Глава 1. Теоретические основы исследования управленческого общения

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                           

ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ                                                                      1.1. Понятие управленческого общения                                        

1.2. Критерии качества управленческого общения                    

1.3. Коммуникация как основа управленческой связи между

руководителем и подчиненными                                                     

 

ГЛАВА 2.АНАЛИЗ ПРИЕМОВ И ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ                                                         

2.1. Основные приемы и принципы управленческого общения         

2.2. Особенности управленческого общения                              

2.3. Способы оптимизации управленческого общения              

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                

БИБЛИОГРАФИЯ                                                                                 



ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. Кардинальные изменения в социально-политической, экономической жизни российского общества, ломка старых и формирование новых норм, ценностей связаны с наличием противоречий между различными людьми, группами, защищающими разные интересы и ценности. Часто эти противоречия перерастают в конфликты, которые не способствуют продуктивному осуществлению реформ, утверждению новых основ общества, отрицательно влияют на самочувствие людей, стиль их общения.

Необходимость владения знаниями законов и особенностей, техникой и технологией общения диктуется современной социально-психологической ситуацией, характеризующейся напряженностью и требующей повышенной собранности от человека в различных ситуациях, где он вступает в отношения с другими людьми.

Среди других сфер деятельности управленческая деятельность, успешная работа руководителя в большой степени зависит от того, насколько он владеет профессиональной культурой общения. Поэтому и в программах профессиональной подготовки управленческих кадров, и в курсах переподготовки и повышения квалификации непременно присутствуют в большем или меньшем объеме занятия по культуре делового общения, этике служебных отношений. Проводимые в рамках этих курсов и спецкурсов практические занятия, тренинги способствуют развитию коммуникативных умений слушателей, развивают их социально - перцептивную компетентность, повышают мотивацию к работе над собой, к выработке индивидуального эффективного стиля общения.

В этих условиях возрастает необходимость формирования культуры общения, и особенно - профессионального общения, а значит и теоретической разработки этой стороны профессиональной деятельности и личности.

Все это подтверждает актуальность избранной нами темы исследования, посвященной изучению управленческого общения.

Проблема общения, имеющая большую традицию в социально-психологической науке, все более привлекает к себе внимание представителей других наук.

Степень разработанности проблемы. В настоящее время процессы общения исследуются с позиций различных наук: философии, социологии, общей психологии, социальной психологии, теории управления, лингвистики. Каждая из этих наук выходит на данный феномен главным образом со своих позиций. Глубокий и всесторонний анализ этой проблемы содержится в философских трудах В.Г. Афанасьева, Л.П. Буевой, B.C. Барулина, Д.И. Дубровского, М.С. Кагана, В.М. Соковина, А.К. Уледова и др.

Исследование общепсихологических аспектов проблемы общения проводится в трудах А.А. Бодалева, М.И. Бобневой, Л.С. Выготского, А.А. Деркача, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, А.А. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, М.И. Лисиной, С.Л. Рубинштейна, И.Н. Семенова. В социальной психологии общение рассматривается как специфический общественно-психологический феномен, раскрываются его содержание, структура, место и роль общения в психологических процессах взаимоотношений личности с окружающими, механизмы взаимовлияния людей. Эти проблемы рассматриваются в трудах Г.М. Андреевой, К.А. Абульхановой-Славской, М.И. Бобневой, А.А. Бодалева, И.А. Джидарьян, А.И. Донцова, Г.А. Ковалева, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, В.Н. Маркина, Л.А. Петровской, А.П. Федоркиной, Ю.А. Шерковина и др.

Значимыми для нашего исследования являются работы И.А. Атватера, Е.С. Жарикова, Ю.М. Жукова, Ю.К. Корнилова, П. Мицича, Н.Н. Обозова, A.M. Омарова, А.Ю. Панасюка, в которых анализируются психологические аспекты управленческой деятельности руководителя.

Цель исследования: раскрыть содержание, сущность и функции управленческого профессионального общения и пути повышения его эффективности.

Задачи:

-раскрыть понятие управленческого общения;

-обозначить критерии качества управленческого общения;

-определить коммуникацию как основу управленческой связи между руководителем и подчиненными;

-рассмотреть основные приемы и принципы управленческого общения;

-раскрыть особенности управленческого общения;

-определить способы оптимизации управленческого общения.

Объект исследования: управленческое общение.

Предмет исследования: содержание, функции, приемы управленческого общения.

Теоретико-методологическую основу исследования составили основополагающие принципы: детерминизма, системности, единства сознания и деятельности, единства внешней и внутренней сторон деятельности, единства деятельности, отношений и общения (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, П.А. Корчемный, А.Н. Леонтьев, Э.А. Манушин, З.А. Малькова, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.), исследования по теории и психологии управления, личности и деятельности руководителя (B.C. Агапов, В.Г. Асеев, А.А. Деркач, Р.Л. Кричевский, Н.В. Кузьмина, Ю.В. Синягин, Р.Х. Шакуров, В.М. Шепель и др.).

В качестве основных методов исследования применялись: анализ научной литературы, обобщение научных данных по проблеме исследования; анкетирование и тестирование; методы аналогии, конкретизации, синтеза, абстракции.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании научных предпосылок формирования управленческого общения, содержания, функций, приемов, методов оптимизации.

Практическая значимость исследования определяется возможностями использования результатов исследования в управленческой деятельности.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке лекций, семинаров и практических занятий по учебным курсам управленческих дисциплин.

Структура работы. Данная работа содержит введение, 2 главы, 6 параграфов, заключение, библиографию. В первой главе рассматриваются теоретические основы исследования управленческого общения: раскрывается понятие управленческого общения, обозначаются критерии качества управленческого общения, так же определяется коммуникация как основа управленческой связи между руководителем и подчиненным. А во второй главе проводится анализ основных приемов, принципов и особенностей управленческого общения; рассматриваются способы оптимизации управленческого общения.


 


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: