Историко-культурное наследие района

 

Значительную роль сыграл конфессиональный фактор: как показывают полевые источники, старообрядческая культура ряда селений отразилась на обособленности православных крестьян и крестьян-староверов, что наложило отпечаток на их повседневную жизнь, быт, культуру.

Особенности межэтнических отношений (русские - башкиры) определялись, в первую очередь, желанием сохранения собственной культуры и традиций при взаимодействии с иными этносами.[3]

Конфессиональный состав- Мусульмане сунниты, православные Христиане.

В горной Башкирии выделяется Белорецкий район, где проживает около 12 тысяч русских. Русское население также сосредоточено вокруг старых заводских поселков, около больших водных артерий, железных дорог.

В процессе многолетних фольклорно-этнографических экспедиций в русские селения Белорецкого района был собран богатый традиционный фольклорный, историко-этнографический материал. Устные свидетельства, воспоминания, предания прочно живут в народной памяти и существуют в процессе передачи межпоколенного опыта. В источниках личного происхождения широко освещается этнокультурная информация, которая разносторонне отражает эмпирический жизненный опыт. Зашифрованные в интервью данные позволяют восстановить прошлую жизнь в ее многообразии: мировосприятие, жизненный опыт людей, их оценки происходящих событий, чего нет в архивных и статистических документах.

Таким образом, период с конца ХVII до 40-х годов ХVIII в. определяется нами как первый, самый ранний этап в формировании старообрядчества на Южном Урале. Процесс шел по двум направлениям. Во-первых, с юго-запада со стороны территорий, занимаемых издавна яицким казачеством, и из Керженских скитов. Во-вторых, – с северо-востока, из Исетского края. Таким образом, основная масса раскольников была сосредоточена по периметру изучаемого региона.

Дальнейшее распространение здесь старообрядчества обусловилось продолжавшимся хозяйственным освоением края, где наличие богатых залежей медных и железных руд, а также обширных лесных массивов способствовало развитию горнозаводской промышленности. Заинтересованные в дешевизне производства, заводовладельцы смотрели сквозь пальцы на конфессиональную принадлежность своих рабочих. Кроме того, некоторые из крупных предпринимателей, в частности Демидовы и Осокины, имели к расколу самое непосредственное отношение, и рабочий контингент на их предприятиях во многом формировался из крестьян-старообрядцев. Так, построенные И. Осокиным Троицкие и Усень-Ивановский заводы (1750-60 - е годы), практически полностью были заселены беглопоповцами, привезенными из разных мест (по преимуществу из Балахнинского уезда Нижегородской губернии).[4] По данным 1911 г., здесь насчитывалось более 8 тысяч старообрядцев[5].

Раскольники проживали в большинстве горнозаводских поселков Южного Урала практически с момента их основания, что неоднократно отмечалось чиновниками при составлении различных рапортов: «появление раскольников в Верхнеуральском уезде относится ко времени первоначального заселения заводов Твердышевым и Мясниковым». Такого же рода записи имеются по Белорецкому заводу и многим другим.[6]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: