Экономическая эффективность мероприятий повышения уровня жизни населения

     Министерством решается задача улучшения показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, включение в них социальных параметров, влияющих на повышение уровня и качество жизни населения. На среднесрочную перспективу предлагается прогнозировать показатели денежных доходов населения, оплаты труда работников бюджетной сферы, размеров пенсий и важнейших социальных пособий, минимального размера оплаты труда, соотношения заработной платы и пенсий с величиной прожиточного минимума.

 

 

Заключение.

 

  Итак, рассмотрев все вышеуказанные вопросы можно сказать, что уровень жизни населения России постоянно изменяется. Но если смотреть тенденции этого изменения, то видно явное снижение уровня жизни населения России в последние годы.

На основании изложенного материала сделаем ряд выводов:

Во-первых, несмотря на то, что и доходы, и расходы населения с каждым годом растут, разница между доходами и расходами снижается. Это далеко не положительно влияет на благосостояние населения России.

Во-вторых, экономико-статистический анализ уровня жизни населения России имеет несколько отраслей, важнейшей из которых является статистика домашних хозяйств населения. Показатели, изучаемые в данной отрасли, используются в изучении мероприятий по социальной защите населения России.

В-третьих, с помощью экономико-статистического анализа можно изучать обеспеченность населения социальными благами, то есть, достаточно ли в том или ином регионе России работников здравоохранения, лечебных учреждений, а также существует ли необходимое число учреждений отдыха, театров, музеев необходимых для поддержания высокого культурного уровня населения России.

В-четвёртых, экономико-статистический анализ уровня жизни населения России проводится для того, чтобы улучшать те или иные условия жизни населения. Но, в настоящее время, в нынешней нестабильной экономической ситуации делать это становится все сложнее.

Обеспечение сельскохозяйственных предприятий трудовыми ресурсами и их рациональное использование, рост производительности труда и, на этой основе, повышение оплаты труда - важнейшее условие успешного развития сельского хозяйства и превращение его в высокоэффективную и высокопроизводительную отрасль.

Уровень жизни и социальная защита населения являются важной функцией государства. Рынок сам по себе не может регулировать эту сферу, поэтому обязанность регулирования в этой сфере возлагается на государство. Непродуманная политика государства в этой области может привести к росту социальной напряженности.

Анализ изменений в уровне жизни населения России в последние годы показал, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность. Социальная политика в России остается пассивной и не адекватной сложившейся напряженной ситуации. Все большее число граждан, общественно-политических сил выступают за смену курса социально-экономических преобразований в стране.

Финансирование данной сферы явно недостаточно. Для решения этой проблемы необходим перевод теневой экономики в легальное положение, в том числе и за счет снижения налогов. Необходимо оздоровление экономики, повышение уровня реальной заработной платы, которая должна явиться стимулом роста производительности труда, экономической активности населения. Это с одной стороны приведет к росту налоговых отчислений и следовательно увеличению доходной части бюджета. А с другой стороны к снижению доли граждан, реально нуждающихся в помощи государства.

При нынешней скудности финансовых ресурсов необходимо перейти от принципа социальной помощи всем гражданам к адресной помощи тем, кто в ней действительно нуждается. Должен быть усилен контроль над использованием средств внебюджетных целевых фондов, усилена ответственность за нарушение законодательства. Следует надеяться, что политика в области социальной защиты населения будет более грамотной, что приведет к повышению уровня жизни граждан, обеспечению достойной жизни пенсионеров, сирот, инвалидов и других социально незащищенных слоев населения.

В этих целях первоочередное значение приобретает поэтапное доведение минимальных и других фиксированных доходов населения до величины прожиточного минимума. Именно такой подход, заложен в Федеральном законе «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», принятом Государственной Думой в апреле 1997 года (отклонён Советом Федерации). Необходимо также принять экстренные правовые, экономические и административные меры по ликвидации имеющейся задолженности по заработной плате, введению механизма возмещения материального ущерба при задержках с выплатой заработной платы.

 

 

Приложение.

Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения в России.

 

  1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006  
Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), руб. 515,9 2281,1 3062,0 3947,2 5170,4 6410,3 8111,9 10182,6  
Реальные располагаемые денежные доходы населения, в % к пред. году 85,0 112,0 108,7 111,1 115,0 110,4 112,4 113,3  
Среднемесячная номинальная начисленная з/п, работающих в экономике, руб. 472,4 2223,4 3240,4 4360,3 5498,5 6739,5 8554,9 10633,9  
Реальная начисленная з/п в % к пред. году 72,0 120,9 119,9 116,2 110,9 110,6 112,6 113,3  
Средний размер начисленных месячных пенсий (с учетом компенсации), руб. 188,1 694,3 1023,5 1378,5 1637,0 1914,5 2364,0 2726,1  
Величина прожиточного минимума (в среднем ан душу населения), руб. 264,1 1210 1500 1808 2112 2376 3018 3422  
Соотношение с величиной прожиточного минимума (соотв. Соц.-демограф. Группы)                  
Среднедушевых ден. дох. 195 189 204 218 245 270 269 298  
Среднемесячной номинальной начисленной з/п 159 168 199 222 239 259 263 288  
Среднего размера начисленных месячных пенсий 101 76 90 100 102 106 98 100  
Коэффициент фондов, в разах 13,5 13,9 13,9 14,0 14,5 15,2 14,9 15,3  
                   

 

Динамика денежных доходов и расходов населения России (в % к предыдущему году)

 

Фонды 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006  
Денежные доходы, всего в том числе: 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0  
Оплата труда 62,8 64,6 65,8 63,9 65,0 63,6 64,9  
Социальные трансферты 13,8 15,2 15,2 14,1 12,8 12,7 12,0  
Доходы от собственности 6,8 5,7 5,2 7,8 8,3 10,3 10,0  
Доходы от предпринимательской деятельности 15,4 12,6 11,9 12,0 11,7 11,4 11,1  
Другие доходы 1,2 1,9 1,9 2,2 2,2 2,0 2,0  
Денежные расходы, всего в том числе 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0  
Покупка товаров и оплата услуг 75,5 74,6 73,2 69,1 69,9 69,6 69,0  
Обязательные платежи и разнообразные взносы 7,8 8,9 8,6 8,3 9,1 10,1 10,5  
Прирост, уменьшение (-) денег на руках у населения 2,8 2,0 1,8 2,7 1,8 1,5 3,4  
                 

Распределение населения России по размеру среднедушевых денежных доходов (в %)

 

 

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006  

Все население в том числе со среднедушевыми ден. дох, руб.

100 100 100 100 100 100 100  

До 1000,0

20,4 12,5 6,8 3,3 1,9 0,8 0,4  

1000,1 - 1500,0

19,9 15,0 10,6 6,5 4,3 2,3 1,3  

1500,1 - 2000,0

16,4 14,4 11,8 8,5 6,1 3,9 2,4  

2000,1 - 3000,0

20,7 21,7 21,0 17,7 14,3 10,5 7,4  

3000,1 - 4000,0

10,4 13,4 15,2 15,1 13,7 11,6 9,1  

4000,1 - 5000,0

5,3 8,2 10,4 11,7 11,7 10,9 9,3  

5000,1 - 7000,0

4,4 8,2 11,9 15,4 17,0 17,7 16,8  

7000,1 - 12000,0

2,5 6,6 12,3 15,2 19,6 24,2 26,8  

Свыше 12000,0

      6,6 11,4 18,1 26,5  

 

               
               

 

                               

Распределение общего объема денежных доходов населения России (по 20-% группам)

 
  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006  
Денежные доходы всего 100 100 100 100 100 100 100  
Первая (с наименьшими доходами) 5,9 5,7 5,7 5,5 5,4 5,4 5,4  
вторая 10,4 10,4 10,4 10,3 10,1 10,2 10,1  
третья 15,1 15,4 15,4 15,3 15,1 15,2 15,1  
четвертая 21,9 22,8 22,7 22,7 22,7 22,7 22,6  
Пятая (с наибольшими доходами) 46,7 45,7 45,8 46,2 46,7 46,5 46,8  
                 

Динамика прожиточного минимума в России

 
год Все население трудоспособное пенсионеры Дети  
2000 1210 1320 909 1208  
2001 1500 1629 1144 1499  
2002 1808 1968 1379 1799  
2003 2112 2304 1605 2090  
2004 2376 2602 1801 2326  
2005 3018 3255 2418 2896  
2006 3422 3695 2731 3279  
           

 

Список использованной литературы.

1. Адамов В.Е., Ильенкова С.Д., Социально-экономическая статистика, - Москва: Финансы и статистика, 2002 год;

2. Айвазян С.А., Интегральные индикаторы качества жизни населения: их построение и использование в социально-экономическом управлении и межрегиональных сопоставлениях. – Москва: ЦЭМИРАН, 2005 год;

3. Гусаров В.М., Статистика: Учебное пособие для вузов, – Москва: ЮНИТИ- ДАНА, 2005 год;

4. Елисеева И.И., Социальная статистика, - Москва: ИНФРА-М, 2004 год;

5. Жеребин В. М., Уровень жизни населения, - Москва: ИНФРА-М, 2003 год;

6. Россия в цифрах: краткий статистический сборник. Госкомстат России. Москва, Финансы и статистика, 2005 год;

7. Соградов А.А. Теория и методы изучения качества населения, - Москва: «Гуманитарный фонд», 2001 год;

8. Социальное положение и уровень жизни населения в России: Статистический сборник./ Госкомстат России. – Москва, 2005 год;

 9. Экономическая статистика: Учебник / Под ред. Ю.Н. Иванова, - Москва, 2005 год;

10. Ржаницына Л. Бедность в России: причины, особенности, пути уменьшения, Экономист. – Москва, 2006 год, №2, стр. 71.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: