Характеристика счёта 69 “Расчёты по социальному страхованию и обеспечению”

Счёт 69 “Расчёты по социальному страхованию и обеспечению” предназначен для обобщения информации о расчётах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации.

К счёту 69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению” могут быть открыты субсчета:

· 69-1 "Расчеты по социальному страхованию";

· 69-2 "Расчеты по пенсионному обеспечению";

· 69-3 "Расчеты по обязательному медицинскому страхованию".

На субсчёте 69-1 “Расчёты по социальному страхованию” учитываются расчёты по социальному страхованию работников организации.

На субсчёте 69-2 “Расчёты по пенсионному обеспечению” учитываются расчёты по пенсионному обеспечению работников организации.

На субсчёте 69-3 “Расчёты по обязательному медицинскому страхованию” учитываются расчёты по обязательному медицинскому страхованию работников организации.

При наличии у организации расчетов по другим видам социального страхования и обеспечения к счету 69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению” могут открываться дополнительные субсчета.

Счёт 69 кредитуется на суммы платежей на социальное страхование и обеспечение работников, а также обязательное медицинское страхование их, подлежащие перечислению в соответствующие фонды. При этом записи производятся в корреспонденции со:

· счетами, на которых отражено начисление оплаты труда, в частности отчислений, производимых за счет организации;

· счетом 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда” в частности отчислений, производимых за счет работников организации.

Кроме того, по кредиту счета 69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению” в корреспонденции со счетом прибылей и убытков или расчетов с работниками по прочим операциям (в части расчетов с работниками по прочим операциям (в части расчетов с виновными лицами) отражаются начисленная сумма пеней за несвоевременный взнос платежей, а в корреспонденции со счетом 51 “Расчетные счета” — суммы, полученные в случаях превышения соответствующих расходов над платежами.

По дебету счета 69 отражаются суммы перечисленные суммы платежей, а также сумы, выплачиваемые за счет платежей на социальное страхование, пенсионное обеспечение, обязательное медицинское страхование.

Счет 69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению” корреспондирует со счетами:

По дебету По кредиту
50 Касса 08 Вложение во внеоборотные активы
51 Расчетные счета 20 Основное производство
52 Валютные счета 23 Вспомогательные производства
55 Специальные счета в банках 25 Общепроизводственные расходы
70 Расчеты с персоналом по оплате труда 26 Общехозяйственные расходы
    28 Брак в производстве
    29 Обслуживающие производства и хозяйства
    44 Расходы на продажу
    51 Расчетные счета
    52 Валютные счета
    70 Расчеты с персоналом по оплате труда
    73 Расчеты с персоналом по прочим операциям
    91 Прочие доходы и расходы
    96 Резервы предстоящих расходов
    97 Расходы будущих периодов
    99 Прибыли и убытки

 

Заключение

Государство, выражая интересы общества в различных сферах его жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику (экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие). При этом, в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта используется финансово-кредитный и ценовой механизмы.

Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства, которые накапливаются и формируются в бюджете и во внебюджетных фондах. Она призвана обеспечить эффективную реализацию социальных, экономических, оборонных и других функций государства.

Изъятие государством в пользу общества определенной части Валового Внутреннего Продукта (ВВП) в виде обязательных взносов составляет сущность налогов.

Взносы осуществляют основные участники производства ВВП:

· работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;

· хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

Принципы налогообложения должны быть следующими:

· всеобщность;

· справедливость;

· определенность;

· удобность;

· сроки платежа;

· способность к взиманию и удобства для плательщика;

· обеспечение достаточности и подвижности налогов.

Доходная часть государственных внебюджетных фондов формируется за счет целевых отчислений. Источник отчислений — ВВП, тарифы, страховые взносы, зависящие от оплаты труда и включаемых в себестоимость:

· в пенсионный фонд — 28 % и 20,6 % для АПК;

· в фонд социального страхования — 5,4 %;

· в фонд медицинского страхования — 3,6 %;

· в фонд занятости — 1,5 %.

Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению ведется на счету 69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению”. Постоянно меняющееся законодательство обязывает бухгалтеров следить за происходящими изменениями. Многие вопросы, связанные с данной темой остаются открытыми и требуют своего решения в последующих нормативных актах.

Необходимо отметить, что на данном этапе существует много проблем.

Во-первых, противоречия в законодательстве, которые приводят к абсурдным ситуациям как, например, в случае, описанном в статье Земляченко С. В., когда взносы в один государственный социальный внебюджетный фонд следует производить за счет средств, выделенных другим государственным социальным внебюджетным фондом в частности в ПФ РФ на сумму премии страховому активу, выплачиваемую организацией за счет средств, выделенных отделением ФСС РФ, так как данная премия в перечень необлагаемых выплат ПФ РФ не включена. И это не единичный случай. Здесь, на мой взгляд, необходима, тщательная проработка нормативных актов на факт соответствия их друг другу.

Во-вторых, как показывает практика, неуплата или неполная уплата взносов во внебюджетные фонды — одно из самых распространенных нарушений, допускаемых руководителями организаций. Хотя действующее законодательство предусматривает за эти нарушения как налоговую, так и уголовную ответственность, это не может искоренить проблему недоимок в РФ. По мнению бухгалтеров-практиков данная ситуация создается из-за высоких ставок отчислений в фонды, естественно предприятия пытаются уклониться от уплаты страховых взносов, чем и объясняется высокий объем недоимок. В данной ситуации внебюджетным фондам надо пойти на снижение ставок (хотя бы на время) отчислений в фонды.

В третьих, необходимо внедрять новейшие компьютерные системы и программы, применяемые в зарубежных странах, не только на предприятиях, но в фондах для упрощения и ускорения процедур расчетов с организациями, а также для более строгого контроля со стороны внебюджетных фондов. Имеется в виду, что и предприятие и внебюджетный фонд или страховая компания должны быть подключены к одной компьютерной сети.

К сожалению, на данный момент нет готовых программных продуктов для осуществления данных расчетов, любую программу (1С Бухгалтерия, БЕСТ и др.) необходимо адаптировать для каждого предприятия, так как в первоначальном виде она подходит только на 10 – 15 %. Недостатком данных программ является и то, что в них нет расчетных ведомостей фондов.

Обобщая все выше изложенное необходимо сказать, что учет расчетов по имущественному, личному и социальному страхованию и обеспечению является неотъемлемой частью бухгалтерского учета в любой организации. Существует множество проблем, которые надо поэтапно решать как на уровне предприятий, так и на законодательном уровне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: