Тема № 19. Социальная ответственность и культура организации

Социальная ответственность – это действия организации, предпринимаемые во благо общества добровольно, а не по требованию закона. Предприятия несут ответственность перед обществом помимо обеспечения эффективности, прибыли, занятости и законности деятельности. Организации должны направлять часть своих ресурсов и усилий по социальным каналам.

Аргументы «за» социальную ответственность:

а. благоприятные для предприятия долгосрочные перспективы;

б. изменение потребностей и ожиданий широкой общественности;

в. наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем;

г. нормальное обязательство вести себя социально ответственно.

Аргументы «против»:

а. нарушения принципа максимизации прибыли;

б. расходы (издержки) на социальную ответственность;

в. недостаточный уровень (и желание) отчетности перед общественностью;

г. недостаток умения разрешать социальные проблемы.

Современное предприятие работает в обстановке растущих требований различных общественных групп. Во-первых, люди прямо или косвенно, в той или иной форме подвержены воздействию хозяйственного поведения предприятия. Общественные блага, такие как вода, воздух, полезные ископаемые, растения раньше рассматривались как общедоступные, так как имелись практически в неограниченном количестве и потому не знали ни цены, ни рынка. Сейчас они не могут использоваться свободно, поскольку их потребление весьма часто приобретало расточительный характер, что привело к исчерпанию этих ресурсов. Поэтому за обществом как «собственником» этих благ сохраняется право определять, кто и на каких условиях может ими пользоваться. Доверительное отношение общества к предприятию становится основным мотивом и оценочным критерием его поведения со стороны следующих групп претензий:

1. непосредственные деловые партнеры (сотрудники, кредиторы, поставщики и т.п.);

2. общественные группы, прямо или косвенно связанные с предприятие;

3. природа в разнообразных формах проявления (например, растения, животный мир, вода, воздух);

4. будущие поколения людей, которые имеют право на достойную жизнь.

Можно выделить три основных компонента стратегии завоевания общественного доверия – общественное, коммуникативное и инновационное поведение предприятия.

Ответственное поведение. В общественном смысле ответственность означает способность предприятия отвечать на вопросы групп претензий до тех пор, пока спорная проблема не будет окончательно снята с повестки дня.

Ответственность за роль предприятия в обществе: будучи частью общества, предприятие берет на себя задачу удовлетворения его определенных потребностей. Часть требований удовлетворяется через обменные отношения рынка.

Ответственность предприятия за способности: предприятие берет на себя ответственность за те общественные цели и проблемы, которые оно способно решить с использованием своих возможностей (капитала, ноу-хау).

Причинная ответственность: любое предприятие должно нести ответственность за все действия и их последствия, причиной которых оно само является.

Коммуникативное поведение. Это условие означает терпимость по отношению к противоположному мнению; способность к самопознанию и самоанализу (компания должна уметь критически оценивать свои субъективные восприятия); готовность к диалогу с группами претензий; способность разрешать конфликтные ситуации.

Поведенческая ориентация: общественное доверие к источнику информации приобретает решающее значение в вопросе о том, принимать или отвергать предлагаемую информацию.

Ориентация на сотрудничество: правильно информировать можно лишь в том случае, когда известно, какая именно информация запрашивается.

Ответственность в работе с общественностью: отношения доверия достигаются лишь благодаря предоставлению предприятием полной информации – как положительной, так и отрицательной;

Ориентация на противоположное мнение: если предприятие пытается строить свои отношения с отдельными группами общественности как с подлинными партнерами, оно должно признавать за ним право на собственное мнение, которое может отличаться от ценностных представлений данного предприятия.

Инновационное поведение. Предприятие должно искать оптимальные решения как для существующих, так и для возможных проблем, связанных с инновациями, которые должны находить одобрение со стороны общества.

Особое внимание надо уделить экономическому поведению предприятия. Предприятие может выжить на рынке только в том случае, если оно добивается хозяйственного успеха, т.е. получает такую прибыль, которой ему достаточно для удовлетворения части запросов общественных групп в прямой форме (например, в виде выплаты дивидендов) или косвенной (например, путем сохранения старых и создания новых рабочих мест. При общественной ориентации ограничивается область предпринимательской деятельности, наносящая урон обществу. Имеется ряд примеров, которые показывают, что удовлетворение общественных претензий находится в абсолютной гармонии с хозяйственным успехом. Этот обычно происходит в тех случаях, когда долгосрочная перспектива преобладает над краткосрочной. Часто забывают, что общественная ориентация открывает перед предприятием новые хозяйственные перспективы и новые возможности получения прибыли.

Элементы реализации социально-ответственного менеджмента:

1. виды деятельности: постоянно вести поиск новых видов деятельности (в дополнение к основным) обеспечивающих стабильность и надежность функционирования предприятия;

2. сотрудничество: с уважением относиться к деловым партнерам, активно работать с ними, расширять сферы деловых взаимоотношений;

3. персонал: быть внимательным и чутким к его запросам, нуждам и потребностям, способствовать повышению отдачи труда;

4. внешняя обстановка: всемирно содействовать формированию стабильной в экономическом и социальном плане, экологически безопасной внешней среды;

5. общественная ориентация предприятия – формирование климата социальной ответственности предприятия перед обществом и людьми: интегрировать свои экономические интересы (экономическое поведение) с интересами общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: