Гражданская свобода не может считаться полноценной, если она не подкреплена свободой хозяйственной деятельности. Поэтому одним из направлений деятельности правительства П.А. Столыпина было снятие многих ограничений с экономической активности человека. Государство отказалось от чрезвычайно тягостной для предпринимателей разрешительной процедуры учреждения акционерных компаний, открывавшей широкий простор для бюрократического произвола. Вместо нее вводился явочный принцип организации акционерных обществ. Государство также пошло на реформирование нормативной базы для совершенствования финансово-кредитной системы, облегчавшей деятельность малых и средних компаний. Был разработан Устав Банка обществ взаимного кредита, Устав кассы городского и земского кредита.
В экономической сфере правительство П.А. Столыпина одновременно решало две задачи. С одной стороны, оно расширяло правовое пространство для свободного предпринимательства. С другой, оно заявляло о государстве как о решающем факторе существования этого пространства. Оно определяло правила игры, гарантировало их соблюдение и непосредственно отвечало за развитие инфраструктуры.
|
|
Военная реформа.
Поражение России в русско-японской войне 1904-1905 гг. наглядно продемонстрировало необходимость скорейших преобразований в армии. Можно выделить три направления военной политики: упорядочение принципов комплектования вооруженных сил, их перевооружение, строительство необходимой инфраструктуры. В годы столыпинских реформ был разработан новый Воинский устав, четко определявший порядок призыва в армию, права и обязанности призывных комиссий, льготы по отбыванию воинской повинности и, наконец, возможности обжалования решений властей. Иными словами, правительство стремилось «вписать» отношения между гражданином и вооруженными силами в правовое пространство Российской империи.
Столыпин являлся категорическим противником силовых методов разрешения внешнеполитических конфликтов. Потрясенный бессмысленностью войны с Японией, он говорил: «Грустна и тяжела война, не скрашенная жертвенным порывом». Вместе с тем Столыпин выступал последовательным и решительным сторонником укрепления военно-стратегической мощи России.
П.А. Столыпин прекрасно осознавал, что проводимые им системные преобразования могли дать свои плоды лишь через определенный период мирного поступательного развития России.
Вывод.
Анализируя и сопоставляя плюсы и определенные минусы столыпинских реформ, следует со всей определенностью сказать, что их позитивные итоги многократно превосходили имевшиеся при их реализации издержки. Столыпин не просто обозначил контуры «новостроящейся» России, но и заложил прочный фундамент для качественных изменений. В этом, прежде всего, состоит его огромная историческая заслуга. Долг перед любимой им Россией он выполнил сполна. Пуля террориста могла убить Столыпина как человека, но она не могла убить его идеи, его реформы, которые продолжали укореняться на русской почве вплоть до Первой мировой войны. К сожалению, в России не нашлось второго Столыпина – последователя и продолжателя деяний первого.
|
|
Список литературы
1. Интернет.
2. Аврех А.Я. «Столыпин и судьбы реформ в России» М., Изд. политической литературы, 1991.
3. Бок М.К. П.А. «Столыпин» М., “Современник” 1992.
4. Верт Н.Р. «История советского государства» М., ИПА 1995.
5. Ковальченко И.Д. “Столыпинская аграрная реформа” “История СССР” М., 1992.
6. Островский И.В. “П.А. «Столыпин и его время” Изд. Новосибирск, 1992.
7. Пантелеев В.А. «Сибирская одиссея Столыпина» «Былое», N9-10 1996.
8. Румянцев М.А.“Столыпинская аграрная реформа: предпосылки, задачи и итоги” “Вопросы экономики” №10 М., 1990.
9. Сборник речей “Петр Аркадьевич Столыпин” “Нам нужна великая Россия” М. “Молодая гвардия” 1990.
10. В.В.Казарезов " О Петре Аркадьевиче Столыпине", Москва, ВО" Агропромиздат", 1991 г.
11. П.Н.Зырянов «Столыпин без легенд», Историки отвечают на вопросы, выпуск 2, Московский рабочий, 1990 г.
12. К.И.Могилевский, К.А.Соловьев «П.А.Столыпин: личность и реформы» 2007 г.
[www.stolypin.ru/izdania.html]