Фонд национального благосостояния

Фонд национального благосостояния является частью средств федерального бюджета. Фонд призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу. Целями Фонда национального благосостояния являются обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Начиная с 2008 года нефтегазовые доходы учитываются отдельно от других доходов федерального бюджета. Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:

- налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

- вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

- вывозных таможенных пошлин на газ природный;

- вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Определенная часть указанных нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

 Объем нефтегазового трансферта установлен в процентах от прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта:

- в 2008 году - 6,1 %;

- в 2009 году - 5,5 %;

- в 2010 году - 4,5 %;

- начиная с 2011 года и далее – 3,7 %.

После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд. Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния.

Другим источником формирования Фонда национального благосостояния являются доходы от управления его средствами.

Средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации.

Расчеты и перечисления средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Средства Фонда национального благосостояния могут быть использованы только на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан России и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Объем средств Фонда национального благосостояния, направляемых на указанные цели, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год и плановый период.

Порядок софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации определен в Федеральном законе от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

 

Заключение

В заключение хочу отметить, что цели поставленные мной в начале работы были достигнуты.

После изучения двух концепций финансовой стабилизации – кейнсианства и монетаризма, мы пришли к выводу, что концепция монетаристов является наиболее близкой к инструменту стабилизационного фонда, так как она является наиболее поздней, является более прогрессивной и революционной.

В данной работе показана история становления Стабилизационного фонда нашей страны, приведены примеры подобных фондов в других странах. Проанализирована эффективность использования средств фонда. При помощи данных Всероссийского центра исследования общественного мнения были описаны предложения по использованию средств, об отношении людей к намерениям правительства в отношении хранения и использования активов Стабилизационного фонда. Так же я высказал свои предположения по использованию средств фонда.

В экономических ВУЗах учат будущих экономистов зарабатывать деньги, вкладывать заработанные деньги и преумножать их, просчитывать возможные финансовые риски, просчитывать вероятные потери и пытаться их исключить либо свести их к минимуму. Но, к сожалению, наши министры ответственные за экономическое состояние страны научились только копить деньги, складывая их мертвым грузом. Такой вывод нам позволяет сделать анализ доходности размещения средств Стабилизационного фонда.

Если деньги, аккумулированные в Стабилизационном фонде нельзя пустить в оборот, из-за опасения роста инфляции, зачем покупать деньги других стран? Не лучше ли хранить резервы в золоте или других драгметаллах, создавая золотой запас страны, который не подвержен инфляции. Именно этим путем идет Китай, который наращивает свой золотой запас. И мы можем видеть, какими темпами развивается экономика Китая.

Тут же уместно вспомнить нашу историю - экономическую политику, которую в своё время проводил выдающийся министр финансов царской России С. Ю. Витте. Всемирную известность получила его денежная реформа 1895 — 1897 гг., в результате которой российский рубль стал одной из наиболее прочных конвертируемых валют мира. Витте не накапливал свободные деньги в стабфондах, а расходовал их на строительство железных дорог, развитие промышленности, науки и образования. В результате за последнее десятилетие XIX в. количество предприятий в России возросло в 1,4 раза, объём промышленного производства удвоился, было учреждено около 150 учебных заведений.

В настоящее время мы слишком много добываем и слишком много экспортируем. А возможности наши не безграничны. Со временем добыча и экспорт нефти будут снижаться, а другой конкурентоспособной продукции у нас недостаточно — в России с самого начала экономических реформ ставка была сделана на топливно-энергетический комплекс.

К сожалению, в отличие от многих других стран, в России Стабфонд не стал действенным инструментом защиты и развития экономики. Он до последнего момента больше напоминал огромную "заначку", лежащую мертвым грузом. Досадность ситуации состояла в том, что, как все же справедливо сочли в Минфине, все это богатство практически невозможно вовлечь в реальную экономику – массированный вброс средств Стабфонда в обращение в виде государственных инвестиций практически в любую сферу хозяйственной деятельности приведет скорей к банальному "распилу", но ни как не к экономическому прорыву. Совмещение методов планово-централизованной и рыночной экономик в России с ее слабой государственной властью и повальной коррупцией вряд ли привело бы к чему-то хорошему. Частичная же раздача средств Фонда населению в виде пенсий, зарплат и т.п. (один из вариантов расходования Стабфонда) неизбежно подстегнула бы инфляцию. Определенным выходом из положения могло бы стать инвестирование в инфраструктурные проекты – дороги, порты и т.п., однако и здесь существуют опасности, присущие любому инвестированию государственных средств в странах со смешанным типом экономики. Сегодня, после разделения Стабилизационного фонда на две части, форма преобразилась, но содержание проблемы осталось по существу все то же..



Список литературы.

1. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30 мая 2006 г. "О бюджетной политике в 2007 году"

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.1, статья 96.3

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2006 г. N229 г. Москва «О порядке управления средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации»

4.  Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2006 г. N 229

5.  Приказ Министерства финансов РФ от 22 мая 2006 г. N 158

6. Казак А.Ю. Деньги. Кредит. Банки. Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2006.

7. Перламутров В.Л. Финансово-денежная политика и рыночные реформы в России. М.: ЭКОНОМИКА, 2007.

8.  Перспективы создания стабилизационного фонда в России / ИЭПП. Май 2001.

9. Промышленные ведомости /Социальное государство как общенациональная идея. И для олигархов тоже/№3, март 2006 г.)

10.  Фридмен М. Если бы деньги заговорили, М., 1999.

11.  «Московские новости» №41 29 октября 2004

12. «Политический журнал» №15-16 (158-159) 21 мая 2007

13. www.gazeta.ru/ Создание и использование стабилизационного фонда в России/ Н.А. Бадалов

14.  www.kommersant.ru/ Что станет со стабфондом?/ К.Н. Саутин.

15.  www.minfin.ru/ Сведения о движении средств по счету Федерального казначейства в Банке России по учету средств Стабилизационного фонда Российской Федерации в рублях за 2006 год

16.  www.nz-online.ru / Стабфонд: сегодня, завтра... навсегда?/ Елена Лебединская

17.  www.wciom.ru/Пресс-выпуск №244

18.  http://www.minfin.ru/ru/ информация о резервном фонде и фонде национального благосостояния.


[1] Хейне П. Экономический образ мышления. М.: Дело, 1993, с.536

[2] The supply - side solution /Ed.by Barlett B. and Roth T.R., L.,Basingstoke: Macmillan,1984,p.1

[3] Friedman M. Ed. Studies in the Quantity theory of Money.- Chicago, 1958, p.3

[4] Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.1, статья 96.1, 96.2

[5] «Из пояснительной записки к проекту федерального бюджета на 2006 год». Опубликовано в «Российской Бизнес-газете» N520 от 23 августа 2005 г.

[6] Общественно-политический еженедельник ИТАР-ТАСС «Эхо планеты» №48 (815) 28 ноября 2005 г.

[7] «Московские новости» №41 29 октября 2004

[8]Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2006 г. N 229 г. Москва «О порядке управления средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации»

[9]Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.1, статья 96.1

[10] Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2006 г. N 229 г. Москва «О порядке управления средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации»

[11] ПРИКАЗ от 22 мая 2006 г. N 158 «Об утверждении нормативов минимального и максимального сроков погашения выпусков долговых обязательств иностранных государств, в которые могут размещаться средства Стабилизационного фонда РФ»

[12] Информационное сообщение об остатках на счетах по учету средств Стабилизационного фонда РФ пресс-службы Минфина России

[13] www.minfin.ru/Сведения о движении средств по счету Федерального казначейства в Банке России по учету средств Стабилизационного фонда Российской Федерации в рублях за 2006 год

[14] Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.1, статья 96.3

[15] ОТЧЕТ о результатах проверки формирования, использования и управления средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации в 2005 году в Министерстве финансов Российской Федерации, Федеральном казначействе и Банке внешнеэкономической деятельности СССР

[16] «Политический журнал» №15-16 (158-159) 21 мая 2007

[17] www.wciom.ru/Пресс-выпуск №244



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: