Выпуск в свободное обращение

 

Договор о ЕС провозглашает свободу обращения товаров по всей территории Сообщества. Этот принцип распространяется не только на товары, произведенные в Сообществе, но и на импортируемые товары, выпущенные в Сообществе в свободное обращение с уплатой соответствующих импортных пошлин. Выпуск в свободное обращение придает иностранным товарам статус товаров Сообщества. Процедура выпуска товаров в свободное обращение включает:

- взимание импортных пошлин в соответствии с Общим таможенным тарифом

Сообщества;

- применение мер торговой политики (количественных ограничений и др.) и других формальностей в отношении импортных товаров;

- уплату НДС и акцизов.

Если к выпуску в свободное обращение оформляются товары, ввоз которых вызывает необходимость уплаты таможенных пошлин, момент принятия таможенной декларации становится моментом возникновения таможенного долга. Таможенный долг может возникнуть и до принятия декларации в силу особых причин, таких как, нарушение таможенных правил (например, изъятие товаров из-под таможенного надзора).

Законодательство ЕС предусматривает ряд правил, позволяющих производить выпуск в свободное обращение в более льготном или упрощенном порядке. К ним относятся:

- преференциальные и другие тарифные меры;

- благоприятные тарифные режимы, применяемые на основе природы продуктов или их назначения;

- применение усредненных ставок пошлин;

- освобождения от уплаты таможенных пошлин при определенных обстоятельствах;

- освобождение от уплаты импортных пошлин для возвращенных товаров и продуктов морского промысла.

Товары, выпущенные в свободное обращение в Сообществе, могут потерять статус товаров Сообщества в следующих случаях:

- последующий вывоз товаров с таможенной территории ЕС (кроме тех таможенных процедур, которые не изменяют статус товаров, например, внутренний транзит);

- объявление таможенной декларации недействительной после выпуска товаров;

- последующий возврат таможенных пошлин в рамках процедуры внутренней переработки;

- последующий возврат таможенных пошлин вследствие дефектности товаров или несоответствия условиям контракта, с обязательным вывозом товаров за пределы таможенной территории или уничтожением товаров.

 

Транзит товаров в ЕС

 

Целью процедуры транзита является упорядочение транспортировки товаров внутри Сообщества и, в особенности, упрощение формальностей, необходимых при пересечении таможенных границ Сообщества. Процедура транзита позволяет производить таможенное оформление товаров в таможенном учреждении по месту нахождения импортера (экспортера). Данная процедура позволяет сохранять таможенный статус товаров: для товаров Сообщества – при перемещении из одного пункта на таможенной территории ЕС в другой пункт на таможенной территории ЕС через территорию третей страны; для иностранных товаров – при перемещении по таможенной территории ЕС.

Для перемещения товаров Сообщества в пределах таможенной территории ЕС процедура транзита не применяется, поскольку такое перемещение, в принципе, регулируется положениями о свободе перемещения товаров, содержащихся в Договоре о ЕС.

При ввозе иностранных товаров процедура транзита позволяет отложить уплату импортных пошлин и применение других мер торговой политики, пока товар не достигнет пункта назначения или не покинет таможенную территорию ЕС. Транзитные товары не облагаются НДС и акцизами. Такие товары находятся под таможенным надзором для контроля за соблюдением таможенных правил.

При вывозе товаров процедура транзита позволяет избежать уплаты экспортных пошлин, а также импортных пошлин в случае последующего обратного ввоза товаров на таможенную территорию Сообщества. В то же время, вывоз транзитных товаров не дает права на получение экспортных возмещений.

Таможенное законодательство ЕС различает следующие разновидности процедуры транзита:

- внешний транзит – для иностранных товаров (обозначается кодом «Т1»);

- внутренний транзит – для товаров Сообщества («Т2»).

Кроме этого, в зависимости от маршрута следования транзитных товаров, различаются:

- коммунитарный транзит – при перемещении товаров между двумя пунктами на таможенной территории ЕС;

- общий транзит – при перемещении товаров в рамках Конвенции об общем транзите 1987 г. между ЕС, ЕФТА (Исландия, Норвегия, Лихтенштейн, Швейцария), а также некоторыми странами-кандидатами (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия);

- международный транзит – при перемещении товаров в рамках других международных конвенций

- почтовый транзит – для товаров, перемещаемых по почте.

Внешний коммунитарный транзит – перемещение иностранных товаров между двумя пунктами на таможенной территории ЕС, в том числе через территорию третьей страны, без уплаты импортных и экспортных таможенных пошлин либо с возвратом импортных таможенных пошлин при реэкспорте и без применения мер торговой политики; данная процедура распространяется также на перемещения товаров между ЕС, Андоррой и Сан-Марино в рамках соглашений о таможенном союзе. По общему правилу, любые иностранные товары, перемещенные на таможенную территорию ЕС, могут быть помещены под процедуру внешнего коммунитарного транзита. Исключение – товары, запрещенные для ввоза в ЕС вследствие торгового эмбарго или мер фитосанитарного контроля. При перемещении товаров по воздуху процедура применяется только в случае разгрузки-погрузки товаров в аэропорту на территории ЕС. При перемещении товаров морем процедура применяется только для регулярных морских перевозок. Внешний коммунитарный транзит также применяется для перемещения иностранных товаров, помещенных под суспенсивные (отлагательные) таможенные процедуры.

Внутренний коммунитарный транзит – перемещение товаров Сообщества между двумя пунктами на таможенной территории ЕС через территорию третьей страны с сохранением таможенного статуса товаров и без уплаты таможенных пошлин. Процедура не применяется при транспортировке товаров морем или воздухом, а также в случаях, когда товары подлежат экспортным возмещениям или возврату импортных пошлин. Разновидность процедуры – перемещение тов1аров Сообщества внутри таможенной территории ЕС в случае, если одним из пунктов перемещения является территория, на которую не распространяются общие правила Сообщества в отношении НДС; такое перемещение обозначается кодом «T2F” (F = fiscal).

Общий внешний транзит – перемещение между Сообществом и его партнерами

 а) товаров, не имеющих статуса товаров Сообщества;

б) товаров Сообщества, вывозимых из ЕС с правом получения экспортного возмещения или возврата импортных пошлин.

Общий внутренний транзит – перемещение товаров Сообщества между ЕС и странами-партнерами в рамках Конвенции об общем транзите. Характерно, что перемещение товаров по процедуре общего транзита может происходить как между ЕС и странами-партнерами по Конвенции, так и между двумя и более странами-участницами Конвенции без участия территории ЕС.

Системы формальностей для коммунитарного и общего транзита схожи. Товары, транспортируемые одним транспортным средством, оформляются с помощью Единого административного документа или электронного обмена данными.

Международный транзит означает транспортировку товаров между:

а) Сообществом и третьими странами в рамках соответствующих международных соглашений;

б) двумя третьими странами через территорию Сообщества;

в) двумя пунктами на территории Сообщества через территорию третьей страны;

г) в некоторых случаях – между двумя пунктами на территории Сообщества, если одни или оба из них находятся за пределами фискальной территории ЕС.

 

Экспорт

 

Таможенная процедура экспорта товаров является своего рода зеркальным отражением процедуры выпуска в свободное обращение. С помощью данной процедуры товары Сообщества покидают таможенную территорию ЕС и лишаются своего таможенного статуса.

Экспорт сопровождается применением к товару ряда мер торгового регулирования, таких как:

- экспортные ограничения и меры безопасности;

- уплата экспортных возмещений;

- уплата экспортных пошлин;

- возврат импортных пошлин для реэкспортируемых товаров.

Экспорт товаров также связан с возмещением НДС и акцизов, уплаченных на экспортируемые товары в процессе их оборота в Сообществе.

Процедура экспорта проходит в две стадии:

1. Представление экспортером (декларантом) таможенной декларации и, если необходимо, разрешения или лицензии в таможенное учреждение по месту расположения экспортера или по месту погрузки товара для экспорта. Товар подлежит выпуску для экспорта при условии, что он покинет таможенную территорию Сообщества в том же состоянии, что и на момент принятия таможенной декларации;

2. Представление таможенной декларации и товаров в таможенное учреждение при пересечении таможенной границы и контроль за физическим перемещением товара за пределы таможенной территории.

Процедура экспорта различает экспортера и декларанта. Цель разграничения статусов декларанта и экспортера заключается в следующем:

-определение таможенного учреждения, в которое должна быть представлена таможенная декларация;

- определение лица, ответственного за выполнение таможенных формальностей и обязанного вести учет.

В таможенном законодательстве ЕС отсутствует понятие «временный экспорт». В качестве аналога могут быть рассмотрены следующие случаи:

- вывоз товаров для переработки за пределами таможенной территории;

- внутренний транзит через территорию третьей страны;

- экспорт товаров с последующим их возвратом на таможенную территорию ЕС.

Таможенный склад

 

Целью процедуры таможенного складирования, по мнению Суда ЕС, является обеспечение хранения товаров. Данная процедура предусматривает хранение:

а) иностранных товаров – без взимания с них импортных пошлин и применения мер торговой политики;

б) товаров Сообщества, для которых законодательство ЕС устанавливает подобную процедуру при их экспорте.

Преимущества, предоставляемые процедурой таможенного складирования, очевидны: товары можно держать на складе до момента их выпуска в свободное обращение без уплаты импортных пошлин. Более того, товары, находящиеся на таможенном складе, могут быть вывезены из ЕС в соответствии с процедурой внешнего транзита вообще без уплаты пошлин в ЕС. Статья 108 Таможенного кодекса ЕС формулирует общее правило, согласно которому отсутствуют ограничения на срок хранения товаров на таможенном складе.

Таможенным складом считается любое помещение (место), установленное таможенными органами для хранения товаров в установленном порядке. В некоторых случаях возможно помещение товара под процедуру таможенного склада без фактического хранения товара на таможенном складе. И наоборот, нахождение товара на таможенном складе не всегда означает применение для данного товара процедуры таможенного складирования: товар может находиться на внутренней переработке и т. п.

Таможенные склады могут быть двух видов:

а) публичный склад - таможенный склад, доступный для пользования любыми лицами;

б) частный склад - таможенный склад, используемый лицом, которое управляет складом.

Товары, находящиеся на таможенном складе, не могут подвергаться переработке и использованию. Разрешается производить только обычные действия по уходу за товарами, их сохранению, улучшению их товарного вида и подготовке к продаже на рынке. Но даже такие действия должны производиться с разрешения таможенного органа. В то же время Кодекс допускает возможность для товаров, находящихся под процедурой таможенного складирования, быть предметом коммерческого оборота. Если товары продаются (один или несколько раз), находясь на таможенном складе, то условия процедуры таможенного складирования не нарушаются. Таможенный долг возникнет только после помещения товара под процедуру выпуска в свободное обращение или какую-либо другую.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: