Для повышения социального уровня торгового обслуживания торгово-оперативные работники магазинов должны уделять особое внимание устойчивости ассортимента. С одной стороны, этот показатель существенно влияет на показатель уровня обслуживания, а с другой - свидетельствует о ритмичности поставок. Устойчивость ассортимента - главный ориентир для покупателя.
Для характеристики эффективности коммерческой деятельности розничного предприятия наиболее важным показателем является степень обновления товарного ассортимента, то есть его пополнения новыми продуктами и изделиями. Этот показатель может быть определен как коэффициент обновления. Он представляется важным для работы с непродовольственными товарами.
Расчеты устойчивости ассортимента позволяют судить об отсутствии перебоев в продаже отдельных товаров. Анализ стабильности реализации товара с колеблющимся, неравномерным качеством покупок в течение дня, поможет не только проанализировать эффективность организации товароснабжения, но и определить рациональность ассортиментной структуры и эффективность ассортиментной политики розничного предприятия.
Анализ широты и устойчивости ассортимента необходимо проводить на базе оперативных данных о состоянии текущих запасов, выделяя товары с замедленной товарооборачиваемостью.
Рассмотрим широту и устойчивость ассортимента на примере трех магазинов: «Новоюжка», «Шубинский», «Магнит».
Таблица 2. Широта ассортимента чая и чайных напитков магазина «Магнит»
| Наименование | Масса | Вид упаковки | Производитель | Цена |
| Принцесса Нури | 100 г | коробочка | Орими Трейд | 37,50 |
| Гринфилд | 25*1,5 г | коробочка | НЕП ООО | 56.00 |
| Принцесса Ява | 25*1,5 г | коробочка | Орими Трейд | 24,00 |
| Принцесса Ява Каркаде | 80 г | коробочка | Орими Трейд | 39,00 |
| Принцесса Канди | 25*1,5 г | коробочка | Орими Трейд | 24,00 |
| Лисма | 25*1,5 | коробочка | Май | 23,90 |
| Гранд | 25*1,5 г | коробочка | ТД Гранд | 35,30 |
| Майский | 100 г | коробочка | Май | 45,00 |
| Ahmad tea | 250 г | коробочка | Ahmad | 89,00 |
| Беседа | 26*1,5 г | коробочка | Юнилевер Русь | 23,90 |
| Сurtis | 25*1,5 г | коробочка | Май | 54,00 |
| Тесс | 25*1,5 г | коробочка | Орими Трейд | 51,50 |
| Липтон | 100*1,5 г | коробочка | Юнилевер Русь | 144,00 |
По магазину «Магнит» можно отметить достаточно широкий ассортимент чая и чайных напитков.
На полках магазина представлены: 13 видов чая и чайных напитков.
чай ассортимент производство качество
Таблица 3. Широта ассортимента чая и чайных напитков магазина «Шубинский»
| Наименование | Масса | Вид упаковки | Производитель | Цена |
| Принцесса Нури | 100 г | коробочка | Орими Трейд | 37,90 |
| Гринфилд | 25*1,5 г | коробочка | НЕП ООО | 60,50 |
| Принцесса Ява | 25*1,5 г | Коробочка | Орими Трейд | 24,50 |
| Принцесса Канди | 25*1,5 г | Коробочка | Орими Трейд | 24,50 |
| Лисма | 25*1,5 | Коробочка | Май | 23,90 |
| Майский | 100 г | Коробочка | Май | 45,50 |
| Ahmad tea | 250 г | Коробочка | Ahmad | 90,00 |
| Беседа | 26*1,5 г | Коробочка | Юнилевер Русь | 24,00 |
| Сurtis | 25*1,5 г | коробочка | Май | 55,50 |
| Тот самый | 100 г | коробочка | Московская чайная компания | 16,00 |
По магазину «Шубинский» можно отметить не широкий ассортимент чая и чайных напитков.
На полках магазина представлены: 10 видов чая и чайных напитков.
Таблица 4 Широта ассортимента чая и чайных напитков магазина «Новоюжка»
| Наименование | Масса | Вид упаковки | Производитель | Цена |
| Принцесса Нури | 100 г | Орими Трейд | 37,00 | |
| Гринфилд | 25*1,5 г | НЕП ООО | 56,00 | |
| Принцесса Ява | 25*1,5 г | Орими Трейд | 24,00 | |
| Принцесса Ява Каркаде | 80 г | Орими Трейд | 39,00 | |
| Принцесса Канди | 25*1,5 г | Орими Трейд | 24,00 | |
| Лисма | 25*1,5 | Май | 23,90 | |
| Гранд | 25*1,5 г | ТД Гранд | 35,00 | |
| Майский | 100 г | Май | 45,00 | |
| Брук Бонд | 50*1.5 г | Unilever | 81,00 | |
| Ahmad tea | 250 г | Ahmad | 90,00 | |
| Беседа | 26*1,5 г | Юнилевер Русь | 25,60 | |
| Сurtis | 25*1,5 г | Май | 54,00 | |
| Тесс | 25*1,5 г | Орими Трейд | 56,00 | |
| Нести | 0,33 мл | Coca-Cola | 19,50 |
По магазину «Новоюжка» можно отметить широкий ассортимент чая и чайных напитков.
На полках магазина представлены: 14 видов чая и чайных напитков.
Определим коэффициенты широты ассортимента магазина «Новоюжка».
Широта ассортимента – количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров однородных групп.
Характеризуется двумя абсолютными показателями – действительной и базовой широтой, а так же относительным показателем – коэффициентом широты.
Действительная широта (Шд) – фактическое количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии.
Базовая широта (Шб) – широта, принятая за основу для сравнения.
Коэффициент широты (Кш) – выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому.
Кш=Шд/Шб*100%=14/17*100=82,3%
Исследование ассортимента чая и чайных напитков в магазинах «Новоюжка», «Магнит». «Шубинский» показывают, что покупателям представлен широкий ассортимент во всех магазинах. Заметно, что ассортимент в указанных магазинах примерно одинаков, хотя имеются некоторые отличия. Наиболее широкий ассортимент чая и чайных напитков представлен в магазине «Новоюжка». Далее был проведен анализ цен на аналогичный ассортимент чая и чайных напитков в указанных магазинах, которые представлены в таблице (2,3,4). Из приведенных данных видно, что и цены в указанных магазинах примерно на одинаковом уровне. Однако магазин «Новоюжка» предлагает чай и чайные напитки по ценам ниже, чем конкуренты. В магазине «Магнит» цены чуть выше, чем в магазине «Новоюжка», однако по сравнению с другим конкурентом ниже по сравнению с магазином «Шубинский».
Устойчивость ассортимента – способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.
Коэффициент устойчивости (Ку) – отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (У), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп.
Ку=У/Шд*100%=9/14*100=64,3%.
Коэффициент устойчивости составил 64,3%, при оптимальном значении 80%, что является неплохим результатом, но предприятию необходимо стремиться к более высокой устойчивости (стабильности) ассортимента своего товара. Новизна ассортимента способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.
Новизна характеризуется действительным обновлением-количеством новых товаров в общем перечне (Н) и степенью обновления (Кн), которая выражается через отношение количественных товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной ширте).
Кн=Н/Шд*100%
Можно рассчитать коэффициент новизны в магазине «Новоюжка» путем наблюдения. Ассортимент чая в магазине обновляется в соответствие с зопросами покупателей. Следует заметить такую тенденцию, что на
15.10.2009 Кн=3/17*100%=17,6% было поставлено 4 новинки,
20.11.2009 Кн=2/17*100%=11,7% три новинки, т.к. спрос был ниже
20.12.2009 Кн=5/17*100%=29,4% в декабре новинок было поставлено больше, т.к. с новогодними праздниками увеличивается спрос.
На полках магазина «Новоюжка» можно найти широкий ассортимент чая различных видов, марок, сортов. Но даже в этом хаосе ассортимента есть свои лидеры потребительских предпочтений.






