Глава 11. Международные договоры в системе международно-правового регулирования валютных отношений

11.1. Общая характеристика договоров в международном валютном праве. Признание международных договоров РФ составной частью ее правовой системы обусловливает необходимость определения их места в иерархии национальных источников валютного права. Положения в иерархии правовых актов, которое занимают международные договоры РФ зависит от уровня, на котором приняты решения о согласии на их обязательность для РФ 38 Международные договоры РФ, решения на согласии на обязательность, которых для РФ приняты в форме федерального закона (независимо от того, заключены ли они от имени РФ или от имени правительства), обладают приоритетом в применении по отношении к законам, а так же по отношению ко всем подзаконным правовым актам (указам и распоряжением президента, постановлениям и распоряжениям правительства, актам федеральных. Так в постановлении от 31 октября 1995 года (п.5) предусматривается, что суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, регулирующие возникшие правоотношения, если вступившим в силу для РФ международным договорам, решение о согласии на обязательность которого для РФ было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора РФ. В постановлении от 10 сентября 2003г п.8) говорится о том, что правила действующего международного договора РФ, согласие на обязательность которого было принято в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении законов РФ. 38 Подробно механизм принятия и реализации Российской Федерацией международных договорных обязательств исследован Б.И. Осмининым (Осминин Б.И. Принятие и реализация государствами международных договорных обязательств. Монография. М., Волтерс Клувер, 2006. С. 253 – 381. органов исполнительной власти). Международные договоры РФ решения о согласии на обязательность которых для РФ приняты президентом (независимо от того, заключены ли они от имени РФ или от имени правительства), обладают приоритетам в применении по отношению к указам и распоряжениям президента, а так же по отношению ко всем нижестоящим правовым актам (постановлениям и распоряжениям правительства, актам федеральных органов исполнительной власти). Международные договоры РФ решения о согласии на обязательность которых для РФ приняты правительством независимо от того, заключены ли они от имени РФ или от имени правительства), обладают приоритетом в применении по отношению к постановлениям и распоряжениям правительства, а так же по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти Международные договоры РФ межведомственного характера пользуются приоритетом в применении только по отношению к актам федерального органа исполнительной власти, принявшего решение о заключении договора (принятие соответствующего решения президентом или правительством не влияет на юридическую силу такого договора). Отличительной чертой международного договора в валютном праве является его публичный характер, проявляющийся в следующем: - сторонами договора выступают публичные субъекты (государство в целом, органы государственной власти, межгосударственные образования, и др.); - в международном договоре проявляется согласованная, общая, публичная воля сторон, а не конкретный интерес отдельно взятого публичного субъекта; - целью заключения договора является удовлетворение публичных интересов сторон. В соответствии с ФЗ от 15 июля 1995 г. № 101 «О международных договорах Российской Федерации» в зависимости от уровня, на котором заключается международный договор различаются межгосударственные (от имени Российской Федерации), межправительственные (от имени правительства) и международные договоры межведомственного характера (от имени федеральных органов исполнительной власти). Межгосударственные договоры заключаются по вопросам участия Российской Федерации в международных финансовых организациях, в многосторонних экономических соглашениях и других наиболее существенных вопросов в сфере международно-правового валютного регулирования. Например, Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства; Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан о единой денежной системе и согласованной денежно-кредитной и валютной политике Соглашение о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств-членов Евразийского экономического сообщества заключенное 25 января 2006 г. (вступит в силу после выполнения всеми государствами-участниками внутригосударственных процедур). Государства-члены Евразийского экономического сообщества заключили это Соглашение в целях реализации совместных действий в направлении создания валютного союза государств-членов ЕврАзЭС, как наиболее совершенной формы валютной интеграции, увеличения доли использования национальных валют при осуществлении платежей в сфере внешней торговли и предоставления финансовых услуг и построения эффективного механизма взаимной конвертации валют государств-членов ЕврАзЭС. Каждое государство-член ЕврАзЭС обеспечивает банкам-резидентам государств, подписавших Соглашение допуск на свой национальный валютный рынок для проведения межбанковских конверсионных операций на условиях правового режима, не менее благоприятного, чем тот, который предоставлен коммерческим банкам-резидентам данного государства. Координация действий компетентных органов государств-членов ЕврАзЭС по реализации Соглашения возложена на Совет руководителей центральных (национальных) банков государств-участников Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года. Межправительственные договоры заключаются по вопросам валютного контроля, особенностях осуществления отдельных видов валютных операций и др. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации и Правительством и Национальным банком Азербайджанской Республики о взаимных обязательствах и взаимной поддержке в связи с введением национальной валюты – маната Азербайджанской Республики. Например, по вопросам сотрудничества и взаимной помощи в области валютного и экспортного контроля заключены Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики, Правительством Республики Таджикистан, Правительством Республики Узбекистан. Иллюстрируя содержания подобных документов интересно рассмотреть Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного контроля. Это Соглашение было заключено в целях повышения эффективности борьбы с нарушениями законодательства в области валютного контроля и борьбы с легализацией преступных доходов, укрепления сотрудничества между компетентными органами РФ и КНР, осуществляющими валютный контроль. Предусмотрено, что органы валютного контроля реализуют следующие полномочия: - обмен информацией о национальном законодательстве и нормативных актах в области валютного регулирования и валютного контроля; об организации национальной системы контроля за соблюдением законодательства в области валютного контроля; о нарушениях юридическими и физическими лицами в обоих государствах национального законодательства в области валютного контроля, затрагивающих второе государство. - сотрудничество в выявлении нарушений законодательства в области валютных операций юридическими и физическими лицами обоих государств. - проведение совместных исследований по проблемам, представляющим общий интерес для государств в области валютного контроля. Регламентируется порядок взаимного предоставления информации на основании запросов. Причем запрос должен направляется в письменной форме с переводом и включать в себя: наименование органа, направляющего запрос; наименование органа, которому направляется запрос; обоснование запроса с приложением, при необходимости, копий подтверждающих документов. Особо оговаривается, что в случае необходимости передачи третьей стороне информации, полученной на основании Соглашения, требуется письменное согласие государства, предоставившей эту информацию. Более широкую сферу контрольных полномочий в валютной сфере охватывает Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного контроля, контроля за экспортно-импортными операциями и в сфере борьбы с легализацией («отмыванием») денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем. Необходимость заключения Соглашения Правительствами Российской Федерации и Итальянской Республики была вызвана признанием государствами того, что нарушения валютного законодательства представляют опасность для надлежащего проведения международных операций и эффективного функционирования валютных рынков, признанием реальной возможности использования валютных инструментов в целях легализации ("отмывания") денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем. Действуя в целях повышения эффективности борьбы с нарушениями в области валютного и экспортно-импортного законодательства, а также придавая большое значение усилиям международного сообщества по борьбе с легализацией капиталов, полученных незаконным путем компетентные органы государств приобрели следующие полномочия: - обмениваться информацией правового характера (по национальному законодательству в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций); по созданию и функционированию системы контроля, применяемого государствами за соблюдением законодательства в области экспортно-импортных и иных видов внешнеэкономических операций; о нарушениях национального законодательства, регулирующего экспортно-импортные и иные внешнеэкономические операции. -сотрудничать по выявлению нарушений законодательства юридическими и физическими лицами Российской Федерации и Итальянской Республики в области экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций. - оказывать помощь в подготовке персонала в области валютного контроля и контроля за экспортно-импортными операциями, в создании информационных систем, обеспечивающих выполнение задач в области валютного контроля и контроля за экспортно-импортными операциями. В статье 2 Соглашения оговаривается, что стороны предоставляют в распоряжение друг друга всю информацию, которая может способствовать борьбе с легализацией ("отмыванием") и использованием доходов, полученных незаконным путем. Причем под «информацией" понимаются любые известные данные, детали, сведения, которые могут прямо или косвенно касаться операции "отмывания" или использования денежных средств, имущества или других доходов, полученных незаконным путем, согласно определениям, содержащимся в соответствующем законодательстве, а под "доходом" понимается любая выгода, полученная преступным путем, выражающаяся в любых благах, как имущественного, так и неимущественного характера, в движимом или недвижимом имуществе, а также в виде юридического документа любого типа, подтверждающего право собственности или любое право на указанные блага. Компетентные органы государств осуществляют обмен информацией: правового характера (о регулировании и контроле за деятельностью финансовых рынков, а также о национальном законодательстве, направленном против "отмывания" доходов, полученных незаконным путем); о международных перемещениях наличности и валютных ликвидных средств как в обобщенной форме, так и по отдельным операциям в отношении любой валюты, а также о стране ее происхождения и назначения, по взаимной договоренности государств; о финансовых нарушениях и развитии форм и методов "отмывания" преступных доходов; о финансовых операциях с имуществом, ценностями и другими средствами, которые на основании данных компетентных органов, возможно, получены в результате незаконной деятельности. Предоставление информации может производится по собственной инициативе или на основании запроса. Международные договоры межведомственного характера заключаются от имени федеральных органов исполнительной власти. В международном валютном праве заключено достаточно большое количество Соглашений, сторонами которых выступают Центральные банки государств. В Российской Федерации Центральный банк не признается органом исполнительной власти, а, следовательно, с точки зрения юридической техники не относятся к международным договорам межведомственного характера соглашения, заключенные Центральным банком Российской Федерации с национальными банками других государств. Однако, важность регулируемых этими соглашениями вопросов вызывает необходимость их рассмотрения в рамках этого параграфа. Соглашение между Национальным банком Республики Беларусь и Центральным банком Российской Федерации о координации действий в области политики обменного курса национальных валют Заключение этого соглашения было обусловлено признанием того, что важнейшим условием расширения использования национальных валют обеих стран во взаимных расчетах и повышения доверия к ним со стороны белорусских и российских участников внешнеэкономической деятельности является проведение ими согласованной курсовой политики, основанной на единых для обеих стран принципах. Статья 2 устанавливала, что государства обеспечат резидентам своих стран возможность покупки и продажи иностранной валюты по текущим операциям без ограничений. Установление официальных курсов национальных валют будет происходить исходя из спроса и предложения на иностранную валюту на межбанковском и биржевом рынках с учетом макроэкономической ситуации и величины государственных золотовалютных резервов. При этом гарантировалось обеспечение использования единого обменного курса на всех сегментах валютного рынка своих стран. Государства обязуются проводить (не реже одного раза в квартал) взаимные консультации с целью выработки и согласования мероприятий курсовой политики. В случае необходимости, при возникновении факторов, оказывающих негативное влияние на реализацию согласованной курсовой политики, по инициативе одного из двух государств могут проводиться внеочередные консультации. Соглашение между Центральным банком РФ и Центральным банком Монголии от 01 июля 2003 г. «Об организации расчетов по внешнеэкономическим связям» Соглашение устанавливало, что все расчеты и платежи между хозяйствующими субъектами (юридическими и физическими лицами) Российской Федерации и Монголии могут осуществляться либо в национальных валютах Российской Федерации и Монголии (российских рублях и монгольских тугриках), либо в валютах третьих стран с учетом норм законодательства, действующих на территории каждого государства. Валюта платежа и форма расчетов определяются по их договоренности. Указанные расчеты и платежи осуществляются через корреспондентские счета уполномоченных банков Российской Федерации и Монголии. Средства в рублях и тугриках на корреспондентских счетах российских и монгольских уполномоченных банков могут использоваться для платежей по текущим операциям в пользу как юридических и физических лиц Российской Федерации и Монголии, так и юридических и физических лиц третьих стран. Операции уполномоченных банков в национальных валютах (в рублях и тугриках) осуществляются по договорному (рыночному) курсу с учетом складывающегося спроса и предложения на валютном рынке. Порядок установления официального курса своей национальной валюты каждое из государств определяет самостоятельно. При этом предусматривается обмен информацией об устанавливаемых ими курсах национальных валют. Открытие и ведение в уполномоченных банках Монголии счетов юридических лиц (небанковских учреждений) Российской Федерации производится в соответствии с законодательством Монголии при наличии соответствующего разрешения Банка России, если получение такого разрешения предусмотрено законодательством Российской Федерации. Допускается открытие физическими лицами Российской Федерации счетов в уполномоченных банках Монголии без соответствующего разрешения Банка России только во время их пребывания на территории Монголии. Открытие и ведение в уполномоченных банках Российской Федерации счетов юридических лиц Монголии производится в соответствии с законодательством Российской Федерации и Монголии. Довольно большое количество соглашение заключено между Центральным банком Рф и Национальными банками государств ближнего зарубежья относительно регламентации порядка организации расчетов и платежей между государствами в связи с введением национальной валюты. Например, Соглашение между Центральным банком Российской Федерации и Центральным банком Республики Узбекистан в связи с введением Республикой Узбекистан национальной валюты, Соглашение между Центральным банком Российской Федерации и Национальным банком Молдовы об организации расчетов и платежей в связи с введением Республикой Молдова национальной валюты – лея, Соглашение между Центральным банком Российской Федерации и Национальным банком Республики Грузия о порядке межбанковских расчетов после введения Грузией национальной валюты и др.

11.2. Международные договоры в валютной сфере, ратифицированные Российской Федерацией.

В ФЗ «О международных договорах в Российской Федерации» предусматривается, что решения о согласии на обязательность для Российской Федерации международных договоров принимается органами государственной власти в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией РФ, федеральным законом и иными актами законодательства. Статья 106 Конституции РФ предусматривает, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой законы по вопросу ратификации международных договоров, что предполагает принятие участие в процедуре ратификации обеих палат Парламента. Ратификации подлежат международные договоры, исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых законов, а также устанавливающих иные правила, чем предусмотрены законом. Решение о согласии на обязательность для Российской Федерации международного договора, устанавливающего иные правила, чем предусмотрено законом (либо исполнение которого требует изменения действующих или принятия новых законов), может быть принято только в форме закона. Соответственно установленным ч. 4 ст. 15 Конституции приоритетом в применении по сравнению с законом обладают только те международные договоры, решения о согласии на обязательность которых для Российской Федерации приняты в форме закона. Такое понимание нашло отражение в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» (п. 5) со ссылкой на соответствующие положения Конституции РФ и ФЗ о международных договорах отмечено, что «согласие на обязательность международного договора для Российской Федерации должно быть выражено в форме федерального закона, если указанным договором установлены иные правила, чем федеральным законом …». ФЗ «О международных договорах» (п. 1 ст. 15) предусматривает перечень международных договоров, подлежащих ратификации независимо от того, устанавливают ли они иные правила, чем предусмотрены законом или нет. Это, в частности, договоры предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина, основы межгосударственных отношений, а также договоры об участии в межгосударственных объединениях. Если предусматривается передача им осуществления части полномочий Российской Федерации или устанавливается юридическая обязательность решений их органов для Российской Федерации. Правом вносить в Государственную думу на ратификацию международные договоры обладают президент и правительство (п. 1 ст. 16 Федерального закона о международных договорах). Порядок внесения международных договоров в Государственную Думу на ратификацию зависит от того, кем было принято решение о подписании договора. Если решение о подписании договора было принято президентом, то он вносится на ратификацию президентом. Если решение о подписании договора было принято правительством, то он вносится на ратификацию правительством. При этом правительство вправе в случае необходимости представить президенту предложение о внесении на ратификацию международного договора, решение, о подписании которого было принято правительством (т.е. заручиться поддержкой президента). В тоже время, подлежащее представление президенту для внесения на ратификацию международные договоры, выполнения которых требует предварительного рассмотрения их правительством, представляются правительство (это позволяет, обеспечит всестороннюю оценку финансово-экономических и иных последствий ратификаций договора). По результатам рассмотрения вопроса о внесении международного договора на ратификацию правительство принимает решение в форме постановления (об одобрении и внесении договора на ратификацию или о одобрении и представлении договора президенту для внесения на ратификацию). Поскольку ратификация международных договорах осуществляется в форме закона, то в Государственную Думу вносится проект соответствующего закона. Кроме того, предложение о ратификации международного договора должно согласовано п. 4 ст.16 Федерального закона о международных договорах содержать заверенную копию официального текста договора, обоснование целесообразности его ратификации, определение соответствие договора законодательству РФ, а также оценку возможных финансово-экономических и иных последствий ратификации договора, включая при необходимости, предусмотренные ст. 104 Конституции заключение правительства (такое заключение требуется для внесение законопроектов о введении или отмене налогов, освобождение от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, других законопроектов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет федерального бюджета). Предложения об одобрении и внесении на ратификацию международных договорах представляются соответственно президенту и правительство МИД самостоятельно либо совместно с другими федеральными органами исполнительной власти. Если договор касается вопросов, входящих в их компетенцию. Договоры и соглашения в валютной сфере, ратифицированные Российской Федерацией затрагивали вопросы участия в международных валютно-финансовых организациях, создания экономических союзов и конвертируемости валют. В правовой системе Российской Федерации приняты следующие законы, касающиеся ратификации международных договоров и соглашений. ФЗ РФ № 132-ФЗ от 09 ноября 2004 г. «О ратификации Соглашения между Правительством РФ и Международным валютным фондом о Постоянном представительстве Международного валютного фонда в Российской Федерации». ФЗ от 09 ноября 2004 N 134-ФЗ "О ратификации соглашения между Правительством российской Федерации и Международной финансовой корпорацией о постоянном представительстве Международной финансовой корпорации в Российской Федерации". ФЗ от 09 ноября 2004 N 133-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Международным банком реконструкции и развития о Постоянном представительстве Международного банка реконструкции и развития в России» ФЗ РФ № 32-ФЗ от 02 ноября 1994 г. «О ратификации Договора о создании Экономического Союза». ФЗ РФ № 105-ФЗ от 31 июля 1996 г. «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь о мерах по обеспечению взаимной конвертируемости и стабилизации курсов российского рубля и белорусского рубля». ФЗ РФ № 4-ФЗ от 8 января 1997 г. «О ратификации Соглашения о создании Платежного союза государств-участников Содружества Независимых Государств». ФЗ РФ № 27-ФЗ от 21 февраля 2001 г. «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства». Рассмотрим более подробно некоторые из договоров и соглашений, ратифицированных Российской Федерацией. В 1993 году страны Содружества Независимых Государств (Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Киргизия, Туркмения, Молдавия, Казахстан, Узбекистан, Армения, Таджикистан, Россия) заключили Договор «О создании Экономического Союза», ратифицированный Российской Федерацией Федеральным законом РФ № 32-ФЗ от 02 ноября 1994 г. «О ратификации Договора о создании Экономического Союза». Согласно этому Договору государства СНГ признали, что Экономический союз создается путем поэтапного углубления интеграции, координации действий в осуществлении экономических реформ через: межгосударственную (многостороннюю) ассоциацию свободной торговли; таможенный союз; общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; валютный (денежный) союз. Было предусмотрено, что для каждой формы интеграции должен быть собственный комплекс взаимосвязанных мероприятий, которые будут приняты и осуществлены в соответствии с отдельными соглашениями между государствами. При этом отмечено, что государства должны согласовывать политику в области денежно-кредитных, валютных и финансовых отношений. Статья 15 Договора предусматривает, что на этапе функционирования межгосударственной ассоциации свободной торговли государства используют в своих валютно-кредитных и финансовых отношениях: мультивалютную систему, охватывающую национальные валюты, функционирующие в отдельных государствах; систему, основанную на рубле Российской Федерации. На этапе формирования валютного союза обеспечивается переход во взаимных расчетах к моновалютной системе, основанной на общей (резервной) валюте, в основе которой лежат наиболее употребляемые и стабильные валюты государств, заключивших Договор. Формирование валютной системы, базирующейся на использовании национальных валют, будет осуществляться поэтапно через создание платежного союза, основанного на принципах: взаимного признания национальных валют и осуществления их официальных котировок; осуществления платежей в национальных валютах с использованием многостороннего клиринга через Межгосударственный банк и другие расчетные центры; введения механизма согласованного взаимного кредитования дефицитов платежных балансов; достижения взаимной конвертируемости национальных валют по текущем операциям. По мере углубления интеграционных процессов платежный союз будет трансформирован в валютный союз, предусматривающий: применение плавающих курсов валют и согласование пределов их взаимных колебаний; введение банковского механизма поддержания курсов валют; достижение полной конвертируемости национальных валют. В 1994 году страны СНГ (Белоруссия, Узбекистан, Молдавия, Казахстан, Киргизия, Армения, Россия, Таджикистан) заключили Соглашение «О создании Платежного союза государств-участников Содружества Независимых Государств», ратифицированное Федеральным законом РФ № 4-ФЗ от 8 января 1997 г. «О ратификации Соглашения о создании Платежного союза государств-участников Содружества Независимых Государств». Статья 1 устанавливала создание Платежного союза путем добровольного объединения государств с целью обеспечения бесперебойности расчетов в режиме использования взаимной конвертируемости национальных валют и формирования на этой основе платежной системы. Создание Платежного союза рассматривалось как поэтапный процесс, предполагающий его реализации путем заключения двусторонних и многосторонних соглашений. На следующем этапе государства могут осуществить мероприятия по созданию многосторонней системы расчетов в коллективной валюте. Формирование Платежного союза основывается на следующих принципах: признание национального валютного суверенитета и роли центральных (национальных) банков государств как эмиссионных центров и органов денежно-кредитного и валютного регулирования на территории каждого из государств; недопущение на территории каждого из государств каких-либо ограничений по приему и использованию национальных валют в качестве платежных средств по торговым и неторговым операциям, предусмотренных в контрактах; установление правил государственного внешнеторгового и валютного регулирования, способствующих развитию на территории каждого из государств полноценного (ликвидного) валютного рынка по операциям купли - продажи национальной валюты за национальные валюты других сторон и за иные валюты; обеспечение гарантированной конвертации национальной валюты в валюты других сторон по социально значимым платежам: переводы пенсий, алиментов, государственных пособий, выплат и компенсаций, включая выплаты по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, суммы, выплачиваемые на основании приговоров, решений, определений и постановлений судебных и следственных органов, платежи, связанные со смертью граждан, денежные компенсации жертвам политических репрессий, членам их семей и наследникам, и возмещение расходов судебным, следственным, арбитражным, нотариальным и другим правоохранительным органам; предоставление уполномоченным коммерческим банкам права осуществлять расчеты по внешнеэкономическим операциям, предоставлять кредиты банкам - корреспондентам и иным нерезидентам - участникам внешнеэкономических операций; недопущение административных ограничений в части определения валюты платежей при заключении контрактов между хозяйствующими субъектами сторон; предоставление нерезидентам возможности владения национальной валютой и ее использования для оплаты товаров и услуг, платежей неторгового характера. Согласно статье 4 в качестве валюты платежа участники платежной системы по их выбору могут использовать национальные валюты сторон или другие валюты. Международные расчеты осуществляются через корреспондентские счета центральных (национальных) и уполномоченных коммерческих и иных банков. Стороны будут придерживаться режима единого валютного курса для всех видов внешнеэкономических операций. Участники платежной системы будут применять обменный курс, определяемый спросом и предложением на валютных рынках Сторон. Стороны будут стремиться осуществлять согласованные меры по поддержанию стабильности валютных курсов национальных валют. С целью регулирования обменных курсов центральные (национальные) банки создают и используют стабилизационные фонды в свободно конвертируемых валютах и драгоценных металлах. Стороны будут обеспечивать допуск на свой внутренний валютный рынок банков - нерезидентов, а также Межгосударственного банка в соответствии со своим национальным законодательством. Обмен национальных валют Сторон физическим лицам осуществляется коммерческими банками и другими банковскими учреждениями по обменному курсу, складывающемуся на валютном рынке. С целью содействия организации многостороннего сотрудничества в области валютно-платежных и кредитных отношений, сближения и совершенствования валютных правил, затрагивающих многосторонние расчетно-кредитные отношения Сторон, развития форм и методов координации денежно-кредитной и валютной политики Стороны создадут Межгосударственный Валютный комитет. В 1995 году было заключено Соглашение между Правительством Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь «О мерах по обеспечению взаимной конвертируемости и стабилизации курсов российского рубля и белорусского рубля», ратифицированное Федеральным законом РФ № 105-ФЗ от 31 июля 1996 г. «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь о мерах по обеспечению взаимной конвертируемости и стабилизации курсов российского рубля и белорусского рубля». Стороны заключили это Соглашение подтверждая приверженность к созданию Экономического союза и поэтапному формированию Платежного союза, принимая во внимание функционирование на территории обоих государств национальных денежных систем с использованием в качестве законного платежного средства в Российской Федерации - российского рубля, в Республике Беларусь - белорусского рубля, признавая необходимость проведения дальнейшей работы по унификации действующего законодательства соответственно Республики Беларусь и Российской Федерации, регулирующего валютные отношения. Согласно статье 1 стороны исходили из того, что необходимым условием достижения взаимной конвертируемости российского рубля и белорусского рубля является поэтапное осуществление мероприятий по стабилизации их курсов по отношению друг к другу и к свободно конвертируемым валютам. Провозглашалась необходимость осуществления мер по формированию ликвидного валютного рынка, обеспечения функционирования параллельно действующих внутренних валютных рынков в Российской Федерации и Республике Беларусь. Банк России и Национальный банк Республики Беларусь должны обеспечить регулярные (не реже двух раз в неделю) котировки рыночного курса российского рубля и белорусского рубля по отношению друг к другу и к доллару США, которые будут проводиться на основе соотношения спроса и предложения на внутренних валютных рынках соответствующих государств. Расчеты между хозяйствующими субъектами двух государств могут осуществляться в российских рублях или белорусских рублях, а при наличии взаимного согласия - в свободно конвертируемых валютах. Стороны могут предоставлять друг другу кредиты в российских рублях и белорусских рублях в соответствии с законодательством соответственно Российской Федерации и Республики Беларусь. Банк России и Национальный банк Республики Беларусь при осуществлении курсовой политики должны использовать кросс-курс валют Российской Федерации и Республики Беларусь по отношению к доллару США. Регулирование обменных курсов российского рубля и белорусского рубля по отношению друг к другу осуществляется Банком России и Национальным банком Республики Беларусь посредством использования находящихся в их распоряжении централизованных фондов валют Российской Федерации и Республики Беларусь. Кроме того, стороны должны обеспечивать унификацию механизма валютного контроля и регулирования. Стороны должны были принять меры к внесению изменений в соответствующие акты законодательства своих государств с целью обеспечения ввоза и вывоза физическими лицами обеих стран в соответствии с требованиями валютного законодательства наличных денежных знаков Российской Федерации и Республики Беларусь, установив порядок их декларирования, а также меры по созданию на территориях обоих государств сети обменных пунктов для проведения операций с наличными денежными знаками Российской Федерации и Республики Беларусь. В 2000 году Российская Федерация и Республика Беларусь заключили Соглашение «О введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства», ратифицированное Федеральным законом РФ № 27-ФЗ от 21 февраля 2001 г. «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства». Это Соглашение было принято в развитие Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года. Устанавливалось, что финансовая и валютная системы государств функционируют на основании следующих начал: Союзное государство имеет единую денежную единицу (валюту); денежная эмиссия осуществляется исключительно единым эмиссионным центром; введение и эмиссия другой валюты в Союзном государстве, помимо единой денежной единицы, не допускаются; до введения единой денежной единицы и формирования единого эмиссионного центра на территории государств - участников продолжают хождение их национальные денежные единицы; к его исключительному ведению относится единая денежно-кредитная и валютная политика; единая денежная единица вводится в Союзном государстве поэтапно с одновременным созданием единого эмиссионного центра; основной функцией единого эмиссионного центра является защита и обеспечение устойчивости единой денежной единицы, и эту функцию он осуществляет, взаимодействуя с органами Союзного государства и государственными органами государств - участников; единый эмиссионный центр не вправе предоставлять кредиты органам Союзного государства и покупать ценные бумаги Союзного государства при их первичном размещении на финансовом рынке. Соглашение устанавливало порядок введения единой денежной единицы Союзного государства в результате поэтапных преобразований в экономической, финансовой и денежно-кредитной сферах Российской Федерации и Республики Белоруссия, которые должны создать для этого необходимые предпосылки. Провозглашалось, что роль единой денежной единицы Союзного государства с 1 января 2005 г. будет выполнять рубль Российской Федерации. Введение единой денежной единицы должно осуществляться на основе унификации законодательства Российской Федерации и Республики Белоруссия и практики, относящихся к сфере действия Соглашения, а также согласованных двусторонних и односторонних практических действий государств в области экономической, финансовой, денежно-кредитной и валютной политики в увязке с процессом экономической интеграции в Союзном государстве. Российская Федерация и Республика Беларусь договорились, что введение единой денежной единицы Союзного государства в качестве единственного законного платежного средства означает: использование единой денежной единицы в налично-денежных и безналичных расчетах на территории Союзного государства; функционирование единого валютного рынка со свободным взаимным доступом на него резидентов Российской Федерации и Республики Белоруссия; обеспечение устойчивости курса единой денежной единицы на внутреннем валютном рынке Союзного государства по отношению к иностранным валютам; создание единых золотовалютных резервов и других высоколиквидных банковских активов, предназначенных для целей обеспечения устойчивости единой денежной единицы; использование Сторонами согласованной системы расчетов; проведение единой политики в отношении международных финансовых и нефинансовых организаций и сотрудничества с центральными банками третьих стран, а также согласованной политики на всех международных переговорах, затрагивающих интересы Сторон, включая вопросы вступления во Всемирную торговую организацию; осуществление лицензирования и надзора за деятельностью кредитных организаций на основе Соглашения между Центральным банком Российской Федерации и Национальным банком Республики Белоруссия, предусматривающего единые правила и процедуры в этой сфере. Согласно статье 8 Соглашения с 1 января 2008 г. должна быть введена единая денежная единица Союзного государства на основе Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия. Непосредственное решение вопросов в рамках компетенции ЦБ РФ и Национального банка Республики Беларусь поручено Межбанковскому валютному совету. В частности, Межбанковскому валютному совету предоставлено право координировать подготовку проектов национальных законодательных и других правовых актов по вопросам реализации Соглашения, включая вопросы валютного регулирования и контроля. К сожалению, до настоящего времени не все положения ратифицированных Российской Федерацией международных договоров реализованы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: