Модели макроэкономической политики

Основные данные о работе

Версия шаблона 1.1
Филиал Ухтинский
Вид работы Курсовая работа
Название дисциплины Макроэкономика
Тема Выбор моделей макроэкономической политики
Фамилия студента Рочева
Имя студента Татьяна
Отчество студента Александровна
№ контракта 07200080201022

 

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………….3

 

1 Модели макроэкономической политики………………………………….8

1.1 Кейнсианская модель: соединение рыночного механизма и государственного регулирования на основе управления спросом…………….....8

1.2 Роль кредитно-денежной и бюджетно-финансовой политики в стимулировании роста инвестиций и занятости…………………………………...10

1.3 Неоконсервативная модель государственного регулирования: обеспечение регулирующих функций рынка на основе стимулирования предложения...........................................................................................................14

1.4 Фискальная и монетарная политика в классической и кейнсианской моделях………………………………………………………………………………17

1.5 Стабилизационная политика: перспективы и проблемы…………….19

 

2 Споры о макроэкономической политики………………………………23

2.1 Воздействие денежных факторов на хозяйственную конъюнктуру.23

2.2 Принцип рациональных ожиданий……………………………………24

 

Заключение…………………………………………………………………….28

Глоссарий………………………………………………………………………31

Список использованных источников……………………...…………………33

Список сокращений……………………………………………………………35

Приложения……………….……………………………………………………36

Введение

 

Макроэкономическая политика - действия государства, направленные на регулирование экономики c целью поддержания ее темпов экономического роста, полной занятости и ограничения инфляции. Основной задачей макроэкономической политики является баланс между безработицей и инфляцией. Традиционно одной из основных целей государственной экономической политики является создание и поддержание макроэкономического равновесия в национальной экономике, так как экономика в состоянии равновесия способна обеспечить наиболее эффективное использование ресурсов и, соответственно, максимальное удовлетворение общественных потребностей. В официальных документах Правительства РФ, а также Бюджетных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию утверждается, что "основной целью экономической политики государства в настоящее время и на долгосрочную перспективу является поддержание макроэкономической сбалансированности". Особенностью текущего момента является то, что современная мировая экономика все более полно переходит в качественно новое состояние, обозначаемое термином "глобальная экономика". Эксперты МВФ определяют этот феномен, как "растущую взаимозависимость стран всего мира в результате возрастающего объема и разнообразия международных сделок с товарами, услугами и мировых потоков капитала, а также благодаря быстрой и широкой диффузии технологий". Финансовые и товарные рынки отдельных стран стали полем деятельности не только национальных участников, но и зарубежных. Этому способствует либерализация национальных рынков; допуск нерезидентов на национальные валютные и фондовые рынки и непосредственное участие последних в экономической деятельности страны наравне с резидентами; дерегулирование рынков посредством отмены ограничений для отдельных категорий участников на осуществление тех или иных операций и т.д. Развитие мировой финансовой системы в целом идет крайне противоречиво. Увеличение движения товаров и капитала между странами в условиях глобальной экономики может, как способствовать более эффективному развитию национальной экономики, так и привнести в национальную экономическую среду больший риск. Возможность быстро перемещать потоки товаров, услуг и капитала (в частности, так называемые, "горячие деньги") приводит к тому, что многократно возрастает вероятность кризисных явлений. Усиливающаяся взаимосвязь стран приводит к тому, что кризисные явления в одной из них могут достаточно быстро перекинуться на другую. Характерной особенностью кризисов явилось не только то, что все они произошли в развивающихся странах или странах с переходной экономикой и относятся к разряду финансовых. Финансовые кризисы примечательны и тем, что они разразились неожиданно. Основные макроэкономические показатели стран перед кризисом не предвещали нестабильности. По мнению многих ведущих экономистов, основные причины кризисов связаны с неэффективной государственной макроэкономической политикой. В свою очередь, неэффективность экономических политик тесно связана с недооценкой в существующих теоретических воззрениях таких важных факторов, как открытость и нелинейность экономических систем. В этой ситуации становится актуальным пересмотр существующих представлений о макроэкономическом равновесии, об особенностях его установления, а также о целях и инструментах экономической политики.

 В современной экономической науке проблема целеполагания, установления целей и задач государственной экономической политики рассматривается более утилитарно и сводится не к формированию единой общей цели, а к установлению спектра, совокупности таких целей. Однако и при таком подходе нет возможности однозначным образом выразить совокупность целей, преследуемых государством в ходе выработки и осуществления своей экономической политики.

Из всего выше сказанного вытекает актуальность темы. Цель работы выявить теоретические аспекты макроэкономической политики государства: опыт России     и зарубежных стран. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие     задачи:
    1) Изучить кейнсианскую и классическую модели макроэкономической политики.

2) Исследовать особенности развития денежно-кредитной и бюджетно – финансовой системы.

3) Рассмотреть фискальную и монетарную   политику.
4) Выявить другие виды и формы государственной экономической политики.
5) Проанализировать принцип рациональных ожиданий.

Существенные сложности практического осуществления макроэкономической политики связаны с необходимостью координации «твердых курсов» правительства и Центрального Банка. Так, например, в странах с переходной экономикой финансирование значительных бюджетных дефицитов неинфляционными методами было практически невозможным, в особенности на начальном этапе трансформации. Поэтому монетизация бюджетного дефицита использовалась фактически повсеместно (см. приложение А).

Неоклассический синтез и монетаризм восходят своими истоками к классической школе, идейной основой которой являются постулаты о саморегулируемости рыночной экономики, эффективности ценовой информации и высокой гибкости цен, распределении доходов в соответствии с предельной производительностью факторов производства. Вместе с тем оба эти направления “впитали в себя” многие положения из макроэкономической теории Дж. М. Кейнса. Представители неоклассического синтеза (в частности П. Самуэльсон) рассматривают ее как частный случай объяснения механизма функционирования экономики в условиях монополизации рынка труда профсоюзами. Основной особенностью монетаризма как направления макроэкономической мысли (основоположник М. Фридмен) является изучение значения денег в механизме рыночного регулирования и анализе роли денежной политики государства в решении проблем инфляции[1].

Своеобразие исторической школы институционально-социологического направления состоит в том, что основным объектом изучения являются не теоретические модели рынка, а реальные экономические системы на разных этапах их развития. В области макроэкономической теории наибольший вклад представителями этой школы внесен в исследование циклических колебаний в экономике; в создание теории длинноволновых циклов, которые впервые были проанализированы Н. Д. Кондратьевым; в изучение той роли, которую играют в процессе экономического развития НТП, различные социальные группы и институты; в анализ недостатков рынка при решении социальных и научно-технических проблем и обосновании инновационной и социальной политики государства[2].

Теоретической основой исследования явились работы зарубежных и российских экономистов по проблемам макроэкономики и макроэкономической политики, тенденций развития мирового хозяйства, международных экономических отношений. Методологические и теоретические принципы анализа соотношения и путей согласования внутреннего и внешнего равновесия были заложены в трудах выдающихся экономистов, лауреатов Нобелевской премии Я.Тинбергена, Дж.Мида, Р.Манделла. Значительный вклад «в разработку проблемы закономерностей развития мирохозяйственных связей на современном этапе, особенностей глобализационных процессов, формирования открытых экономик внесли Р.Дорнбуш, У.М.Корден, П.Кругман, П.Линдерт, Дж.Сакс, С.Фишер. Большую роль в формировании теоретических подходов к анализу путей осуществления государственной макроэкономической политики в открытой экономике и согласования инструментов такой политики сыграли модели макроэкономического равновесия, разработанные Ж.Полаком, Т.Своном, М.Флемингом, А.Свободой, Г.Генбергом. Значительное внимание в современной мировой экономической науке уделяется проблеме выбора режима валютного курса, факторов, определяющих уровень и динамику валютного курса, воздействия валютной политики на макроэкономические показатели. Эти проблемы подробно анализируются в работах М.Обстфельда, К.Рогоффа, Дж.Уильямсона, Дж.Френкеля А.Харбергера, С.Эдвардса. В последние десятилетия во многих развивающихся странах и странах с формирующейся рыночной экономикой были осуществлены реформы внешнеэкономической политики и программы макроэкономической стабилизации. Результаты и опыт этих преобразований стали объектом многочисленных исследований, среди которых можно выделить работы Л.Бальцеровича, М.Бруно, А.Гелба, У.Истерли, Г.Кальво, Г.Колодко, Я.Корнаи, Дж.Нэша, В.Танзи, В.Томаса.

Практическая значимость исследования темы заключается в том, что оно представляет собой научное исследование одной из актуальных проблем современной России, связанной с проведением макроэкономической политики государства через такой ее инструмент как государственный внутренний долг. Исследование представляет интерес для экспертов в области финансов, в частности специализирующихся на вопросах регулирования государственной задолженности.Собранные материалы и представленные выводы могут быть использованы в процессе преподавания курсов: «Макроэкономика», «Экономическая теория», «Ценообразование», «Рыночная экономика» «Бюджетная система РФ», «Рынок ценных бумаг».

 

 




Основная часть

 

 

Модели макроэкономической политики


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: