Виды и значение международного кредита. Внешний долг страны, его показатели

1. Виды и значение международного кредита

Международный кредит как экономическая категория

Международный кредит - это предоставление денежно-мате­риальных ресурсов одних стран другим во временное пользование в сфере международных отношений, в т. ч. и во внешнеэкономичес­ких связях. Эти отношения осуществляются путем предоставления валютных и товарных ресурсов иностранным заемщикам на услови­ях возвратности и уплаты %, преимущественно в виде займов.

Средства для международного кредита мобилизуются на Ме­ждународном рынке ссудных капиталов, на национальных рынках ссудного капитала, а также за счет использования ресурсов государст­венных, региональных и международных организаций. Размер кре­дита и условия его представления фиксируются в кредитном со­глашении (договоре) между кредитором и заемщиком.

Международный кредит в современной практике по срокам подразделяются на:

· краткосрочный (до 1 года),

· среднесрочный (от 1 до 10 лет),

· долгосрочный (свыше 10 лет).

С точки зрения обеспечения международный финансовый капитал делится на обеспеченные кре­диты (товарами, коммерческими документами и другими ценно­стями) и необеспеченные (бланковые).

По форме международные кредиты подразделяются на товарные и валютные. В зависимости от того, кто является кредитором, различают частные кредиты, правительственные, кредиты международных и региональных организаций:

· Частные кредиты - это материально-денежные средства, которые представляются частными фирмами и банками и подразде­ляются соответственно на фирменные и банковские (преобладают);

· Правительственные кредиты (межправительственные, го­сударственные займы) предоставляются правительственными кре­дитными учреждениями. Обычно они предоставляются на более льготных условиях, чем частные: могут предоставляться беспроцентными, на срок в не­сколько десятков лет с большим льготным периодом перед началом выплаты кредита, могут быть в виде субсидии (даров), то есть без­возвратными, они бывают чаще всего целевыми (на приобретение определенных видов товаров, на осуществление конкретных объектов экономического развития) или имеют связывающую оговорку, определяющую в общем виде цели кредита;

· Кредиты международные и региональных организаций предоставляются преимущественно через МВФ, группу МБРР, че­рез региональные банки развития развивающихся стран, Европей­ский инвестиционный банк и другие кредитно-финансовые инсти­туты ЕС. Причем МВФ и МБРР выступают не только как крупные кредиторы, но и как координаторы международного кредита раз­витых стран.

С точки зрения объектов кредитования международные кредиты де­лятся на финансовые и коммерческие. Финансовые кредиты - это предоставление средств в денеж­но-валютной форме. Одной из форм финансовых кредитов являются облигацион­ные займы, размещаемые иностранными заемщиками на междуна­родном и национальных рынках ссудного капитала с помощью бан­ков. Финансовые кредиты могут представляться в валютах страны-кредитора и страны-должника, а также в третьих валютах или в нескольких валютах, как это бывает на еврорынке, когда заем размещается одновременно в нескольких странах.

Государство участвует в международном кредите развитых стран не только как заемщик и кредитор, но и как гарант. Например, широко практикуется государственное гарантирование экспортных кредитов. Используются различные формы государственного и международного регулирования международных кредитов, в частности – межправительственные и джентльменские соглашения об условиях экспортных кредитов.

Функции международного кредита выражают особенности движения ссудного капитала в сфере международных экономи­ческих отношений. В их числе:

· Перераспределение ссудного капитала между странами для обеспечения потребностей расширенного воспроизводства. Тем самым кредит содействует выравниванию национальной прибыли в среднюю прибыль, увеличивая ее массу.

· Экономия издержек обращения в сфере международных рас­четов путем использования кредитных средств (тратт, векселей, чеков, переводов и др.), развития и ускорения безналичных платежей.

· Ускорение концентрации и централизации капитала благода­ря использованию иностранных кредитов.

· Регулирование экономики.

Выполняя эти взаимосвязанные функции, меж­дународный кредит играет двойную роль в развитии производст­ва: положительную и отрицательную. С одной стороны, кредит обеспечивает непрерывность воспроизводства и его расширение. Он способствует интернационализации производства и обмена, углублению международного разделения труда. С другой стороны, международный кредит усиливает диспропорции общественного воспроизводства, стимулируя скачкообразное расширение при­быльных отраслей, сдерживает развитие отраслей, в которые не привлекаются иностранные заемные средства. Международный кредит используется для укрепления позиций иностранных кре­диторов в конкурентной борьбе.

Границы международного кредита зависят от источников и потребности стран в иностранных заемных средствах, возвратнос­ти кредита в срок. Нарушение этой объективной границы порож­дает проблему урегулирования внешней задолженности стран-заёмщиц. В их числе - развивающиеся страны, Беларусь, другие го­сударства СНГ, страны Восточной Европы и т. д.

Двоякая роль международного кредита в условиях рыночной экономики проявляется в его использовании как средства взаи­мовыгодного сотрудничества стран и конкурентной борьбы.

Формы международного кредита можно классифицировать следующим образом:

1. по назначению:

· коммерческие кредиты, обслуживающие международную торговлю товарами и услугами;

· финансовые кредиты, используемые для инвестиционных объектов, приобретения ценных бумаг, погашения внешнего долга, проведения валютной интервенции центральным банком;

· промежуточные кредиты для обслуживания смешанных форм экспорта капиталов, товаров, услуг (например, инжиниринг);

2. по видам:

· товарные (при экспорте товаров с отсрочкой платежа);

· валютные (в денежной форме);

3. по технике предоставления:

· наличные кредиты, зачисляемые на счет заемщика;

· акцептные в форме акцепта (согласия платить) тратты им­портером или банком;

· депозитные сертификаты;

· облигационные займы, консорциональные кредиты и др.;

4. по валюте займа:

· международные кредиты в валюте либо страны-должника, либо страны-кредитора, либо третьей страны, либо в междуна­родных счетных валютных единицах (СДР, чаще в ЭКЮ);

5. по срокам:

· сверхсрочные (суточные, недельные, до трех месяцев)

· краткосрочные кредиты (от одного дня до одного года, иног­да до восемнадцати месяцев);

· среднесрочные (от одного года до пяти лет);

· долгосрочные (свыше пяти лет).

6. по обеспечению:

· обеспеченные кредиты;

· бланковые кредиты.

В качестве обеспечения используются товары, коммерческие и финансовые документы, ценные бумаги, недвижимость, другие ценности, иногда золото. Например, Италия, Уругвай, Португа­лия (в середине 70-х гг.), некоторые развивающиеся страны (в 80-х гг.) использовали международные кредиты под залог части официальных золотых запасов, оценивающихся по среднерыноч­ной цене. Бланковый кредит выдается под обязательство (век­сель) должника погасить его в срок. [18, c. 243]

В зависимости от категории кредитора различаются междуна­родные кредиты:

· фирменные (частные) кредиты;

· банковские кредиты;

· брокерские кредиты;

· правительственные кредиты: смешанные кредиты, с участием частных предприятий (в том числе банков) и государства; межгосударственные кредиты международных финансовых институтов.

Фирменные кредиты подразделяются на два вида:

1. Кредит по открытому счету (предоставляется на основе соглашения, по которому экспортер записывает на счет импор­тера в качестве его долга стоимость проданных и отгруженных товаров, а импортер обязуется погасить кредит в установлен­ный срок). Этот вид кредита применяется при регулярных по­ставках товаров с периодическим погашением задолженности (в середине или конце месяца). В данном случае банки выпол­няют функцию чисто технических посредников в расчетах торговых контрагентов.

2. Вексельный кредит, при котором экспортер после отгрузки товара выставляет тратту (переводный вексель) на импортера. Последний, получив товарные документы, акцептует тратту, т.е. берет на себя обязательство оплатить вексель в указанный срок. Во многих, в первую очередь англосаксонских странах, часто применяется финансирование фирменных кредитов с помощью аккредитивной формы расчетов. В этом случае банки импортера и экспортера заключают соглашение, на основании которого открывают аккредитив экспортеру против предостав­ленных им документов об отгрузке товаров.

Банковские кредиты по импорту подразделяются на сле­дующие виды.

1. Акцептный кредит- кредит, выдаваемый в форме акцеп­та, или согласия, банка-импортера на оплату тратты экспорте­ра. При этом перед наступлением срока платежа импортер вно­сит в банк сумму долга, а банк в срок погашает его обязатель­ство перед экспортером.

Акцептные кредиты предоставляются крупными банками как своим, так и иностранным экспортерам. Например, до первой мировой войны, когда мировым финансовым цен­тром был Лондон, крупнейшие лондонские банки обслужи­вали внешнюю торговлю не только Англии, но и других стран. После второй мировой войны большие масштабы приобрели акцептные операции американских банков.

2. Акцептно-рамбурсный кредит- акцепт векселя банком при условии получения гарантии со стороны иностранного банка, обслуживающего импортера. В таком случае импортер до истечения срока тратты должен внести средства в свой банк, который переводит (рамбурсирует) их иностранному банку, акцептовавшему тратту, после чего последний оплачивает ее экспортеру в установленный срок. [5, c. 432]

С конца 50-х - первой половины 60-х гг. распространи­лись новые методы финансирования экспорта из развитых капиталистических стран, среди которых ведущее место принадлежит прямому банковскому кредитованию ино­странных покупателей. При этом происходит своеобразное разделение функций между банковским и фирменным кре­дитованием: первое сосредотачивается главным образом на предоставлении крупных средне- и долгосрочных кредитов покупателям продукции страны-кредитора; второму отводит­ся сфера краткосрочных кредитных сделок на небольшие суммы. Если в начале

60-х гг. соотношение между фирмен­ными и банковскими кредитами в общем объеме средне- и долгосрочного кредитования, например, в Великобритании и Франции равнялось 2:1, то в последние годы на долю бан­ковских кредитов (кредиты покупателю) приходится свыше 3/4 экспортных кредитов данной продолжительности.

Заметно активизировалась роль государства в развитии механизма прямого банковского кредитования. Опираясь на систему государственных гарантий и преференций по экс­портным кредитам, прибегая в случае необходимости к ре­финансированию своих заграничных активов в государст­венных кредитных институтах по льготным ставкам, банки в короткое время увеличили объем предоставляемых кредитов и обеспечили их умеренную стоимость для заемщиков.

Первоначально прямое кредитование импортеров осуще­ствлялось путем «связывания» кредита с разовой внешне­торговой сделкой. В последнее время широкое распростра­нение получило открытие банками так называемых кредит­ных линий для своих иностранных заемщиков на оплату внешнеторговых сделок.

Специфической формой кредитного обслуживания внешнеэкономических связей являются операции по лизингу, факторингу, форфетированию.

Лизинг - соглашение об аренде движимого и недвижимого имущества сроком от трех до пятнадцати лет. В отличие от традиционной аренды объект лизинговой сделки выбирается лизинго-получателем, а лизингодатель приобретает оборудование за свой счёт. Срок лизинга короче срока физического износа оборудования. По истечении срока лизинга клиент может продолжать аренду на льготных условиях или купить имущество по остаточной стоимости. В мировой практике лизингодателем обычно является лизинговая компания, а не коммерческий банк.

Факторинг - покупка специализированной финансовой компанией всех денежных требований экспортера к иностранному импортеру в размере до 70 - 90 % суммы контракта до наступления срока их оплаты; факторинговая компания кредитует экспортёра на срок до 120 дней. Благодаря факторинговому обслуживанию экспортер имеет дело не с разрозненными иностранными импортерами, а с факторинговой компанией.

Форфетирование - покупка банком или форфетором на полный срок на ранее оговоренных условиях векселей (тратт), других финансовых документов. Тем самым экспортер передает форфетору коммерческие риски, связанные с неплатежеспособнос­тью импортера. В результате продажи портфеля долговых требо­ваний упрощается структура баланса фирмы-экспортера, сокра­щаются сроки инкасации требований, бухгалтерские и админи­стративные расходы.

 

Валютно-финансовые и платежные условия международного кредита

В валютно-финансовые и платежные условия международного кредита входят следующие понятия: валюта кредита и валюта платежа, сумма, срок, условия использования и погашения, стоимость, вид обеспечения, методы страхования рисков.

Валюта кредита - это валюта, установленная при предоставлении кредита участниками кредитного соглашения. На её выбор влияет ряд факторов, таких как степень её стабильности, уровень процентной ставки, практика международных расчетов, степень инфляции и т. д. Валютой международных кредитов могут являться национальные единицы, евровалюты, международные счетные валютные единицы. Валюта платежа валюта, в которой происходит погашение кредита, она может не совпадать с валютой кредита. В таких случаях могут иметь место «мягкие займы» - займы, предоставленные в валюте кредитора, погашаются национальной валютой заемщика.

Сумма кредита – это часть ссудного капитала, предоставленная в товарной или денежной форме заемщику. Обязательно фиксируется в коммерческом контракте. Сумма банковского кредита (кредитная линия) определяется кредитным соглашением или путем обмена телексами. Обычно кредит предоставляется в виде долей (траншей), которые различаются по своим условиям.

Срок международного кредита важное средство конкурентной борьбы на мировых рынках. Он зависит от ряда факторов: целевого назначения кредита, соотношения спроса и предложения аналогичных кредитов, размера контракта, национального законодательства, традиционной практики кредитования, межгосударственных соглашений. Для определения эффективности кредита различают полный и средний сроки. Полный срок исчисляется от момента начала использования кредита до его окончательного погашения. Включает период использования предоставленного кредита, льготный период, т. е. отсрочку погашения использованного кредита, и период погашения, когда осуществляется выплата основного долга и процентов. Формула расчета полного срока кредита:

                                                      Сп = Пи + Лп + Пп,               (1)

где Сп - полный срок кредита, Пи - период использования, Лп - льготный период, Пп - период погашения. Полный срок не показывает, в течение какого периода вся сумма кредита находилась в распоряжении заемщика. Поэтому для сравнения эффективности кредитов с разными условиями используется средний срок, показывающий, в расчете на какой период в среднем приходится вся сумма ссуды. Средний срок кредита включает полностью льготный период и половину срока использования и погашения кредита. При равномерном использовании и погашении средний срок кредита вычисляется по следующей формуле: 

                                           Сср = 1/2Пи + Лп + 1/2Пп, (2)

где Сср- средний срок кредита, Пи - период использования, Лп - льготный период, Пп - период погашения.

По условиям погашения различают кредиты:

·  с равномерным погашением равными долями в течение согласованного срока;

·  с неравномерным погашением в зависимости от зафиксированного в соглашении принципа и графика;

· с единовременным погашением всей суммы сразу;

·  аннуитетные (равные годовые взносы основной суммы займа и процентов).

В соответствии с международной практикой экспортного кредитования критерием для расчета начала погашения кредита считается дата завершения выполнения экспортером соответствующих обязательств по коммерческому контракту.

Элементы стоимости кредита делятся на договорные и скрытые. В договорные, т. е. обусловленные соглашением условия, включаются основные и дополнительные. Основные элементы стоимости кредита - это суммы, которые должник непосредственно выплачивает кредитору, включая проценты, расходы по оформлению залога комиссии. Дополнительные элементы включают суммы, выплачиваемые заемщиком третьим лицам. Сверх основного процента банк взимает специальную (в зависимости от суммы и срока кредита) и единовременную (независимо от срока и размера ссуды) комиссию. По средне- и долгосрочным кредитам берутся комиссии за обязательство предоставить ссуду и за резервирование средств (0,2 0,75% годовых). При проведении кредитных операций банковским консорциумом заемщик выплачивает единовременную комиссию за управление банку-менеджеру (до 0,5% суммы кредита), за переговоры, а также другим банкам за участие.

Существуют следующие виды комиссий: комиссия за переговоры; комиссия за участие; комиссия за управление; агентская комиссия; комиссия за обязательство предоставить в распоряжение заемщика необходимые средства (вознаграждение кредитора за резервирование средств).

Хотя процентные ставки по международному кредиту не формируются на базе процентов по внутреннему кредиту, в конечном счете, цена международного кредита базируется на процентных ставках стран-ведущих кредиторов (США, Японии, Германии). В силу огромного количества факторов, влияющих на ссудный процент, образуется разрыв между национальными уровнями ставок. Основные факторы, определяющие размер процентной ставки:

· валютно-финансовое, экономическое и политическое положение в стране заемщика;

· характер проектных рисков;

· источники кредитов;

· международные соглашения о регулировании стоимости кредитов;

·  вид процентной ставки;

· наличие конкурентных предложений;

· срок кредита;

· темп инфляции;

· связанность или несвязанность кредита с коммерческими операциями;

· состояние мирового и национального рынка ссудных капиталов;

· статус, коммерческая репутация и финансовое положение заемщика (кредитора);

· качество обеспечения кредита;

· наличие страхового покрытия (гарантии) по кредиту;

· наличие твердых (безусловных) обязательств заемщика использовать кредит в заранее согласованные сроки;

· момент заключения кредитного соглашения по отношению к коммерческому контракту;

· сумма контракта;

· валюта кредита и валюта платежа;

· динамика валютного курса.

Периодический беспрецедентный рост процента и амплитуды его колебаний бывает вызван нестабильностью экономики, усилением инфляции, колебаниями валютного курса, «войной процентных ставок», отражающей конкурентную борьбу на мировом рынке. В 70-х годах, наряду с фиксированными, появились плавающие процентные ставки, которые изменяются в зависимости от уровня рыночной ставки. Часть срока кредита, предоставляемого по плавающей ставке, в течение которого (3-6 месяцев) ставка фиксируется на неизменном уровне, называется процентным периодом. Реальной процентной ставкой называется номинальная ставка за вычетом темпа инфляции за определенный период. Если темп обесценения денег превышает величину номинальной ставки, то реальная процентная ставка превращается в отрицательную. Выравнивание национальных процентных ставок происходит не только в результате движения между странами краткосрочных капиталов, но и в зависимости от динамики валютных курсов. Обычно, чем выше курс валюты, тем ниже процент по вкладам в этой евровалюте. По еврокредитам практикуются международные процентные ставки. ЛИБОР (Лондонская межбанковская ставка предложения) обычно на 1/8 пункта выше ставки по вкладам и на Ѕ пункта ниже процента по кредитам конечному заемщику.

Скрытые элементы стоимости кредита включают прочие расходы, связанные с получением и использованием кредита и не упомянутые в соглашении. Сюда входят: завышенные цены товаров по фирменным кредитам; принудительные депозиты в установленном размере от ссуды; требование страхования кредита в определенной страховой компании, связанной с банком; завышение банком комиссии по инкассации товарных документов и т. д. Льготные условия некоторых международных кредитов сочетаются с кабальными скрытыми издержками, которые дорого обходятся заемщику.

При определении валютно-финансовых условий международного кредита кредитор исходит из кредитоспособности (способности заемщика получить кредит), и платежеспособности (способности заемщика своевременно и полностью рассчитываться по своим обязательствам. Исходя из этого, одним из условий международного кредита является защита от кредитных, валютных и других рисков. Страхование и гарантирование международных кредитов осуществляют специальные организации (государственные или полугосударственные, а также частные). Государственное страхование распространено на наиболее рискованные операции, что в максимальной степени освобождает частных предпринимателей от рисков.

 

 

Государственное регулирование международных кредитных отношений на примере Республики Беларусь

 

Кредитные отношения в экономике базируются на опреде­ленной методологической основе, одним из элементов которой выступают принципы, строго соблюдаемые при практической организации любой операции на рынке ссудных капиталов. Эти принципы стихийно складывались еще на первом этапе разви­тия кредита, а в дальнейшем нашли прямое отражение в общегосударственном и международном кредитном законодатель­ствах. Основными нормативно-правовыми актами в области международных кредитных отношений в Республике Беларусь на данный момент являются следующие документы:

· Закон о внешнем государственном долге Республики Беларусь от 22 июня 1998 г.;

· Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2003 г. № 259-З «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год»;

· Порядок реализации иностранных кредитов, привлекаемых в республику под гарантии Правительства РБ от 5 февраля 1996 г.;

· Постановление Совета Министров РБ от 24 августа 1992 г. №518 «О привлечении в республику иностранных кредитов»;

· Постановление Совета Министров РБ от 28 июля 1997 г. № 967 «О совершенствовании механизма предотвращения образования просроченной задолженности по кредитам, полученным под гарантии Правительства Республики Беларусь от правительств других государств, иностранных и международных финансово-кредитных организаций и банков»;

· Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 февраля 1997 г. «Об образовании Валютно-кредитной комиссии Совета Министров»;

· Постановление Совета Министров РБ от 8 января 1998 г. № 15 «О привлечении кредитных средств зарубежных небанковских финансовых организаций под гарантии Правительства Республики Беларусь»;

· В 2001 году принят Инвестиционный кодекс, направленный на улучшение инвестиционного климата и установления ясности политики белорусского государства в отношении инвесторов.

В 2001 году Правительством учрежден Консультативный совет по иностранным инвестициям, в состав которого вошли представители иностранных компаний и международных организаций. Основными задачами Совета являются формирование и реализация политики привлечения иностранных инвестиций, а также создание «зеленого коридора» для преодоления конкретных проблем иностранных инвесторов.

В Республику Беларусь привлекаются иностранные кредиты (на основе соглашений между правительством РБ и правительством других государств) для поддержания экономических реформ, перехода к рыночной экономике, решения проблем, связанных с осуществлением структурной перестройки экономики, технического перевооружения и модернизации промышленности и сельского хозяйства, внедряя современные технологии, а также развития экспортного потенциала, насыщения внутреннего рынка товарами народного потребления, развития малого и среднего бизнеса.

Решения о привлечении и последующем использовании иностранных кредитов, формирующих внешнюю задолженность РБ, а также о предоставлении правительственных гарантий в отношении иностранных кредитов принимаются Кабинетом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ на основании предложений Валютно-кредитной комиссии Кабинета Министров РБ. [1, c. 456]

Одним из направлений международного сотрудничества является работа с международными финансовыми организациями, такими как Международный валютный фонд (МВФ), Мировой банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития, по привлечению в республику финансовых ресурсов.

Сотрудничество с МВФ важно для республики, так как финансовые ресурсы этой организации используются на поддержание платежного баланса и создание валютных резервов государства. Техническая помощь, предоставляемая МВФ Республике Беларусь на безвозмездной основе, была оказана при создании Казначейства при Министерстве финансов, компьютеризации и реструктуризации налоговой инспекции. За счет средств технической помощи постоянно повышается квалификация государственных служащих через систему семинаров и курсов, проводимых международными финансовыми организациями на базе Объединенного венского института, а также предоставляются высококвалифицированные консультации по различным направлениям. Программы МВФ по финансовой поддержке направлены на приведение в норму внутреннего и внешнего баланса в экономике.

Роль МВФ в обеспечении устойчивости белорусской экономики в течение нескольких последних лет претерпела значительные изменения. Наша страна уже не зависит от кредитов этой организации в такой мере, как в прежние годы. Подчеркивая этот факт, Президент Республики Беларусь А.Г. Лу­ка­шенко отметил, что в последнее время у Беларуси сложились самые хорошие отношения с Международным Валютным Фондом. Однако в настоящее время кредитов республика брать не собирается. Они просто не нужны. Хотя несколько лет назад потребность в займах МВФ была.

Мировой банк реконструкции и развития (МБРР) предоставляет помощь на государственном уровне, финансируя проекты, имеющие только общенациональное значение. Условия, на которых Банк обычно предоставляет кредиты, следующие: срок кредитов – 10 – 15 лет; мораторий на выплату основного долга – до 5 лет; процентная ставка – около 8% годовых. Предоплаты и платежных гарантий не требуется. В целом Всемирный банк может финансировать до 60% от общей стоимости проекта, а вклад Правительства, как правило, должен составлять, по крайней мере, 10% от стоимости каждого проекта.

МБРР предоставил республике три кредитных линии: заем на институциональное развитие, средства которого были направлены на укрепление и развитие институтов управления экономикой в переходный период; реабилитационный заем для поддержки программы экономических реформ и финансирования критически необходимых статей экспорта (продукты питания, медикаменты и др.); заем на развитие лесного хозяйства. При ускорении проведения рыночных реформ (приватизация, развитие частного сектора, совершенствование законодательства, создание благоприятного инвестиционного климата) МБРР планирует расширение своей финансовой и технической помощи Беларуси в области поддержки частного сектора, структурных преобразований (реформирование и разгосударствление крупных промышленных предприятий, составляющих основу промышленного сектора республики), а также в осуществлении отраслевых проектов (сельское хозяйство, транспорт, жилищное строительство, энергетика и др.).

Кредитное соглашение между Республикой Беларусь и ЕБРР было подписано 22 ноября 1994г. С учетом высокого кредитного риска в Беларуси ЕБРР поставил условие: обеспечить все выданные на территории страны кредиты правительственными гарантиями, на основе чего было заключено соглашение между ЕБРР и Национальным банком Республики Беларусь. Согласно этому соглашению, Правительство РБ в лице НБ выступает гарантом возврата кредита. Таким образом, конечным плательщиком по предоставленным кредитам является НБ Республики Беларусь, т.е. в случае неуплаты долга он должен его оплатить. Позднее кредит был переуступлен Национальному банку Республики Беларусь в соответствии с Соглашением о порядке реализации кредита ЕБРР, подписанным между Министерством финансов и Национальным банком Республики Беларусь от 22.06.1995 г., и постановлением Кабинета Министров от 17.10.94 г. №119/11.

Европейский банк реконструкции и развития осуществляет прямое финансирование проектов под гарантии правительства (в частности, модернизация Оршанской ТЭЦ, создание минского оптового рынка, развития международной телекоммуникационной связи, модернизация автомагистрали Брест-Минск-граница Российской Федерации, развитие частных предприятий), а также оказывает техническую помощь и содействие по привлечению иностранных инвесторов и кредиторов в страну, беря на себя проектный и кредитный риск.

В масштабах экономики Беларуси средства, предоставленные международными финансовыми организациями, не так уж велики, но именно они являются катализатором для инвестиционного и торгового сотрудничества нашей республики с Западом. Деловой и финансовый мир развитых стран очень осторожен в выборе партнеров и практически не делает никаких шагов до тех пор, пока МВФ и Всемирный банк не включат «зеленый свет», означающий, что страна прошла через определенные экономические трудности, вошла в режим рыночных отношений, что политический и финансовый риск в ней для западного инвестора вполне приемлемый.

Характеризуя наши отношения со странами «дальнего» зарубежья, следует отметить, что на первом месте здесь идет Германия, которая является вторым после России торговым партнером Беларуси, опережая Украину, Польшу, Латвию, Литву, Италию и США.

На примере расширяющихся деловых связей Беларуси с фирмами Германии можно показать, как важно знание особенностей сотрудничества с немецким бизнесом для успешного развития отношений с этой страной. Рынок в Германии является одним из крупнейших рынков мира, объем импорта в год превышает 550 млрд. марок, а по экспорту занимает ведущее место в мире. Важнейшие отрасли экспорта: автомобилестроение, химическая и электротехническая промышленности, машиностроение.

Немецкий рынок является классическим рынком предложения, а не рынком спроса. Только конкурентоспособное предложение и деятельная концепция маркетинга с немецкими партнерами может привести к успеху на рынке спроса. Качество, дизайн и упаковка часто более важны, чем цена товара, а для технических товаров еще и сервис, и соответствие немецким техническим стандартам.

Поэтому в последние годы ключевое значение в Беларуси придается работе по приближению национальных стандартов к мировым требованиям качественных характеристик производимых товаров. Действующий фонд стандартов по машиностроению и приборостроению, изделиям электронной техники и электротехнической продукции уже на 70-80 процентов соответствует международным требованиям.

Мировая практика свидетельствует, что в ходе проведения хозяйственной трансформации ныне успешно действующие страны использовали весь арсенал государственного регулирования экономических отношений с зарубежными партнерами и никогда полностью не полагались на стихию рыночных сил в международном обмене. Как правило, внешнеэкономическая политика современных государств включает сочетание методов обеспечения свободной конкуренции и, где это необходимо, - введение протекционистских средств. Причем такое сочетание предполагает, в первую очередь, учет национальных интересов.

В полном согласии с такой тенденцией нынешние акценты в стратегии западных стран по отношению к Республике Беларусь из сферы военно-полити­ческого противостояния постепенно смещаются в область экономики. Беларусь подвергается ужесточению экономической блокады, а в сотрудничестве с ее главным партнером - Россией - отчетливо прослеживается стремление западных стран к достижению односторонних преимуществ, сдерживанию развития России, скрытому проникновению в стратегически важные для нее отрасли промышленности, устранению с мировых рынков конкурентоспособных российских товаропроизводителей.

Снижение притока кредитных средств объясняется рядом причин, в том числе одной из главных является сдержанная позиция ряда стран-кредитов в связи приостановкой с 1996 года реализации программы «стенд-бай» Международного валютного фонда и как следствие ухудшение позиции Беларуси как заемщика. Кроме того, в связи с несвоевременностью выполнения некоторыми заемщиками обязательств по ранее полученным кредитам до недавнего времени существовала просроченная задолженность перед иностранными кредиторами, что также негативно отражалось на представлении Беларуси новых кредитов. С другой стороны, в 2001 году было завершено финансирования ряда крупных проектов, в частности, реконструкции операционно-реанимационного блока кардиологического корпуса 4-й городской больницы г. Минска (кредит Австрии), поставок зерноуборочных комбайнов фирмы «Нью Холланд Бизон» по проекту Минского облисполкома (кредит консорциума польских банков); поставок зерноуборочных комбайнов фирмы «Кейс» (кредит в рамках АКА/Гермес), закупки оборудования для ГП «Национальный аэропорт «Минск» (АКА/Гермес), проект поставки машинокомплекта немецких зерноуборочных комбайнов «Кейс-525 Н» и закупки зерна, реализуемого ЗАО «Белагроинторг» (Министерство сельского хозяйства и продовольствия РБ) (кредит Чехии).

Предпринимаемые в последнее время меры по переходу к более жесткой бюджетно-кредитной и денежной политике, активизация диалога с МВФ, проведение реструктуризации по ряду кредитных соглашений с Германией и Австрией позволили начать финансирование ряда проектов за счет кредитных средств указанных стран. С учетом выполнения Беларусью своих обязательств в рамках кредитной линии АКА/Гермес, в 2001 году германской стороной было объявлено о выделении для Беларуси плафонда в 100 млн. немецких марок, а в конце ноября 2001г. Федеральным Министерством экономики и технологий ФРГ принято решение о предоставлении Беларуси на 2002 год плафонда в размере 150 млн. немецких марок. Таким образом, Германия и в 2002 году останется одним из основных партнеров Республики Беларусь в сфере кредитования.

Кроме поступлений кредитных средств в рамках действующих кредитных линий и межбанковских соглашений в августе 2001 г. Правительством Российской Федерации предоставлен государственный кредит в размере 30 млн. долл. США для обеспечения сбалансированных расчетов во взаимной торговле между Беларусью и Российской Федерацией (на закупку нефти и газа).

В 2002 году кроме названных продолжалась реализация проектов реконструкции и модернизации ПО «БелАЗ» (кредиты Чехии), реконструкции ОАО «Городейский сахарный завод» (кредит Германии), развития лесного хозяйства и энергосбережения (МБРР), реконструкции Мозырского НПЗ (кредит Австрии), проект развития малого и среднего бизнеса, реализуемый через Национальный Банк (ЕБРР).

Предпринимаются меры по открытию новых источников финансирования. Визиты на высоком и высшем уровнях в Ливию, Кувейт и ОАЭ придали динамизм развитию экономических отношений с данными странами. В настоящее время готовится к реализации «пилотный» белорусско-кувейтский проект реконструкции РУП «Светлогорское ПО «Химволокно» (общая стоимость проекта – 24 млн., кредитных средств - 16,5 млн. долл. США), кувейтской стороной также выражена заинтересованность в сотрудничестве по проекту реконструкции Минской ТЭЦ-3 (предполагаемая общая стоимость около 146 млн. долл. США).

Но, как известно, одной из наиболее негативных сторон международного кредита является то, что он увеличивает внешнюю задолженность страны. Внешний государственный долг Беларуси является суммой обязательств по погашению основного долга по фактически полученным и невозвращенным займам (кредитам) в иностранной валюте, привлеченным от имени республики или ее резидентами под гарантии Беларуси от иностранных государств, международных организаций, других нерезидентов Республики Беларусь.

В Национальном банке Беларуси подведены предварительные итоги реализации в 2004 году денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Она осуществлялась в рамках общеэкономической политики государства и была направлена на дальнейшее укрепление национальной валюты, выразившееся в значительном снижении темпов инфляции и девальвации, удовлетворение потребностей экономики страны в доступных кредитах банков, устойчивой работе банковской и платежной систем, что в совокупности послужило важными факторами устойчивого экономического роста.
   В 2004 году по сравнению с предыдущим годом банковская система увеличила кредитные вложения в национальной валюте в экономику в реальном выражении более чем на 40 процентов. Наряду с финансовой стабилизацией это послужило существенным фактором экономического роста. Более того, произошло снижение стоимости кредитов. На конец 2004 года стоимость кредитов в национальной валюте составила около 20 процентов годовых при прогнозе 17-22 процента. Реальная стоимость кредитных ресурсов в 2004 году относительно их стоимости в 2003 году снизилась на треть.

По информации БЕЛТА Беларусь полностью погасила задолженность по ранее привлеченным кредитам Международного валютного фонда (МВФ), сообщил пресс-секретарь Министерства финансов Беларуси Михаил Вальковский. Последний платеж Беларуси по кредитам МВФ был осуществлен 1 февраля 2005 года. По данным Министерства финансов РБ, за период сотрудничества с фондом с 1992 года Беларусь получила от МВФ два транша кредита по программе системных трансформаций для поддержки экономических реформ: в августе 1993 года (108,6 млн. долларов США) и в феврале 1995 года (108,6 млн. долларов США). Кроме того, в сентябре 1995 года Беларуси было предоставлено 77,4 млн. долларов США для стабилизации платежного баланса республики и обменного курса белорусского рубля. В настоящее время сотрудничество Беларуси с МВФ заключается в предоставлении республике технической консультативной помощи. Как отмечалось БЕЛТА ранее, объем привлечения внешних источников для финансирования инвестиционных проектов под гарантии правительства и покрытия дефицита бюджета в 2004 году составил около 500 млрд. рублей. В рамках кредитной линии Германии в прошлом году заключены кредитные соглашения на сумму 20,5 млн. долларов США. Кроме того, в 2004 году для Беларуси была открыта кредитная линия Италии в размере 20 млн. евро. В целом поступление средств внешнего финансирования дефицита республиканского бюджета в 2004 году составило 390 млрд. рублей, что эквивалентно 179,8 млн. долларов США. Эта сумма включает также получение средств кредита Международного банка реконструкции и развития
(2,4 млн. долларов США), кредит Российской Федерации для обеспечения поставок в Республику Беларусь российского природного газа, а также сбалансированности расчетов во взаимной торговле между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (175 млн. долларов США). Беларусь в 2005 году планирует привлечь более 350 млн. долларов США внешних заимствований для финансирования дефицита бюджета. Рассматривается вопрос получения кредита Ливии в сумме 100 млн. долларов США, ресурсов из Российской Федерации, а также синдицированного кредита Приорбанка, Райффайзенбанка и Внешторгбанка в размере 15-20 млн. долларов США.

Постановлением от 12 декабря 2004 г. № 762 О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссия о предоставлении Республике Белоруссия государственного кредита Правительство Российской Федерации предоставило Беларуси государственный кредит в размере 175 млн. долларов.

Сегодня большинство предприятий Беларуси нуждаются в современном и высокопроизводительном оборудовании, так как физический и моральный износ основных производственных фондов составляет не менее 60% (в некоторых случаях - до 90%). Эта проблема решается медленно и неэффективно из-за отсутствия оборотных средств, невысокой покупательной способности потребителей продукции белорусских товаропроизводителей, большой внешней задолженности предприятий республики за энергоносители.

Из-за кризиса неплатежей предприятиям редко удается изыскать собственные финансовые ресурсы для обновления производственной базы. Дотации же государства используются на погашение текущих долгов и увеличивают уровень инфляции. Ограничены возможности привлечения иностранного капитала: международные организации не желают рисковать, инвестируя средства в страну, где рыночные реформы осуществляются столь медленными темпами. В результате складывается ситуация, при которой, с одной стороны, предприятия испытывают потребность в реконструкции и техническом перевооружении своего производства, а с другой - традиционные источники капитальных вложений не позволяют это сделать.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: