Основные направления развития туризма в России на ближайшую перспективу определены в ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Федеральной целевой программе «Развитие туризма в Российской Федерации». Согласно данным документам приоритетными направлениями развития отечественной туристской индустрии на данную перспективу будут следующие виды туризма:
1) внутренний;
2) въездной;
3) социальный;
4) самодеятельный.
_____________________________
5 Квартальнов В.А.Туризм как вид деятельности/ В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 288 с.
В рамках данных направлений, а также с учетом тенденций развития мирового туризма можно прогнозировать следующие направления развития отечественного туризма.
1. Постепенное изменение структуры въезда-выезда в пользу въезда.
2. Дальнейшее увеличение въездного туристского потока за счет стран дальнего зарубежья.
3. Постепенное освоение новых туристских ресурсов в Северо-Западном, Приволжском, Западно-Сибирском и Дальневосточном регионах страны.
|
|
4. Продолжение развития приграничного туризма.
5. Повышение удельного веса внутреннего туризма за счет увеличения туристской подвижности молодежи, пожилых людей и лиц со средним уровнем дохода.
6. Дальнейшее развитие детско-юношеского туризма в рамках самодеятельного, спортивного, походного и познавательного туризма.
7. Возрождение туризма выходного дня.
8. Повышение удельного веса экскурсий в программах познавательного внутреннего туризма.
9. Повышение популярности экологического туризма и путешествий по малым городам России.
10. Тенденция роста популярности комбинированных туров: отдых-лечение и др.6
В прогнозе развития туризма на перспективу до 2020 г., специалисты отмечают, что Россия войдет в десятку стран-лидеров, где туризм будет развиваться наиболее динамично. Соответствующие данные представлены в Таблице 2.
__________________
6 Гуляев В.Г.Туризм: экономика и социальное развитие/ В.Г. Гуляев. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 304 с.
Таблица 2 – Десятка стран-лидеров по динамичному развитию туриз-
ма к 2020 г.
№ п/п | Страна | Прибытие туристов, млн.чел. | Доля в мировом туристском потоке, % |
1 | Китай | 137,1 | 8,6 |
2 | США | 102,4 | 6,4 |
3 | Франция | 93,3 | 5,8 |
4 | Испания | 71,0 | 4,4 |
5 | Гонконг | 59,3 | 3,7 |
6 | Италия | 52,9 | 3,3 |
7 | Великобритания | 52,8 | 3,3 |
8 | Мексика | 48,9 | 3,1 |
9 | Россия | 47,1 | 2,9 |
10 | Чехия | 44,1 | 2,7 |
Всего | 708,8 | 44,2 |
Таким образом, можно сделать выводы:
1) туризм в России фактически пока не признан приоритетной отраслью экономики, претендующей на достаточную государственную поддержку;
|
|
2) в России пока не созданы эффективные инфраструктура туризма и индустрия туризма;
3) в стране практически отсутствует система социального туризма, а возможность широких слоев населения пользоваться туристскими услугами затруднена из-за низкого платежеспособного спроса населения;
4) констатируется пассивная структура въезда-выезда в пользу выезда туристов, что является мощным источником вывоза твердой валюты за рубеж;
5) отмечается низкий удельный вес познавательных и оздоровительных услуг внутреннего туризма в общей структуре туристских услуг;
6) не используются в полной мере возможности емкого внутреннего туристского рынка и богатых туристских ресурсов;
7) отмечается низкий уровень туристской подвижности населения, неудовлетворительные показатели туристского оборота и интенсивности туризма в целом;
8) роль туризма в экономике страны в целом, включая налоговые поступления от него, весьма незначительна;
9) туристская деятельность не стимулирует в достаточной мере создание дополнительных рабочих мест и занятость населения.
Целью большинства турфирм является ведение прибыльного и продолжительного бизнеса. Для достижения данной цели компаниям необходимо производить тот товар или услугу, который удовлетворял бы нужды потенциальных покупателей и тем самым обеспечивал бы увеличение бизнеса.
2 ОСОБЕННОСТИ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА И
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НЕМУ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ