Анализ основных показателей уровня жизни населения

 

Все явления и процессы общественной жизни изучаются статистикой посредством статистических показателей. Основная роль статистического показателя - достоверно характеризовать размеры изучаемых социально-экономических явлений, что предполагает правильность и точность показателя. При этом точность характеризует возможное отклонение показателя от истинных размеров явления, а правильность зависит от теории, на которую опирается понятие, лежащее в его основе. Если неправильны принципы и методы построения показателей, то никакие меры повышения точности спасти положение не могут.

Уровень жизни населения является достаточно сложной социально-экономической категорией. Представляет собой уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах, бытовых и культурных услугах. Для комплексной оценки уровня жизни требуется использование соответствующей системы специфических показателей, так как ни отечественная, ни международная статистика не знает способа расчета и использования какого-то одного показателя, который бы мог всесторонне характеризовать уровень жизни.

Необходимой и закономерной стала разработка системы показателей уровня жизни, адаптированной к современным социально-экономическим условиям в России. Число исчисляемых показателей значительно уменьшилось. Ранее в систему входило 284 основных показателя, которые сводились в 20 тематических групп. Современная система показателей стала более обозримой и компактной. Она включает 7 групп и порядка 30 показателей:

1. Обобщающие показатели (ВНП, фонд потребления, индекс стоимости жизни и т.п.).

2. Доходы населения.

3. Потребление и расходы населения.

4. Денежные сбережения населения.

5. Накопленное имущество и жилище.

6. Социальная дифференциация населения.

7. Малообеспеченные слои населения.

Однако с методической точки зрения и данная система показателей не выглядит законченной.

Денежные доходы населения включают оплату по труду всех категорий населения, премии, постоянные надбавки к зар/плате и средства на командировочные расходы, пенсии, пособия и стипендии, поступления от продажи продуктов сельского хозяйства, поступления из финансовой системы и прочие.

Денежные расходы населения включают расходы населения на покупку

товаров и оплату услуг, обязательные платежи, разнообразные взносы, прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах.

Для оценки уровня жизни в современную систему показателей включены и используются на практике близкие по содержанию показатели: прожиточный минимум и минимальный потребительский бюджет. А в соответствии с Федеральным законом от 6 июля 1996 г. № 87-ФЗ "О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации" вводится "новая" категория - "необходимый социальный набор".

Прожиточный минимум - это уровень дохода, обеспечивающий приобретение минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека при определенном уровне социально-экономического развития страны.

Величина прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом №134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины (устанавливается Федеральным законом), включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человеческого обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы (1).

Прожиточный минимум рассчитывается на основе методических рекомендаций, утвержденных Министерством труда РФ 10.11.92г. В настоящее время в соответствии с Федеральным законом “О прожиточном минимуме в РФ” от 24.10.97 г. разрабатывается новый порядок установления прожиточного минимума. Изменение денежных доходов семьи по сравнению с потребительскими ценами можно увидеть по рисунку 3.

 

Рисунок 3 - Оценки относительного изменения денежных доходов семьи по сравнению с потребительскими ценами в России

 

Кривая Лоренца иллюстрирует усиление неравномерности в распределении общего объема денежных доходов.

Рисунок 4-Кривая Лоренца

 

Минимальный прожиточный бюджет - это стоимость набора материальных благ и услуг, соответствующего прожиточному минимуму.

Необходимый социальный набор - фиксированный набор традиционных для населения Российской Федерации основных потребительских товаров и услуг, состав и объемы потребления которых необходимы для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья.

Из этих определений не ясно, в чем, собственно, здесь разница и почему величина минимального потребительского бюджета оказывается в 3-4 раза больше прожиточного минимума, а прожиточный минимум в 1,5-2 раза больше необходимого социального набора.

При этом в основе всех трех показателей лежит так называемая "потребительская корзина" - это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, состоящая из перечня основных продуктов питания и норм их потребления. Состав "потребительской корзины" также имеет некоторые различия. Так для расчета прожиточного минимума используется стоимость набора из 25 продуктов питания. Она рассчитывается по нормам, разработанным Институтом питания АМН совместно с Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН и министерством труда РФ. В необходимый социальный набор их уже включается 23. Все нормы потребления рассчитаны на душу населения в год.

А для расчета индекса стоимости жизни (индекса потребительских цен) за фиксированный набор потребительских товаров, в частности, продуктов питания берется набор потребительской корзины, состоящий из 19 продуктов. В основе норм, принятых для расчета стоимости, заложены минимальные нормативы потребления мужчины трудоспособного возраста, поэтому они существенно отличаются от двух первых "корзин".

Исходя из вышерассмотренного, трудно ответить на вопрос: что отражает каждый данный показатель, какое явление он выражает количественно?

Было бы логично думать, что прожиточный минимум или минимальный потребительский бюджет будут взаимосвязаны с таким показателем уровня жизни, как "минимальный размер заработной платы".

Размер минимальной заработной платы должен гарантировать прожиточный минимум, то есть нормальное воспроизводство рабочей силы. Но этого не происходит. Определение показателя очень расплывчато и смысл не отвечает содержанию. Минимальный размер заработной платы - нижний предел заработной платы, установленный соответствующими нормативными актами. Для чего служит этот показатель, какое явление он характеризует, на какие действия ориентирует? Установленные на основе расчетов минимальный потребительский бюджет, или прожиточный минимум, или необходимый социальный набор будут иметь практическое значение, если на их основе будут рассчитываться все остальные аналитические показатели, а они, в свою очередь, обеспечиваться минимальной заработной платой.

Масштабы повышения уровня жизни зависят от конкретно-исторических условий развития общества. Они определяют задачи роста благосостояния и возможные ресурсы для их реализации. На динамику уровня жизни оказывает также влияние международная обстановка. Ее обострение вызывает необходимость отвлечения ресурсов для укрепления обороны. Это, как правило, сдерживает подъем уровня жизни населения страны.

В настоящее время в Российской Федерации осложнилась ситуация на потребительском рынке. Это связано с неоправданно высоким ростом общего объема денежных доходов населения, значительно опередившего предложение на рынке товаров и услуг.

По мнению автора, система показателей уровня жизни требует тщательной доработки с соблюдением основных методологических положений исчисления статистических показателей. Половина исчисляемых показателей уровня жизни не отражает действительности. Чем это вызвано? С одной стороны, качеством исходной статистической информации, с другой стороны, несовершенством методики построения статистических показателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: