В) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры

Наиболее общей задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.

Социометрическая процедура

Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем: после постановки задач исследования и выбора объектов измерений, формируется основная гипотеза и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов группы. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтению их по сравнению с другими, симпатий или наоборот, антипатий.

В исследовании мы применяли параметрическую процедуру с ограниченным количеством выборов, чтобы снизить вероятность случайного выбора. С психологической точки зрения, социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам.

Составление социоматрицы.

Социоматрица  – это таблица, в которую вносятся результаты опроса.

Взаимные выборы обводятся кружком. Количество полученных выборов (30) – социометрический статус группы, который сравнивается с теоретически возмож­ным числом выборов (11*9) = 99.

Существует и такой социометрический параметр, как ''индекс групповой сплоченности''. Показатель хорошей групповой сплоченности – 0,6 – 0,7

Социограмма.

На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы – ''мишени''

Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

I. Внутренний круг - это так называемая ''зона звезд'', в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количе­ство выборов.

II. Второй круг — зона предпочитаемых, в которую вхо­дят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего по­казателя.

III. Третий круг — зона пренебрегаемых, в которую во­шли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

IV. Четвертый круг — зона изолированных, это те, ко­торые не получили ни одного очка.

Социограмма наглядно представляет наличие группировок и коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты).

 




double arrow
Сейчас читают про: