Направленность курсовой работы

Курсовые работы, выполняемые на втором и третьем курсах, могут быть следующих типов по своей направленности:

a) теоретическая;

b) эмпирическая;

c) методическая.

Теоретическая курсовая работа направлена на аналитическое исследование теоретических подходов к изучению того или иного феномена, она должна содержать обзор содержания и анализ работ по выбранной теме. Акцент следует делать на выявлении общего и различного в подходах разных авторов к теоретическому описанию одного и того же явления, особенностях систем понятий, которые используют разные авторы, специфике социологического видения явления разными авторами.

Эмпирическая курсовая работа основной своей целью имеет эмпирическое исследование изучаемого феномена. В то же время она должна содержать теоретический анализ работ по изучаемой проблематике, более компактный, чем это было бы в теоретической работе, но по степени проработки практически столь же глубокий. В то же время акцент в такой работе делается на эмпирическое исследование и его результаты. Процесс исследования в данном случае полностью воспроизводит процесс реального социологического исследования, исключением являются только меньшие по сравнению с неучебными проектами объемы собираемого и анализируемого материала.

Методическая работа также в обязательном порядке включает эмпирическое исследование, но она сконцентрирована на изучении того, как работает выбранный метод сбора или анализа данных. Работа этого вида имеет смысл, прежде всего, в отношении новых, специфичных, редко используемых или сложных методов исследования. Эмпирическая часть такого исследования может ограничиться пилотажем, но при этом предполагает глубокую рефлексию о механизме работы изучаемого метода.

На втором курсе можно выбрать работу любого типа, на третьем курсе – эмпирический или методический тип работы. Это связано с тем, что задачей теоретической работы является в первую очередь приобретение навыков работы с научной литературой, её поиска, отбора, осмысления её содержания и анализа, а также умения формулировать собственные теоретические представления.

На третьем курсе студентам необходимо приобрести навык проведения эмпирического исследования с тем, чтобы через год, при написании выпускной работы эти навыки помогли выполнить исследование на достаточно качественном уровне. Это, в свою очередь предполагает способность выбирать методы исследования и самостоятельно реализовывать сбор и анализ данных. Методическое исследование отличается от эмпирического б о льшим акцентом на методах, чем на результатах исследования, однако оно также позволяет отработать навыки проведения социологического исследования от формулирования темы до написания выводов.

Направленность курсовой работы, в пользу которой делается выбор, необходимо обсудить и согласовать с научным руководителем.

Последовательность этапов написания курсовой работы

1. Подбор литературы и составление библиографии.

2. Составление развернутого плана курсовой работы.

3. Написание обзора литературы, описание методов исследования. Написание теоретической части работы.

4. Разработка программы и инструментария эмпирического и/или пилотного исследования (в эмпирических и методических работах).

5. Проведение полевого этапа эмпирического или методического исследования: сбор данных (в эмпирических и методических работах).

6. Анализ данных эмпирического исследования: содержательный анализ, анализ методов (в эмпирических и методических работах).

7. Написание разделов с результатами эмпирического исследования (в эмпирических и методических работах).

8. Написание введения и заключения.

9. Оформление работы.

Связь курсовых работ и выпускной квалификационной работы

Курсовые работы, выполняемые на втором и третьем курсе, могут планироваться как начало работы над темой выпускной квалификационной работы или по факту стать вкладом в будущую выпускную квалификационную работу, выполняемую на четвертом курсе. Они могут быть, однако, и совершенно самостоятельными работами. В первом случае, скорее всего, все три работы будут выполняться у одного и того же научного руководителя. Во втором случае научные руководители могут быть разными.

Плюсами первой стратегии является более глубокое изучение темы за счёт более длительной работы над ней. Это повышает шансы написать более качественную выпускную работу.

Основным препятствием для разработки одной и той же темы в трёх работах – двух курсовых и выпускной – является трудности в выборе темы, поэтому важно на начальных этапах работы над курсовой работой второго курса постараться найти тему, которая действительно интересна, чтобы заниматься ей на протяжении трех лет.

В то же время работа по разным темам в большей степени расширяет исследовательский кругозор. Нужно понимать, однако, что работа над разными темами в рамках написания курсовых работ потребуют каждый раз начинать «с нуля», что означает большие затраты сил и времени, чем работа над одной темой в течение трех лет.

Тематика курсовых работ большинства студентов связана с тематикой научно-исследовательских семинаров, которые они посещают.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: