Контрольная работа
По дисциплине: «Теория и методика экологического образования детей»
НА ТЕМУ: «Роль заведующего и старшего воспитателя в постановке экологического воспитания»
Выполнил:
Студентка гр. Пз - 216
Косачева Елена Дмитриевна
Работа защищена
С оценкой____________ Проверил
К.п.н. доцент
Сыпко Е.В.
Невинномысск
2011г.
«Роль заведующего и старшего воспитателя в постановке экологического воспитания»
Составлен: зам. заведующей I категории МДОУ № 25"Теремок" Косачевой Еленой Дмитриевной
|
|
Учитывая весьма загрязненное состояние окружающей природной среды в России, занимающей 3 место в мире по выбросам и 74 место среди самых экологически чистых стран мира и переживающей острый экологический кризис, переход к устойчивому развитию для нашей страны задача не из простых.
Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. Оно осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.
Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к природе с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей. "Среди них познавательные ценности: ребенок начинает чувствовать себя первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования с объектами природы, открывает новое в знакомом и знакомое в новом; вычленяет простейшие закономерности, осознает их непреложный характер".
Главным идеологом всей экологической работы является заведующая детского сада и зам. зав. по УВР, которые своевременно ставят и осуществляют организационно-содержательные задачи, координируют связь с внешними учреждениями, создают атмосферу всеобщей заинтересованности в работе коллектива, создают условия для экологического воспитания и эколого-оздоровительной работы с детьми.
Под руководством зам. заведующей педагогический коллектив дошкольного учреждения обобщил опыт работы по проблеме: "Экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста".
|
|
В МДОУ разработана педагогическая технология, в которой выделены следующие приоритетные задачи:
§ развитие способностей детей и реализация природного потенциала ребенка через общение с природой; формирование экологического мировоззрения;
§ накопление знаний о взаимозависимости животных, растений, птиц, насекомых с внешним миром и развитие познавательных способностей детей;
§ установление зависимости между объектами и явлениями природы, формирование знаний о росте и развитии живых существ; умение делать выводы и умозаключения;
§ воспитание любви к природе родного края.
§ Пути реализации:
§ использование программы "Юный эколог" С.Н.Николаевой,
§ разработка занятий для старших дошкольников по разделам:
§ Времена года;
§ Вода и воздух;
§ Деревья;
§ Животный мир;
§ Птицы;
§ Насекомые;
§ Травы;
§ Космос. Звезды. Вселенная;
§ организация работы кружка, лаборатории;
§ создание эмоционально-насыщенной атмосферы в дошкольном образовательном учреждении.
Основными направлениями в работе являются:
Первое направление - распределение функциональных обязанностей членов коллектива в экологическом образовании, в первую очередь разработка и утверждение должностных обязанностей воспитателя при общей признанной модели - эколога, которая существует в нашем детском саду. У нас создана творческая группа для разработки педагогической технологии по теме: "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к природе родного края".
Второе направление - это тесное сотрудничество с городским управлением отдела дошкольного образования. Участие во всех предложенных отделом образования конкурсах и смотрах.
Третье направление - повышение самообразовательного уровня в области экологического образования через различные формы: педсоветы, консультации, семинары, конкурсы, курсовые подготовки МО.
В детском саду проводятся смотры-конкурсы: "Уголок природы"; "Огород на окне"; "Лесные фантазии", детские праздники «День рождение земли», развлечения: «Поле чудес», все вопросы по экологическому воспитанию. Конкурсы: «Наш огород богаче всех», «Самая яркая клумба», воспитатели совместно с детьми занимаются оформлением Красной книги «Растения Ставропольского края», летом проводят конкурс «Лучший участок детского сада», а так же воспитатели проводят с детьми экспериментирование с водой, песком, воздухом (опытническая деятельность детей), Занимаются оформлением папок-передвижек на тему: «Экология вокруг нас», Принимают участие в ежегодном городском конкурсе рисунков «Мир глазами ребенка» и мн. др. в процессе которых, происходит становление нового мировоззрения у педагогов. Решение задачи формирования экологического сознания в педагогическом коллективе осуществляется на протяжении нескольких лет работы детского сада по экологическому направлению.
Выступления на педсоветах, консультациях по таким темам как: "Мировая сеть охраняемых природных территорий"; "Особо охраняемые природные территории", имеют особое значение для становления нового мировоззрения у педагогов. Стержнем таких сообщений встают вопросы об экологии планеты, проблемах загрязнения окружающей среды.
В конце учебного года проходят педсоветы согласно задачам годового плана "Итогами инновационной деятельности в экологическом воспитании дошкольников ДОУ, где обсуждаются общие итоги воспитательно-образовательной работы с детьми.
Организуя работу с педагогическим коллективом, мы стремимся к познанию самых красивых мест природы Ставропольского края. Стараемся не упустить возможности посетить заповедные места и обратится к поэзии поэтов нашего региона, и конечно же, нашего города. Для этого приобретаем книги о родном Ставрополье, фотографируем природу родного края, приобщаем наших детей к культурному наследию, быту и традициям.
|
|
Четвертое направление - создание предметно-развивающей экологической среды.
литературы, дидактических игр, животных, растений и т.д.).
Шестое направление - работа с родителями - это проведение родительских собраний на темы: "Берегите природу", "Лекарственные растения на страже здоровья"; совместные акции: "Посади дерево", "Не рубите елочку"; конкурс плакатов: "Берегите природу".
Хорошим подспорьем в решении задачи формирования экологического сознания родителей стал экологический стенд, который отражает происходящее событие в мире, стране, регионе, детском саду.
Седьмое направление - координация работы с другими учреждениями. У нас тесная связь со школой № 12, краеведческим музеем, детской центральной библиотекой.
С ними заключены договора и составлены планы совместной деятельности. Данная связь оправдывает себя и становится формой эколого-педагогической работы детского сада.
Педагогами детского сада были даны открытые занятия:
§ тема "Спасем океан" (по ознакомлению с окружающим, День открытых дверей, 09.05.2009 г.);
§ тема "Дикие животные" (по развитию речи, для молодых специалистов МДОУ, 13.03.2010 г.);
§ тема "Чудо-овощи" (по обучению рассказыванию, для слушателей курсов повышения квалификации воспитателей при МО, 15.02.2010 г.).
Проведенная работа по экологическому образованию детей и взрослых позволила:
§ воспитать заинтересованность в постановке данной проблемы всего педагогического коллектива и родителей;
§ сформировать экологическое мировоззрение воспитанников;
§ научить понимать и ценить природу;
§ повысить умственные способности, что наблюдается в результатах диагностирования детей (на начало 2009-2010 учебного года - 2,0 балла, на конец 2009-2010 учебного года - 2,6 балла);
Подводя итоги хочется отметить самую наиболее трудную сторону в данной работе: - это финансовое обеспечение, укрепление и расширение материально-технической базы.
Наша перспектива: углубить связь с НГГТИ с целью совершенствования работы по экологическому воспитанию на научной основе.
|
|
Мероприятия по проведению экологической акции «Сохраним природу