Потребительская тара и ее виды

 

Сегодня упаковочные материалы, приемы и виды упаковки оказывают огромное влияние на покупателей, а, следовательно, и на размеры продаж, и на крупную торговлю.

В результате же – на положение любой отдельной фирмы на рынке.

Россия не является исключением. Современные рыночные отношения, огромное кольцо визуальных коммуникаций и СМИ накладывают свой отпечаток на работу производителей упаковки и тары[8, с.27]

Теперь упаковка – это не просто ящик или мешок. Это товар, не менее значимый, чем все другие виды товара. Однако значение его до недавнего времени не было оценено по достоинству.

В нашей стране на сегодняшний день активно развивается производство тары из синтетических пластмасс и картонно-бумажной тары, зато для деревянной тары снизилось с 45% до 5%. Процентное соотношение упаковочных материалов отражено в таблице 1.

 

Таблица 1 Процентное соотношение упаковочных материалов

№ п/п Вид упаковочного материала Процентное соотношение
1 Бумага и картон 38%
2 Полимерные материалы 21%
3 Стекла 15%
4 Древесина 5%
5 Металлические материалы 21%

 

Если рассматривать развитие упаковочного стекла в целом, то можно отметить повышение производства упаковки в количественном отношении от роста валового продукта. Это происходит потому, что потребность в упаковке и ее производство напрямую зависят от изменения объемов продаж тех товаров, для которых она предназначена.

Также зависят от появления новых видов и марок товаров. В России эти показатели неуклонно возрастают. Именно поэтому растет и количество вариантов упаковки, и усложняется ее структура.

Вместилище или оболочка – это разные варианты упаковки, которые включают в себя три слоя:

1) внутренняя упаковка – непосредственное вместилище товара. Внутренняя упаковка чая «GreenField» в пакетиках – это его пакетик;

2) внешняя упаковка – материал, который служит защитой для внутренней упаковки и удаляется перед непосредственным использованием. Для пакетиков чая «GreenField» внешней упаковкой служит картонная коробка. Она обеспечивает дополнительную защиту и служит производителю методом стимулирования сбыта товара;

3) транспортная упаковка – это вместилище для хранения, транспортировки и идентификации товара или иначе – тара. Для чая в пакетиках «GreenField» будет ящик из гофрированного картона, в котором находятся картонные коробки.

Тара может быть деревянной (ящики, бочки), металлической (бочки, бидоны), стеклянной (бутылки, банки) и картонно-бумажной (ящики-короба, коробки), текстильной (мешки), из синтетических пластических масс (банки, коробки, ящики, мешки). Последняя получила наиболее широкое распространение в наши дни.

Оберточная, пакетная и жиронепроницаемая бумага (пергамент, подпергамент, пергамин), бумага с пропиткой (вощенка, бактерицидная) и с покрытием (бумага тетра и др.) относятся к упаковочным материалам.

Конструкция, размер, выбор материала, условия транспортирования и хранения потребительской упаковки зависят от свойств и конфигурации упаковываемой продукции. Обычно она имеет ограниченную массу, вместимость и размеры. Наружные размеры упаковки должны быть связаны с внутренними размерами транспортной тары с учетом требований логистики.

Потребительскую тару делят на индивидуальную и групповую. Индивидуальная предназначена для упаковывания единицы продукции (например, фильтр-пакетики для чая). В групповую упаковывается несколько единиц продукции.

Потребительская упаковка бывает жесткой, полужесткой и мягкой. Жесткая и полужесткая хорошо предохраняют товары от деформаций и разрушений, т.е. обеспечивают их сохранность. Наряду с механической прочностью упаковки надо обеспечить и ее удобство в обращении. Этот вид тары выполняют из стекла, металла или из пластиков.

Тара из листовых материалов имеет простую конфигурацию. Это кассеты, банки, коробки и т.д. Такую упаковку изготавливают методами литья, раздува или прессования.

Выдувная потребительская упаковка отличается большим разнообразием и большей функциональностью. Это может быть банка для растворимого кофе или бутылка для охлажденного чая.

Литьевая и прессованная упаковки предназначены для дорогостоящей продукции, требующей жесткой тары, а также элементов упаковки, требующей большей точности выполнения (пенал, пробирка).

Тару из пенопластов применяют в основном для термоизоляции и защиты от ударов. Важным достоинством ее является легкость, дешевизна и большая долговечность. Например, вкладыши, лотки, кюветы.

Мягкая потребительская упаковка позволяет надежно защитить продукцию от внешних воздействий и, как правило, полностью автоматизировать процесс упаковывания. Упаковка из полимерных масс эстетична, отличается меньшей удельной массой и низкой стоимостью. Обычно она предназначена для разового использования. Наиболее распространенной мягкой упаковкой являются пакеты. Пакеты различаются оформлением дна, наличием боковых сгибов и складок. Чаще всего вместимость пакетов не превышает 3000 см3. Закрываются пакеты различными затворами.

К легкой потребительской упаковке относятся и термоусадочные пленки. Это однослойные пленки из полиэтилена, полипропилена, полиамидов, различные многослойные и комбинированные пленки.

По материалу тара и упаковка подразделяются на выполненную из бумаги и картона, пластмассы, металла, стекла, дерева или керамики.

Чаще всего для упаковки используют бумагу и картон. Их главное достоинство – низкая стоимость и экологическая чистота.

Пластмассы отличаются хорошими механическими характеристиками, универсальностью и дешевизной.

Металлы (чаще стали и алюминий) обладают высокой прочностью и термоустойчивостью.

Стекло является химически нейтральным материалом и традиционно широко используется для упаковки жидкостей и кофе.

тара упаковка товародвижение потребительский



Характеристика основных видов упаковки вкусовых товаров

Стеклянная упаковка

 

Стекольная промышленность в России в наши дни является наиболее динамично развивающейся промышленностью.

Стеклотарный рынок очень емок и потребность в стекольной продукции растёт. Маркетинговые исследования показывают постоянный дефицит на рынке производства стеклотары, не смотря на бурный рост производства стеклянных банок и бутылок [5, с. 27].

Большую часть потребности в стеклотаре (как и таре вообще) обеспечивается вторичной и импортной стеклотарой. Это связано с нехваткой отечественной стеклотары и ее несоответствием международным стандартам.

Рассмотрим основные технические требования к стеклотаре на примере требований к стеклянной банке. Они регламентируются действующим ГОСТом и устанавливают, что банка должна:

1) изготавливаться из стекла определенного состава;

2) иметь определенные цвета;

3) быть водостойкой, т.е. контролируется выщелачивание внутренней поверхности банки;

4) быть термически устойчивой и выдерживать определенные перепады температуры;

5) иметь качественный обжиг.

Этим ГОСТом определены следующими требованиями:

1) по показателям внутреннего вида (прилипам стекла, острым швам, сколам, инородным включениям, открытым пузырям, волнистости, складкам и т.д.);

2) к толщине дна и стенок банок;

3) к геометрическим размерам и форме банок[2, с.27]

Причина разработки технических условий – использование современных высокопроизводительных линий для розлива или упаковывания продуктов в стеклянную тару. Т.к. продукты на этих линиях подаются в стеклянную тару под высоким давлением, это может привести к бою тары.

Поэтому некоторые виды стеклотары должны отвечать повышенным требованиям (по сравнению с ГОСТом 10117-91) по отклонениям формы, геометрическим размерам и гидростатическому давлению. По действующим стандартам в стеклотаре допускается повышенное количество дефектов (инородных включений, газовых пузырей и др.). В том же ГОСТе 10117-91 до 13 дефектов. Многие изготовители, обнаружив в таре такое количество дефектов, стараются улучшить ее, разрабатывая специальные технические условия. Это приводит к дополнительным затратам по себестоимости, а от этого увеличивается и цена готовой продукции.

Стеклянная тара гигиенична, вместительность ее от 1 см3 до нескольких литров.

Стекло для тары должно быть хорошо проваренным, однородным, термо - и химическим стойким.

На внутренней стороне поверхности изделий не допускаются пузыри и посечки, образующие стеклянную пыль, эта пыль может попасть в продукт. Горло не должно иметь заусенцев, посечек, острого края и т.п. Стекло может быть бесцветным, полубелым (необеспеченным), окрашенным в разные цвета. Тара должна соответствовать установленной форме и допустимым отклонениям по размеру, удовлетворять требованию ГОСТов и технических условий.

Хрупкость стеклянных изделий предполагает постоянные поиски повышения ее эксплуатационной прочности. Самый доступный для этого способ – нанесение на ее поверхность защитно-уплотняющих покрытий. При этом используются органические или неорганические покрытия, которые изменяют свойства поверхности стекла и улучшают механические характеристики изделий.

Важное значение имеет химическая стойкость стекла. Применяемые в наше время химические составы стекол позволяют обеспечивать достаточную и необходимую для хранения пищевых продуктов.

Состояние стеклотары непосредственно связано со сроками и условиями хранения ее до расфасовки пищевых продуктов. Сроки хранения порожней стеклотары не должны быть чрезмерно длительными. Постоянное воздействие атмосферной влаги и суточные колебания температуры приводят к разрушению поверхностного слоя и коррозии поверхности. Этот процесс ускоряется в условиях повышенной влажности.

Поэтому максимальный срок хранения не должен превышать 2 месяца (в условиях повышенной влажности – 1 месяц). Следует подчеркнуть, что случаи ухудшения качества тары, а, следовательно, и пищевых продуктов могут быть исключены при соблюдении элементарных требований производства и использования стеклянной тары.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: