| нет | скорее нет, чем да | скорее да, чем нет | да | |
| Я часто не уверен в собственных решениях. | ||||
| Иногда мне кажется, что никому нет до меня дела. | ||||
| Часто, даже хорошо выспавшись, я с трудом заставляю себя встать с постели. | ||||
| Я постоянно занят, и мне это нравится. | ||||
| Часто я предпочитаю «плыть по течению». | ||||
| Я меняю свои планы в зависимости от обстоятельств. | ||||
| Меня раздражают события, из-за которых я вынужден менять свой распорядок дня. | ||||
| Непредвиденные трудности порой сильно утомляют меня. | ||||
| Я всегда контролирую ситуацию настолько, насколько это необходимо. | ||||
| Порой я так устаю, что уже ничего не может заинтересовать меня. | ||||
| Порой все, что я делаю, кажется мне бесполезным. | ||||
| Я стараюсь быть в курсе всего происходящего во круг меня. | ||||
| Лучше синица в руках, чем журавль в небе. | ||||
| Вечером я часто чувствую себя совершенно разбитым. | ||||
| Я предпочитаю ставить перед собой труднодостижимые цели и добиваться их. | ||||
| Иногда меня пугают мысли о будущем. | ||||
| Я всегда уверен, что смогу воплотить в жизнь то, что задумал. | ||||
| Мне кажется, я не живу полной жизнью, а только играю роль. | ||||
| Мне кажется, что если бы в прошлом у меня было меньше разочарований и невзгод, мне было бы сейчас легче жить на свете. | ||||
| Возникающие проблемы часто кажутся мне не разрешимыми. | ||||
| Испытав поражение, я буду пытаться взять реванш. | ||||
| Я люблю знакомиться с новыми людьми. | ||||
| Когда кто-нибудь жалуется, что жизнь скучна, это значит, что он просто не умеет видеть интересное. | ||||
| Мне всегда есть чем заняться. | ||||
| Я всегда могу повлиять на результат того, что происходит вокруг. | ||||
| Я часто сожалею о том, что уже сделано. | ||||
| Если проблема требует больших усилий, я предпочитаю отложить ее до лучших времен. | ||||
| Мне трудно сближаться с другими людьми. | ||||
| Как правило, окружающие слушают меня внимательно. | ||||
| Если бы я мог, я многое изменил бы в прошлом. | ||||
| Я довольно часто откладываю на завтра то, что трудно осуществимо, или то, в чем я не уверен. | ||||
| Мне кажется, жизнь проходит мимо меня. | ||||
| Мои мечты редко сбываются. | ||||
| Неожиданности дарят мне интерес к жизни. | ||||
| Порой мне кажется, что все мои усилия тщетны. | ||||
| Порой я мечтаю о спокойной и размеренной жизни. | ||||
| Мне не хватает упорства закончить начатое. | ||||
| Бывает, жизнь мне кажется скучной и бесцветной. | ||||
| У меня нет возможности влиять на неожиданные проблемы. | ||||
| Окружающие меня недооценивают. | ||||
| Как правило, я работаю с удовольствием. | ||||
| Иногда я чувствую себя лишним даже в кругу друзей. | ||||
| Бывает, на меня наваливается столько проблем, что просто руки опускаются. | ||||
| Друзья уважают меня за упорство и непреклонность. | ||||
| Я охотно берусь воплощать новые идеи. |
Ключи шкал Теста жизнестойкости
Для подсчета баллов ответам на прямые пункты присваиваются баллы от 0 до 3 («нет» — 0 баллов, «скорее нет, чем да» — 1 балл, «скорее да, чем нет» — 2 балла, «да» — 3 балла), ответам на обратные пункты присваиваются баллы от 3 до О («нет» — 3 балла, «да» — 0 баллов). Затем суммируется общий балл жизнестойкости и показатели для каждой из 3 субшкал (вовлеченности, контроля и принятия риска). Прямые и обратные пункты для каждой шкалы представлены ниже.
| Прямые пункты | Обратные пункты | |||
| Вовлеченность | 4, 12, 22, 23, 24, 29, 41 | 2, 3, 10, 11, 14, 28, 32, 37, 38, 40, 42 | ||
| Контроль | 9, 15, 17, 21, 25, 44 | 1, 5, 6, 8, 16, 20, 27, 31, 35, 39, 43 | ||
| Принятие риска | 34, 45 | 7, 13, 18, 19, 26, 30, 33, 36 | ||
| Средние и стандартные отклонения общего показателя и шкал Теста жизнестойкости | ||||
| Нормы | Жизнестойкость | Вовлеченность | Контроль | Принятие риска |
| Среднее | 80,72 | 37,64 | 29,17 | 13,91 |
| Стандартное отклонение | 18,53 | 8,08 | 8,43 | 4,39 |
2. Копинг-тест Р. Лазаруса ОКАЗАВШИСЬ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ, Я……
| Никогда | Редко | Иногда | Часто | |
| сосредотачивался на том, что мне нужно делать дальше–на следующем шаге | ||||
| начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное делать хоть что-нибудь | ||||
| пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение | ||||
| говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации | ||||
| критиковал и укорял себя | ||||
| пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как есть | ||||
| надеялся на чудо | ||||
| смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет | ||||
| вел себя, как будто ничего не произошло | ||||
| старался не показывать своих чувств | ||||
| пытался увидеть в ситуации что-то положительное | ||||
| спал больше обычного | ||||
| срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы | ||||
| искал сочувствия и понимания у кого-нибудь | ||||
| во мне возникала потребность выразить себя творчески | ||||
| пытался забыть все это | ||||
| обращался за помощью к специалистам | ||||
| менялся или рос как личность в положительную сторону | ||||
| извинялся или старался все загладить | ||||
| составлял план действий | ||||
| старался дать какой-то выход своим чувствам | ||||
| понимал, что сам вызвал эту проблему | ||||
| набирался опыта в этой ситуации | ||||
| говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации | ||||
| пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами | ||||
| рисковал напропалую | ||||
| старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву | ||||
| находил новую веру во что-то | ||||
| вновь открывал для себя что-то важное | ||||
| что-то менял, что все улаживалось | ||||
| в целом избегал общения с людьми | ||||
| не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться | ||||
| спрашивал совета у родственника или друга, которых уважал | ||||
| старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела | ||||
| отказывался воспринимать это слишком серьезно | ||||
| говорил о том, что я чувствую | ||||
| стоял на своем и боролся за то, чего хотел | ||||
| вымещал это на других людях | ||||
| пользовался прошлым опытом – мне приходилось уже попадать в такие ситуации | ||||
| знал, что надо делать и удваивал свои усилия, чтобы все наладить | ||||
| отказывался верить, что это действительно произошло | ||||
| я давал обещание, что в следующий раз все будет по-другому | ||||
| находил пару других способов решения проблемы | ||||
| старался, чтобы мои эмоции не слишком мешали мне в других делах | ||||
| что-то менял в себе | ||||
| хотел, чтобы это все скорее как-то образовалось или кончилось | ||||
| представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться | ||||
| молился | ||||
| прокручивал в уме, что мне сказать или сделать | ||||
| думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь, и старался подражать ему |
Ключ:
| Название шкалы | Номера опросника, которые работают на шкалу | Максим. Кол-во баллов | Описание копинг-стратегии |
| Конфронтационный копинг | 2,3,13,21,26,37 | 18 | Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску |
| Дистанцирование | 8,9,11,16,32,35 | 18 | Когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость |
| Самоконтроль | 6,10,27,34,44,49,50 | 21 | Усилия по регулированию своих чувств и действий |
| Поиск социальной поддержки | 4,14,17,24,33,36 | 18 | Усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки |
| Принятие ответственности | 5,19,22,42 | 12 | Признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения |
| Бегство-избегание | 7,12,25,31,38,41,46,47 | 24 | Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы |
| Планирование решения проблемы | 1,20,30,39,40,43 | 18 | Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме |
| Положительная переоценка | 15,18,23,28,29,45,48 | 21 | Усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение. |
Приложение 2. Математический анализ данных
Таблица 1. Показатели выраженности параметров жизнестойкости студентов (Тест Мадди)
| Жизнестойкость | Вовлеченность | Контроль | Принятие риска | |
| 1 | 58 | 27 | 18 | 13 |
| 2 | 107 | 41 | 39 | 27 |
| 3 | 103 | 41 | 40 | 22 |
| 4 | 79 | 27 | 28 | 24 |
| 5 | 94 | 38 | 35 | 21 |
| 6 | 93 | 41 | 34 | 18 |
| 7 | 85 | 41 | 29 | 15 |
| 8 | 99 | 47 | 29 | 23 |
| 9 | 68 | 29 | 24 | 5 |
| 10 | 82 | 33 | 30 | 19 |
| 11 | 77 | 33 | 22 | 22 |
| 12 | 94 | 42 | 36 | 16 |
| 13 | 111 | 49 | 40 | 22 |
| 14 | 83 | 27 | 36 | 20 |
| 15 | 94 | 33 | 37 | 24 |
| 16 | 55 | 28 | 18 | 9 |
| 17 | 85 | 33 | 32 | 20 |
| 18 | 42 | 15 | 17 | 11 |
| 19 | 113 | 43 | 46 | 24 |
| 20 | 109 | 44 | 43 | 22 |
| 21 | 73 | 37 | 17 | 19 |
| 22 | 72 | 34 | 20 | 18 |
| 23 | 84 | 44 | 27 | 13 |
| 24 | 97 | 41 | 35 | 21 |
| 25 | 102 | 44 | 38 | 20 |
| 26 | 51 | 32 | 12 | 7 |
| 27 | 103 | 27 | 30 | 26 |
| 28 | 99 | 42 | 3 | 20 |
| 29 | 92 | 37 | 31 | 24 |
| 30 | 109 | 45 | 41 | 23 |
Таблица 2. Показатели выраженности параметров жизнестойкости взрослых (Тест Мадди)
| Жизнестойкость | Вовлеченность | Контроль | Принятие риска | |
| 1 | 94 | 40 | 33 | 21 |
| 2 | 59 | 26 | 16 | 17 |
| 3 | 93 | 41 | 30 | 22 |
| 4 | 83 | 42 | 27 | 14 |
| 5 | 81 | 37 | 30 | 14 |
| 6 | 33 | 20 | 7 | 6 |
| 7 | 86 | 40 | 27 | 19 |
| 8 | 78 | 34 | 27 | 17 |
| 9 | 66 | 32 | 23 | 11 |
| 10 | 88 | 41 | 27 | 20 |
| 11 | 77 | 40 | 29 | 8 |
| 12 | 96 | 48 | 26 | 22 |
| 13 | 100 | 44 | 35 | 21 |
| 14 | 103 | 44 | 38 | 21 |
| 15 | 92 | 44 | 33 | 15 |
| 16 | 97 | 41 | 33 | 23 |
| 17 | 60 | 25 | 16 | 19 |
| 18 | 75 | 32 | 26 | 17 |
| 19 | 73 | 35 | 24 | 14 |
| 20 | 81 | 35 | 33 | 13 |
| 21 | 92 | 38 | 37 | 17 |
| 22 | 103 | 51 | 30 | 22 |
| 23 | 91 | 41 | 37 | 13 |
| 24 | 70 | 26 | 29 | 15 |
| 25 | 100 | 41 | 38 | 21 |
| 26 | 69 | 31 | 22 | 16 |
| 27 | 76 | 29 | 28 | 19 |
| 28 | 70 | 20 | 24 | 16 |
| 29 | 72 | 30 | 30 | 12 |
| 30 | 89 | 40 | 26 | 23 |
Таблица 3. Показатели выраженности копинг-стратегий у студентов (тест Р.Лазаруса)
| конфронтационный копинг | дистанцирование | самоконтроль | поиск социальной поддержки | принятие ответственности | бегство-избегание | планирование решения проблемы | положит. переоценка | |
| 1 | 8 | 11 | 15 | 13 | 8 | 12 | 8 | 10 |
| 2 | 11 | 5 | 11 | 13 | 5 | 10 | 15 | 12 |
| 3 | 13 | 6 | 12 | 13 | 9 | 10 | 12 | 16 |
| 4 | 10 | 8 | 15 | 12 | 8 | 11 | 11 | 11 |
| 5 | 12 | 7 | 7 | 14 | 7 | 17 | 14 | 12 |
| 6 | 11 | 3 | 12 | 10 | 8 | 9 | 12 | 9 |
| 7 | 10 | 9 | 15 | 13 | 6 | 8 | 14 | 17 |
| 8 | 14 | 5 | 11 | 18 | 10 | 16 | 14 | 18 |
| 9 | 9 | 12 | 20 | 12 | 7 | 11 | 13 | 17 |
| 10 | 10 | 9 | 8 | 6 | 6 | 13 | 13 | 11 |
| 11 | 12 | 10 | 13 | 11 | 8 | 9 | 10 | 12 |
| 12 | 7 | 8 | 11 | 12 | 8 | 8 | 14 | 12 |
| 13 | 7 | 12 | 13 | 9 | 6 | 6 | 17 | 13 |
| 14 | 9 | 13 | 13 | 10 | 6 | 14 | 12 | 14 |
| 15 | 13 | 10 | 15 | 12 | 8 | 13 | 14 | 16 |
| 15 | 6 | 10 | 12 | 12 | 2 | 14 | 3 | 7 |
| 17 | 7 | 10 | 10 | 8 | 5 | 10 | 11 | 8 |
| 18 | 5 | 7 | 2 | 2 | 8 | 7 | 7 | 8 |
| 19 | 10 | 8 | 8 | 11 | 8 | 10 | 9 | 6 |
| 20 | 10 | 10 | 10 | 16 | 12 | 11 | 13 | 20 |
| 21 | 9 | 10 | 17 | 16 | 11 | 10 | 13 | 21 |
| 22 | 15 | 10 | 12 | 13 | 12 | 17 | 12 | 15 |
| 23 | 7 | 12 | 11 | 12 | 8 | 15 | 9 | 14 |
| 24 | 11 | 9 | 13 | 14 | 7 | 15 | 14 | 14 |
| 25 | 7 | 7 | 9 | 11 | 9 | 12 | 6 | 11 |
| 26 | 9 | 8 | 11 | 9 | 7 | 7 | 16 | 14 |
| 27 | 7 | 6 | 11 | 15 | 6 | 12 | 6 | 8 |
| 28 | 10 | 9 | 11 | 14 | 9 | 9 | 14 | 15 |
| 29 | 10 | 7 | 4 | 16 | 4 | 13 | 10 | 11 |
| 30 | 15 | 9 | 13 | 12 | 5 | 16 | 14 | 12 |
Таблица 4. Показатели выраженности копинг-стратегий у взрослых (тест Р.Лазаруса)
| конфронтационный копинг | дистанцирование | самоконтроль | поиск социальной поддержки | принятие ответственности | бегство-избегание | планирование решения проблемы | положит. переоценка | |
| 1 | 10 | 12 | 12 | 16 | 11 | 13 | 13 | 17 |
| 2 | 8 | 10 | 17 | 15 | 8 | 9 | 16 | 13 |
| 3 | 10 | 12 | 14 | 14 | 10 | 11 | 13 | 18 |
| 4 | 8 | 10 | 15 | 13 | 7 | 9 | 14 | 11 |
| 5 | 10 | 15 | 15 | 11 | 9 | 9 | 17 | 18 |
| 6 | 5 | 6 | 6 | 14 | 10 | 17 | 9 | 6 |
| 7 | 6 | 8 | 14 | 12 | 5 | 6 | 9 | 18 |
| 8 | 11 | 14 | 18 | 15 | 9 | 10 | 14 | 16 |
| 9 | 9 | 10 | 16 | 13 | 6 | 12 | 13 | 13 |
| 10 | 3 | 16 | 12 | 7 | 6 | 7 | 12 | 8 |
| 11 | 6 | 11 | 12 | 9 | 8 | 9 | 12 | 16 |
| 12 | 11 | 6 | 12 | 13 | 8 | 10 | 12 | 11 |
| 13 | 9 | 10 | 14 | 15 | 7 | 9 | 15 | 14 |
| 14 | 8 | 11 | 17 | 16 | 7 | 9 | 13 | 14 |
| 15 | 9 | 11 | 10 | 13 | 6 | 10 | 10 | 9 |
| 15 | 10 | 11 | 14 | 9 | 9 | 14 | 16 | 10 |
| 17 | 10 | 8 | 12 | 8 | 7 | 7 | 12 | 13 |
| 18 | 5 | 11 | 18 | 10 | 6 | 6 | 12 | 13 |
| 19 | 7 | 14 | 18 | 15 | 5 | 9 | 15 | 20 |
| 20 | 2 | 9 | 16 | 12 | 8 | 9 | 16 | 19 |
| 21 | 9 | 13 | 14 | 8 | 7 | 8 | 15 | 14 |
| 22 | 13 | 9 | 17 | 12 | 8 | 17 | 14 | 11 |
| 23 | 15 | 12 | 8 | 15 | 3 | 13 | 17 | 8 |
| 24 | 5 | 11 | 14 | 13 | 7 | 12 | 13 | 15 |
| 25 | 9 | 13 | 14 | 9 | 5 | 2 | 13 | 10 |
| 26 | 2 | 15 | 16 | 7 | 9 | 9 | 15 | 11 |
| 27 | 8 | 9 | 8 | 16 | 7 | 15 | 12 | 10 |
| 28 | 12 | 10 | 15 | 17 | 9 | 15 | 14 | 14 |
| 29 | 11 | 12 | 16 | 13 | 9 | 9 | 12 | 11 |
| 30 | 3 | 5 | 15 | 14 | 7 | 5 | 14 | 12 |






