Тема: «Понятие строковой переменной»

Цель: • познакомить учащихся с новым типом переменных;

      • развить память, мышление;

      • воспитание сознательной дисциплины учащихся на уроке;

План.

1. Орг. момент.

2. Изложение нового материала.

3. Закрепление нового материала (решение задач).

4. Итог, домашнее задание.

 

Ход урока.

II. Строка представляет собой цепочку символов, в которую могут входить прописные и строчные буквы, цифры, знаки препинания и некоторые специальные символы, в том числе и пробел.

Строковое значение заключается в апострофы. Например, ‘A + B’, ‘урок’, ‘5 + 4’, ’45’.

Строка, не содержащая ни одного символа, называется пустой ( ’ ’ ).

Переменные, которые могут принимать только строковые значения, называются строковыми.

 

В Pascal строковый тип переменных задается в разделе описания переменных с помощью ключевого слова string. При этом можно указать количество символов в строке.

Например, var A: string [5].

 

Если количество символов не указано, то оно по умолчанию считается равным 255. Значения строковых переменных задаются либо оператором присваивания (:=), либо операторами read или readln, позволяющими вводить эти значения с клавиатуры.

 

Напишем программу – приветствие: ЭВМ запрашивает ваше имя, затем выводит сообщение «Здравствуй, …!».

program privet;

        uses crt;

        var A: string;

begin

       clrscr;

       write (‘введите ваше имя’);

       readln (A);

       write (‘Здравствуй, ’, А, ‘!’);

       readln

end.

 

К строкам можно применять операцию объединения «+», называемую сцеплением или конкатенацией.

 

 Например, а:= ‘пар’                                 а:=’20’

                  в:= ‘ад’                                   в:= ‘04’

                 с:=а+в (парад)                      с:= а+в (2004)

 

Физкультминутка.

 

III. Разобрать с ребятами программу.

program slovo;

         uses crt;

         var a, b, c, d, k, l, m, n: string;

begin

      clrscr;

      a:= ‘пар’;

      b:= ‘ом’;

      c:= ‘с’;

      d:= ‘ад’;

      k:= a + b; l:= c + b; m:= c + d; n:= a + d;

      write (k, ‘ ’, l, ‘ ‘, m, ‘ ‘, n);

      readln

end.

В результате работы этой программы на экране появятся следующие слова: паром сом сад парад

 

IV. Домашнее задание:

1) выучить определения;

2) написать программу получения слов: пароход, паровоз, пароварка.

 

 

 

Урок 2

Вид урока: практическая работа.

Тема: «Объединение строк».

Цель: • совершенствование ЗУН учащихся;

     • развитие алгоритмического мышления, памяти;

     • воспитание бережного обращения с компьютерной техникой.

 

План.

1. Орг.момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Самостоятельная работа учащихся за компьютером.

4. Итог, домашнее задание.

 

Ход урока.

I. Провести инструктаж по ТБ.

 

II. Проверить домашнее задание (вызвать одного ученика к доске).

Пока ученик пишет программу на доске, провести устный опрос.

- дайте определение строки;

- какая строка называется пустой?

- какие переменные называются строковыми?

- какую операцию можно применять к строковым переменным?

 

Физкультминутка.

 

III. Задания для самостоятельной работы.

 

1. Применить операцию конкатенации к переменным A, B, C, D и E так, чтобы получилось указанное в таблице значение переменной Х

 

A B C D E X
ворон про ил а енка ворона проворонила вороненка
кормила ку ка ш он кукушка кормила кукушонка
черт заказать - моя еж мечта заказать чертеж – моя мечта
пар ад надо смотреть по надо посмотреть парад
двор а е трав на на дворе трава

 

2. Составить программу – диалог.

 

IV. Домашнее задание: повторить определения.

 

 

 

Урок 3

Вид урока: лекция.

Тема: «Функции для работы со строками».

Цель: • научить составлять слова из слов, используя функцию copy.

     • развитие алгоритмического мышления;

     • воспитание интереса к предмету.

 

План.

1. Орг.момент.

2. Проверочная работа.

3. Объяснение нового материала.

4. Закрепление изученного материала.

5. Итог, домашнее задание.

 

Ход урока.

II. Проверочная работа.

1. Определение строки.

2. Определение строковой переменной.

3. определение пустой строки.

4. Применить операцию конкатенации к переменным A, B, C, D, E так, чтобы получилось значение переменной Х.

 

A B C D E X
висит кар ти На стене картина висит на стене
паро шел по В ход пароход пошел в поход

 

 III.     Копирование подстроки

Операция копирования подстроки позволяет делать вырезки из строк. Вырезка представляет собой последовательность смежных символов, извлеченную из строки. Так из слова «стихотворение» можно, например, вырезать следующие слова: «стих», «тихо», «творение», «вор».

Для копирования подстроки служит процедура copy (a, i, n), которая копирует n символов из строки a, начиная с позиции i.

Например, А:= ‘Башкортостан’

                 В:= сopy (А, 4, 4)   корт

                 С:= copy (А, 9, 4)   стан

 

Далее следует разобрать программу.

program primer;

        var a, b, c, d, e: string;

begin

     a:= ‘стихотворение’;

     b:= copy (a, 1, 4);

     c:= copy (a, 2, 4);

     d:= copy (a, 6, 8);

     e:= copy (a, 7, 3);

     write (b, ‘ ‘, c, ‘ ‘, d, ‘ ‘, e);

     readln

end.  

В результате работы этой программы получим: стих тихо творение вор

 

С помощью операции копирования и конкатенации из одного слова можно получить новые слова.

 

Физкультминутка.

IV. Получить из слова лекарство слова: валет, кресло, сетка.

program primer;

         var a, b, c, d: string;

begin

   a:= ‘лекарство’;

   b:= copy (a, 8, 1) + copy (a, 4, 1) + copy (a, 1, 2) + copy (a, 7, 1);

   c:= copy (a, 3, 1) + copy (a, 5, 1) + copy (a, 2, 1) + copy (a, 6, 1) + copy (a, 1, 1) +

   + copy (a, 9,1);

   d:= copy (a, 6, 1) + copy (a, 2,1) + copy (a, 7, 1) + copy (a, 3, 2);

   write (b, ‘ ‘, c, ‘ ‘, d);

end.

 

 

         

 

V. Домашнее задание:

1) выучить определения;

2) из слова треугольник получить слова угол, трон, кол.

 

Урок 4

Вид урока: практическая работа.

Тема: «Функция copy».

Цель: • совершенствование ЗУН учащихся;

     • развитие алгоритмического мышления, внимания, памяти;

     • воспитание бережного обращения с компьютерной техникой.

 

План.

1. Орг.момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Самостоятельная работа за компьютерами.

4. Итог, домашнее задание.

 

Ход урока.

I. Провести инструктаж по ТБ.

II. Проверка домашнего задания: вызвать одного ученика к доске, остальные отвечают на вопросы учителя.

1. Для чего предназначена функция copy?

2. Чему равен результат выполнения команды присваивания

a:= copy (‘информатика’, 3, 5):

b:= copy (‘информатика’, 10, 2) + copy (‘информатика’, 5, 1) +

+ copy (‘информатика’, 8, 1) + copy (‘информатика’, 7,1);

c:= copy (‘информатика’, 8, 2) + сopy (‘информатика’, 2, 1)+copy (‘информатика’, 7, 1)?

 

Физкультминутка.

III. Задания для самостоятельной работы.

 

1. Составить программу получения из слова «лекарство» слова:

А) крот, товар, тоска.

Б) стрела, треск, совет.

В) отвар, сквер, сектор.

Г) село, сетка, сова.

2. Из слова «муха» получить «слон».

 

IV. Домашнее задание: повторить функцию copy.

 

Урок 5.

Вид урока: лекция.

Тема: Процедуры для работы со строковыми переменными.

Цель: • научить использовать процедуру для преобразования слов;

      • развитие алгоритмического мышления;

      • воспитание сознательной дисциплины учащихся на уроке.

 

 

План.

1. Орг.момент.

2. Проверочная работа по теме «Функция copy».

3. Объяснение нового материала.

4. Закрепление.

5. Домашнее задание.

 

Ход урока.

 

I. Раздать тетради для проверочных работ.

 

II. Раздать раздаточный материал. Объяснить задание.

 

III.   1. Удаление подстроки.

Процедура delete (a, i, n) удаляет n символов из строки a, начиная с позиции i.

2. Вставка подстроки.

Процедура insert (b, a, i) вставляет подстроку b в строку a, начиная с позиции i.

Пример1.

program primer1;

        var a, b, c, d: string;

begin

   a:= ‘лекарство’;

   delete (a, 3, 5);

   writeln (a); {лево}

   delete (a, 3, 1);

   b:= ‘т’;

   insert (b, a, 3);

   writeln (a); {лето}

   c:= ‘кот’;

   d:= ‘мпо’;

   insert (d, c, 3);

   writeln (c); {компот}

end.

 

3. Поиск подстроки.

При составлении программ возникает потребность поиска конкретной строки в тексте.

В Turbo Pascal для поиска подстроки служит функция pos(b, a) которая отыскивает в строке a первое вхождение строки b и возвращает номер позиции, с которой начинается строка b; если подстрока не найдена, возвращается ноль.

(рассмотреть пример)

Пример 2

program primer;

        var a, b, c: string;

                m, n: integer;

begin

     a:= ‘Жил-был в норе под землей хоббит’;

     b:= ‘был’;

     c:= ‘хоббит’;

     m:=pos(b, a);

     n:=pos(c, a);

     writeln (b, ‘ – ‘,m);  {был - 5}

     writeln (c, ‘ - ‘, n);  {хоббит - 27}

end.

 

4. Определение длины строки.

При решении некоторых задач со строковыми величинами требуется определить длину строки – количество символов в строке, включая пробелы.

Для этого служит функция length(a).

 

Физкультминутка.

 

IV. Пример 3.

Выполнить преобразование слов: форма – корма – корка – кофта.

 

program primer2;

         var a, b, c, d: string;

begin

   a:= ’форма’;

   write (a);      {форма}

   b:= “к”;

   delete (a, 1, 1);

   insert (b, a, 1);

   write (a, ‘ ‘);  {корма}

   delete (a, 4, 1);

   insert (b, a, 4);

   write (a, ‘ ‘);   {корка}

   delete (a, 3, 2);

   c:= ‘фт’;

   insert (c, a, 3);

   write (a);        {кофта}

end.

 

Пример 4

В заданной строке А заменить выделенную подстроку на подстроку В. Для поиска позиции, с которой надо произвести замену, воспользоваться функцией поиска подстроки.

А:=’Выдать премию в размере месячного оклада’

В:= ‘годового’

 

program primer;

        var a, b, c: string;

                m: integer;

begin

     a:= ‘Выдать премию в размере месячного оклада’;

     b:= ‘годового’;

     c:=’месячного’;

     m:=pos(c, a);

     delete(a, m, 9);

     insert(b, a, m);

     writeln (a)

end.

 

V. Домашнее задание: выполнить преобразование слов: оратор – оракул – караул – каркас.

Урок 6.

Вид урока: практическая работа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: