Содержание
Введение
1. Адаптация персонала как категория.
1.1 Понятие, сущность и виды адаптации персонала.
1.2 Социально-психологические факторы адаптации персонала.
1.3 Методы и технологии адаптации персонала.
2. Система адаптации персонала в ЗАО «Зерновая компания «Самарахлебопродукт».
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия.
2.2 Особенности адаптации персонала в ЗАО «Зерновая компания «Самарахлебопродукт».
2.3 Предложения по совершенствованию системы адаптации работников в организации.
3. Разработка сценария и стандарта адаптации персонала в ЗАО «Зерновая компания «Самарахлебопродукт».
3.1 Построение сценария адаптации на предприятии.
3.2 Создание стандарта адаптации в организации.
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Адаптация персонала на рабочем месте является необходимым звеном системы управления персоналом. В условиях введения нового механизма хозяйствования, перехода на хозрасчет, самофинансирования и самоокупаемости, что сопровождается значительным высвобождением и, следовательно, перераспределением рабочей силы, увеличением числа работников, вынужденных либо осваивать новые профессии, либо менять свое рабочее место и коллектив, важность проблемы адаптации постоянно возрастает.
Вероятно, мало у кого появится тень сомнения в том, что основная цель любой коммерческой организации – это получение максимально возможной прибыли. Этой цели подчинена деятельность каждого подразделения коммерческого предприятия. Причем эта задача может решаться двумя путями – либо путем максимизации прибыли, либо путем минимизации издержек предприятия. В каждом конкретном подразделении эта задача решается по-разному. Служба персонала относится к числу «затратных» подразделений, т.е. подразделений, которые самостоятельно прибыли не приносят. Она участвует в прибыли путем минимизации издержек за счет оптимизации бизнес-процессов в организации. Один из бизнес-процессов, которые призвана оптимизировать служба персонала – это процесс скорейшей мобилизации вновь принятого сотрудника. Процесс, от которого зависит, как быстро новый сотрудник сможет приносить организации необходимую прибыль – это процесс его адаптации в организации. Вторая задача, которая решается процедурой адаптации нового сотрудника – это снижение издержек по поиску и найму новых сотрудников[1].
Во многих компаниях адаптации уделяется непростительно мало внимания. Руководители таких компаний считают, что есть инструкции, есть регламенты – чего же еще нужно? Пусть новичок берет их, изучает, а что ему непонятно – пусть спрашивает. Проблема здесь в том, что, к сожалению, далеко не каждый человек способен самостоятельно быстро найти всю нужную ему для полноценной работы информацию. Конечно, при благожелательном отношении сотрудников компании к новому коллеге он довольно быстро войдет в курс дела. Однако во многих компаниях отношение к новичкам подчеркнуто пренебрежительное. О какой же эффективной адаптации здесь может идти речь? Совсем другое дело, когда есть продуманная система адаптации, причем существует она не только на бумаге, но и реально работает. Наличие четко регламентированной процедуры адаптации делает первые несколько месяцев работы нового сотрудника «прозрачными», тем самым, снижая риск ухода последнего из организации.
Следует иметь в виду, что переход из организации в организацию всегда является мощным стрессогенным фактором для сотрудника, формализованная процедура адаптации является инструментом, нивелирующим его стрессогенность. Однако система адаптации персонала – это не только пакет документов, регламентирующих порядок мероприятий по адаптации нового сотрудника. Это, прежде всего люди, которые эти мероприятия осуществляют: и те, кто непосредственно помогает новому сотруднику войти в курс дела, и те, кто этот процесс организует и контролирует. И, конечно же, это инструменты, которые они используют в своей работе. Таким образом, процедуры адаптации персонала призваны облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации. Как правило, новичок в организации сталкивается с большим количеством трудностей, основная масса которых порождается именно отсутствием информации о порядке работы, месте расположения, особенностях коллег и т.д. То есть специальная процедура введения нового сотрудника в организацию может способствовать снятию большего количества проблем, возникающих в начале работы. Для руководителя же информация о том, как организован в его подразделении процесс адаптации новых работников, может многое сказать о степени развития коллектива, уровне его сплоченности и внутренней интеграции [1].
Зачем нужна «организованная» адаптация новых сотрудников, да и нужна ли она вообще? На практике довольно редко в компаниях уделяется внимание адаптационным процессам сотрудников. Как правило, происходит стихийная адаптация нового сотрудника на рабочем месте, без каких-либо адаптационных программ. Таким образом, актуальность темы работы не оставляет сомнений. Цель работы состоит в анализе процесса адаптации персонала на предприятии, а также в разработке сценария и стандарта адаптации. Для достижения данной цели требуется решить ряд задач:
l изучить понятие, сущность и виды адаптации персонала;
l рассмотреть социально-психологические факторы адаптации персонала;
l описать методы и технологии адаптации персонала;
l исследовать конкретное предприятие на предмет выяснения сущности проблем адаптации работников;
l разработать конкретные выводы и рекомендации для улучшения процесса адаптации;
l разработать сценарий и стандарт адаптации для исследованного предприятия.
Объект исследования – персонал предприятия ЗАО «Зерновая компания «Самарахлебопродукт». Предмет исследования – программа адаптации персонала.
Информационной базой исследования послужили учебники по управлению персоналом, а также статьи в журналах по заявленной теме. В процессе работы проведен анализ процесса адаптации персонала в ЗАО «Зерновая компания «Самарахлебопродукт». В работе разработаны примерный сценарий и стандарт адаптации для персонала исследованной организации, а также даны практические рекомендации по совершенствованию процесса адаптации в ЗАО «Зерновая компания «Самарахлебопродукт».
Адаптация персонала как категория