Годовой экономический эффект от разработки и внедрения ИС, определяемый как разность между расчетной годовой экономией и расчетными приведенными затратами на разработку и внедрение ИС, представляет собой расчетный годовой экономический эффект. Годовой экономический эффект, определяемый как разность между годовой экономией (годовым приростом прибыли) и приведенными единовременными затратами на разработку и внедрение ИС, утвержденный в установленном порядке и зафиксированный в акте приемки в промышленную эксплуатацию, подтвержденный заказчиком (пользователем системы) на основе фактических данных опытной эксплуатации, представляет собой фактический годовой экономический эффект.
Расчетный коэффициент экономической эффективности капитальных затрат на разработку и внедрение ИС представляет собой отношение расчетной годовой экономии (годового прироста прибыли) к капитальным затратам на разработку и внедрение АСУ.
Срок окупаемости представляет собой отношение капитальных затрат на разработку и внедрение ИС к годовой экономии (к годовому приросту прибыли).
|
|
Годовая экономия (годовой прирост прибыли) от разработки и внедрения ИС включает в себя:
Ø годовой прирост прибыли, вызванный увеличением объема хозяйственной деятельности (производства, услуг или работ) при разработке и внедрении АСУ;
Ø годовой прирост прибыли за счет сокращения сроков строительства, а также ускорения освоения новой продукции (услуг) в результате разработки и внедрения АСУ;
Ø экономию, текущих затрат на производство продукции, услуг или работ в условиях функционирования АСУ;
Ø экономию прочих затрат, не входящих в себестоимость производства или работ, обеспечиваемую функционированием АСУ как непосредственно на объекте внедрения, так и в сопряженных сферах и отраслях.
Для расчета технико – экономического обоснования внедрения информационной системы будем использовать исходные данные, приведенные в табл.
Условно – постоянные параметры
№ | Наименование | Обозначение | Значение |
1. | Количество рабочих дней в году | 251 | |
2. | Среднемесячный фонд времени (дн.) | 21 | |
3. | Рабочее время в день (ч.) | 8 | |
4. | Месячная заработная плата пользователя (руб.): Ø начальник управления Ø начальник отдела торгов Ø начальник отдела правого и информ. обеспечения Ø главный специалист Ø специалист Ø консультант | 45000 40000 35000 22000 19000 17000 | |
5. | Часовая тарифная ставка пользователя (руб.): Ø начальник управления Ø начальник отдела торгов Ø начальник отдела правого и информ. обеспечения Ø главный специалист Ø специалист Ø консультант | 267,9 238,1 208,3 130,9 113,1 101,2 | |
6. | Средняя тарифная ставка пользователя (руб) | 176,6 | |
7.1 7.2 7.3 | % дополнительной зарплаты % учитывающий премии % учитывающий накладные расходы | 9,1 10 0 | |
8. | % отчислений во внебюджетные фонды | 26 | |
9. | Месячная заработная плата ИТР (руб.) | 18000 | |
10. | Годовой фонд времени работы ЭВМ (ч) | 2008 | |
11. | Мощность ЭВМ (кВт/ч) | 7 | |
12. | Стоимость 1 кВт/ч электроэнергии (руб.) | 3,95 | |
13. | Коэффициент использования энергоустановок | 0,9 | |
14. | Стоимость ЭВМ | 41619,9 | |
15. | Амортизация (руб.) | 465829,46 | |
16. | Коэффициент, учитывающий затраты на ремонт | 0,0825 | |
17. | Количество проектировщиков | 1 | |
18. | Время проектирования (мес.) | 6 | |
19. | Заработная плата проектировщика (руб.) | 15000 |
в управлении муниципального заказа администрации города нет накладных расходов, т.к. все работники управления (от начальника до консультанта) являются сотрудниками администрации, а дополнительные расходы на содержание помещения, в котором располагается управление муниципального заказа, берет на себя муниципальное бюджетное учреждение «Управление административными зданиями администрации города Владимира» т.к. между ними заключен договор безвозмездного пользования.
|
|
Так же в процессе расчета понадобятся временные характеристики решения задач (систематизация действий пользователя). Эти данные представлены в табл.
Временные характеристики решения задач (ч)
№ | Задача | |||||||||
1. | Прием заявки от МЗ* и оформление | 2000 | 0,41 | 0,25 | 0,30 | 0,20 | 820,00 | 500,00 | 600,00 | 400,00 |
2. | Проверка заявки (ФЗ - 94) | 2000 | 3,00 | 0,00 | 0,15 | 0,10 | 6000,00 | 0,00 | 300,00 | 200,00 |
3. | Создание документации по заявке | 1742 | 2,00 | 0,25 | 0,20 | 0,41 | 3484,00 | 435,50 | 348,40 | 714,22 |
4. | Подпись приказа | 1742 | 0,60 | 0,00 | 0,45 | 0,05 | 1045,20 | 0,00 | 783,90 | 87,10 |
5. | Размещение документации на сайте | 1742 | 0,16 | 0,16 | 0,10 | 0,10 | 278,72 | 278,72 | 174,20 | 174,20 |
6. | Прием предложений от участников | 3602 | 0,41 | 0,25 | 0,30 | 0,20 | 1476,82 | 900,50 | 1080,60 | 720,40 |
7. | Проверка предложений | 3602 | 2,00 | 0,00 | 0,15 | 0,10 | 7204,00 | 0,00 | 540,30 | 360,20 |
8. | Размещение результатов торгов | 1742 | 0,16 | 0,16 | 0,10 | 0,10 | 278,72 | 278,72 | 174,20 | 174,20 |
9. | Принятие отчета от МЗ | 1742 | 0,41 | 0,25 | 0,30 | 0,20 | 714,22 | 435,50 | 522,60 | 348,40 |
Итого: | 21301,68 | 2828,94 | 4524,20 | 3178,72 |
* МЗ – муниципальный заказчик
ü – количество решений в год;
ü – ручная трудоемкость до внедрения;
ü - трудоемкость машинная до внедрения;
ü - трудоемкость ручная после внедрения;
ü - трудоемкость машинная после внедрения;
ü – общая ручная трудоемкость до внедрения;
ü – общая машинная трудоемкость до внедрения;
ü -общая ручная трудоемкость после внедрения;
ü - общая машинная трудоемкость после внедрения.
В столбце «Количество решений» цифры разные т.к. после проверки некоторые заявки и предложения отклоняются (если не удовлетворяют статьям ФЗ - 94).
Далее приведем блок формул необходимых для расчета экономических показателей:
1. Годовой экономический эффект:
где: - годовая экономия;
- коэффициент экономической эффективности - норма (0,15);
– капиталовложения.
2. Коэффициент экономической эффективности: ;
3. Срок окупаемости: (год);
4. Годовая экономия: (руб.)
где: - затраты ручные до автоматизации;
- затраты ручные после автоматизации;
- затраты эксплуатационные после автоматизации;
- затраты эксплуатационные до автоматизации.
5. Затраты ручные: ;
6. Затраты эксплуатационные:
где: – затраты на ИТ - персонал;
– амортизация;
- затраты на электроэнергию;
- затраты на ремонт.
6.1 Затраты на ИТ – персонал:
6.2 Затраты на электроэнергию:
где: – мощность;
– количество ЭВМ;
|
|
– стоимость.
6.3 Затраты на ремонт:
7. Капиталовложения: ;
7.1 ;
7.2 .
В следующей таблице приведем значения промежуточных показателей, необходимых для расчета основных экономических показателей. Эти данные представлены в табл.
Значения основных параметров
Наименование параметра | Обозначение | Значение |
Затраты на проектирование (тыс. руб.) | 135,06 | |
Капитальные затраты (млн. руб.) | 23,18 | |
Затраты на ремонт (тыс. руб.) | 50,84 | |
Затраты на электроэнергию (млн. руб.): - до автоматизации - после автоматизации | 0,92 1,03 | |
Затраты на ИТ – персонал (тыс. руб.): - до автоматизации - после автоматизации | 453,80 518,86 | |
Эксплуатационные затраты (млн. руб.): - до автоматизации - после автоматизации | 1,88 2,06 | |
Ручные затраты (млн. руб.): - до автоматизации - после автоматизации | 5,65 1,20 |
На основании данных из табл.3 рассчитаем основные экономические показатели:
Значения расчетных показателей
Наименование показателя | Обозначение | Значение |
Капиталовложения (млн. руб.) | 23,31 | |
Годовая экономия (млн. руб.) | 8,39 | |
Коэффициент экономической эффективности | 0,36 | |
Срок окупаемости (год) | 2,8 | |
Годовой экономический эффект (млн. руб.) | 4,90 |
Вывод: после проделанных расчетов (табл. 4) можно сделать следующие выводы:
v срок окупаемости – 2,8 года – что меньше нормы (6,6 лет) и больше 1 года;
v коэффициент экономической эффективности – 0,36 (> 0,15)
Получаем, что внедрение информационной системы экономически выгодно, т.к. после автоматизации нашей предметной области сократится время решения задач, а так же увеличится экономия средств бюджета города (после внедрения информационной системы возможно сокращение штата.)