Там, где Зея с Амуром

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Благовещенский государственный педагогический университет»

Естественно-географический факультет

Кафедра географии

 

 

Курсовая работа

 

на тему: «В названиях улиц история города Благовещенска»

 

 

Исполнитель

студент группы А3    дата   подпись                   А.А. Зубкович

 

Руководитель                      дата   подпись               М.А.Чуб,

доцент кафедры географии, к.г.н.

 

 

Благовещенск 2010

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                    2

1. Глава 1 «Роль внеклассных мероприятий в нравственном

воспитании школьников                                                                      5

1.1. Виды внеклассной работы                                                                5

1.1.1. Географические кружки                                                                 7

1.1.2. Наблюдения                                                                                    9

1.1.3. Внеклассные чтения,                                                                    10

1.1.4. Географические конференции                                                     10

1.1.5. Неделя географии,                                                                         12

1.1.6. Краеведческая работа                                                                   12

1.1.7. Экскурсии                                                                                      13

1.1.6. Игровые формы, викторины                                                        14

1.2. Игры, устный журнал                                                                      16

1.2.1. Игры                                                                                               16

1.2.2.Устный журнал                                                                               20

1.3. Экскурсии                                                                                         28

1.3.1. Экскурсии на промышленное предприятие                               28

1.3.2. Весенняя экскурсия                                                                      30

1.3.3. Осенняя экскурсия                                                                        31

2. Глава 2 Разработка экскурсии «Название улиц в истории города 33

2.1. Подготовка к экскурсии,                                                                 33

2.2. Ход экскурсии                                                                                  33                                                                                                                     

Заключение                                                                                          48

Список литературы                                                                             49

Приложение А «Маршрут экскурсии»                                            51

Приложение В «Генерал-губернатор Н.Н. Муравьёв-Амурский» 52                                                                            

Приложение Г «Никольская церковь»                                           53

Приложение Д «Улица Большая»                                                    54

Приложение Е «Театр общественного собрания»                           55

Приложение Ж «Дом военного губернатора»                                  56

Приложение И «Главный магазин Чурина»                                      57

Приложение К «Торговый дом «Кунст и Альберс»                         58

Приложение Л «Торговая улица»                                                       59

Приложение М «Чуринская торговая площадь»                               60

Приложение Н Торговые ряды «Мавритания»                                  61

Приложение П «Триумфальная арка»                                                62

Приложение Р «Благовещенский собор»                                           63

Приложение С «Набережная реки Амур»                                         64

Приложение Т «Улица Амурская»                                                     65

Приложение У «Памятник первопроходцам»                                   66

Приложение Ф «Костёл»                                                                     67             

Приложение Х «Вознесенская церковь                                             68

 

 

 

                                                                              

ВВЕДЕНИЕ

 

В связи с региональным компонентом преподавания в школьное расписание введено краеведение на правах отдельного предмета, а в систему дополнительного образования - краеведческие курсы, что стало важным шагом интеграции основного и дополнительного образования. Это потребовало методического сопровождения начавшегося процесса, разработки и выпуска комплекса учебно-методической литературы по истории Приамурья, слайдов, видеофильмов, картографических материалов, рабочих тетрадей, экскурсий.

    Экскурсии являются одной из форм нравственного воспитания школьников, основанной на изучении краеведческого материала. Без знания истории своего края не может быть цивилизованным общество.

При этом под словом «край» понимается территория, доступная непосредственному изучению. Это то место, где у ребёнка прошло его детство: село, город, район, область,  т.е. его «малая Родина». Чем старше школьники, тем шире для них понятие «край», тем больше любовь к Родине. Большой патриотизм начинается с малого. Ученикам необходимо знать историю своего края, своего города. Узнать больше о развитии своего края и города можно, посетив ряд экскурсий со следующей тематикой: «Они были первыми», «Исторические и памятные места», «Амур – река подвигов», «В названиях улиц – история города Благовещенска». Вот почему темой своей курсовой работы я взяла тему: «В названиях улиц – история города Благовещенска».

 Цель моей курсовой работы: показать поэтапное развитие города, которое отразилось в названиях улиц.

Для этого были поставлены следующие задачи:

- показать историю освоению города и значение его как форпоста;

- показать развитие торговли в городе;

- показать современное состояние города;

- воспитание чувства патриотизма и любви к своему городу.

Выбранная мною тема курсовой работы является актуальной, потому что город наш имеет приграничное положение.

Материал, данной курсовой работы будет использован мною на стажёрской практике, особенно при изучении тем: «История освоения Сибири и Дальнего Востока» и «История заселения Сибири и Дальнего Востока».

 

 

ГЛАВА 1

 

РОЛЬ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

 

1.1. ВИДЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

 

       Внеклассная работа по географии является составной частью учебно-воспитательной работы в школе, так как спо­собствует решению важных задач в образовании и воспитании школьников и позволяет разумно организовать их досуг. [7 С. 178]

    У школьников остаётся некоторое свободное от учебной работы и домашних дел время, которое они тратят на отдых и развлечения, а также на занятия в интересующей их области. Учебная работа в школе связна программой, ограничена во времени и не в состоянии, поэтому удовлетворить все разнообразные интересы и запросы учащихся. [4 С.359]

    Внеклассная работа отличается от урочной целями, содержа­нием, организационными формами и особенностями методики проведения. Образовательные цели внеклассной работы - рас­ширить географический кругозор и углубить знания школьников в области географической науки, совершенствовать обще учебные и специфические для географии умения учащихся. Эти цели осу­ществляются путем включения во внеклассные занятия внепро­граммных вопросов и проблем географической науки, а также за счет более высокого научного уровня и глубины раскрытия программного материала. Не ограниченный рамками учебного времени учитель во вре­мя проведения занятий может широко привлекать дополнитель­ный фактический материал, помогающий формировать новые представления о географических явлениях и процессах, вводить новые понятия, географические термины, раскрывать новые ви­ды причинно-следственных связей. Внеклассная работа, будучи составной частью учебно-воспитательной работы школы, имеет целью направлять самостоятельность и активность учащихся на повышение их идейно-политического и культурного уровня, на развитие способностей, расширение кругозора и углубление знаний, а также на приобретение ими полезных умений и навыков. [4 С. 359]

    На внеклассных занятиях школьники совершенствуют уме­ния самостоятельно пополнять знания из различных источников информации. Составляя аннотации, рефераты и доклады по до­полнительной научно-популярной географической литературе, периодической печати, школьники со­вершенствуют умения работать с книгой: выделять главные мыс­ли, отбирать факты для подтверждения теоретических положе­ний, составлять планы и конспекты по тексту. [7 С. 178]   

       Значение внеурочной работы определяется тем, что она способствует формированию таких важных качеств личности, как активность, инициативность, творчество и способность к саморазвитию. Bcя внеурочная работа направлена на расширение и углубление базовых знаний и
умений, на развитие познавательного интереса и исследовательской работы по изучению родного края. Осо­бенности внеурочной работы состоят в том, что она про­водится большей частью непосредственно на местности вблизи школы, на пришкольном участке, географиче­ской площадке, экологической тропе или на предприя­тиях своего края. [6 С. 112]

           География может охватить очень широкий и разнообразный круг вопросов (например, описание путешествий, наблюдение замечательных явлений природы и т.д.)[4 С. 359]. Роль внеурочной работы по географии велика. За пределами круга знаний, определённого школьными программами, остаётся немало увлекательных, ярких страниц географической науки. Знакомство с ними является источником духовного обогащения учащихся, формирования у них нравственных черт [2 С. 56]. Следует отметить одну особенность географии, важную для внеклассной работы, - тесную связь её содержания с окружающей природой, жизнью людей и с текущими событиями в нашей стране и за рубежом [4 С. 359]. Содержание внеклассной работы в школе, выбор форм ее про­ведения зависят от интересов школьников, их возраста, местных природно-экономических условий, окружающих школу, опыта учителя [7 С. 179]. Внеклассная работа тесно связана с учебной и может отчасти восполнить её пробелы. Поэтому она должна идти в русле тех вопросов, которые рассматриваются в школьном курсе географии. Развитие внеурочной работы по географии происходит в соответствии с задачами, стоявшими перед школой в тот или иной период. Анализ внеурочной работы по географии показывает, что она была всегда тесно связана с содержанием географии в школе [7 С. 180].

    Внеклассная работа по географии отличается многообразием форм: кружок, наблюдения, экскурсии, краеведение, внеклассное чтение, географическая конферен­ция, диспуты, утренники и вечера, игры, олимпиады, выпуск рукописных изда­ний (газет, рефератов, альбомов, календарей знаменательных дат и т. д.), «неделя географии» и т. д. [4 С. 364]. 

    1.1.1. Одной из наиболее широко распространённых форм внеурочной работы являются географические кружки. Кружки обычно формируются вокруг какой-то конкретной задачи в процессе подготовки отдельных видов внеурочных мероприятий. Они занимают большое значение и выполняют функции, которые не могут обеспечить никакие другие формы работы, так как он и способствуют воспитанию активности, самостоятельности, формируют познавательные интересы учащихся, дают возможность системного углубленного изучения интересующей их темы. Организовать географический кружок можно с учащимися различного возраста, но все же наиболее приемлема эта форма работы для младшего и среднего звена школьников. Активность учащихся возрастает в том случае, если работа в кружке имеет общественную значимость. Поэтому в работе кружка целесообразно это учесть и выбрать виды общественно полезной работы: организацию краеведческого уголка, музея, выставки, озеленение участка, составление плана детской площадки и т.д. [1 С. 26].

    Важным этапом работы является составление конкретных заданий для отдельных кружковцев или группы учащихся с учётом интересов каждого ученика: один готовит доклад, другой подбирает материал в статистическом управлении, третий готовит обзор по материалам периодической печати. Чтобы интерес к кружковым занятиям не снижался, необходимо чередовать виды деятельности: теоретическую и практическую. В процессе разнообразной по содержанию и характеру деятельности работы учащиеся овладевают умениями и навыками, которые позволяют им проявлять свою активность и интерес. Любой навык приобретается в процессе тренировки, упражнений, овладения сложными умениями: от работы с хрестоматийными текстами до исследований первоисточников и архивным материалам; от простейших наблюдений за природой до составления календаря фенологических наблюдений своей местности и т.д.)

           На кружковых занятиях можно проводить индивидуальную работу с учащимися, развивать их творческие способности, ориентировать на определенные профессии, связанные со знанием географии. Участники кружка должны стать активом при подготовке и проведении массовых мероприятий по предмету.           Географические кружки по содержанию можно разделить на группы:

    1. Занимательные. Их основная задача – привлечение учащихся к изучению географии, привитие интереса к предмету. Они формируют лишь поверхностный интерес к географии, без углубленного изучения каких-либо вопросов. При организации подобного кружка следует отличать занимательность от развлекательности. Занимательность, воздействуя на эмоциональную сферу учащихся, предполагает вовлечение их в аналитическую деятельность, способствует выявлению различных связей. Развлекательное -ограничивается лишь эмоциональным воздействием на учащихся. Чем больше явлений смогут объяснить ученики, тем выше будет интерес к предмету. Если школьников не привлечь к аналитической работе, то их интерес перейдёт только в стремление к развлекательности, не развивая познавательный интерес, не углубляя знаний по предмету.

           2. Кружки, содержание которых соответствует программам основного курса, задачей этих кружков является совершенствование знаний и умений учащихся, полученных на уроке. Однако чтобы сохранялся интерес к изучаемым географическим объектам и явлениям, необходимо во время занятий использовать элементы занимательности: проведение соревнований, игр, решение задач географического характера.

           3. Кружки, на которых перед учащимися ставятся практические задачи, связанные с формированием умений, навыков и знаний по определенным вопросам (метеорологический, фенологический и т.д.). Эти кружки имеют большие возможности для развития у учащихся представлений о значении географической науки в народном хозяйстве страны. Например, участники метеорологического кружка определяют запасы влаги в слое почвы, ведут наблюдения за снеговым покровом. Все эти данные нужны для развития полеводства в сельском хозяйстве. Кроме практических умений и навыков, у учащихся формируются познавательные интересы. Такие занятия содержат, прежде всего, практическую задачу, которая должна быть обязательно значимой для учащихся: помощь своей школе, научно-исследовательскому учреждению и т.д. [1 С. 34].

           4. Кружки, посвящённые специальным вопросам географии, изучаемым на уроках, например этнографический, по изучению глобальных проблем человечества и другие.Эти кружки способствуют углубленному изучению какого-то узкого раздела географии и проводятся с учащимися, интерес которых к географии достаточно высок. Учащиеся пишут рефераты, а затем выступают на заседаниях кружка [1 С. 37].

            Как мы видим, тематика работы кружков может быть различной или посвящённой изучению одной географической проблемы.

           1.1.2. Наблюдениявыполняются учащимися при изучении начального курса географии. В самом начале этого курса учащиеся проводят метеорологические и фенологические наблюдения, ведут календари погоды. Затем данные метеорологических наблюдений используются для вычерчивания графиков хода температуры, розы ветров, расчётов средних температур и т.д. Материалы наблюдений за изменением местных водоёмов, а также фенологическими изменениями также используются на уроках. Наблюдения, накопленные за несколько лет, могут быть использования для оформления краеведческого уголка или музея [5 С. 208 ].

    1.1.3. Внеклассное чтение или чтение географической литературы –один из самых простых видов внеклассной работы. Успех его определяется, прежде всего, правильным выбором литературы для чтения. Обычно читают отрывки географического содержания из художественной литературы, дневники путешественников, различные очерки о поездках по России, по странам мира, научно-популярную литературу о выдающихся местах и замечательных явлениях природы. Много материала для чтения можно найти в географических и литературных журналах. Учитель должен следить за этой литературой и хорошо знать её, вместе с тем надо знать и интересы учащихся.

    Выбранную книгу или статью в после урочное время можно читать вслух либо самому учителю, либо учащимся поочередно. По прочитанным книгам проводятся беседы. Подобным образом можно работать с газетой. Внеклассное чтение может, заинтересовав учащихся, перерасти в более глубокое изучение темы с написанием рефератов или устными сообщениями. Дальнейшим развитием реферативной работы является подготовка докладов на какую-нибудь определённую тему. Готовясь к ним учащиеся используют не одну, несколько книг. Иногда в докладах могут быть использованы и собственные наблюдения учащихся, например в докладе о какой-нибудь местности, куда был совершен поход или где ученик был во время летних каникул. Близки к рефератам и докладам географические информации, посвящённые текущим событиям. С помощью таких информаций учитель добивается понимания учащимися текущих событий международной жизни и приучает их к систематическому чтению газет [ 4 С. 363 ].

    1.1.4. Географические конференции   включают доклады и содоклады учащихся, посвящённые определённой теме или какому-нибудь событию. На конференции учащиеся выступают с краткими докладами по отдельным отраслям. Конференции часто служат завершающим этапом внеклассной работы, проводившейся в продолжение более или менее длительного времени (например, конференция, подытоживающая работу экскурсии). В ряде случаев проводятся конференции, относящиеся не только к географии, но и к другим предметам, например, конференция, посвящённая комплексному краеведческому изучению своего района, с выступлениями, как по географическим, так и по историческим, биологическим и другим вопросам[ 4 С. 364]. Конференции, посвящённые различным профессиям, являются эффективной формой профориентации во внеурочной работе. В кабинете географии с целью профориентации оформляют специальные уголки или витрины, в которых помещают материалы о профессиях, где необходимы географические знания и умения. Вывешивают список книг, в которых рассказывается о профессиях  

           Знакомство с профессиями осуществляется в ходе лекций, бесед, выступлений специалистов, докладов учащихся, диспутов о профессиях, чтения и обсуждения литературы [9 С. 14].

 В отличие от конференций вечера почти всегда имеют смешанное содержание и включают наряду с сообщениями учащихся значительный элемент развлечения: декламацию, пение, музыку, танцы, спортивные выступления, игры. Игры могут иметь географическое содержание (викторины, шарады, загадки и т.д.). Среди вечеров географического содержания следует специально выделить вечера вопросов и ответов и вечера загадок и викторин. Вечера, как и конференции, могут сочетаться с демонстрацией кинофильмов [4 С.364]. На вечерах учащиеся, так же, как и на конференции, могут выступать с отчётами по окончании путешествий, экскурсий, туристических походов.

           Тематика вечера обычно определяется учащимися, занимающимися в географических кружках, с помощью учителя. Сценарий могут готовить самостоятельно старшеклассники, если они, конечно, имеют опыт проведения подобных мероприятий, Если вечер готовят впервые, основную работу по подготовке сценария выполняет учитель. Учащихся рекомендуется разбить на две группы в соответствии с их интересами и возможностями: группа оформителей и группа, отвечающая за содержание.

           Опыт показывает, что эта работа начинается за 1,5-2 месяца, чтобы можно было без перегрузки подготовить все необходимые материалы, провести репетиции, оформить зал (или кабинет). Географический вечер, посвящённый выдающимся учёным-путешественникам, может быть проведён в качестве самостоятельного мероприятия.

    1.1.5. Деятельности учёного-географа может быть посвящена также неделя географии в школе. Образовательно-воспитательное значение такого вечера многоаспектно: это и профессиональная ориентация, и знакомство с историей развития и науки, и воспитание чувства патриотизма.   Выбор конкретного представителя географической науки может определяться разными мотивами: страна отмечает юбилей учёного; знаменитый учёный – земляк школьников; имя учёного-земляка не очень широко известно, а вклад его в развитие географической науки значителен и т.д.  Но обязательное условие подготовки вечера об учёных-географах – это не только анализ научных достижений, но и показ личности учёного, становления его научных интересов [6 С. 110].

           Во вступлении вечера необходимо сказать в связи, с чем проводится этот вечер. Далее рассказать о детстве учёного, выборе профессии, о его работе. В оформительской части вечера использовать плакаты с маршрутами экспедиций учёного, основные даты и события его жизни, его книги и книги о нём. Подготовка к такому вечеру занимает не менее двух недель. Тексты сообщений рассказчиков, а также ведущего готовят сами учащиеся, согласовывая с учителем. [6 С. 111].

           1.1.6. Важнейшим видом внеклассной работы по значению и по распространению является краеведческая работа.Перед внеклассной краеведческой работой по географии ставятся следующие задачи: выявление природных богатств, изучение географии своего края путём коллекционирования; анализа собранных материалов, наблюдения, описания, фотографирования, зарисовок и т.д.; охрана природных богатств и, что очень важно, пропагандирование знаний о своем крае

    При этом под словом «край» понимается территория, доступная непосредственному изучению, т.е. своё село, свой город, свой район, своя область. Чем старше школьники, тем шире для них понятие «край».

    Исключительная ценность внеклассной краеведческой работы в школе заключается, прежде всего, в непосредственном знакомстве учащихся с окружающей их природой во время туристских походов и с жизнью населения, что играет важную роль в воспитании патриотизма и расширении кругозора школьников. Вместе с тем в процессе проведения внеклассной краеведческой работы учащиеся могут закрепить и углубить ряд практических умений и навыков, приобретённых в классе (например, по глазомерной съемке местности, работе с метеорологическими приборами, изучению почв и т.д.) [8 С. 360]. Краеведческая работа воспитывает любовь к своему краю, прививает интерес к познанию нового, способствует фундаментальному изучению природы, населения и т.д.  [9 С.26].

           Познание географии своего края – это только часть всей внеклассной  краеведческой работы, проводимой в школе. В этой работе принимают участие не только учителя географии, но и другие учителя гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Однако учитель географии из-за содержания своего предмета, охватывающего рассмотрение, как природы, так и общественной жизни, может являться связующим звеном в краеведческой работе школы, как обычно и бывает на практике [8 С. 360].

           1.1.7. Спецификой предмета является то, что именно география даёт человеку наиболее полное представление о мире, в котором он живет. Лучше узнать природу родной земли, родного края помогают экскурсии, походы по родному краю [9 С.26]. В проведении учебных и внеурочных экскурсий выделяют три этапа:

    1этап – подготовка к экскурсии учителя и учащихся;

    2 этап – проведение экскурсии;

    3 этап – оформление собранных материалов.

    Экскурсии в природу представляют собой богатейшие возможности для развития пространственных представлений учащихся, обучения их приемам определения расстояний и высот на глаз и с помощью простейших способов, а также ориентирования на местности по компасу и по известным признакам. Учитывая местные особенности маршрута экскурсии и подготовленность учащихся, учитель организует обучение некоторым из этих приёмов при переходах с одной точки маршрута на другую, а иногда и во время отдельных остановок  [10 С. 112].

           1.1.8. Важным моментом в соблюдении требования учёта возрастных и индивидуальных особенностей интересов учащихся является широкое использование игровых форм [3 С. 16]. Географические игры позволяют  моделировать поисковую деятельность учащихся, направленную на достижение общей значимой цели, получение конкретных результатов.

           Одним из популярных и любимых у учащихся игр являются викторины. Их цель – повысить интерес к предмету, закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения географии. Географические викторины считаются универсальной формой внеурочной работы, т.к. они включаются в проведение географических вечеров, конференций и т.д., кроме того, викторина позволяет охватывать значительное количество участников.

    Учителю следует помнить, что при проведении викторин следует учитывать возраст учащихся, иначе вопросы будут недоступны для многих из них, а это снизит познавательный интерес [1 С. 126].        Викторина не является средством обучения, это, прежде всего, игра, которая перестаёт быть игрой, если она лишается занимательности. Характер вопросов, чаще всего, зависит от деятельности учителя. Нередко вопросы викторины возникают в процессе кружковой работы или являются её итогом [1 С. 127]

           Географические викторины подразделяются на две группы: тематические и смешанные. К тематическим относятся викторины краеведческой тематики. Например, викторина «Знаешь ли ты свой город (село)?» [1 С. 126].

           Смешанные викторины содержат вопросы из различных областей географических знаний. Подобные викторины часто проводят на заседаниях географического кружка, во время походов, экскурсий. Смешанные викторины дают возможность расширить кругозор учащихся, проверить их эрудицию [1 С. 127].

    Наиболее распространённой формой географических викторин является устная викторина. Для её проведения выбирают жюри из трёх человек. Члены жюри устно задают участникам викторины вопрос. Отвечает тот, кто первым поднимет руку. Нередко бывает, что члены жюри не могут спросить всех, кто первым поднимет руку. Бывают робкие, нерешительные учащиеся, которые задерживаются с ответом. Основной недостаток устных викторин – неравные условия для участников. Но устные викторины имеют и достоинства: их можно проводить в любых условиях (в классе, в походе) [1 С. 127].

    Если есть условия, лучше проводить письменную викторину. Один из членов жюри зачитывает вопрос, всем даётся одинаковое время, например, две минуты на обдумывание вопроса. После каждого ответа ученики ждут следующего вопроса. Для экономии времени участники викторины не записывают вопросы, а проставляют порядковый номер. Если на вопрос ученик затрудняется ответить, то против порядкового номера проставляется прочерк[1 С. 127].

    После подсчёта очков члены жюри объявляют результаты викторины. Количество очков выставляется за каждый правильный ответ. В зависимости от трудности вопроса выставляется 1, 2, 3, 4, 5 очков.

    Наиболее ответственной работой в подготовке и проведении викторины является составление вопросов.

    По содержанию и характеру вопросы географической викторины неоднозначны и их можно разделить на группы. К первой группе относят вопросы на знание фактического материала. Вторая группа вопросов требует от учащихся правильного определения понятий. И, прежде всего, указанных в программе. Третья группа вопросов требует знания географической номенклатуры.    Следующая группа вопросов требует сообразительности, определяет кругозор, эрудицию учащихся.

    Проведение викторины способствует закреплению знаний учащихся, развивает память учеников. Учитель в результате проведения викторины имеет возможность следить за общим развитием школьников, их начитанностью, любознательностью [1 С. 128]

    1.2. ИГРЫ, УСТНЫЙ ЖУРНАЛ

1.2.1.Игра как особая форма деятельности имеет свою историю развития, охватывающая все периоды человеческой жизни. В подростковом и юношеском, молодом и среднем, даже пожилом возрасте существуют разнообразные её проявления. Игры дают возможность отрабатывать конкретные умения действовать в чётко очерченных реальных условиях: оперативно анализировать ситуацию, вести поиск недостающей информации, решать неожиданно возникающие проблемы, намечать варианты действий, применять решения в различных ситуациях [3 С. 16].

Как показывает опыт, во внеурочное время обычно организовывают игры интеллектуального, а также сюжетно-ролевого характера, имитирующие различную деятельность: экспедиции, путешествия, пресс-конференции и т.д. Целью проведения таких игр является закрепление, углубление, обобщение знаний учащихся, формирование убеждений, профессиональная ориентация, воспитание активной гражданской позиции. Для проведения и организации сюжетно-ролевой игры необходима значительная подготовка, включающая несколько этапов.

           Подготовительный этап.Определение цели, программы, методики проведения игры. Учитель подбирает необходимый материал, знакомит учащихся с замыслом и условиями игры. Учащиеся, получив определённое задание, подбирают необходимую литературу, анализируют её. В игре принимают участие все участник

           Игровой этап.Учащиеся оформляют кабинет (зал или другое помещение) в соответствии с замыслом игры. Учитель выполняет роль ведущего, являясь одновременно и участником коллективных действий. Он создаёт непринуждённую эмоциональную обстановку, поощряет активность, самостоятельность, творчество. В начале игры учитель знакомит участников с содержанием, правилами игры, напоминает её тему и цели.  Учащиеся решают поставленные перед ними задачи, разыгрывают ситуации, обдумывают игровые действия]. Заключительный этап.Анализ полученных результатов, выводы на будущее. Особенно важно после каждой игры принять значимое решение [9 С. 129].

    Примером интеллектуальной игры служит игра «Мой Благовещенск», которая проводится по типу «Брейн-ринг» (как элемент различных конкурсов) среди учащихся, как младшего, так и среднего звена. Целью проведения этой игры является проверка и закрепление знаний учащихся по истории родного города.

    Учащихся класса разбивают на три команды. Им задают вопросы. В конце игры подводятся итоги, и проводится награждение учащихся.

    Ход игры:

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «МОЙ БЛАГОВЕЩЕНСК»

    ВОПРОСЫ.

1. Благовещенск, Благовещенск –

Невелик и невысок.

Благовещенск, Благовещенск –

Пограничный городок.

Кто автор музыки этой замечательной песни о нашем городе?

(Григорий Пономаренко)

2. Указ императора:

Государь император по всеподданнейшему докладу его императорского высочества великого князя, генерал-адмирала,  соображений генерал-губернатора Восточной Сибири об особенной важности местоположения Усть-Зейской станицы, находящейся при впадении реки Зея в Амур, в 5-й день июля сего года высочайше повелеть соизволил: учредить в этом месте город, назвать его «Благовещенск».

    В каком году и каким императором России был подписан сей Указ?

(1858г., Александр II)

3. Кому из государственных деятелей наш город обязан своим названием?

(9 мая 1858г. Иннокентием Вениаминовым был заложен храм

во имя Благовещения. В честь этого события город и получил

                          своё название) 

4. Как предлагал назвать наш город Н.Муравьёв-Амурский?

(Чернореченск, Россияславск)

5. Какие слова написаны на стеле первым землепроходцам, установленной в Верх-Благовещенске?

(«Земля амурская была, есть и будет русской», Невельской)

6. Имя этого человека известно во всём цивилизованном мире, Это выдающийся религиозный деятель, миссионер, учёный-этнограф, лингвист. Будучи первым архиепископом Камчатским, Курильским, и Амурским, в 1862-68гг. жил в г.Благовещенске. Имя его носит одна из улиц города.

(Иннокентий Вениаминов)

7. Как называлась самая первая улица Благовещенска, и где она находится?

(переулок Рёлочный, недалеко от горпарка)

8. Какой строительный материал был использован для сооружения Никольской церкви, первой церкви в городе?

(Использованы брёвна мертвокладни)

9. Первое название этого переулка – Американский, затем он был переименован в …. А как он называется сейчас?

(пер. Интернациональный, ул.Святителя Иннкоентия)

10. В одном из красивейших зданий Благовещенска до революции располагалась фирма «Кунст и Альберс». А что сейчас находится в этом здании?

(Краеведческий мезей)

11. Что находилось в здании средней школы № 4 до революции?

(Женская гимназия «Белая лебедь»)

12. На снимках первых фотографов города в начале ХХ века запечатлена Триумфальная арка. В честь кого она была установлена и где находилась?

(В честь посещения Благовещенска цесаревичем Николаем,

на набережной Амура напротив нынешней площади Победы)

13. Где находилась церковь Благовещения или Кафедральный собор?

(На нынешней площади им.Ленина)

14. Какая церковь находилась раньше на месте бывшего к/т «Амур»?:

1. Никольская

                                                   2. Троицкая  

                                                   3. Благовещения?

(Троицкая церковь или Шадринский собор)

15. Что находится сейчас в здании бывшего Общественного собрания?

(Амурский театр драмы и комедии)

16. Как называлась раньше главная улица Благовещенска – Ленина? В каком году она переименована?

(ул. Большая; в 1924 году после смерти В.И.Ленина)

17. Известно, что Благовещенская православная церковь находилась совсем не в православном храме. А в каком?

(Католический костёл)

18. К какому сословию относились первые жители Благовещенска?

(Казаки)

19. Как назывались раньше улицы Зейская и Амурская?

(Эти улицы меняли свои названия, но ни одно не прижилось)

20. Какая улица Благовещенска раньше носила красивое название Графская?

(ул. Калинина)

21. Назовите здания, где раньше располагались знаменитые магазины купца Чурина?

(ЦЭВ, ДОРА, АмурКНИИ)

22. что находилось раньше в здании Благовещенского педагогического университета?

(Мужская гимназия)

23. Какая улица в Благовещенске самая длинная?

(ул. Театральная)

24. Какие улицы города носят имена деятелей литературы и искусства?

(Чайковского, Чехова, Пушкина, Островского, Горького,

Ломоносова, Тургенева)

25. На какой равнине расположен город Благовещенск?

(На Амурско-Зейской)

26. Какие предприятия и учреждения города имеют названия «Зея»?

(Ресторан, гостиница, типография, кондитерское объединение)

27. В 1972г. в г. Благовещенск был награждён орденом. Каким?

(Орденом Октябрьской революции)

28. Какой уголок природы близ Благовещенска ласково называют «Маленькая Швейцария»?

(т/б «Мухинская»)

29. В мезозойскую эру на месте Благовещенска было тёплое мелководное море. По берегам его бродили растительноядные утконосые динозавры, ведущие полуводный образ жизни. Самые крупные представители достигали высоты 7-9 метров.

    Где находится кладбище динозавров?

(На ю-з Благовещенска)

           Игровые ситуации, в которых оказываются учащиеся, помогают в воспитании, поскольку максимально охватывают эмоциональную сферу ученика, а это обеспечивает переход знаний в стойкие убеждения.  

    1.2.2. Устный журнал.Устные журналы – эффективная форма внеурочной работы, способствующая популяризации географии. Эта форма внеурочной работы тесно связана с другими формами: викторинами, конференциями и т.д., они за короткое время дают возможность познакомить учащихся со многими вопросами географической науки.          Проведение устных журналов по географии призвано удовлетворять любознательность учащихся. От других форм внеурочной работы он отличается широтой информации. Устный журнал включает в себя элементы занимательной наглядности. Устные журналы делятся на 2 типа: тематические, если они раскрывают одну тему, и обзорные, если в них затрагиваются различные вопросы. Выпуск одного устного журнала состоит из 5-6 страниц.  Разнообразие в содержании журнала необходимо, особенно если учитель только организует внеурочную работу по географии и хочет привлечь к ней внимание учащихся. Разнообразие тематики даёт возможность раскрыть различные аспекты географической науки.

           Проведение  устного журнала требует от учащихся большой работы. Следует выделить ответственного, помочь подобрать необходимую литературу, оформить его в виде сообщения, сценки, монтажа, найти выразительные, яркие иллюстрации. Обычно устный журнал проводит ведущий. 

           Особенно большой помощи учителя требует проведение первых выпусков устного журнала, т.к. именно учитель знакомит учащихся с его идеей, называет источники, из которых школьники будут брать материал. Позднее, когда будет подготовлено несколько выпусков, повышается доля самостоятельности учащихся, учитель осуществляет лишь консультации и контроль [6 С.122].

           Приведу пример тематического устного журнала «Дорогами землепроходцев»:

Грохочет и стонет в теснинах зажат

                                 Амур между бивней Хингана.

                                 Давно наши предки в могилах лежат

                                 Их слава встаёт из тумана.

         Учитель:

Странное впечатление производят на человека реки; при всём своём непостоянстве они кажутся вечными, незыблемыми. Даже разглядывая террасные уступы древних долин, мы думаем о том, что прежде река текла чуть в стороне, трудно представить, что было время, когда Амур вовсе не омывал Хабаровский утёс, когда Зея была непокорной данницей Амура.

Амур помнит те времена, когда по его долинам бродили мамонты и шерстистые носороги, на которых охотился древний человек. Не счесть людских племён, которые приходили к его берегам и надолго задерживались здесь.

Смышленый человек эпохи неолита изобретал всё новые и новые орудия труда. Он научился сплетать сети из крапивного волокна. Люди неолита ловили крупных рыб – калуг, осетров, у них имелись специальные каменные палицы, с просверленными отверстиями, были изобретены рыболовные крючки, первые в мире каменные блёсны.

Амур давал своим аборигенам почти всё для жизни. Рыбой они не только питались, но и шили из её кож прочные, непромокаемые одежды. Китайские летописцы, до которых доходили сведения о приамурских племенах называли их «рыбокожими».

Много их было различных племён. Одни приходили, другие уходили. Враждовали между собой, воевали. Оставляли на прибрежных скалах каменные «письма» и рисунки. В северной части долин нижнего Амура сохранились рисунки, которые могут поведать о проникновении племен оленеводов-эвенков.

Амур – одна из крупнейших рек Востока и Азии, соединяя Забайкальский и Монгольский районы Великой Степи с югом Дальнего Востока многие сотни тысяч лет, служил путём миграций человеческих коллективов. Впервые древнекаменный век на Амуре был открыт ещё в 20-е годы М.М. Герасимовым – известнейшим антропологом. Новейшие открытия сделаны сотрудниками Благовещенского пединститута (ныне университет) и филиалом института археологии Сибирского отделения Академии наук, руководимого академиком А.Н. Деревянко.

Полевые работы проводились в Благовещенском районе между сёлами Михайловка и Сергеевка. Результат превзошёл все ожидания – найдено семь новых памятников, из которых предварительно датирован 40 тыс. лет до нашей эры. Это была эпоха, когда шло становление человека современного физического облика. Все найденные изделия массивные, сделаны из галек, которые древние люди собирали по берегам рек и тщательно их обрабатывали. Большие размеры орудий объясняются не примитивностью развития наших предков того времени, а тем, что охотились они не только на мелких на мелких животных, но и на крупных млекопитающих, живших по равнинам и сопкам Приамурья.

Во второй половине 80-х годов в районе села Новоалександровка обнаружены останки мамонта и других более мелких животных. Об этом свидетельствуют расчленённые скелеты животных и орудия труда.

Наиболее молодым памятником в окрестностях Михайловки считается могильник эпохи неолита. По предварительным оценкам люди оставили это кладбище около 5 тыс. лет назад. К этому времени амурчане (как сейчас считают одними из первых на земле) открыли способ изготовления глиняной посуды, которую обжигали на костре. Её обломки в изобилии были оставлены на округлой каменной кладке, под которой зафиксированы угли костра и следы кремации покойного. Здесь же обнаружены каменные изделия: наконечники для стрел, лезвия-вкладыши для костяного ножа или копья. Орудия сделаны из халцедона и зелёной яшмы. Изготовлены они с таким мастерством, что трудно верится в их обыденное применение.

Недалеко от села Гродеково было найдено городище. При работе на городище были собраны предметы быта прошлого: осколки глиняных сосудов, наконечники стрел, кости животных. Это позволило частично воссоздать историю крепости и её жителей. В конце I в начале II тысячелетия здесь жили тунгусоязычные мохэ. В последствии известные как чжурчжэни, основатели гигантской Золотой империи, занявшей территорию Верхнего Приамурья и Северной Маньчжурии до реки Хуанхэ. В этот же период была возведена крепость. Государство чжурчжэней просуществовало чуть боле века, рухнуло под ударами монголов Чингисхана и его потомков. Однако, жители городища не покинули обжитых мест, и ещё в течение 400 лет являлись коренными жителями Приамурья.

В 17 веке, когда на Амур вышли русские казаки, население Гродековского городища относило себя к дючерам. Покинуто поселение было в 1654 году, в последствии столкновения русских землепроходцев и войск империи Цинн, желавших распространить свою власть в Приамурье. Её возродили в 1682 году маньчжуры, назвав Айгун и сделав центром борьбы против русских на Амуре. Но уже через пять лет был основан новый Айгун на правом берегу Амура. Именно там в 1858 году был подписан договор, по которому Амурский край отошёл Российской Империи. Таким образом, поселение у села Гродеково существовало более тысячелетия.

Первым из русских землепроходцев вышел на Амур Василий Поярков.

1-й ученик:

Уже на исходе пожитки с казной,

Но скрыта дорога во мраке,

И голод, и холод, и ветер, и зной

В пути испытали казаки.

Секла их дождями небесная твердь

Под снегом они ночевали,

И многих застигла короткая смерть

В сугробах на зимнем привале.

Казаки клянут окаянные дни

И ждут облегченья походу,

 Весной, наконец, увидали они

Большую амурскую воду,

И сразу забыты мороз и туман,

 Казаки кричат: «Погляди, атаман,

Какая река перед нами!»

Учитель:

Через несколько лет, но уже другим путём вышли на Амур Ерофей Хабаров, Онуфрий Степанов, Пётр Бекетов, Фёдор Головин.

Близилась первая половина 17 века, именно с этого времени началось освоение Приамурья русскими. На Амуре вставали первые «городки» - острожки, сразу же начались земледельческие опыты: землепроходцы выращивали хлеб. Начался обмен с местным населением, которое было включено в состав Российского государства. Приамурье привлекло маньчжуров, которые до этого завоевали Китай и образовали там царствующую династию. Военные столкновения с ними были неизбежны.

В верхнем течении Амура стоит село Албазино. Оно возникло на месте острога – центра Албазинского воеводства. Мужественная оборона Албазина от осадивших крепость маньчжурских войск – так же славнейшая страница истории нашей страны, как битва на р. Калка или Непрядва. Амур – это тоже река русской славы.

Первые походы на Амур – предвестники крупнейших географических открытий 19 века, сделанных морским офицером Геннадием Ивановичем Невельским. 14 мая 1854 года был первый сплав войск на Амур. Это был новый этап освоения и заселения края.

Двинулись на Амур забайкальские казаки, основавшие первые станицы и посёлки. Особенно много переселенцев стали осваивать Амур после 1861 года, когда было отменено крепостное право.

На Дальний Восток в те годы двигались и жители черноземных губерний, затронутых кризисом и неурожаями. В память о своих деревнях и сёлах они точно так же называли новые поселения, недаром здесь появились Киевки, Ивановки, Тамбовки….

2-й ученик:

Плыли струги на восток, прямо к солнышку,

Сёла русских росли вверх по брёвнышку.

Степь не пахана века, даль нехожена,

Голосами казаков растревожена.

За свободу, за Амур кровью плачено –

Били наши земляки всех захватчиков.

Помним боевые дни, битвы грозные.

Обелиски сквозь года светят звёздами.

- Вы откуда, земляки?

    - Мы полтавские.

    - Вы откуда, земляки?

- Мы тамбовские, мы уральские,

- Смоленские и курские.

Отстояли Амур люди русские!

 

ГОРОД МОЙ

1-й ученик:

Благовещенск, Благовещенск!

Здесь Амур волною плещет,

Здесь Амур волною плещет –

Пограничная река.

Благовещенск, Благовещенск!

Жить тебе на свете вечность

И встречать с Амуром вместе

Все грядущие века.

Учитель:

Минули годы и на Амуре и его притоках поднялись новые города – Комсомольск, Хабаровск, Амурск, Благовещенск.

2-й ученик:

В 1856 году у устья Зеи был заложен казачий пост. Годом позже сюда прибыл отряд из шести рот Восточно-Сибирского линейного батальона. Все они разместились в плетеных мазанках. И поселение получило название Усть-Зейская станица.

В 1858 году на месте станицы был учреждён город. И назван, в честь храма Благовещения, заложенного здесь. А строить город, поднимать его на амурском берегу предстояло русским людям.

1-й ученик:

Изначально масштабной планировки города не существовало. Но место было выбрано удачно. Он хорошо вписался в междуречье Амура и Зеи. Появились первые улицы Большая и Набережная, протянувшиеся вдоль Амура.

В середине 80-х годов 19 века в г. Благовещенске жило около 25 тысяч человек – пёстрая смесь наречий и сословий всех уголков России. Одни приезжали сюда в поисках заработка, другим Благовещенск был определён как место ссылки, третьи скрывались от наблюдения царских властей. Тянуло сюда и золотоискателей.

2-й ученик:

Рост золотодобычи заметно оживил приток российского капитала в Приамурье. Появляются заводы, фабрики, развивается речной флот. Стал привлекать Благовещенск и заморских купцов. Появляются магазины немецкой фирмы «Кунст и Альберст». По Амуру через Николаевск добирались американские купцы и торговцы. Они везли сахар, вино, табак. Скупали муку, гречиху, скот. К концу 19 века Благовещенск стал значительным торговым центром.

1-й ученик:

Названия Благовещенских улиц – Мастеровая, Ремесленная, Кожевенная, Кузнечная – говорят о том, что в городе развивались разные ремёсла. И название улиц было положено от профессий жителей.

К концу 19 века в Благовещенске проживало около 40 тысяч человек, было около 4 тыс. домов. Дома красивые, большей частью деревянные. Много лавок, магазинов, на берегу Амура городской сад.

Учитель:

Сегодня проходя по улицам города трудно представить себе город без асфальта и бетона, без высотных домов. Раскинувшийся на берегах двух рек Благовещенск становится всё красивее и радует наш глаз.

Сегодня мы с вами путешествовали в далёкое прошлое нашего края, нашего родного города. История нашей области, города неразрывно связана с историей нашей страны. И мы с вами тоже частика этой истории.

    1.3. ЭКСКУРСИИ

Экскурсии -  организованное, коллективное посещение природных, промышленных объектов, достопримечательных мест под руководством учителя с целью изучения и сбора краеведческого материала. Если учебные экскурсии, проводимые по программе, имеют своей целью практическое закрепление изучаемого материала, то внепрограммные экскурсии носят прежде всего исследовательский характер, а учащиеся, принимающие в них участие, обычно заинтересованы в результатах. (отсв. стр.27 абз.6,8) [ ] Цель этих экскурсий – закрепление и конкретизация уже изученного учебного материала и накопление данных о природных и хозяйственных объектах и явлениях для опоры при изучении теоретического материала. Значение экскурсий заключается в реализации краеведческого принципа, а также экологического и экономического принципов [5 С.177].

Обычно экскурсии по характеру изучения материала делятся на тематические (геологические, производственные, сезонные) и комплексные, по месту нахождения объекта они бывают ближними и дальними. Дальние экскурсии обычно продолжаются несколько дней. Такие экскурсии называют экспедицией краеведческого направления [10 С.27].

1.3.1. Экскурсии на промышленные предприятия своего края важны не только в познавательном отношении, но и также имеют важное профориентационное значение. Знакомство с местными предприятиями позволяет учащимся осмыслить имеющиеся профессии в родном крае и по-своему оценить свои возможности в выборе будущей профессии. Цель экскурсии – познакомить учащихся с производственным процессом в данной отрасли, с организацией и путями повышения эффективности производства и с содержанием труда рабочих различных профессий. Производственная экскурсия проводится во время изучения той отрасли народного хозяйства, к которой относится выбранное для этой цели промышленное, сельскохозяйственное или транспортное предприятие. По возможности, экскурсию следует организовать на предприятие, относящееся к одной из отраслей специализации своего экономического района [10 С. 93]. Подготовка учителя к экскурсии на производство начинается с определения задач экскурсии и оптимального времени её проведения. Маршрут экскурсии намечается таким образом, чтобы можно было провести вводную и заключительную беседу и познакомить учащихся с основными цехами или отделами в последовательности, соответствующей производственному процессу [10 С. 193].

Задачи производственной экскурсии заключаются в следующем:

1. Познакомить учащихся с последовательностью технологического процесса и особенностями производства, определяющими принципы размещения предприятий данной отрасли, со структурой предприятия и основными производственными специальностями.

2. Конкретизировать знания учащихся о концентрации, специализации и кооперировании производства, путях снижения себестоимости продукции.

3. На конкретном материале показать учащимся преимущества способов производства, заботу о тружениках предприятия.

4. Научить школьников вести краткие записи по ходу объяснений экскурсовода, анализировать статистические показатели деятельности предприятия, сравнивать производительность труда рабочих на автоматизированных и неавтоматизированных участках, собирать данные для составления схем последовательности производственного процесса, внутри- и межотраслевых связей предприятия по сырью и готовой продукции, собирать и оформлять образцы сырья, полуфабрикатов и готовой продукции (последнее в основном для некоторых предприятий лёгкой промышленности).

Значение подобной экскурсии в учебном процессе очень велико, так как она позволяет не только сформировать знания о производственном процессе и структуре предприятия, но и конкретизировать такие сложные экономические и экономико-географические понятия, как «себестоимость», «рентабельность». «формы организации производства», «внутри- и межотраслевые производственные связи» и многое другое. [10 С. 197].

1.3.2. Весенняя экскурсия.

Весенняя экскурсия в V классе проводится в конце учебного года после изучения понятия о природном комплексе в разделе «Географическая оболочка». На весенней экскурсии в V классе учащиеся впервые знакомятся с приемами характеристики природных комплексов в полевых условиях. Естественно, что уровень самостоятельности их деятельности не может быть высоким. Цель экскурсии – дать школьникам знания о природных комплексах зоны, в пределах которой расположена школа, и тем самым создать краеведческую основу для изучения в курсе географии материков природных зон земного шара. Маршрут  весенней экскурсии по географии в V классе частично совпадает с маршрутом осенней экскурсии. Это позволяет учащимся наблюдать сезонные изменения в природе, а также развитие эрозионных процессов на уже знакомом участке [10 С. 30].

Задачи экскурсии:

1. Познакомить учащихся с главными природными комплексами своей местности и взаимосвязями их компонентов; выявить влияние рельефа.

2. На конкретных примерах показать влияние человека на природный комплекс и охрану природы своего края.

3. Закрепить у школьников умение ориентироваться по компасу и по местным признакам.

Весенняя экскурсия в VI классе проводится в конце учебного года и преследует цель закрепить знания учебного года о природных комплексах и об их специфике, а также подготовить учащихся к самостоятельной характеристике различных комплексов в полевых условиях].

На экскурсии в VI классе у школьников закрепляются умения характеризовать природный комплекс и наблюдать, как изменение одного фактора (в данном случае условий освещения или почвенно-грунтового увлажнения) влияет на весь комплекс и его отдельные компоненты. Самостоятельность деятельности возрастает, хотя ещё не может достигнуть уровня, который должен быть присущ семиклассникам при сборе ими полевых данных для физико-географического профиля. Таким образом, весенняя экскурсия в VI классе носит переходный характер, как по своему содержанию, так и по уровню самостоятельности учебной деятельности школьников.

Задачи экскурсии:

1. На конкретном местном материале показать значение степени увлажнения для формирования растительности и почв.

2. Выработать у школьников умение составлять комплексные описания природно-территориальных комплексов своей местности.

3. Показать возможности охраны и рационального использования отдельных ПТК своей местности.

4. Закрепить у школьников умение проводить глазомерную съёмку полярным способом  [10 С. 59].

 

1.3.3. Осенняя экскурсия.

 

Цель осенней экскурсии – накопление фактических знаний об особенностях рельефа своей местности, о слагающих его породах, о внутренних водах и взаимосвязях между рельефом и водами. Оптимальное время проведения экскурсии – перед темами «Абсолютная и относительная высота» и «Изображение рельефа горизонталями», изучение которых наиболее эффективно, если оно осуществляется на основе собранных учащимися полевых материалов. Существенно также, что к этому времени учащиеся уже подготовлены к выполнению упражнений по ориентированию и к работе с планом на местности.

 

 

Задачи экскурсии:

1. Сформировать или закрепить на местном материале понятия и представления о формах рельефа своей местности, речной долине, питании, режиме и работе реки и временных водных потоков, речном бассейне и водоразделе, причинах образования источников, грунтовом и артезианских колодцах, водопадах и порогах, горизонте, открытой и закрытой местности, относительной и абсолютной высоте и др.

2. Познакомить учащихся с приемами определения крутизны склонов с помощью эклиметра и на глаз, определения высоты холма с помощью школьного нивелира и на глаз, чтения профиля речной долины, определения ширины, глубины и скорости течения ручья (реки), составления описания источника и одного из водоёмов (реки, озера, болота), ориентирования на местности по плану.

3. Рассмотреть, как используются местные водоёмы и рельеф в хозяйственной деятельности, как осуществляется их охрана; возможные меры борьбы с оврагами и промоинами в своей местности (или со смывом и развеванием почв, с оползнями и т.п.). К любой учебной экскурсии учащиеся должны быть подготовлены теоретически, практически и организационно. Теоретическая подготовка состоит в ознакомлении с особенностями природы или экономики района экскурсии, в повторении или изучении общих понятий, без знания которых невозможно усвоение нового материала в полевых условиях или на производстве. Практическая подготовка заключается в обучении школьников некоторым приёмам учебной работы, без овладения которой не могут быть выполнены основные задания учителя во время экскурсии. Организационная подготовка учащихся предполагает разбивку их на бригады, назначение и инструктаж бригадиров, подготовку бригадного и индивидуального снаряжения, сообщение о времени и месте сбора, о форме одежды и т.п., также ознакомление с требованиями к поведению на экскурсии. В V – VII классах особое внимание следует обращать на соблюдение правил охраны природы, в VIII классе – на выполнение требований техники безопасности на посещаемом предприятии [10 С. 63].

ГЛАВА 2

 

РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ «НАЗВАНИЕ УЛИЦ В ИСТОРИИ ГОРОДА»

 

2.1. ПОДГОТОВКА К ЭКСКУРСИИ

 

1. Выбор маршрута экскурсии.

2. Подбор и переработка учителем краеведческого материала.

3. Составление плана маршрута экскурсии (приложение А).

4. Личное знакомство учителя с составленным маршрутом.

5. Привлечение учащихся к проведению экскурсии путём выдачи индивидуальных заданий по объектам, расположенным на улицах маршрута.

6. Ознакомление школьников с планом маршрута экскурсии.

7. Определение даты и времени проведения экскурсии.

8. Проведение инструктажа со школьниками по технике безопасности при нахождении в автобусе.

2.2. ХОД ЭКСКУРСИИ

 

«Ни на что не похож

 Этот город прибрежный –

 С православным названьем,

 Нескладной судьбой,


Обнимаемый сопками

Строго и нежно,

Там, где Зея с Амуром

Слились меж собой…»

С. Борзунова, к. ХХ в.

Учитель:

Отправной точкой экскурсии является памятник первопроходцам, который находится близ посёлка Верхнеблаговещенский. Памятник построен в честь казаков, прибывших в г. Благовещенск в 1857 году в составе первых сплавов. В составе 4-го сплава прибыл генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьёв (приложение Б), которому город Благовещенск, определённый изначально как Усть-Зейский пост, обязан своим рождением.

От памятника первопроходцам наш маршрут будет пролегать по улице Ленина, которая ранее называлась Большой. Имя улицы было мотивировано её расположением – от реки Зеи до западной границы города и размерами – более 8 км. в длину и 15 м. в ширину.)

9 мая 1858 года в донесении его Императорскому Высочеству Александру II, Муравьёв писал о выгодном местоположении Усть-Зейского поста: поста в военном и торговом отношениях. Поэтому он считал необходимым учредить в этом месте город и дать ему название Благовещенск, т.к. сопровождавший Муравьёва по Амуру архиепископ Иннокентий (приложение В), 9 мая заложил здесь храм во имя Благовещения пресвятой богородицы. С выходом Указа 1858 года об основании Благовещенска, началась застройка главной улицы города [11 № 21].

В каждом городе есть главная улица. В Благовещенске это – улица Ленина, в прошлом Большая.   24 января 1924 года, в день смерти В.И.Ленина - основателя первого в мире советского государства, на траурном заседании Благовещенского городского Совета рабочих и солдатских депутатов и представителей общественности было, принято решение: для увековечения памяти В.И. Ленина назвать улицу Большую именем вождя.

Город изначально задумывался как пограничный фор-пост на Востоке. Еще в 1857г. по приказу Муравьёва был вырублен по берегам Амура и Зеи весь тальник. Дома из него строились так: в землю вбивали столбы и оплетали их тальником в 2 ряда, а между ними насыпали землю. Крышу делали тоже из плетней, а сверху насыпали слой земли. Т.к. тальнику не давали до конца подсохнуть, по мере того, как между плетнями засыпали землю, ветви начинали прорастать. Зимой в таких домах было сыро и холодно, поэтому смертность в те годы солдат и казаков была очень высокой.

    История говорит о том, первые улицы были построены: одна – на берегу и получила название Казарменной линии, т.к. вдоль неё были построены казармы для солдат, офицеров, чиновников (в н.в. не сохр.) Выглядела Казарменная линия следующим образом: длинный ряд домов, числом 16, вытянутых в прямую линию по прибрежной равнине. Все дома деревянные, однообразного фасада. Одновременно с закладкой Казарменной линии происходило расселение вновь прибывающих войск артиллерийской батареи и первых переселенцев - забайкальских казаков с семьями. Войска артиллерийской батареи были размещены в западной части города (недалеко от Рёлочной улицы), в так называемом тогда артиллерийском квартале (ныне стадион «Амур»). При дальнейшей застройке города улицы, идущие на север от некогда стоящей там батареи, получили названия: Артиллерийской, Батарейной, Офицерской (ныне Мухина, переименована в честь 1 председателя исполкома 24.03.1920). Так сформировался своеобразный городок с военными улицами и казармами вдоль них. [12 № 15 С. 3].

 Первый ученик:

    Стадион «Амур», мимо которого мы сейчас проезжаем (как уже было сказано – это был артиллерийский квартал), находится на улице имени Ленина. Его открытие состоялось 9 Мая 1975 года в честь 30-летия Победы над фашистской Германией. Стадион – не только место проведения спортивных мероприятий, но и фестивалей и многих других культурных мероприятий.

      Учитель:

    Продолжаем движение по ул. Ленина. К числу первых относятся и дома, построенные из сплавленных брёвен. К таким домам можно отнести Никольскую церковь (приложение Г), построенную на улице Рёлочной (ныне не сохр).

Справа от нас находится улица Рёлочная (ныне пер. Рёлочный) –– первая улица города. Названа так по месту нахождения первого дома, построенного в 1857-1859гг. на возвышенном месте - рёлке. Этот дом построили солдаты линейного батальона прибывшего в 1857 году в Усть-Зейский пост (Благовещенск) отряда в составе нескольких рот, он служил часовней. [14].

Со временем улица Большая приобретала всё более удивительный вид, приемлемый для приятного времяпрепровождения. На ней устраивались гулянья, па


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: