Деятельность Международной ассоциации развития

Займы МАР предоставляются для финансирования строительства электростанций, железных и шоссейных дорог и сельского хозяйства. МАР преследует те же цели, что и МБРР: сохранить развивающиеся страны в положении сельскохозяйственных придатков к экономике промышленно развитых стран, создать благоприятные условия для частных иностранных капиталовложений и переложить на налогоплательщиков, то есть на трудящихся, расходы, связанные со строительством капиталоемких и нерентабельных для частных предпринимателей объектов. Это свидетельствует о дальнейшем обострении противоречий капиталистической системы, которые правящие круги империалистических государств пытаются разрешить за счёт развивающихся стран.

Начиная с 1960 года, МАР предоставила почти $97 миллиардов приблизительно 90 странам. Это составляет около $6 миллиардов в год.

Присоединение Российской Федерации к основным международным финансовым организациям было закреплено Постановлением Верховного Совета Российской Федерации "О вступлении Российской Федерации в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития" от 22 мая 1992 г. N 2815-1

В первые годы существования Российской Федерации как независимого постсоветского государства экономические интересы вышли на передний план и приобрели особую значимость. Страна остро нуждалась в несвязанных внешних финансовых ресурсах для покрытия дефицита не только платежного баланса, но и бюджета. МВФ и МБРР были для нее важнейшими источниками внешних кредитов. [3]

Распоряжением Правительства РФ от 13 февраля 1999 г. предусмотрено по предложению Минфина России, внесение Российской Федерацией в 2000-2008 годах в 12-е пополнение капитала Международной ассоциации развития взносов в размере, эквивалентном 3000000 СДР (специальные права заимствования).[1]

Ассоциация пользуется лишь формальной автономией от Банка, что выражается в ведении операций по отдельному счету. Источником средств для кредитов MAP являются взносы наиболее богатых промышленно развитых стран-доноров (более 90%), прибыли, полученные по займам Всемирного банка, и погашенные кредиты MAP, предоставленные ранее. Официальные пополнения ресурсов MAP за счет стран-доноров производятся каждые три года.Уставы МФК и MAP связывают членство государств в этих организациях с членством в МБРР. Любое государство-член, которое будет лишено своего статуса члена Банка или которое прекратит участие в нем, будет автоматически лишено членства в Корпорации и в Ассоциации. Государство-член будет считаться членом MAP (или МФК) с того момента, когда правительство этого государства сдаст на хранение в МБРР документ, подтверждающий, что оно приняло настоящий Устав в соответствии со своими законами. Правила, регулирующие выход государств-членов из MAP и МФК, по существу, аналогичны соответствующим правилам, закрепленным в Уставе МБРР. Многие страны с низким доходом, в особенности в Африке, испытывают серьезные трудности с выплатой и обслуживанием внешней задолженности и поэтому нуждаются в содействии со стороны MAP для поддержки комплексных планов обслуживания внешнего долга, включающих погашение задолженности, реструктуризацию двусторонней задолженности, сокращение коммерческой задолженности и т. д. Это обстоятельство может рассматриваться в качестве еще одного аргумента в пользу гибкого подхода к вопросу о доле средств, выделяемых MAP на цели операций по структурным преобразованиям.[5]

Задачи, которые ставит перед собой МАР, заключаются в развитии производительных сил и стимулировании экономического роста соответствующих стран.

Ассоциация формирует свои ресурсы из пяти источников:

- подписной капитал и членские взносы (30 млрд дол.);

- перевод части чистой прибыли МБРР (1,6 млрд дол.);

- платежи по ранее предоставленным кредитам и чистые доходы МАР (280 млн дол.);

- швейцарские займы (51 млн дол.) и операции по совместному финансированию.

Средства, получаемые из первого источника, составляют 90% всех ресурсов МАР и поступают из 33 государств, в большинстве своем индустриальных. Члены МАР, относящиеся к этой категории, полностью вносят подписной капитал и предоставляют ассоциации дополнительные средства в неконвертируемых валютах. Те же страны, которые входят во вторую категорию, платят 10% своего первоначального взноса в свободно-конвертируемой валюте и остающиеся 90% и все дополнительные взносы и платежи - в национальной валюте. Средства, выделяемые МАР, обычно именуются кредитами, чтобы отличить их от займов, предоставляемых МБРР.

Кредитование по линии ассоциации чаще всего осуществляется в форме долгосрочных кредитов с совместным финансированием или без него. Срок погашения - 50 лет с 10-летним льготным периодом, после которого выплачивается по 1% суммы долга в год в течение 10 лет и по 3% в год в течение последних 30 лет. Проценты по кредитам не начисляются, но при нарушении сроков платежей взимается 0,75% просроченной суммы. С 1982 г. дополнительно взимается 0,5% с суммы неиспользованного остатка кредитной линии. Кредиты по линии МАР предоставляются на весьма льготных условиях с чрезвычайно длительным сроком погашения. В свете основных целей развития, которые пятый президент Всемирного банка, ныне уже находящийся в отставке, определил как ускорение экономического роста и искоренение абсолютной нищеты. Шестому главе ассоциации пока еще далеко не удалось удовлетворить растущие потребности стран с низкими доходами.

Штаб-квартира Ассоциации находится в Вашингтоне; в Париже и Токио имеются представительства, в которых работает персонал Банка реконструкции и развития.[6]

Беднейшие страны, которые являются обычно не кредитоспособными на международных финансовых рынках и неспособны оплатить проценты по займам, и для которых Всемирный банк, соответственно, не может привлекать для государств этой группы средств на международных финансовых рынках. В этих случаях займы предоставляются Международной Ассоциацией Развития (МАР) - членом Группы Всемирного банка. Более 30 государств-членов МАР периодически предоставляют деньги для финансирования подобных кредитов. Кредиты МАР практически не предусматривают ежегодных выплат и выдаются на длительный срок - 35 или 40 лет, включая 10-летний льготный период. Подобные кредиты предоставляются странам с годовым доходом на душу населения менее $925. Средства предоставляются не на безвозмездной основе и должны быть возвращены. Ежегодно МАР предоставляет беднейшим странам около $6 миллиардов. Основными партнерами Банка являются правительства государств-членов

Прежде чем стать членом МАР, государство должно стать членом МБРР. В настоящее время 158 стран являются членами МАР.

Как уже отмечалось выше, МАР предоставляет займы только беднейшим странам (годовой доход на душу населения не более $905), которые не могут заимствовать у МБРР на обычных для него условиях.

В настоящее время насчитывается 80 стран, входящих в эту категорию. В них проживает около 3.2 миллиардов человек (65 процентов от общей численности населения развивающихся стран). Приблизительно 1.2 миллиарда этих людей имеют ежедневный доход менее $1.

Когда Валовой национальный продукт страны превышает порог приемлемый для МАР, государство не может более получать беспроцентные кредиты МАР. В дальнейшем оно уже может заимствовать у МБРР на условиях выплаты процентов.

Ссуды МАР выдаются на 35 или 40 лет с 10-летним льготным периодом. При подобных заимствованиях проценты не начисляются, однако предусматривается оплата услуг (в настоящее время - 0.75 процентов).

Начиная с 1960, МАР предоставила почти $97 миллиардов приблизительно 90 странам. Это составляет около $6 миллиардов в год.

Средства МАР распределены между странам-заемщиками в соответствии с их относительными размерами, уровнем дохода и успешностью реализации ранее инициированных проектов. Примерно 45-50 процентов от объема ссуд МАР приходится на страны Африки (район Сахары). Большинство остальных средств идет в азиатские страны, такие как Бангладеш, Индия, Вьетнам, Пакистан и Непал. Остальные ссуды предоставляются Китаю и более бедным государствам Латинской Америки, Карибского бассейна, Ближнего Востока, Европы и Центральной Азии.

В то время как МБРР собирает большинство своих фондов на мировых финансовых рынках, МАР финансируется в значительной степени за счет вкладов Правительств более богатых государств-членов. Общее количество собранных МАР с начала своего функционирования средств составляет около 91 миллиарда долларов США. Источникам дополнительных средств являются также прибыль МБРР и выплаты заемщиков более ранних кредитов МАР. [4]

Фонды МАР пополняются донорами каждые три года. 11-ое Пополнение (IDA11) финансирует проекты в течение трех лет, начинающиеся с 1 июля 1996. Средства IDA11 позволят МАР предоставлять займов на общую сумму около $22 миллиардов, из которых $11 миллиардов обеспечиваются странами-донорами.

Самые большие взносы в IDA11 были сделаны Соединенными Штатами, Японией, Германией, Францией, Великобританией и Италией. Несколько меньше богатых стран также внесли достаточно большие вклады. Турция и Корея, например, раннее являвшиеся заемщиками МАР, в настоящее время входят в число доноров. Донорами также являются страны, продолжающие заимствовать у МБРР - Аргентина, Ботсвана, Бразилия, Чешская Республика, Венгрия, Мексика, Польша, Россия и Южная Африка. В число предоставивших средства в IDA11 входят также Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Дания, Финляндия, Греция, Исландия, Ирландия, Кувейт, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Саудовская Аравия, Испания, Швеция, и Швейцария. [3]

МАР борется с бедностью при помощи широкого диапазона проектов, включая проекты в области сельского хозяйства (26 %), социального обеспечения (здравоохранение, народонаселение, образование и водопользование) (26 %) и развития инфраструктуры (22 %).

МАР также консультирует правительства о наилучших способах интенсификации экономического роста.

Россия готова дополнительно выплатить Международной ассоциации развития до 587 миллионов долларов. Об этом на встрече с министрами финансов стран "большой восьмерки" заявил президент России Владимир Путин. По его словам, эти деньги могут пойти "на покрытие так называемого структурного разрыва".

Кроме того, Путин подтвердил готовность России досрочно выплатить Парижскому клубу 11,9 миллиарда долларов, отметив, что это "будет содействовать развитию беднейших стран", предоставлением кредитов и займов которым на льготных условиях занимается Международная ассоциация развития.

"Известно, что некоторые страны-кредиторы испытывают сегодня недостаток свободных финансовых ресурсов, и они смогут использовать полученные от России средства для выполнения своих обязательств перед Международной ассоциацией развития по компенсации списываемых долгов беднейших стран", - отметил президент.

Он также сообщил, что в 2006-2010 годах Россия выделит 43,5 миллиона долларов на программу МВФ по оказанию помощи бедным странам, пострадавшим от внешних шоков. По словам Путина, соответствующее "принципиальное решение" было принято на днях.

Беседуя с министрами финансов стран "большой восьмерки", глава государства также коснулся темы вступления России в ВТО и отметил, что "главная нерешенная проблема в этой сфере - переговоры с американскими партнерами". "Рассчитываем, что в самое ближайшее время мы эти переговоры сможем разрешить", - заявил Путин.

Как сообщалось ранее, незадолго до встречи с президентом РФ, министры финансов стран "большой восьмерки" провели совещание с целью подготовки саммита G8 в Санкт-Петербурге. В ходе заседания они, в частности, отметили улучшение макроэкономической ситуации в России, которое позволит ей досрочно погасить долг перед Парижским клубом.

Со времени создания МАР общая сумма предоставленных кредитов и грантов составляет 161 млрд долл. США, причем в последние годы сумма кредитов и грантов в среднем составляет 7-9 млрд долл. США в год, и наибольшая часть средств, около 50 процентов, направляется в Африку.

Возможность получения поддержки МАР обусловлена, прежде всего, относительным уровнем бедности страны, определяемого как ВНД на душу населения ниже определенного порога, который подлежит ежегодному обновлению (1025 долл. США в 2007 финансовом году).

МАР также оказывает поддержку ряду стран, в том числе нескольким небольшим островным государствам, которые превосходят установленный операционный лимит, но не имеют достаточной кредитоспособности для заимствования средств МБРР.[2]

Некоторые страны, такие как Индия, Индонезия и Пакистан, могут получать поддержку со стороны МАР исходя из уровня дохода на душу населения, но они также достаточно кредитоспособны для определенного заимствования средств МБРР. Их именуют странами со «смешанным» статусом.

В настоящее время заимствовать ресурсы МАР могут 82 страны. В этих странах проживает в общей сложности 2,5 млрд человек, половина населения всех развивающихся стран. По оценкам около 1,5 млрд человек в этих странах живет менее чем на 2 долл. США в день.

По кредитам МАР установлены сроки погашения в 20, 35 или 40 лет при 10-летнем льготном периоде до начала погашения основной части долга. Средства МАР распределяются среди стран-заемщиков исходя из их уровня дохода, а также достигнутых успехов в управлении экономикой и хода реализации действующих проектов МАР. Проценты по кредитам не взимаются, но существует небольшой комиссионный сбор, который в настоящее время составляет 0,75 процента с суммы выданных средств. Текущие условия предоставления кредитов МАР

В 2006 финансовом году (закончившемся 30 июня 2006 года) общая сумма предоставленных МАР кредитов составила 9,5 млрд долл. США. Новые кредиты в 2006 финансовом году были предоставлены на проведение 167 новых операций. Начиная с 1960 года МАР выделила кредиты 108 странам на общую сумму в 170 млрд долл. США. Размер ежегодного кредитования неуклонно растет и в среднем в последние три года составляет 9,1 млрд долл. США.

Кредиты предоставляются на проекты в области начального образования, базового здравоохранения, водопроводно-канализационных систем, охраны окружающей среды, улучшения делового климата, инфраструктуры и институциональных реформ. Эти проекты формируют основу для экономического роста, создания рабочих мест, повышения доходов и улучшения условий жизни.

МАР делает упор на экономический рост на широкой основе, включая:

- обоснованную экономическую политику, развитие сельских регионов, частное предпринимательство и устойчивую экологическую практику;

- инвестиции в людской капитал, образование и здравоохранение, в особенности борьбу с ВИЧ/СПИДом, малярией и туберкулезом;

- расширение потенциала заемщиков по оказанию базовых услуг и обеспечение подотчетности за государственные средства;

- восстановление после гражданских и вооруженных конфликтов и стихийных бедствий;

- расширение торговли и региональной интеграции.

МАР проводит аналитические исследования для формирования базы знаний, необходимой для разработки разумных мер политики, направленных на сокращение бедности. МАР предоставляет рекомендации правительствам относительно способов расширения основы экономического роста и защиты бедного населения от экономических шоков.

МАР также координирует помощь, оказываемую донорами для облегчения бремени стран, которые не в состоянии справиться с обслуживанием своего долга. Исходя из риска возникновения в стране кризиса задолженности, МАР разработала систему распределения грантов, которая призвана помочь странам добиться устойчивости долговой ситуации.

МАР было выделено 54 млрд долл. США на облегчение бремени задолженности бедных стран: 18 млрд долл. США в рамках Инициативы в отношении долга бедных стран с высоким уровнем задолженности (ХИПК) и 36 млрд долл. США в рамках Инициативы по облегчению бремени задолженности на многосторонней основе (МДРИ).

В то время как Всемирный банк мобилизует бóльшую часть своих средств на мировых финансовых рынках, МАР финансируется в основном за счет взносов от правительств более богатых государств-членов. Дополнительными источниками средств служат доходы МБРР и погашение заемщиками ранее выделенных кредитов МАР.[5]

Каждые три года проводится конференция доноров для пополнения бюджета МАР. На взносы доноров приходится более половины из пополнения ресурсов МАР-14 в размере 33 млрд долл. США, предназначенных для финансирования проектов в течение трехлетнего периода, заканчивающегося 30 июня 2008 года.

Наиболее крупные взносы в рамках МАР-14 были заявлены Соединенными Штатами, Соединенным Королевством, Японией, Германией, Францией, Швецией, Италией и Канадой, однако менее богатые страны также осуществляют взносы в МАР.

Облегчение бремени задолженности и предоставление грантов привели к сокращению повторного использования средств МАР. Для обеспечения того же объема кредитов и грантов МАР бедным странам в рамках МАР-15 (с середины 2008 года по середину 2011 года), наиболее важного периода для достижения ЦРТ, особое значение приобретает щедрое пополнение ресурсов МАР. Переговоры по пополнению ресурсов МАР-15 были начаты в марте 2007 года, и будут продолжаться до конца года. [6]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

МАР была создана в 1960 году, и ее задачей является сокращение бедности путем предоставления беспроцентных кредитов и грантов для реализации программ, направленных на ускорение экономического роста, уменьшение неравенства и улучшение условий жизни населения.

МАР предоставляет займы (известные как кредиты) на льготных условиях. Это означает, что проценты по ним не взимаются, а сроки погашения увеличены до 35-40 лет при 10 летнем льготном периоде. Со времени создания МАР общая сумма предоставленных кредитов и грантов составляет 161 млрд долл. США, причем в последние годы сумма кредитов и грантов в среднем составляет 7-9 млрд долл. США в год, и наибольшая часть средств, около 50 процентов, направляется в Африку.

Некоторые страны, такие как Индия, Индонезия и Пакистан, могут получать поддержку со стороны МАР исходя из уровня дохода на душу населения, но они также достаточно кредитоспособны для определенного заимствования средств МБРР. Их именуют странами со «смешанным» статусом. В настоящее время заимствовать ресурсы МАР могут 82 страны. В этих странах проживает в общей сложности 2,5 млрд человек, половина населения всех развивающихся стран. По оценкам около 1,5 млрд человек в этих странах живет менее чем на 2 долл. США в день.

По кредитам МАР установлены сроки погашения в 20, 35 или 40 лет при 10-летнем льготном периоде до начала погашения основной части долга. Проценты по кредитам не взимаются, но существует небольшой комиссионный сбор, который в настоящее время составляет 0,75 процента с суммы выданных средств. В 2006 финансовом году (закончившемся 30 июня 2006 года) общая сумма предоставленных МАР кредитов составила 9,5 млрд долл. США.

МАР делает упор на экономический рост на широкой основе, включая:

- обоснованную экономическую политику, развитие сельских регионов, частное предпринимательство и устойчивую экологическую практику;

- инвестиции в людской капитал, образование и здравоохранение, в особенности борьбу с ВИЧ/СПИДом, малярией и туберкулезом;

- расширение потенциала заемщиков по оказанию базовых услуг и обеспечение подотчетности за государственные средства;

- восстановление после гражданских и вооруженных конфликтов и стихийных бедствий;

- расширение торговли и региональной интеграции.

МАР проводит аналитические исследования для формирования базы знаний, необходимой для разработки разумных мер политики, направленных на сокращение бедности. МАР предоставляет рекомендации правительствам относительно способов расширения основы экономического роста и защиты бедного населения от экономических шоков. МАР также координирует помощь, оказываемую донорами для облегчения бремени стран, которые не в состоянии справиться с обслуживанием своего долга. Исходя из риска возникновения в стране кризиса задолженности, МАР разработала систему распределения грантов, которая призвана помочь странам добиться устойчивости долговой ситуации.

МАР финансируется в основном за счет взносов от правительств более богатых государств-членов. Дополнительными источниками средств служат доходы МБРР и погашение заемщиками ранее выделенных кредитов МАР.

Пополнение ресурсов МАР. Каждые три года проводится конференция доноров для пополнения бюджета МАР. На взносы доноров приходится более половины из пополнения ресурсов МАР-14 в размере 33 млрд долл. США, предназначенных для финансирования проектов в течение трехлетнего периода, заканчивающегося 30 июня 2008 года. Наиболее крупные взносы в рамках МАР-14 были заявлены Соединенными Штатами, Соединенным Королевством, Японией, Германией, Францией, Швецией, Италией и Канадой, однако менее богатые страны также осуществляют взносы в МАР.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: