Духовное производство, как основа социальных институтов духовной сферы

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФГОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт управления

Кафедра государственного и муниципального управления

 

Курсовая работа

по дисциплине «Управление общественными отношениями»

на тему: «Социальные институты духовной сферы и их роль в жизни общества»

Выполнила: студентка 51 группы Тучкова Е.В

Проверила: преподаватель Боброва Е.П.

Оренбург – 2010 г.



Содержание

Введение

Глава 1. Понятие института в духовной сфере

1.1 Духовное производство, как основа социальных институтов духовной сферы

1.2 Функции духовного производства

Глава 2. Понятия, функции и предпосылки возникновения социальных институтов духовной сферы

2.1 Институт науки

2.2 Институт религии

2.3 Институт культуры

Глава 3. Роль социальных институтов духовной сферы и их состояние в условиях развития современного общества

3.1 Роль института науки в жизни общества

3.2 Роль институт религии в жизни общества

3.3 Роль института культуры в жизни общества

3.4 Социальные институты духовной сферы в условиях развития современного общества

Заключение

Список использованных источников



Введение

 

Преобразования, осуществляемые в нашей стране, постепенно усиливают ценность управление общественными отношениями, так как именно данная сфера деятельности увеличивает социальную ответственность государственных деятелей и руководителей компаний.

Управление общественными отношениями включает такой важный раздел как социальные институты, а именно социальные институты духовной сферы.

Социальные институты духовной сферы в современном обществе могут характеризоваться как создание духовных ценностей, идей и отношения, возникающие в процессе формирования духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления.

Не смотря на это в нашем обществе само понятие духовного долгие годы вызывало негативную реакцию, поскольку рассматривалось в основном как причастное к религии, церкви. Если в словарях русского языка чаще всего давались два значения термина «духовный»: связанный с внутренним, нравственным миром человека и с религией, то в официальных трактовках оба эти значения сливались в одно, последнее.

Духовная сфера — отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления. Институты, относящиеся к духовной сфере: учреждения системы образования, науки, театры, музеи.

Актуальность представленной темы не вызывает сомнения потому как социальные институты духовной сферы играют активную роль в жизни общества.

Целью курсовой работы – раскрыть теоретическую сущность социальных институтов духовной сферы и их роли в жизни общества и проследить состояние социальных институтов духовной сферы в условиях развития современного общества

В соответствии с целью в работе следующие задачи:

· рассмотреть теоретические аспекты понятия «Понятие института в духовной сфере», его основные параметры и функции

· изучить предпосылки возникновения, функции и понятия социальных институтов духовной сферы

· определить роль и состояние социальных институтов сферы в условиях развития современного общества

Объектом курсовой работы является социальные институты духовной сферы, как самостоятельная динамическая саморазвивающаяся система.

Предметом исследование является изучение процесса динамизма, развития социальных институтов духовной сферы, с точки зрения теоретических подходов

 



Глава 1. Понятие института в духовной сфере

Духовное производство, как основа социальных институтов духовной сферы

 

Духовное производство, выступающее как создание духовных ценностей и идей. Названный процесс и является содержанием духовной сферы жизни общества, точнее говоря, частью этого содержания, потому что, кроме создания идей и ценностей, существует еще их воспроизводство, распределение и потребление.

Остановимся, прежде всего, на понятии духовного производства, поскольку оно составляет «сердцевину» духовной жизни, а следовательно, каждого ее социального института, будь то институты науки и религии, культуры и искусства и др. Есть два подхода к этому понятию — социально-философский и социологический. Первый означает рассмотрение его как производства социальных связей и отношений между людьми в форме идей, ценностей, теорий, образов, представлений и т.д. Социологический подход предполагает изучение духовного производства как определенным образом институционализированной духовной деятельности определенных групп людей (ученых, художников, деятелей церкви и др.). [1]

Духовное производство осуществляется в многочисленных формах, которые выступают результатом общественно-исторической практики. Само духовное производство относительно самостоятельно, что подчеркивается его известной независимостью не только от материального производства, но и от социальных институтов, сформировавшихся на его основе. Собственно, основой стали виды духовного производства (наука, религия, искусство и др.), которые «имеют своим главным результатом сознание в качестве идеальной формы человеческого отношения, в качестве определенного типа духовного общения людей»[6].

Таким образом духовные потребности, представляют собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности. Нередко в философской литературе духовные потребности определяют еще и как определенное психическое состояние людей, побуждающее их к созданию и освоению духовных ценностей.

В отличие от материальных, духовные потребности не заданы биологически, не даны человеку от рождения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности. Особенность духовных потребностей состоит в том, что они имеют принципиально неограниченный характер: пределов роста для них не существует, а единственными ограничителями такого роста являются лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей и желание самого человека участвовать в их приумножении.[22]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: