Меры на среднесрочную и долгосрочную перспективу

Здесь речь идет о мерах и направлениях работы, которые предстоит конкретизировать в будущем.

1. Структурные реформы.

Неэффективные предприятия не должны поддерживаться государством и местными властями ни прямо, ни косвенно. Должно сокращаться перекрестное субсидирование. Напротив, предпочтение должно оказываться сильным, более эффективным компаниям, чтобы ускорить процесс обновления экономики.

По сути, важнейшими составляющими структурных реформ являются:

- защита прав собственности;

- укрепление корпоративного управления;

- усиление дисциплины исполнения контрактов;

- развитие банковской системы и институтов финансового рынка;

- реформирование естественных монополий;

- проведение земельной реформы.

Дальнейшие структурные реформы потребуют существенного совершенствования законодательного обеспечения. На сегодняшний день законопослушное поведение для инвестора нерационально, поэтому, несмотря на очевидные достижения, законодательство следует менять. В части регулирования инвестиционной деятельности такое совершенствование требуется провести по двум основным направлениям.

Первое. Следует устранить противоречивость и дублирование трех основных законов – «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации», «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «Об осуществлении инвестиций в форме капитальных вложений», регламентирующих инвестиции, для чего, может быть, следует принять единый закон об инвестициях. Также следует устранить противоречия между законодательными актами, регламентирующими различные аспекты хозяйственной деятельности.

Второе. Необходимо содействовать развитию различных форм организаций производителей (ассоциаций, союзов), вырабатывающих стандарты и правила корпоративного поведения. Требуется разработка законодательства, полностью регулирующего создание и деятельность холдинговых компаний. Необходимо привести в соответствие с мировыми стандартами систему налогообложения внутри холдингов. Необходимо создать полноценную инвестиционную инфраструктуру, прежде всего распределительную и накопительную системы: банки, страховые компании, паевые и пенсионные фонды, фондовый рынок и т.д. Инвесторам необходимо дать возможность управлять рисками, для чего требуется предоставить им адекватные финансовые инструменты. Следует стимулировать развитие фьючерсных и опционных рынков, на которых инвесторы могли бы хеджировать рыночные риски.

2. Укрепление институтов государственной власти.

Важнейшее направление перспективных действий по улучшению инвестиционного климата - преодоление слабости государства. Тут необходимы следующие меры:

- осуществление судебной реформы с целью обеспечения независимости судов, увеличения эффективности и пропускной способности                           судебной системы; укрепление федерализма путем более четкого разграничения прав и ответственности между федеральным центром и регионами, обеспечения исполнения федеральных законов;

-   необходимо произвести разделение государственного аппарата по функциональному принципу: структуры, занимающиеся производством благ (оказанием услуг), должны быть отделены от регулятивных органов, а политические подразделения - от технологических. Во всех естественных монополиях должны быть выделены в независимые компании те технологические сегменты, которые позволяют организовать конкурентную среду, и те хозяйственные подразделения, которые не связаны непосредственно с производством. Производство услуг, для которых участие государства не является обязательным фактором, должно передаваться в частный сектор, где производитель определяется на открытом конкурсе;

-  Правительство должно демонстрировать готовность решать проблемы, наиболее привлекающие внимание инвесторов: защиту прав собственности (в том числе и интеллектуальной), выполнение контрактных обязательств. Следует рассмотреть вопрос о создании правовых основ для введения федерального (президентского) правления на территории тех субъектов Федерации, которые противодействуют исполнению федеральных законов, вводят в действие местные законы, противоречащие российскому законодательству, осуществляют другие действия, ставящие под угрозу целостность Российской Федерации.

3. Среди мероприятий, направленных на борьбу с коррупцией, в среднесрочной перспективе следует выделить следующие:

- формирование межведомственной антикоррупционной структуры;

- разработка антикоррупционных программ на муниципальном и региональном уровнях, объединяя их в федеральную программу;

- взаимодействие с предпринимательским сообществом России, профессиональными организациями и международными антикоррупционными структурами и разработка акций при их участии;

- подписание международных антикоррупционных конвенций;

-  принятие закона об основаниях и условиях передачи чиновниками в трастовое управление принадлежащей им собственности и другие мероприятия.

4. Финансы и государственный долг.

Долгосрочная бюджетная политика должна строиться исходя из того, что для достижения высоких темпов развития экономики государственные расходы (расходы расширенного правительства) не должны превышать 25-30% ВВП. При этом будет возможность снижать налоговое бремя, стимулировать частные сбережения и инвестиции. Прежде всего, необходимо достигнуть всеобъемлющего урегулирования государственного долга. Необходима законодательная конкретизация правовых норм, регламентирующих заимствования государства. Требуется установить более жесткие и конкретные, чем в Бюджетном кодексе и законах о бюджете, ограничения по заимствованиям государством, в том числе:

- по объему эмиссии государственных ценных бумаг и выпуску иных обязательств;

-  по объему выдаваемых государственных гарантий;

-  по доходности государственных ценных бумаг;

-  по объему выдаваемых за счет средств бюджетов всех уровней государственных гарантий.

Одновременно следует повысить уровень обеспечения государственных ценных бумаг, снизив тем самым риск инвестиций. В этом направлении, во-первых, необходимо осуществить переход функций эмитента государственных ценных бумаг от Министерства финансов РФ к Казначейству, ценные бумаги которого были бы обеспечены конкретным имуществом Казначейства; во-вторых, необходимо создать четкую и эффективную систему обращения взысканий на государственное имущество в случае неисполнения государством своих обязательств по займам.

         

 3.2. Пути и меры по привлечению иностранных инвестиций в РФ

Привлечение инвестиций (как иностранных, так и националь­ных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного "голода" в стране. Особую роль в ак­тивизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций, осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), - постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные ин­весторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут при­меняться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате.

Для облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестиций был обра­зован Государственный информационный центр содействия инвести­циям, формирующий банк предложений российской стороны по объек­там инвестирования.

Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного кли­мата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредс­твенно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций.

Среди мер общего характера в качестве первоочередных следу­ет назвать:

-    достижение национального согласия между различными власт­ными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями;

-    ускорение работы Государственной думы над Гражданским ко­дексом и уголовным законодательством, нацеленным на создание в стране цивилизованного некриминального рынка;

-    радикализация борьбы с преступностью;

-    торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;

-    пересмотр налогового законодательства в сторону его упро­щения и стимулирования производства;

-    мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депо­зитам и вкладам;

-    внедрение в строительство системы оплаты объектов за ко­нечную строительную продукцию;

-    запуск предусмотренного законодательством механизма банк­ротства;

-    предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их дея­тельности.

В числе мер по активизации инвестиций надо отметить:

-    срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных инвестициях в России;

-    принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;

-    создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммер­ческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный ка­питал от политических и коммерческих рисков, а также информаци­онно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок "под ключ".

 

Заключение

 

В экономической литературе при анализе источников финансирования инвестиций выделяют внутренние и внешние источники инвестирования. При этом к внутренним источникам инвестирования, как правило, относят национальные источники, в том числе собственные средства предприятий, ресурсы финансового рынка, сбережения населения, бюджетные инвестиционные ассигнования; к внешним источникам — иностранные инвестиции, кредиты и займы.

Эта классификация отражает структуру внутренних и внешних источников с позиций их формирования и использования на уровне национальной экономики в целом. Но ее нельзя использовать для анализа процессов инвестирования на микроэкономическом уровне.

С позиций предприятия (фирмы) бюджетные инвестиции, средства кредитных организаций, страховых компаний, негосударственных пенсионных и инвестиционных фондов и других институциональных инвесторов являются не внутренними, а внешними источниками. К внешним для предприятия источникам относятся и сбережения населения, которые могут быть привлечены на цели инвестирования путем продажи акций, размещения облигаций, других ценных бумаг, а также при посредстве банков в виде банковских кредитов.

При 'классификации источников инвестирования необходимо также учитывать специфику различных организационно-правовых форм, например, частных, коллективных, совместных предприятий. Так, для предприятий, находящихся в частной или коллективной собственности, внутренними источниками могут выступать личные накопления собственников предприятий. Для предприятий, находящихся в совместной с зарубежными фирмами собственности, инвестиции иностранных совладельцев также следует рассматривать как внутренний для данного предприятия источник.

Таким образом, следует различать внутренние и внешние источники финансирования инвестиций на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях. На макроэкономическом уровне к внутренним источникам финансирования инвестиций можно отнести: государственное бюджетное финансирование, сбережения населения, накопления предприятий, коммерческих банков, инвестиционных фондов и компаний, негосударственных пенсионных фондов, страховых фирм и т.д. К внешним — иностранные инвестиции, кредиты и займы. На микроэкономическом уровне внутренними источниками инвестирования являются: прибыль, амортизация, инвестиции собственников предприятия; внешними — государственное финансирование, инвестиционные кредиты, средства, привлекаемые путем размещения собственных ценных бумаг.

Привлечение национальных и иностранных инвестиций является крайне важным для современной российской экономики. Наличие достаточных инвестиционных ресурсов, в первую очередь, позволит произвести модернизацию существующих производственных фондов, а также создать новые высокотехнологичные предприятия, что положительно отразится на экономическом росте страны.

Необходимы следующие шаги и механизмы поддержки условий иностранных инвестиций в России в целом:

-изменение системы налогообложения, которая должна стимулировать развитие бизнеса в целом и иностранных инвестиций в частности, эта система не должна носить только фискальный характер. Эта же группа мер должна существенно улучшить учетную политику, делая ее прозрачной для инвестора и акционеров компаний.

-предпринимательство должно быть освобождено от препятствий бюрократии и бесконечных проверок, инвестиции должны регистрироваться не по разрешительному, а по уведомительному принципу.

-развитие финансовой инфраструктуры в направлении ее тесного и заинтересованного взаимодействия с производительными силами, а не пирамидальными структурами.

-предоставление иностранному инвестору его первого требования - разделение рисков, в частности, в виде долевого вложения средств третьей стороной либо обеспечение для него серьезных финансовых гарантий со стороны федерального или областного бюджетов.

В любом случае, инвестиционный капитал ищет тот рынок, где есть возможность развития и появления новых предприятий.

Современный этап экономического развития России характеризуется целым рядом позитивных изменений, благодаря которым наблюдается улучшение инвестиционного климата в стране.

В заключение хочется отметить, что инвестиции представляют собой сложный механизм, способный в значительной степени увеличить экономический потенциал государства. Поэтому успех, достигнутый в данной сфере, во многом предопределит успешную реализацию социально-экономических реформ и экономическое развитие страны в целом.


                             Список литературы

 

1.Аньшин В.М. Инвестиционный анализ: Учеб.-практ. пособие. М.: Дело, 2000. - С. 153.

2.Безруков В., Сафронов Б., Марковская В. Конъюнктура инвестиционного рынка. // Экономист. – 2007. – № 7. – с.3-7.

3.Бузова И., Маховикова Г., Терехова В. Коммерческая оценка инвестиций: учебник для вузов (учебник для вузов). - СПб.: Питер, 2004. 432 с.

4.Васина А. Финансовая диагностика и оценка проектов. - СПб: Питер, 2004. - 448 с.

5.Видяпин В.И., Добрынин А.И. Экономическая теория. – М.: ИНФРА – М. – 2005.

6. Горемыкин В.А. Лизинг: учебник. - М.: Дашков и Ко, 2003. - 964 с.

7. Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие / Под ред. А. И. Добрынина. 3-е изд., доп. М.: Инфра-М, 2002.

8. Иванова Н.Н., Осадчая Н.А. Экономическая оценка инвестиций. - М.: Феникс, 2004. 218 с.

9. Иохин В. Яковлевич Экономическая теория: Учебник для вузов. М.: Юристъ, 2000.

10. Кожухар В.М. Практикум по экономической оценке инвестиций. М.: Бизнес-пресс, 2005.

11. Коссов В.В. Методические рекомендации по оценке инвестиций. М.: Экономика, 2000. 421 с.

12.Красева Т.А. Основы лизинга. Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 224 с.

13. Лебедев В. Привлечение иностранных инвестиций: фактология, проблемы, подходы к решению. // Российский экономический журнал. -2008. – № 5-6. – с.69-79.

14. Марголин А.М., Быстряков А.Я. Экономическая оценка инвестиций: Учебник. М.: ЭКМОС, 2001. - 240 с.

15. Несветаев Ю.А. Экономическая оценка инвестиций. - М.: МГИУ, 2003. 164 с.

16. Рахимов З.А. К вопросу о развитии методологии инвестиционной деятельности // Финансы и кредит. - 2003. - 7 (121).

17.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 272 с.

18. Савчук В.П. "Оценка эффективности инвестиционных проектов". http://www.cfin.ru/finanalysis/savchuk/index.shtml

19. Смоляк С.А., Виленский П.Л., Лившиц В.Н. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Теория и практика. Учебное пособие. М.: Дело, 2004.

20. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов: Пер. с англ. / Под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.

21.Серов В.М., Ивановский В.С., Козловский А.В. Инвестиционный менеджмент: Учеб.пособие для Вузов / “Финстатинформ”, М., 2002 – 175 с.

22.Смирнов А., Водянов А. Инвестиционная политика: каким методам госрегулирования отдать предпочтение? // Российский экономический журнал. – 2001. – № 11-12. – с.3-7.

23.Царев В.В. Оценка экономической эффективности инвестиций. - СПб.: Питер, 2004. 460 с.

24. Четыркин Е.М. Финансовый анализ производственных инвестиций. М.: Дело, 2001.

25.Черкасов В.Е. Международные инвестиции. Учебно-практическое пособие. – М.: Дело, 2001. – 160 с.

26.Шарп У., Александер Г., Бэйли Дж. Инвестиции: пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2003– 1028 с.

27.Шумпетер И.А. Теория экономического развития. – М.: Прогресс, 2004. – с.312.

28. Шапкин А.С. Экономические и финансовые риски. Оценка, управление, портфель инвестиций. - М.: Дашков и К, 2004. 544 с.

29. Швандар В.А., Базилевич А.И. Управление инвестиционными проектами: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 208 с.

30. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. М.: ИНФРА-М, 2003. - 716 с.

31. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. Н.А. Сафронова. М.: Юристъ, 1998. - 584 с.

32.Экономическая теория: Учебник для вузов /Ред. А. И. Добрынин, Ред. Л. С. Тарасевич. – СПб.; М.; Харьков: Питер, 2004.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: