Социальная ответственность – это действия организации, предпринимаемые во благо общества добровольно, а не по требованию закона. Предприятия несут ответственность перед обществом помимо обеспечения эффективности, прибыли, занятости и законности деятельности. Организации должны направлять часть своих ресурсов и усилий по социальным каналам.
Аргументы «за» социальную ответственность:
а. благоприятные для предприятия долгосрочные перспективы;
б. изменение потребностей и ожиданий широкой общественности;
в. наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем;
г. нормальное обязательство вести себя социально ответственно.
Аргументы «против»:
а. нарушения принципа максимизации прибыли;
б. расходы (издержки) на социальную ответственность;
в. недостаточный уровень (и желание) отчетности перед общественностью;
г. недостаток умения разрешать социальные проблемы.
Современное предприятие работает в обстановке растущих требований различных общественных групп. Во-первых, люди прямо или косвенно, в той или иной форме подвержены воздействию хозяйственного поведения предприятия. Общественные блага, такие как вода, воздух, полезные ископаемые, растения раньше рассматривались как общедоступные, так как имелись практически в неограниченном количестве и потому не знали ни цены, ни рынка. Сейчас они не могут использоваться свободно, поскольку их потребление весьма часто приобретало расточительный характер, что привело к исчерпанию этих ресурсов. Поэтому за обществом как «собственником» этих благ сохраняется право определять, кто и на каких условиях может ими пользоваться. Доверительное отношение общества к предприятию становится основным мотивом и оценочным критерием его поведения со стороны следующих групп претензий:
|
|
1. непосредственные деловые партнеры (сотрудники, кредиторы, поставщики и т.п.);
2. общественные группы, прямо или косвенно связанные с предприятие;
3. природа в разнообразных формах проявления (например, растения, животный мир, вода, воздух);
4. будущие поколения людей, которые имеют право на достойную жизнь.
Можно выделить три основных компонента стратегии завоевания общественного доверия – общественное, коммуникативное и инновационное поведение предприятия.
Ответственное поведение. В общественном смысле ответственность означает способность предприятия отвечать на вопросы групп претензий до тех пор, пока спорная проблема не будет окончательно снята с повестки дня.
Ответственность за роль предприятия в обществе: будучи частью общества, предприятие берет на себя задачу удовлетворения его определенных потребностей. Часть требований удовлетворяется через обменные отношения рынка.
|
|
Ответственность предприятия за способности: предприятие берет на себя ответственность за те общественные цели и проблемы, которые оно способно решить с использованием своих возможностей (капитала, ноу-хау).
Причинная ответственность: любое предприятие должно нести ответственность за все действия и их последствия, причиной которых оно само является.
Коммуникативное поведение. Это условие означает терпимость по отношению к противоположному мнению; способность к самопознанию и самоанализу (компания должна уметь критически оценивать свои субъективные восприятия); готовность к диалогу с группами претензий; способность разрешать конфликтные ситуации.
Поведенческая ориентация: общественное доверие к источнику информации приобретает решающее значение в вопросе о том, принимать или отвергать предлагаемую информацию.
Ориентация на сотрудничество: правильно информировать можно лишь в том случае, когда известно, какая именно информация запрашивается.
Ответственность в работе с общественностью: отношения доверия достигаются лишь благодаря предоставлению предприятием полной информации – как положительной, так и отрицательной;
Ориентация на противоположное мнение: если предприятие пытается строить свои отношения с отдельными группами общественности как с подлинными партнерами, оно должно признавать за ним право на собственное мнение, которое может отличаться от ценностных представлений данного предприятия.
Инновационное поведение. Предприятие должно искать оптимальные решения как для существующих, так и для возможных проблем, связанных с инновациями, которые должны находить одобрение со стороны общества.
Особое внимание надо уделить экономическому поведению предприятия. Предприятие может выжить на рынке только в том случае, если оно добивается хозяйственного успеха, т.е. получает такую прибыль, которой ему достаточно для удовлетворения части запросов общественных групп в прямой форме (например, в виде выплаты дивидендов) или косвенной (например, путем сохранения старых и создания новых рабочих мест. При общественной ориентации ограничивается область предпринимательской деятельности, наносящая урон обществу. Имеется ряд примеров, которые показывают, что удовлетворение общественных претензий находится в абсолютной гармонии с хозяйственным успехом. Этот обычно происходит в тех случаях, когда долгосрочная перспектива преобладает над краткосрочной. Часто забывают, что общественная ориентация открывает перед предприятием новые хозяйственные перспективы и новые возможности получения прибыли.
Элементы реализации социально-ответственного менеджмента:
1. виды деятельности: постоянно вести поиск новых видов деятельности (в дополнение к основным) обеспечивающих стабильность и надежность функционирования предприятия;
2. сотрудничество: с уважением относиться к деловым партнерам, активно работать с ними, расширять сферы деловых взаимоотношений;
3. персонал: быть внимательным и чутким к его запросам, нуждам и потребностям, способствовать повышению отдачи труда;
4. внешняя обстановка: всемирно содействовать формированию стабильной в экономическом и социальном плане, экологически безопасной внешней среды;
5. общественная ориентация предприятия – формирование климата социальной ответственности предприятия перед обществом и людьми: интегрировать свои экономические интересы (экономическое поведение) с интересами общества.