Причины и цели региональной экономической интеграции

Тема: «Региональная экономическая интеграция»

 

 

                                   Номер варианта: 6

 

                                                                     Выполнил студент 192 группы 3 курса

 

                                Синдицкий П. А.

 

                                        Дата сдачи в деканат:

 

                    Проверил:

 

Барнаул 2010 г.

Оглавление.

Введение…………..…………………………………………...……………..……3

1. Сущность региональной экономической интеграции………………………..4

1.1. Причины и цели региональной экономической интеграции……………....5

1.2. Теории интеграции……………………………………………………...........6

2. Роль региональной экономической интеграции в развитии мирового производственного процесса…………………………………..............................9

2.1. Типы развития региональной экономической интеграции…………........10

2.2. Формы развития региональной экономической интеграции….................12

2.3. Влияние региональной интеграции на мировое хозяйство.……………...16

3. Интеграция на современном этапе…………………………………………..18

Заключение……………...………………………………………………………..21

Список использованной литературы…………………………………...……....23

 

Введение.

В конце XX в. международная экономическая интеграция стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран - членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от латинского integratio - восполнение или integer - целый. Международная экономическая интеграция - это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений.

Для сегодняшних международных экономических отношений присущи новые количественные и качественные характеристики. Основные формы мирохозяйственных связей, международная торговля, движение капиталов, миграция населения и трудовых ресурсов, транснациональная деятельность, акции международных организаций, наконец, интеграционные процессы в мире достигли невиданных ранее масштабов. Изменились их место и роль в развитии современного общества.

Разделение мирового экономического пространства на крупные региональные подсистемы, представляющие собой разнообразные формы политического и экономического взаимодействия государств, становится важнейшей чертой современного мирохозяйственного развития. Большинство экспертов полагают, что экономическая интеграция становится доминантой мирового рынка и может привести к тому, что роль главных субъектов международных экономических отношений будет принадлежать региональным интеграционным группировкам. В настоящее время практически все страны с рыночной экономикой являются членами тех или иных региональных групп, объединяющих государства различного рода экономическими соглашениями, которых насчитывается свыше 100.

Сущность региональной экономической интеграции.

Региональная экономическая интеграция, в самом простом виде, это устранение экономических границ между двумя или более экономиками. В свою очередь, экономической границей называется любое препятствие на пути свободного (действительного или гипотетического) перемещения товаров, услуг и факторов производства, а также информационных потоков. Рабочее определение экономической интеграции может быть задано через набор параметров, а именно:

-создание относительно гомогенного экономического пространства;

-свободная циркуляция факторов производства в условия реально функционирующего общего рынка;

-совместное использование ресурсов с максимальной экономической и социальной эффективностью;

-проведение общей экономической, финансовой и социальной политики;

-унификация национального законодательства.

В последних двух пунктах мы имеем дело с «позитивной интеграцией» (де-юре), а в первых двух - с «негативной» (де-факто) интеграцией. Это различие было впервые сделано Яном Тинбергеном. Негативная интеграция означает реальную экономическую интеграцию посредством торговли и инвестиций, предполагающую устранение дискриминации в сфере экономических правил и проводимой политики в рамках двухсторонних соглашений. Позитивная интеграция связана с переходом к наднациональным институтам, или совместным принятием решений. Иными словами, региональная интеграция может быть интеграцией рынков (market-led), как в случае с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), или же развиваться под влиянием институциональных соглашений (institutionally-driven), как в случае с Европейским Союзом (ЕС), либо быть смесью этих двух моделей.

 

 

Причины и цели региональной экономической интеграции.

Почему происходит региональная интеграция и в чем ее главные цели? Региональная интеграция, во-первых, позволяет противостоять вызовам глобализации, выдерживать странам региона давление глобальных лидеров, диктующих «правила игры». Интеграционные объединения имеют больше возможностей отстаивать свои групповые, и в том числе национальные, интересы в международных экономических организациях и противостоять натиску развитых стран, прежде всего США, ТНК и финансовых групп. Во-вторых, позволяет создавать региональные преференциальные преимущества в глобальной конкурентной среде на мировых рынках товаров, услуг, капиталов, технологий и рабочей силы. В-третьих, региональная интеграция снижает издержки производства и обращения, способствует международному разделению труда, специализации и кооперации производства товаров и услуг, содействует динамичному развитию национальных экономик, повышению их конкурентоспособности в глобальной среде. Наконец, в-четвертых, формирование зон свободной торговли, таможенных союзов и других форм интеграционных объединений предполагает создание единой рыночной и транспортно-коммуникационной инфраструктуры.

С целью эффективного противостояния новым вызовам глобализации страны, близкие по географическому расположению и уровню социально-экономического развития, интегрируются в региональные торгово-экономические объединения. Регионализация приносит свои плоды, свидетельством чему служит опыт таких региональных объединений, как Евросоюз, Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР) и др.

Интеграционные процессы в мировом хозяйстве стремительно развиваются. Согласно данным ВТО, сегодня в мире действует 179 международных соглашений, провозглашающих таможенный союз или же зону свободной торговли как формы интеграции. [3]

Интеграция всегда предполагает какие-то определенные цели, которые должны стать определяющими в процессе объединения стран. В самом деле, поставив задачу снятия барьеров для движения капиталов, товаров и услуг и свободному перемещению людей - ЕЭС - начавшееся как объединение 6 государств - сейчас переросло в ЕС- с 15 странами участниками и в дальнейшем увеличится еще.

С одной стороны, региональная интеграция рассматривалась как инструмент достижения более быстрых темпов экономического роста. Эффекты региональной экономии в масштабе и сокращение транспортных издержек могут генерировать динамические эффекты, которые усиливают темпы экономического роста. С другой стороны, регионализм расценивался как средство сохранения политического контроля над процессами глобализации в экономической сфере, которые ослабили степень влияния национальных инструментов экономической политики.

В чем же состоят основные выгоды региональной интеграции, складывающейся как реакция на процесс глобализации? Прежде всего, географическое соседство стран-участниц стимулирует рост торговли и инвестиций. Далее, предпочтение регионального торгового режима в пользу глобального, предлагаемого в рамках ГАТТ/ВТО оказывались сильнее, по причине неэффективности последнего. Считалось, что экономическая эффективность и конкурентоспособность могут быть усилены за счет институционализации сотрудничества, что требовало шагов политического характера на уровне региона, ослабив значимость глобального подхода к либерализации.

 

Теории интеграции.

Научное исследование проблемы интеграции связано с осмыслением реальных интеграционных процессов, и направлено на то, чтобы выявить в них общие тенденции, связанные с причинами, детерминирующими фактами, основными чертами данного феномена. Наиболее известными в исследовании проблем интеграции являются три теоретических направления, или три научные школы: школа функционализма и неофункционализма, школа федерализма и школа транснационализма (плюралистическая школа).

Отправным моментом при изучении процессов интеграции с позиций школы функционализма является анализ причин неудачи при создании Лии Наций. С позиций английского исследователя Митрани, Лига Наций потерпела поражение прежде всего потому, что государства видели в ней угрозу своему суверенитету. Вместо создания глобальных организаций он предлагал способствовать сотрудничеству между государствами в решении задач, представляющих совместный интерес и связанных с их конкретными потребностями экономического, социального, научно-технического характера. Прагматические выгоды подобного сотрудничества, по мнению исследователя, должны были подтолкнуть государства к созданию необходимых для этого межгосударственных органов, которые, в свою очередь, создадут предпосылки и для политической кооперации.

Тем самым функционализм предлагает не просто расширить межгосударственное сотрудничество в отдельных сферах, которое стало бы чисто техническим. Функционализм видит в межгосударственном сотрудничестве путь к достижению политической цели - интеграции государств в более широкую общность через постепенное отмирание их суверенитетов.

Концепция федерализма, казавшаяся на первых порах иллюзорной (первые работы родоначальника этой концепции Спинелли были опубликованы в разгар Второй Мировой войны) медленно, преодолевая противоречия, но все же убедительно приобретает зримые черты в интеграционных процессах в Западной Европе. В центре теории федерализма находятся политические институты, которые выступают отправным моментом для развития интеграции в экономической и социальной сферах. Концепцию федерализма можно определить как «договорный отказ от централизма, структурно оформленную дисперсию полномочий между различным центрами, законные полномочия которых гарантируются конституцией». Международная интеграция государств по федералистской модели рассматривается по аналогии с внутренними режимами государств, основанными на принципах федеративного устройства.

В рамках плюралистической модели интеграции сам процесс интеграции рассматривается в терминах коммуникационных сетей, передающих сообщения и сигналы, обменивающихся информацией, способствующих выполнению определенных функций и накоплению опыта. Карл Дойч, сторонник этой модели, анализирует два типа политических объединений, каждому из которых соответствует свой особый процесс интеграции - амальгамное и плюралистическое.

Под первым понимается слияние в соответствующей форме двух или нескольких самостоятельных ранее единиц в более широкое объединение, наделенное определенным типом общего управления. Во втором интегрирующиеся единицы сохраняют свою политическую самостоятельность. При этом осуществление амальгамной интеграции нуждается в целом комплексе разнообразных условий социокультурного и политического характера, среди которых приверженность населения интегрирующихся общностей одним и тем же ценностям, обоснование ожидания выгод интеграции, достаточное знание друг друга и, соответственно, предсказуемость поведения. Процесс интеграции должен сопровождаться лояльностью населения к возникающим новым политическим институтам, глубоким осознанием своего единства.

Реализация плюралистической модели не требует столь широкого набора условия для успешной интеграции. Основные социокультурные ценности интегрирующихся единиц просто не должны противоречить друг другу, предсказуемость поведения касается лишь ограниченной сферы общих интересов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: