Интерфейс взаимоотношений

Интерфейс взаимоотношений исходит из логических связей между пользователями в соответствии с принятой формальной организационной структурой, которая, реализуясь в атмосфере реального морально- психологического климата, подвергается различным неформальным деформациям. Изучение социальных связей, психологического климата в коллективе, субъектных и межсубъектных чувств и процессов между людьми имеет свою уже давнюю историю благодаря усилиям социологов, психологов и учёных, но их достижения призваны внедрять в практику инженеры.

Интерфейс взаимоотношений призван обеспечить административно -правовую, социально-экономическую и морально-этическую совместимость пользователей, совместные усилия которых должны быть направлены на достижение общих целей – целей организации.

Здесь следует немедленно обратить внимание на то, что каждый пользователь имеет личные цели. И, прежде всего, важны те из них, которые противоречат целям организации и реализуются в ней. Личные цели пользователей в пределах организации ограничиваются, не полностью нейтрализуясь, административно-правовыми нормами и требованиями организационно-структурной документации (должностными и рабочими инструкциями, коллективными договорами и т.п. актами), а также нивелируются социально - экономическими преференциями (размерами заработной платы, различного рода поощрениями и т.п.) и пресекаются оперативным реагированием превентивно или постфактум.

Здесь:

Преференция (лат. praeferens – предпочитать) – действие на что-либо, направленное для получения нужного результата.

Превентивный (франц. preventifот лат. praeventus–предупреждающий) – что-то, упреждающее или предупреждающее что-либо.

Постфактум (лат. postfactum–после сделанного) – после того, как что-либо произошло.

Оперативные реагирования (управляющие воздействия – руководящие указания), преференции и ограничения являются внешними воздействиями на Пользователя (с большой буквы означает здесь и далее по тексту всех пользователей организации). Внешние воздействия от имени организации осуществляет Руководитель (также в собирательном смысле - руководители всех уровней оргструктуры организации). Подчинённые воспринимают внешние воздействия, реально повинуясь и виртуально оценивая их с позиций гуманизма и справедливости, конечно, каждый в пределах своей компетенции.

Здесь:

Руководитель - пользователь, наделённый по отношению к подчинённым властными полномочиями.

Подчинённый – пользователь, обязанный исполнять властные указания руководителя.

Власть (старослав. волость – территория, управляемая кем-нибудь в одиночку) – метод повелевать (приказывать, указывать) действиями кого-нибудь.

Властные – осуществляемые посредством власти.

Полномочия – права, предоставленные кому-нибудь на совершения чего-нибудь.

Право – узаконенная кем-нибудь или присвоенная самим самому себе возможность делать что-нибудь.

Гуманизм (лат. humanus– человечный) – мировоззрение, утверждающее принципы равенства, достоинства, уважения основой человеческих отношений.

Руководителей – меньшинство, подчинённых –все объемлющее большинство и это непреодолимая данность:

“С сотворения мира всегда правило, правит и будет править меньшинство, а не большинство. Это верно для всех форм и видов управления, монархий и демократий, для эпох реакционных и эпох революционных. Из управления меньшинства нет выхода. И ваши демократические попытки создать царство большинства, в сущности, являются жалким самообманом” –так писал русский философ Николай Бердяев [?]. По-видимому, нет выбора, кроме одного, - надеяться на потусторонние силы принуждения управления меньшинства быть гуманным и справедливым.

Руководящие указания поражают (не иначе, как в действиях) Пользователя – субъекта активного и самоутверждающегося, источника внутренней морально-этической психической энергии, проецируемой на окружение, включая самого себя.

Здесь:

Мораль (франц. morale – нравственность) – совокупность норм и принципов человека, определяющих его отношение к кому - или чему-либо.

Этика (греч. ethikaот ethos–обычай, характер) –совокупность норм и принципов человека, определяющих его отношение к самому себе.

Мораль и этика являются внутренним источником душевной энергии, которой наполнено поведения Пользователя в реальной обстановке, и которая делает поведение неповторимым, порой в едва уловимых деталях, и уникальным в целом как самоё по себе, так и по воздействию на окружение. Мораль и этика порождают и сопровождают поведение и обрамляют его результаты позитивом или негативом различной степени выразительности.

Здесь:

Поведение – нескончаемо - непрерывная цепь ситуаций, в которых кто-либо осуществляет действия по достижению той или иной цели из множества целей.

 Цель определяет результат. Поведения пользователей много и разнообразны. Заслуживают вникания те из них, в которых обнаруживаются различного масштаба и вида локальные противоречия, свидетельствующие о зарождении или уже состоявшемся конфликте.

Здесь:

Противоречие – несоответствие чего-то чему-то.

Конфликт (лат. conflictus – столкновение) – столкновение чего-то с чем-то.

Сталкиваться могут противоположные интересы, взгляды, серьёзные разногласия и многое, что другое, носителем и выразителем которого являются люди.

Руководитель, повелевая поведением подчинённого, осуществляет руководство. Руководство и управление идентичны в том смысле, что то и другое изменяет текущее состояние чего-то на требуемое состояние его же. Но принципиальное различие руководства и управления существует и, прежде всего, скрывается тут в инкогнито “чего-то”. При руководстве – это субъект (живой человек с его страстями, желаниями, тайнами, загадками, своими целями и т.п.). Для управления в классическом понимании – это объект (неодушевлённый предмет, лишенный всего человеческого). Есть и ещё особенность: руководство опирается на власть как принудительный фактор в асимметрии межличностных отношений. Следует отметить два вида межличностных отношений: вертикальные, формально установленные действующей организационной структурой, и неформальные горизонтальные, складывающиеся стихийно и ситуативно.

Нередки случаи, когда неформальные горизонтальные связи также подвержены асимметрии межличностных отношений с признаками принудительного влияния в них одного на других. Это является следствием общечеловеческого пристрастия к власти. Природа этого пристрастия до конца не ясна, но некоторые исследователи видят источник стремления человека к власти в натуре самого человека, в его генетической агрессивности и потребности доминировать над другими. Большинству людей свойственна умеренная потребность во власти.

Перечислим наиболее применимые инструменты власти, оставив в стороне физическое насилие:

поощрения/порицания (благодарность, премия/выговор, депремирование),

страх (быть уволенным, пониженным в должности),

авторитет (быть примером для подражания),

информация (объяснения и убеждения).

Важным является обстоятельство, связанное с тем, как человек распоряжается властью. Этим определяются стиль руководства (например, эксплуататорский авторитаризм, великодушная автократия, консультативная демократия, совместное управление [?]) и характер поведения исполнителей.

Подытоживая обсуждение интерфейсного консолиданта, выделим дихотомии, формирующие интеллектуальную информационно-технологическую среду как сплошную гетерогенную массу с нарастающей вязкостью за счёт сближения и взаимопроникновения разнородных компонентов:

разъём – протокол в интерфейсе взаимосвязей – дихотомия, связывающая информационные и технические компоненты,

пользователь – диалог в интерфейсе взаимодействий – дихотомия, объединяющая интеллектуальные и технологические компоненты,

руководитель – поведение в интерфейсе взаимоотношений – дихотомия, создающая в интеллектуальной информационно-технологической среде морально-этическую атмосферу с морально-психологическим климатом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: