Анализ широты и устойчивости ассортимента (на примере трех магазинов)

 

Для повышения социального уровня торгового обслуживания торгово-оперативные работники магазинов должны уделять особое внимание устойчивости ассортимента. С одной стороны, этот показатель существенно влияет на показатель уровня обслуживания, а с другой - свидетельствует о ритмичности поставок. Устойчивость ассортимента - главный ориентир для покупателя.

Для характеристики эффективности коммерческой деятельности розничного предприятия наиболее важным показателем является степень обновления товарного ассортимента, то есть его пополнения новыми продуктами и изделиями. Этот показатель может быть определен как коэффициент обновления. Он представляется важным для работы с непродовольственными товарами.

Расчеты устойчивости ассортимента позволяют судить об отсутствии перебоев в продаже отдельных товаров. Анализ стабильности реализации товара с колеблющимся, неравномерным качеством покупок в течение дня, поможет не только проанализировать эффективность организации товароснабжения, но и определить рациональность ассортиментной структуры и эффективность ассортиментной политики розничного предприятия.

Анализ широты и устойчивости ассортимента необходимо проводить на базе оперативных данных о состоянии текущих запасов, выделяя товары с замедленной товарооборачиваемостью.

Рассмотрим широту и устойчивость ассортимента на примере трех магазинов: «Новоюжка», «Шубинский», «Магнит».

 

Таблица 2. Широта ассортимента чая и чайных напитков магазина «Магнит»

Наименование Масса Вид упаковки Производитель Цена
Принцесса Нури 100 г коробочка Орими Трейд      37,50
Гринфилд 25*1,5 г коробочка НЕП ООО 56.00
Принцесса Ява 25*1,5 г коробочка            Орими Трейд                24,00
Принцесса Ява Каркаде 80 г коробочка Орими Трейд      39,00
Принцесса Канди 25*1,5 г коробочка Орими Трейд      24,00
Лисма 25*1,5 коробочка Май 23,90
Гранд 25*1,5 г коробочка ТД Гранд 35,30
Майский 100 г коробочка Май 45,00
Ahmad tea 250 г коробочка Ahmad 89,00
Беседа 26*1,5 г коробочка Юнилевер Русь 23,90
Сurtis 25*1,5 г коробочка Май 54,00
Тесс 25*1,5 г коробочка Орими Трейд 51,50
Липтон 100*1,5 г коробочка Юнилевер Русь 144,00

 

По магазину «Магнит» можно отметить достаточно широкий ассортимент чая и чайных напитков.

На полках магазина представлены: 13 видов чая и чайных напитков.

чай ассортимент производство качество

Таблица 3. Широта ассортимента чая и чайных напитков магазина «Шубинский»

Наименование Масса Вид упаковки Производитель Цена
Принцесса Нури 100 г коробочка Орими Трейд      37,90
Гринфилд 25*1,5 г коробочка НЕП ООО 60,50
Принцесса Ява 25*1,5 г Коробочка Орими Трейд      24,50
Принцесса Канди 25*1,5 г Коробочка Орими Трейд      24,50
Лисма 25*1,5 Коробочка Май 23,90
Майский 100 г Коробочка Май 45,50
Ahmad tea 250 г Коробочка Ahmad 90,00
Беседа 26*1,5 г Коробочка Юнилевер Русь 24,00
Сurtis 25*1,5 г коробочка Май 55,50
Тот самый 100 г коробочка Московская чайная компания 16,00

 

По магазину «Шубинский» можно отметить не широкий ассортимент чая и чайных напитков.

На полках магазина представлены: 10 видов чая и чайных напитков.

 

Таблица 4 Широта ассортимента чая и чайных напитков магазина «Новоюжка»

Наименование Масса Вид упаковки Производитель Цена
Принцесса Нури 100 г   Орими Трейд      37,00
Гринфилд 25*1,5 г   НЕП ООО 56,00
Принцесса Ява 25*1,5 г   Орими Трейд      24,00
Принцесса Ява Каркаде 80 г   Орими Трейд      39,00
Принцесса Канди 25*1,5 г   Орими Трейд      24,00
Лисма 25*1,5   Май 23,90
Гранд 25*1,5 г   ТД Гранд 35,00
Майский 100 г   Май 45,00
Брук Бонд 50*1.5 г   Unilever 81,00
Ahmad tea 250 г   Ahmad 90,00
Беседа 26*1,5 г   Юнилевер Русь 25,60
Сurtis 25*1,5 г   Май 54,00
Тесс 25*1,5 г   Орими Трейд 56,00
Нести 0,33 мл   Coca-Cola 19,50

 

По магазину «Новоюжка» можно отметить широкий ассортимент чая и чайных напитков.

На полках магазина представлены: 14 видов чая и чайных напитков.

Определим коэффициенты широты ассортимента магазина «Новоюжка».

Широта ассортимента – количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров однородных групп.

Характеризуется двумя абсолютными показателями – действительной и базовой широтой, а так же относительным показателем – коэффициентом широты.

Действительная широта (Шд) – фактическое количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии.

Базовая широта (Шб) – широта, принятая за основу для сравнения.

Коэффициент широты (Кш) – выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому.

 

Кш=Шд/Шб*100%=14/17*100=82,3%


Исследование ассортимента чая и чайных напитков в магазинах «Новоюжка», «Магнит». «Шубинский» показывают, что покупателям представлен широкий ассортимент во всех магазинах. Заметно, что ассортимент в указанных магазинах примерно одинаков, хотя имеются некоторые отличия. Наиболее широкий ассортимент чая и чайных напитков представлен в магазине «Новоюжка». Далее был проведен анализ цен на аналогичный ассортимент чая и чайных напитков в указанных магазинах, которые представлены в таблице (2,3,4). Из приведенных данных видно, что и цены в указанных магазинах примерно на одинаковом уровне. Однако магазин «Новоюжка» предлагает чай и чайные напитки по ценам ниже, чем конкуренты. В магазине «Магнит» цены чуть выше, чем в магазине «Новоюжка», однако по сравнению с другим конкурентом ниже по сравнению с магазином «Шубинский».

Устойчивость ассортимента – способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.

Коэффициент устойчивости (Ку) – отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (У), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп.

 

Ку=У/Шд*100%=9/14*100=64,3%.

 

Коэффициент устойчивости составил 64,3%, при оптимальном значении 80%, что является неплохим результатом, но предприятию необходимо стремиться к более высокой устойчивости (стабильности) ассортимента своего товара. Новизна ассортимента способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.

Новизна характеризуется действительным обновлением-количеством новых товаров в общем перечне (Н) и степенью обновления (Кн), которая выражается через отношение количественных товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной ширте).

 

Кн=Н/Шд*100%

 

Можно рассчитать коэффициент новизны в магазине «Новоюжка» путем наблюдения. Ассортимент чая в магазине обновляется в соответствие с зопросами покупателей. Следует заметить такую тенденцию, что на

 

15.10.2009 Кн=3/17*100%=17,6% было поставлено 4 новинки,

20.11.2009 Кн=2/17*100%=11,7% три новинки, т.к. спрос был ниже

20.12.2009 Кн=5/17*100%=29,4% в декабре новинок было поставлено больше, т.к. с новогодними праздниками увеличивается спрос.

 

На полках магазина «Новоюжка» можно найти широкий ассортимент чая различных видов, марок, сортов. Но даже в этом хаосе ассортимента есть свои лидеры потребительских предпочтений.

 





double arrow
Сейчас читают про: