Этнолингвистическая характеристика

 

I период (до X в.). В конце III - II тысячелетии до н.э. на юг современной Латвии пришли древнебалтийские племена. В то время север Латвии заселяли финноязычные племена. К началу н.э. образуются родственные группы балтийских племён: куршей (корси), земгалов (зимиголы, зимеголы), селов и латгалов (латыголы, летьголы), которые поддерживали тесные отношения с соседними балтскими группировками, проживающими к югу: жемайтскими, аукштайтскими, литовскими, прусскими и др.

Балтийские племена стали постепенно вытеснять финно-угров на север. Возможно, что курши (куроны, куры в древнерусских летописях) также первоначально были финноязычным племенем, со временем подвергшимся балтизации.

В целом же считается, что в начале н.э. граница с финно-уграми проходила по реке Даугаве. Согласно антропологическим исследованиям, на рубеже VI-VII вв. на восток современной Латвии (центр и север Латгалии) проникли восточно-балтийские племена, имеющие отличный от западных балтов антропологический облик. Но на побережье Рижского залива по-прежнему обитали прибалтийско-финские племена ливов, а также обосновавшиеся по соседству с ними группы вендов (возможно, славян). Ливы в то время были локализованы в трёх районах: на севере Курземе, западе Видземе и низовьях р. Даугава.

II период (Х - начало XIII в.). В XII - начале XIII в. на территории Латвии образовались первые государственные образования - княжества, наиболее известные из которых: Талава (Толова), Ерсика (Герцике), Кокнесе. Земли Талавы до середины I тысячелетия н.э. были заселены прибалтийско-финскими племенами, с которыми смешались прибывшие сюда во второй половине тысячелетия латгалы. Не позднее X в. в Талаву проникли и небольшие группы славян из Псковской земли, которые первыми занесли сюда христианскую религию. Полочане построили в этих латгальских княжествах православные храмы. Правители трёх названных латгальских княжеств приняли православную религию

III период (XIII в. - 1570-е гг.). Сложение латышского этноса задержалось вторжением на рубеже XII-XIII вв. в страну немецких крестоносцев и завершилось лишь к началу XVII в. К концу ХIII в. Ордену меченосцев (созданному в 1202 г.) и Ливонскому ордену (сменившему с 1237 г. Орден меченосцев) удалось завоевать всю латышскую территорию, в результате чего здесь появились значительные группы немецкого населения. Господствующий класс и привилегированное городское население Латвии в период феодализма состояли почти исключительно из немцев

IV период (1570-е - 1700-е гг.). Этот период делится на две части, рубежом которых являются 1620-е гг.

Часть 1 (1570-е - 1620-е гг.). В ХVI в. в Ливонском ордене началась эпоха Реформации, в результате которой католическая религия была заменена лютеранством. Вспыхнувшая во второй половине века Ливонская война (1558-1583 гг.) оказала заметное влияние на дальнейшую этническую историю Латвии. Во время войны земли Ливонии попали под власть Литвы, а затем Польши. На её территории были образованы два герцогства: в Видземе и Латгале - Задвинское (Задаугавское), в Курземе и Земгале - Курляндское. В Латгалии и Курляндском герцогстве стали селиться поляки, при этом в Латгалии была даже сохранена католическая религия.

Часть 2 (1620-е - 1700-е гг.). В результате польско-шведской войны 1600-1629 гг. Видземе перешла к Швеции. В Видземе (шведской Лифляндии) господствующее положение продолжали занимать немецкие помещики. Также здесь стали селиться шведы и финны.

Таким образом, латышская земля в XVII в. в политическом отношении была разделена на три части, что не могло не отразиться на этнической ситуации в этих регионах. На динамику этнической структуры населения влияла также депопуляция латвийских земель, вызванная войнами и сопровождавшими их эпидемиями. В опустевшую восточную часть современной Латвии переселилось значительное число русских, а в северные районы - эстонцев. В это же время на территории Латвии стали появляться евреи

V период (1700-е гг. - 1919 г.). В XVIII в. вся территория Латвии была постепенно присоединена к Российской империи.

К середине ХIХ в. произошли значительные изменения в этническом составе населения. Оно стало более пёстрым, в портовых и промышленных городах появилось довольно большое число выходцев из других частей Российской империи. Быстро росла численность русских. В XVIII - начале XIX в. особенно интенсивной была миграция евреев. В последний трети ХIХ в. на территорию Латвии усилился приток белорусского и украинского населения. Таким образом, к концу ХIХ в. Латвия стала достаточно многонациональным краем Российской империи

Евреи Латгалии ("литваки") были в культурном отношении близки к еврейскому населению литовско-белорусских губерний. Евреи остальной территории Латвии выделились в ХIХ в. в особую этнографическую группу - "прибалтийских евреев".

латвия исторический культурный географический

Весьма многочисленны на территории Латвии были и немцы. Более половины их было сконцентрировано в Риге и других крупных городах, особенно на западе Курляндской губернии.

VI период (1920-1940 гг.). В 1919 г. почти на всей территории Латвии была установлена Советская власть, но уже в начале 1920 г. она была свергнута и образована буржуазная Латвийская Республика. За время существования буржуазной республики было проведено несколько переписей населения (1920, 1925, 1930, 1935 гг.), показавших, что этнический состав населения Латвии в период её первой независимости изменился незначительно. В 1920-1930-е гг. национальность в Латвии определялась по языку, употребляемому в быту, который мог и не совпадать с родным языком.

Латыши (латвиеши - самоназвание) по-прежнему составляли большинство населения Латвии. Их удельный вес возрос после 1934 г., когда в республике был установлен авторитарный режим и проводилась политика ассимиляции национальных меньшинств.

После подписания в октябре 1939 г. германско-латвийского соглашения о репатриации латвийских граждан немецкой национальности численность немцев в Латвии резко сократилась: более 60 тыс. немцев переселилось в Германию.

VII период (1940-1990 гг.). В августе 1940 г. была создана Латвийская ССР. В годы Великой Отечественной войны республике был нанесён колоссальный демографический урон. Латвия потеряла почти пятую часть своего населения. Это один из самых высоких в мире показателей (лишь немного выше - в Польше и Белоруссии). Большой ущерб населению республики нанесли сталинские репрессии. По некоторым оценкам, общее число репрессированных сталинским режимом жителей Латвии составило 180-200 тыс. чел. Население республики сократилось и из-за отъезда части жителей за границу. Тем не менее, доля латышей в 1945 г. достигла своего максимального значения в ХХ в. - 88,1% населения республики.

В послевоенные годы население республики быстро росло за счёт миграций из других регионов страны, что привело к значительным изменениям в этнической структуре населения Латвии. К 1959 г. сильно уменьшилась доля латышей. Зато увеличилась доля русских, белорусов и украинцев благодаря миграциям, организованным с целью создания новых промышленных предприятий. В то же время уменьшилась численность и доля евреев, в основном по причине их массового уничтожения фашистами в годы Великой Отечественной войны. Также значительно сократилась численность и доля немцев, большая часть которых вернулась на родину.

В период с 1959 по 1989 г. в этнической структуре населения Латвии происходили менее резкие изменения. Несмотря на общий рост численности населения республики, доля латышей становилась всё меньше, а доля русских, белорусов и украинцев постоянно увеличивалась

Заметное воздействие на изменение этнической структуры населения оказывали также ассимиляционные процессы. Основной средой ассимиляции являлись национально смешанные семьи. Такая "семейная" ассимиляция была особенно характерна для украинцев, белорусов и поляков, у которых в 60-70-е гг. преобладали межнациональные браки. Гораздо в меньшей степени ассимиляции были подвергнуты евреи, среди которых были распространены преимущественно этнически гомогенные браки.

VIII период (с 1991 г.). После получения Латвией независимости миграционные процессы изменили своё направление. Миграционный отток русского, украинского и белорусского населения привёл к тому, что численность населения Латвии стала уменьшаться. Но за счёт выезда нелатышского населения в 1990-е гг. происходил рост доли латышей.

Современную этническую географию Латвии можно проиллюстрировать на основе статистических данных за 1994 г. В этом году латыши составляли около 54% населения Латвии, русские - 33%, белорусы - 4,1%, украинцы - 3,1%, поляки - 2,2%, литовцы - 1,3%, евреи - 0,5%, цыгане - 0,3%, эстонцы - 0,12% и немцы - 0,09%. Встречаются районы, где не латыши, а представители других национальностей по-прежнему составляют абсолютное большинство.

ЛАТЫШСКИЙ ЯЗЫК, язык, на котором говорят ок.2 млн. человек, в основном на территории Латвии. Латышский язык является представителем балтийской группы индоевропейской семьи, к которой из живых языков относится еще только один литовский. В целом латышский менее архаичен по сравнению с литовским, и некоторые латышские звуки и формы до сих пор сохраняются в литовском. Различаются эти два языка в следующих отношениях:

1) в латышском языке ударение фиксировано на первом слоге, в литовском оно свободное;

2) к двум типам интонации, унаследованным обоими языками из индоевропейского, в латышском языке добавился третий;

3) литовским k и g перед гласными переднего ряда соответствуют в латышском c (=ts) и dz;

Современная фонетическая система латышского языка сложилась приблизительно к 1200. Имеется три группы диалектов: ливонский, центрально-латышский и верхне-латышский (или латгальский). В основу литературного языка положен центрально-латышский диалект; письменность - на основе латинского алфавита с использованием диакритических знаков; раньше использовался готический шрифт. Первый письменный памятник - Катехизис (1484).

Русский, украинский, белорусский, польский - славянская группа, индоевропейская семья

Также заслуживают упоминания немцы - германская группа Индоевропейской семьи.

Субэтнические группы - в качестве субэтнической группы можно назвать русских староверов (приверженцев той веры, которая была до раскола). В этом регионе существует (и неплохо) довольно большая староверческая община.

Традиционные хозяйственно-культурные типы

Это охота и рыболовство, позже - пашенное земледелие. В настоящий момент животный мир Латвии находится под охраной, создано множество заповедников. Есть даже Красная Книга Латвии. А вот рыболовство в Латвии процветает. Хотя рыболовством это уже не назовёшь, это целая отрасль пищевой промышленности (вспомним знаменитые на весь Союз шпроты).

Религиозная характеристика - Согласно оценкам, 55% верующих считают себя лютеранами, 24% - католиками (восток страны) и 9% - православными. К другим религиозным группам относятся иудаисты, баптисты и староверы. В Латвии нет государственной религии, но преобладающее число верующих составляют лютеране, на востоке распространен католицизм. Особо стоит выделить Латвийскую православную общину, и Старообрядческая община (её члены относятся к особой группе - субэтнической). Объяснить такое соседство трёх разных течений можно довольно просто-коренные латыши либо католики, либо лютеране. Христиане - это русские белорусы и украинцы, которых набирается около 40% населения страны, хотя не все из них верующие. Ну а старообрядцы бежали сюда ещё во времена раскола. В целом общество толерантно к различным религиозным движениям, а церковь не оказывает значительного влияния на общественную жизнь. Ислам и буддизм здесь (менее 1%) не распространен в силу отдалённости региона от стран, где преобладают данные религии и некоторых других факторов. Местные (языческие) культы практически отсутствуют, т.к. с начала второго тысячелетия среди местных племён активно (нередко силой) насаждалось христианство. Можно привести лишь отдельные слова, которые связаны с местными культами. Например, божья коровка (кстати, один из национальных символов Латвии) по - латышски называется “мара”. Точно также звалась и богиня земли и плодородия древних племён. В целом ситуацию с поклонением древним божествам можно сравнить с любой европейской страной, да и с Россией тоже - многим людям известны божества, которым поклонялись их далёкие предки, но какой современный человек будет молиться деревянному идолу?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: