Понятие, структура и этапы формирования мирового хозяйства

По сложившейся классификации, к группе промышленно развитых стран относят большинство стран Западной Европы, США, Канаду и Японию, имеющие высокие макроэкономические тенденции своего развития. Кроме того, в их число правомерно могут быть включены и так называемые НИС: Южная Корея, Сингапур, Тайвань, а также присоединившиеся к ним по итогам экономического развития в 1988г. Малайзия и Таиланд. Из стран Латинской Америки к таким государствам можно отнести Аргентину, Бразилию и Мексику.

Ведущая роль в мире принадлежат группе стран так называемой "Большой восьмерки", в состав которой входят Великобритания, Италия, Канада, США, Франция, ФРГ и Япония. В 1997 году в состав "семерки " была включена Россия, а сама группа получила сегодняшнее название. Другое локализованное экономическое сообщество в рамках границ европейского континента составляют 15 государств ЕЭС, в состав которых также органически вписываются Великобритания, Италия, Франция, ФРГ. Существует и ряд других группировок в составе категории промышленно развитых государств, о которых речь пойдет дальше. В настоящей части остановимся но краткой характеристики достигнутого уровня экономического развития этих стран в соответствии с концепцией выделения "трех центров": Стран Западной Европы, США и Япония.

Ярко выраженные тенденции в отношениях "трех центров" выступает утверждающееся нивелирование их экономического и технологического уровня, что нельзя сказать о положении внутри группы развивающихся стран.

Категория развивающихся стран включает в свой состав около 130 государств Азии, Африки, Латинской Америки, Океании и Европы (Албания).

Государства, включаемые в состав развивающихся, определяют по следующим основным признакам:

- зависимое положение в системе мирового хозяйства от промышленно развитых стран;

- переходный характер внутренних социально-экономических структур и производственных отношений в целом;

- низкий уровень развития производительных сил, отсталость промышленности, сельского хозяйства, производственной и социальной структур.

Современная структура мирового хозяйства может также быть передана через понятия “центр”, “полупериферия” и “периферия”.

Центр МХ включает в себя развитые страны Запада.

К полупериферии можно отнести большинство стран с переходной экономикой. В нее входят и наиболее “продвинутые” развивающиеся государства – “новые индустриальные страны” (НИС).

В перспективе зона полупериферии будет и дальше расширяться - в нее может вписаться едва ли не преобладающая часть Латинской Америки, ряд стран Азии. В ближайшее время ряд стран полупериферии может войти в состав центра мирового хозяйства (Республика Корея, Тайвань, Сингапур, а также часть стран с переходными экономиками, прежде всего Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Эстония).

По мере усиления в мировом хозяйстве интеграционных процессов страны полупериферии и периферии будут, по-видимому, группироваться вокруг тесно взаимодействующих центров мирового хозяйства (США - Канады, Объединенной Европы, Японии). Возможно и перерастание троецентрия в двоецентрие - Запад (Единая Европа) – Азиатско-Тихоокеанский регион (включая США). В любом случае эти центры не останутся замкнутыми группировками. Они будут сотрудничать, и взаимодействовать, оказывая влияние на полупериферию и периферию и способствуя их модернизации. Периферия мирового хозяйства включает в себя развивающиеся страны (кроме НИС).

 

Глава 2. Структура мирового хозяйства

По мере развития международного разделения труда сформировалась определенная структура мирового хозяйства, обусловленная уровнем развития отдельных стран. До распада СССР и мировой социалистической системы обычно выделялись три группы стран:[5]

­ промышленно развитые страны;

­ развивающиеся страны;

­ социалистические страны/страны с плановой экономикой[6]. После распада СССР и социалистической системы в соответст­вии с классификацией ООН, которая предназначена только для статистических целей, в первой половине 90-х гг. условно выделялись четыре группы:

· промышленно развитые страны;

· развивающиеся страны;

· страны Восточной Европы: Албания, Болгария, Венгрия, бывшая ГДР, Польша, Румыния, Словакия, бывший СССР, Чехия;

· социалистические страны Азии: Вьетнам, Китай, КНДР, Монголия.

Вследствие трансформации экономик бывших социалистических стран (в том числе и азиатских) и республик бывшего СССР подоб­ная группировка перестала быть в полной мере актуальной. ООН стала относить Вьетнам, Китай, КНДР, Монголию; Армению, Азер­байджан, Грузию, Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Туркмению, Узбекистан к развивающимся странам.

В результате используемая в ООН классификация приобрела следующий вид:

­ промышленно развитые страны;

­ развивающиеся страны;

­ страны Восточной Европы: Албания, Беларусь, Болгария, Венг­рия, Латвия, Литва, Молдова, Польша, Румыния, Россия, Слова­кия, Украина, Чехия, Эстония.

Наряду с подобной классификацией в экономической литературе во второй половине 90-х гг. получило распространение понятие «нарождающиеся рынки», к которым относятся стра­ны и территории ЮВА, Китай, страны ЦВЕ и СНГ, Турция, страны Латинской Америки.

 

 

Развитые страны

В группу промышленно развитых стран входят страны с крупным частномонополистическим сектором, занима­ющим главенствующие позиции в экономике, с развитой хозяйственной и социальной функциями государства. При всем разнообра­зии этих стран их отличают высокий уровень производительных сил, интенсивный тип развития рыночной экономики, единый воспроизводственный процесс в рамках национально-организованных хозяйств. В этих странах сосредоточена подавляющая часть эконо­мического и научно-технического потенциала мирового хозяйства, расположены главные финансовые центры, основные узлы комму­никаций.

В соответствии с классификацией ООН выделяется группа стран с развитой рыночной экономикой, которые также подразделяются по регионам:

­ в Америке: Канада и США;

­ в Европе: Дания, Италия, Португалия, Швеция, Австрия, Бель­гия, Ирландия, Люксембург, Фарерские острова, Великобрита­ния, Исландия, Нидерланды, Финляндия, Германия, Испания, Франция, Греция, Норвегия, Швейцария;

­ в Азии: Израиль и Япония;                  

­ в Африке: ЮАР;

­ в Океании: Австралия и Новая Зеландия.

Практически все промышленно развитые страны входят в Орга­низацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Семь крупнейших промышленно развитых стран (Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Франция, Япония) объединились в так называемую Большую семерку (G7) для обсуждения глобальных экономических и валютных проблем. Встречи проводятся на разных уровнях. Основой же являются ежегодные встречи глав государств и правительств, на которых значительное внимание уделяется определенным конкретным проблемам (энергетическая политика, внешний долг, охрана окружающей среды и др.). На встрече в 1996 г. в обсуж­дении некоторых вопросов участвовала Россия, а на встрече в 1997 г. «Большая семерка» в определенной степени превратилась в «Большую восьмерку» с участием России, хотя это касается только политичес­кого аспекта, а не экономического.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

 

Организация экономического сотрудничества и развития начала свою деятельность 30 сентября 1961 г. после ратификации Конвенции об образовании ОЭСР, называемой также Парижской кон­венцией, подписанной 14 декабря 1960 г. двадцатью государствами-учредителями. Остальные страны присоединились позже.

Местопребывание — Париж (Франция).

Государства-члены:

В соответствии с соглашением от 28 октября 1961 г. Югославия получила специальный статус, благодаря чему ей представилась широкая возможность участвовать в работе ОЭСР либо в качестве наблюдателя, либо в составе некоторых комитетов и рабочих групп. После распада СФРЮ в декабре 1992 г. Совет ОЭСР счел соответст­вующее соглашение прекратившим действие.

Европейская комиссия (Европейский Союз) принимает участие в работе ОЭСР на основе статьи 13 Конвенции об образовании ОЭСР.

Россия сотрудничает с ОЭСР после подписания в июне 1994 г. Соглашения о привилегиях и иммунитете.

Основными целями ОЭСР являются:

­ вклад в развитие мировой экономики посредством обеспечения оптимального экономического развития, роста занятости населения и повышения его уровня жизни при сохранении финансовой стабильности государств-членов;

­ содействие экономическому и (социальному благополучию в регионе ОЭСР путем координации политики государств-членов;

­ согласование помощи государств ОЭСР развивающимся странам.

­ ОЭСР имеет следующую структуру:

­ Совет;

­ Исполнительный комитет. Исполнительный комитет в особом составе;

­ комитеты, рабочие группы, экспертные комиссии, комитет содействия развитию;

­ Международный секретариат, департаменты;

­ автономные и полуавтономные органы.

Совет, состоящий из представителей государств-членов, является высшим органом ОЭСР. Он заседает обычно один раз в год на уровне министров под председательством одного из государств-членов. В этих заседаниях принимают участие, как правило, министры иностран­ных дел, финансов, торговли или экономики. На уровне постоян­ных представителей (в ранге послов) Совет собирается не менее двух раз в месяц под председательством генерального секретаря. Реше­ния Совета принимаются, как правило, консенсусом. Совет имеет право принимать решения, которые с юридической точки зрения являются обязательными для исполнения странами-участницами. Кроме того, он принимает рекомендации, которые хотя и не явля­ются обязательными для исполнения с юридической точки зрения, но должны учитываться странами-участницами, поскольку отражают позицию всей организации. К функциям Совета относятся также решения о принятии новых членов и о создании комитетов, рабочих групп, консультационных групп, групп экспертов и других вспомо­гательных органов, определение задач, принципов и сроков деятель­ности этих органов, утверждение программ их деятельности и выде­ление им соответствующих финансовых средств.

Исполнительный комитет из 14 государств-членов (постоянные члены - «Большая семерка» и семь ежегодно переизбираемых чле­нов) поддерживает Совет в административной и оперативной работе[7]. Он координирует деятельность ОЭСР и готовит заседания Совета, предварительно рассматривая на своих регулярных сессиях рапорты, отчеты комитетов и других вспомогательных органов. Совет может привлекать Комитет к выполнению специальных заданий. Испол­нительный комитет в особом составе предоставляет высшим долж­ностным лицам, отвечающим в своих странах за международные экономические отношения, возможность междисциплинарного об­суждения актуальных проблем.

Свыше 150 комитетов, рабочих групп и экспертных комиссий занимаются самым широким спектром экономических и социаль­ных проблем.

В Комитет содействия развитию входят в настоящее время 21 государство-член и Европейская комиссия; статус наблюдателей имеют Всемирный банк и Международный валютный фонд. Комитет явля­ется центральным органом по координации помощи, оказываемой ОЭСР развивающимся странам. В его задачи входят повышение эффективности этой помощи, содействие созданию в развивающихся странах жизнеспособных экономических систем и их включение в мировую экономику. В 1993 г. комитет пересмотрел список развива­ющихся стран с учетом изменений в Центральной и Восточной Европе и появления независимых государств на территории бывшего СССР.

Работой Международного секретариата руководит генеральный секретарь. Секретариат разделен на ряд Департаментов, направления, деятельности которых соответствуют тематике комитетов.

В структуру Международного секретариата входит Центр по сотрудничеству со странами с переходной экономикой, которым руководит директор в ранге помощника генерального секретаря. В 1990 г. был создан Центр по сотрудничеству с европейскими странами с переходной экономикой, однако поскольку интересы ОЭСР стали охваты­вать и неевропейские страны, то название этого центра в 1993 г. было видоизменено за счет того, что было убрано слово «европейские».

Автономными и полуавтономными органами ОЭСР являются:

­ Международное энергетическое агентство (МЭА) - International Energy Agency (I EA);

­ Агентство по ядерной энергии (АЯЭ) - Nuclear Energy Agency (NEA);

­ Центр исследований и нововведений в области образования (ЦИНО) - Centre for. Education Research and Innovation (CERI);

­ Центр развития ОЭСР - OECD Development Center.

Предшественницей ОЭСР была Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), созданная 16 апреля 1948 г. прежде всего для регулирования потоков финансовых средств, направляемых из США в рамках плана Маршалла в целях помощи европейским странам в послевоенном восстановлении экономики. Кроме того, целями ОЕЭС были постепенное устранение препятст­вий во взаимной торговле стран Западной Европы и постепенное введение конвертируемости их национальных валют. После выпол­нения своих функций эта организация была заменена на ОЭСР.

После принятия в члены ОЭСР Новой Зеландии в 1973 г. эта организация в течение 21 года функционировала как «закрытый клуб богатых» и называлась также «Группой 24-х». В 1994 г. с принятием в члены организации Мексики начался новый период развития ОЭСР.

Некоторые публицисты называют ОЭСР «клубом богатых стран», который используется для постоянного диалога и координации деятельности в сфере экономической и социальной политики между правительствами развитых стран. Распространенным является также мнение, что ОЭСР представляет собой интеллектуальный центр стран-членов и выполняет роль своеобразного «экономическо­го генерального штаба» или «центрального командования» мировым хозяйством. Кроме того, достаточно часто считается, что ОЭСР яв­ляется аналогом НАТО в сфере международных экономических от­ношений. Иногда ОЭСР называют «экономическим Ватиканом». Однако все эти определения только в малой степени отражают ре­альную роль ОЭСР в мировом хозяйстве[8]. Много важных проблем глобального характера рассматривается в рамках ОЭСР, а ее резолю­ции и оценки оказывают существенное влияние не только на эконо­мическую жизнь стран-участниц, но и на все мировое хозяйство.

ОЭСР регулярно распространяет аналитические и статистичес­кие материалы. Выпускаются специальные монографии, журналы, серийные издания, экономические отчеты и прогнозы, технические и статистические бюллетени и др.

OECD Economic Outlook.

Содержит прогнозы Экономического департамента Секретариата ОЭСР (The Economics Department of the OECD Secretariat) по объему производства, занятости и текущим балансам на ближайшие 2 года, основанные на обзоре развития каждой страны-участницы. Особое внимание обращается на политику, проводимую правительствами для решения текущих экономических проблем. Статистические данные и прогнозы затрагивают и некоторые страны, не являющиеся члена­ми ОЭСР. Все данные относительные. Выходит два раза в год в июне и декабре.

OECD Economic Studies.

Выпускается два раза в год Экономическим департаментом Секретариата ОЭСР (The Economics Department of the QECD Secretariat) и включает статьи, посвященные отдельным макроэкономическим проблемам в межстрановом разрезе.

OECD Economic-Survey. Представляет регулярные подробные обзоры экономических тенденций и экономической политики стран-участниц. Содержащаяся в этом издании информация более детализирована, чем в OECD Economic Outlook. Каждый выпуск посвящен одной стране. Обзоры публикуются также по странам - потенциальным членам ОЭСР. Так, например, были изданы обзоры по Польше (июнь 1992 г.), Венгрии (сентябрь 1993 г.), Словакии и Чехии (февраль 1994 г.), Республике Корея (май 1994 г.), Российской Федерации (1995 г.)

OECD Main Economic Indicators.          

Представляет собой сборник статистических данных и графичес­ких иллюстраций о текущем развитии основных макроэкономичес­ких показателей. Информация предоставляется преимущественно в национальных, валютах и относительных величинах. Выходит ежемесячно.

Развивающиеся страны

Другая группа, значительно более крупная, чем развитые страны, охватывает свыше 130 развивающихся государств и территорий. Ее главная особенность состоит в многообразии социальных укладов, а также переходных форм экономических отношений при значительной политической роли государства. Во многих развивающихся странах процесс формирования националь­ных хозяйств еще не завершен, преобладает экстенсивный тип хо­зяйственного развития. Эти страны значительно отстают по уровню экономического развития от первой группы. Развивающиеся страны можно классифицировать по следующим признакам:

­ степень развития рыночных отношений;

­ глубина и формы включения в мировые экономические связи;

­ уровень ВВП на душу населения.

Условно можно выделить три уровня развивающихся стран.

Верхний уровень составляют страны, в которых государственный, иностранный и местный частный капитал образовал интегрирован­ные системы. Эти страны прочно включены в мировое хозяйство. Наиболее характерными являются:

­ страны, в которых в течение длительного времени существуют рыночные формы хозяйствования, но которые не сумели в силу ряда социально-исторических причин утвердить высшие формы экономической организации в народнохозяйственном масштабе и занять привилегированные позиции в мировом хозяйстве. К этим странам можно отнести Аргентину, Уругвай, Чили;

­ страны с крупным экономическим и демографическим потен­циалом, которые достигли высокого уровня технологической, эко­номической и организационной зрелости (новые индустриальные страны). Экономика стран данной группы, активно участвующих в международном разделении труда, зависит от динамики развития мирового хозяйства. К таким странам относятся Бразилия и Мексика. О роли Мексики в мировом хозяйстве достаточно красноречиво свидетельствует тот факт, что она является членом Организации эконо­мического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также (вместе с США и Канадой) членом Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА);

­ новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии (НИС ЮВА), динамичное развитие и активное участие в международном разделении труда которых основывается на освоении современных высокотехнологичных производств при господстве рыночных отношений во всех сферах экономики. К этим странам относятся Гонконг, Ре­спублика Корея, Сингапур, Тайвань. Республика Корея является членом ОЭСР;

­ иные страны с относительно высоким уровнем современного экономического развития (Багамские острова, Кипр, Аомынь (Макао).

На среднем уровне находятся страны с так называемой дуальной экономикой:

­ крупные и средние страны, современное развитие которых нача­лось «в обход» массивных традиционных структур (Турция, Таиланд, Египет и др.). Турция является членом НАТО, а также ОЭСР;

­ страны, современное развитие которых началось сравнительно недавно и основывалось преимущественно на их включении в мировое хозяйство по линии поставок сырья, пользовавшегося большим спросом на мировом рынке. В этих странах формируется капиталоэкспортирующее направление. Вывоз капитала в значительных размерах на­правляется как в развивающиеся, так и в высокоразвитые страны;

­ страны с крупным демографическим и экономическим потенци­алом, но с низким уровнем дохода на душу населения: Индия, Па­кистан, Индонезия.

­ На нижнем уровне находятся наименее развитые страны.

В соответствии с упоминавшейся классификацией ООН все страны и территории, не включенные в группы развитых стран и стран Восточной Европы, относятся к категории развивающихся. Развивающиеся страны подразделяются:

­ по регионам;

­ по экономическим группировкам;

­ по уровню дохода.

В соответствии с классификацией по экономическим группиров­кам выделяется несколько групп развивающихся стран и территорий:

­ основные экспортеры нефти;

­ основные экспортеры промышленных товаров;

­ остальные страны, в том числе наименее развитые страны.

В зависимости от уровня ВВП на душу населения установлены страны и территории:

­ с высоким доходом (ВВП на душу населения свыше 3500 дол. США);

­ со средним доходом (ВВП на душу населения от 700 до 3500 дол. США);

­ с низким доходом (ВВП на душу населения ниже 700 дол. США).

 

 




double arrow
Сейчас читают про: