В Налоговом кодексе нет определения государственных и муниципальных ценных бумаг. Поэтому, чтобы понять, какие ценные бумаги относятся к таковым, обратимся к Федеральному закону от 29.07.98 № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг». В статье 2 этого закона сказано следующее. Государственными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации, государственными ценными бумагами субъектов Российской Федерации — ценные бумаги, выпущенные от имени субъекта Российской Федерации, а муниципальными ценными бумагами — ценные бумаги, выпущенные от имени муниципального образования. При этом государственными и муниципальными ценными бумагами могут быть только эмиссионные ценные бумаги (например, облигации), удостоверяющие право их владельца на получение от эмитента денежных средств или — в зависимости от условий эмиссии этих ценных бумаг — иного имущества, процентов, установленных от номинальной стоимости, либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями эмиссии.
Ценные бумаги, не отвечающие перечисленным требованиям, не признаются государственными или муниципальными в целях налогообложения прибыли.
При обращении государственных и муниципальных ценных бумаг налогоплательщик может получить доходы в виде процентов по долговым ценным бумагам и доходы от реализации этих ценных бумаг. Налогом на прибыль эти доходы облагаются по-разному. Далее рассмотрим налоговый учет доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам.
Согласно пункту 5 статьи 286 НК РФ налог на прибыль с доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам уплачивает либо получатель этих доходов, либо налоговый агент. Получатель доходов уплачивает налог в том случае, если ценные бумаги поименованы в перечне государственных и муниципальных ценных бумаг, при обращении которых предусмотрено признание получения продавцом процентного дохода, утвержденном приказом Минфина России от 05.08.2002 № 80н, к ним относятся:
— облигации федерального займа (ОФЗ);
— государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО);
— облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации (ОГСЗ);
— облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа (ОВГВЗ);
— государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, условия эмиссии которых зарегистрированы в установленном порядке и аналогичны условиям эмиссии и обращения перечисленных выше ценных бумаг;
— муниципальные ценные бумаги, условия эмиссии которых зарегистрированы в установленном порядке и аналогичны условиям эмиссии и обращения перечисленных выше ценных бумаг.
Остальные государственные и муниципальные ценные бумаги не признаются ценными бумагами, при обращении которых предусмотрено признание продавцом процентного дохода. Такими ценными бумагами могут быть, например, государственные и муниципальные еврооблигации или муниципальные облигации, не обращающиеся на ОРЦБ.
Если государственные и муниципальные ценные бумаги в этом перечне не поименованы и доходы в виде процентов, облагаемые по пониженной ставке налога на прибыль, выплачивает российская организация (платежный агент), она является налоговым агентом и должна удержать сумму налога.