Порядок ведения операций на расчетном счете регламентируется:
· Положением Центрального банка Российской Федерации «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 3 октября 2002 г. № 2-П;
· Указанием Центрального банка Российской Федерации от 3 марта 2003 г. № 1256-У «О внесении изменений и дополнений в Положение Банка России от 03.10.2002 г. № 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации".
Для учета денежной наличности в банке предприятие открывает расчетный счет.
Для открытия расчетного счета в учреждение банка представляются следующие документы:
· заявление об открытии счета установленной формы, подписанное руководителем и главным бухгалтером владельца счета;
· свидетельство о государственной регистрации предприятия, выданное регистрирующим органом (или его копию, заверенную нотариально);
· прошнурованные и пронумерованные, заверенные нотариально копии устава и учредительного договора. В случаях, когда у предприятия один учредитель, вместо учредительного договора прилагается решение учредителя о создании предприятия;
|
|
· карточки с образцами подписей руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера и оттиском печати предприятия по установленной форме (два экземпляра), заверенные нотариально.
Подпись является обязательным реквизитом документов, служащих для приемки и выдачи денежных средств и товарно-материальных ценностей, а также кредитных и расчетных обязательств.
Такие документы подписываются двумя подписями: первой и второй. Право первой подписи принадлежит руководителю предприятия, а также должностным лицам, уполномоченным руководителем; право второй подписи -главному бухгалтеру предприятия и уполномоченным на то лицам;
· документ налогового органа, подтверждающий постановку данного предприятия (организации) на учет в налоговых органах;
· копии документов о назначении на должность лиц, имеющих право первой и второй подписи;
· копию справки о присвоении предприятию статистических кодов;
· документы, подтверждающие регистрацию в Фонде социального страхования России.
После предоставления данных документов и подписания договора на банковское обслуживание по распоряжению управляющего банком предприятию открывается счет, которому присваивается номер, и заводится лицевой счет. В настоящее время предприятия имеют возможность иметь неограниченное количество рублевых расчетных (текущих) счетов, рассчитываться с бюджетом и производить другие расчеты с любого расчетного счета. Законодательно количество расчетных счетов не ограничено.
Согласно НК РФ, предприятие обязано в течение 10 дней после открытия банковского счета сообщить об этом в налоговую инспекцию. При не выполнении данного требования предприятие может быть оштрафовано на 5 тыс. руб. (ст. 118 НК РФ). Кроме того, за это же нарушение на руководителя предприятия может быть наложен административный штраф от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда (ст. 15.4 КоАП РФ).
|
|
Для учета движения средств на расчетном счете используется активный, балансовый счет 51 «Расчетные счета».
В случае если предприятие имеет несколько расчетных счетов, необходимо организовать ведение аналитического учета в разрезе расчетных счетов.
Предприятие ежедневно получает от банка выписку из расчетного счета, обязательными реквизитами которой являются:
· номер счета клиента;
· дата предыдущей выписки и ее исходящий остаток, который является входящим остатком для последующей выписки;
· суммы, зачисленные и списанные с расчетного счета;
· остаток средств на расчетном счете на дату составления выписки.
К банковской выписке прилагаются оправдательные документы, подтверждающие правомерность списания и зачисления средств на расчетный счет. Порядок списания средств с расчетного счета регламентирован Гражданским кодексом РФ.
Выписка обрабатывается бухгалтером ежедневно, путем проставления на полях кодов счетов, корреспондирующих с расчетным счетом.
Выписка банка имеет вид:
Если при проверке банковской выписки на предприятии будет обнаружено, что с расчетного счета ошибочно списаны денежные средства, необходимо сообщить об этом немедленно в операционный отдел банка.
Пока причины ошибки не будут выяснены, спорная сумма отражается бухгалтерскими записями:
Д 76-2 «Расчеты по претензиям»
К 51 «Расчетные счета».
Если на расчетный счет были ошибочно зачислены денежные средства, предназначенные не для данного предприятия, то необходимо сделать записи на счетах бухгалтерского учета:
Д 51 «Расчетные счета»
К 76-2 «Расчеты по претензиям».