 

 

Введение

Религиозный туризм совсем недавно был внесен в список существующих видов туризма, принятый Всемирной туристской организацией. Туристские вузы практической подготовкой специалистов по этому направлению не занимаются. Вместе с тем, древние традиции поклонения святым местам сегодня активно возрождаются через развития религиозного туризма. Паломнические поездки и путешествия в последние годы становятся необычайно популярными. Человеку свойственно желание больше узнать о православных традициях, церковных обрядах, тысячелетней религиозной культуре. Поэтому в последние годы подлинно массовыми стали визиты туристов и экскурсантов в храмы и монастыри. Многие из них стремятся прикоснуться к нетленным мощам, чудотворным иконам, совершить омовение в святых источниках. Именно туристы оказываются зачастую самыми благодарными слушателями и воистину переживают потрясение от знакомства с тем «миром веры», к которому они приближались с опаской и робостью. Это неизбежно пробуждает у взрослых и молодежи влечение к истинному пониманию смысла человеческого бытия, ценности нашей жизни.

Вопросам исследования этой проблемы посвящен ряд работ отечественных и зарубежных авторов. В основном, материал, изложенный в монографической, периодической, учебно-методической литературе, носит общий характер. Например, в статьях Мосолкиной Т.В., Сахновской Н.И., Галух Г.А. анализируются факторы, способствующие становлению религиозного туризма. В статьях Швец А.А.,  Страчновой Н.Б.  выявлены проблемы рационального использования его материальной и сакральной составляющих.

Важность и недостаточная разработанность этих проблем определяет актуальность нашего исследования. Рассмотрение различных аспектов религиозного туризма, имеет как теоретическую, так и практическую значимость.

Объект исследования – религиозный туризм

Предмет – центры религиозного туризма в Украине

Цель – проанализировать особенности религиозного туризма в Украине

Задачи:

1. Выявить сущность понятия «религиозный туризм» и разновидности религиозного туризма;

2. Изучить религиозный туризм с точки зрения его экскурсионно-познавательного значения;

3. Охарактеризовать особенности религиозного туризма в христианстве;

4. Исследовать особенности православного паломничества, охарактеризовать религиозные центры в Украине.

 

 

Глава 1 Общая характеристика религиозного туризма

Определение и разновидности религиозного туризма

Туристом, путешествующим с религиозными целями, является человек, выезжающий за пределы страны постоянного проживания на срок не более года для посещения святых мест и центров религий. Под религиозным туризмом следует понимать виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды.

Религиозный туризм подразделяется на две основные разновидности:

- паломнический туризм;

- религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности.

В паломническом туризме выделяется духовно паломнический туризм.

Паломнический туризм - это совокупность поездок представителей различных конфессий с паломническими целями. Паломничество - стремление верующих людей поклониться святым местам.

Среди причин для совершения паломничества можно выделить следующие:

- желание исцелиться от душевных и физических недугов;

- помолиться за родных и близких;

- обрести благодать;

- выполнить богоугодную работу;

- отмолить грехи;

- выразить благодарность за блага посланные свыше;

- проявить преданность вере;

- стремление к подвижничеству во имя веры;

- обрести смысл жизни.

Паломничество предполагает определенное отношение человека к действительности. Идея паломничества подразумевает действия в условиях особых трудностей, добровольно взятые на себя обязательства быть в этих условиях. Это символизирует готовность человека пожертвовать преходящими материальными ценностями во имя вечных духовных. В индуизме, православии и католицизме получили развитие пешие паломничества. Люди отправляются в паломничества, когда им недостаточно ритуальных действий в местах обычной среды проживания.

Термин "паломничество", как полагают филологи, происходит от слова "пальма" - ветви именно этого дерева привозили первые паломники христиане, побывавшие в Святой земле во время праздника "Вход Господень в Иерусалим". Во время триумфального входа Иисуса Христа в Иерусалим верующие усыпали его путь ветвями пальмы. В России этот праздник получил наименование "Вербное воскресенье". Традиции паломничества уходят корнями в глубокую древность. В Индии люди с древних времен совершали поездки в святые места, наполненные энергией того или иного божества. В Древней Греции паломники из разных уголков страны приезжали в Дельфы к прорицательнице Пифии, жившей в храме, для получения предсказаний. В Средние века паломничество получило широкое распространение. Странствия пилигримов в Палестину начались уже в III в. н. э. При императоре Константине были возведены храмы в Иерусалиме, например Храм Гроба Господня. В XV в. для паломников из Европы были разработаны специальные маршруты, или "дорожники", от берегов Роны до реки Иордан. Однако самые первые путеводители для паломников, или "итенирарии", были написаны на греческом языке в Византии еще в VIII в. Наибольшей популярностью среди пилигримов пользовался итенирарий "Краткое сказание о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, а также Сирии, Финикии и о святых местах Палестины", написанный византийцем Иоанном Фокой в XII в. Крестовые походы закрепили традицию паломничества в Святую землю. По данным ВТО, ежегодно совершают паломничество более 200 млн. человек.

В науке обычно выделяют несколько видов паломничества, классифицирующихся по различным признакам:

1) по числу участников и семейной принадлежности - индивидуальные, семейные и групповые паломничества;

2) по продолжительности - длительные и кратковременные паломничества (раньше по русским православным канонам паломничеством считалась поездка продолжительностью более 10 дней);

3) по сезонности - круглогодичные паломничества, а также приуроченные к религиозным праздникам;

4) по объектам посещения - посещения конфессиональных культовых мест (церквей, монастырей, храмов), а также природных культовых мест (гор, озер, пещер, родников, рощ);

5) по местоположению объекта паломничества - внутренние (в пределах государственных границ) и зарубежные паломнические туры;

6) по признаку обязательности - добровольные и обязательные паломнические туры (например, в исламе паломничество хадж является обязательным для каждого правоверного).

Паломники обычно выдвигают гораздо меньше требований к уровню и качеству обслуживания, питания, размещения. Они останавливаются на ночлег в кельях монастырей, на территории ашрамов, в палаточных городках (во время хаджа, например), могут ночевать в храмах на полу или даже прямо на улице. Выбор пищи обычно невелик, и она довольно скромная. В христианских странах во время постов пища постная, в Индии - вегетарианская.

Духовно паломнический туризм имеет узкую социально психологическую базу и географическую направленность. Под духовно паломническим туризмом понимаются поездки туристов из Северной и Южной Америки, Европы и России в различные центры духовной практики в странах Востока, в первую очередь в Индию, Тибет, Китай, Непал, Японию. Духовно паломнический туризм тесно связан с лечебно оздоровительным туризмом. Например, многие духовные центры в Индии являются центрами аюрведического лечения. В Индии аюрведа - это комплексная наука лечения, омоложения организма и предотвращения заболеваний, которые возникают как следствие нарушения гармонии между энергией человека и Вселенной. Всевозможные практики и наставления, дающиеся во многих ашрамах, а также в Золотом Городе, часто выходят за рамки религий или не имеют непосредственной (видимой) религиозной подоплеки. Подчеркивается их универсальность для людей различных вероисповеданий, национальностей, пола, возраста и профессии. Цель таких практик - помочь человеку в решении его проблем, а также в его духовном и нравственном самосовершенствовании, познании своей внутренней духовной природы.

Следует отметить близость духовно паломнического туризма и других видов туризма. Например, ежегодно многие туристы посещают Китай для занятий цигун. Цигун - это комплекс двигательных и дыхательных упражнений. Цигун помогает человеку набрать большой запас жизненных сил, или энергии Ци, как полагают китайцы. Так что такая поездка содержит элементы религиозного, спортивного и лечебно оздоровительного туризма.

Основные регионы паломнического туризма:

- православные республики СНГ: Россия, Украина, Белоруссия, Молдова;

- зарубежная Европа с доминирующим католицизмом и протестантизмом (включая его многочисленные течения);

- Северная Америка с доминирующим положением христианства;

- Латинская Америка с преобладанием христианства и традиционными народными верованиями коренного населения;

- Северная Африка с преобладанием ислама;

- Восточная и частично Западная Африка с преобладанием ислама и наличием центров христианства и традиционных народных верований;

- Западная Азия с доминированием ислама и анклавами христианства и иудаизма;

- Южная Азия с распространением индуизма, буддизма, сикхизма, джайнизма, а также ислама;

- Юго-Восточная Азия с преобладанием буддизма, ислама и анклавами индуизма;

- Восточная Азия с господством буддизма, конфуцианства и синтоизма;

- Средняя Азия (Тибет), где доминируют ислам и ламаизм, религия бон;

- Центральная Азия с преобладанием буддизма и отдельными анклавами ислама.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: