X. Холодная война. НТР и её влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х ГГ. : нарастание кризисных явлений

Холодная война (1946−1992 гг.) – мировая конфронтация геополитического, экономического и идеологического характера между двумя военно-политическими блоками во главе с СССР и США. Холодная война характеризовалась: разделением мира на сферы влияния двух блоков с разными социально-экономическими и политическими системами; локальными войнами в отдельных странах и регионах, гонкой вооружений и угрозой третьей мировой «ядерной» войны. Отправной точкой холодной войны считается речь У. Черчилля 5 марта 1946 г. в г. Фултон (США), окончание же было провозглашено в 1992 г. президентами Российской Федерации (Б. Ельциным) и США (Д. Бушем). Начальный этап холодной войны пришёлся для СССР на послевоенный период 1945–1953 гг. Период хрущёвской «оттепели» был ознаменован новой концепцией внешней политики, сформулированной на ХХ съезде КПСС в 1956 г., включавшей в себя признание многовариантности путей построения социализма и тезис о необходимости мирного сосуществования государств с различным строем. В 1955 г. были нормализованы отношения с Югославией. В рамках Совета Экономической Взаимопомощи велась работа по координации народнохозяйственных планов социалистических стран, что обеспечило динамичное развитие экономики «соцлагеря». К концу 60-х гг. на страны СЭВ, располагавшие 18 % территории и 10 % населения земного шара, приходилось 33 % мирового промышленного производства (в 1960 г. – 28 %). В 1955 г. была образована Организация Варшавского Договора (ОВД) – оборонительный союз, в который вошли все государства Восточной Европы, кроме Югославии, позднее из него вышла Албания. Разоблачение сталинизма в СССР встретило осуждение ряда лидеров зарубежных компартий и повлекло за собой кризис в просталинских руководящих кругах. Так, неприятие развенчания культа личности Сталина китайской коммунистической партией во главе с Мао Цзэдуном послужило катализатором осложнения взаимоотношений Китая и СССР, переросшего со временем в соперничество на арене международного коммунистического движения. В столице Венгрии вслед за смещением главы правительства сталиниста М. Ракоши 23–24 октября 1956 г. прошли демонстрации с требованиями установления демократического строя, вывода советских войск. Стабилизация положения в Венгрии оказалась возможной лишь с помощью советских войск. В конце 60-х подобная линия отношения советского руководства к странам соцлагеря будет названа «доктриной Л.И. Брежнева». Данный термин подразумевал, что суверенитет любого социалистического государства имеет подчинённый характер по отношению к интересам укрепления системы социализма. Весной 1968 г. руководство Чехословакии во главе с первым секретарём ЦК Компартии А. Дубчеком предприняло ряд демократических реформ («пражская весна»), воспринятые в Москве как угроза развала Варшавского договора. В августе 1968 г. в ЧССР вторглись советские войска. Дубчек был арестован, а к власти пришли консервативные силы во главе с Г. Гусаком. Народы Восточной Европы стали относиться к СССР как к агрессору и душителю национальной свободы. Одним из симптомов нараставших противоречий в развитии соцлагеря стал разразившийся на рубеже 1970-80-х гг. политический кризис в Польше, который удалось приостановить лишь с помощью введения в стране военного положения и ареста лидеров оппозиции.

В период хрущёвской «оттепели» начинается улучшение отношений с Западом. В 1955 г. Москва признала ФРГ и пошла на восстановление нейтральной Австрии, согласившись вывести с её территории свои войска. В 1956 г. были возобновлены советско-японские дипломатические связи. Большой резонанс в мире вызвал визит в США осенью 1959 г. Н.С. Хрущёва. В следующем году советский лидер выступил на Генеральной Ассамблее ООН по проблеме разоружения. Значительным успехом внешней политики стало подписание в 1963 г. договора «О запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой» между СССР, США и Англией. Вместе с тем, во внешней политике СССР сохранялся принцип «пролетарского интернационализма» (т.е. помощи международному коммунистическому и национально-освободительному движению); предполагалось «продолжение идеологической борьбы с капиталистическим мировоззрением». Ведущие державы Запада также не собирались поступаться задачами «сдерживания» и «отбрасывания социализма», лёгшими в основу развязывания холодной войны. Подобное положение предопределяло новые столкновения между двумя противостоящими системами. Так, в августе 1961 г. власти ГДР по согласованию с СССР, в нарушение Потсдамских соглашений, возвели бетонную стену вокруг Западного Берлина, чтобы пресечь бегство граждан ГДР на запад. Стена, возникшая в результате «берлинского» кризиса, просуществовала до 1989 г. и стала символом раздела Европы на враждующие блоки. Пиком же противостояния между Востоком и Западом стал «карибский» («ракетный», или «кубинский») кризис. Ещё в 1959 г. на Кубе к власти пришёл Ф. Кастро, а страна пополнила соцлагерь. Советское руководство в 1962 г. приняло решение создать на Кубе ракетно-ядерную базу (в ответ на создание американской ракетной базы у границ СССР в Турции). Ответом стала блокада Кубы и приведение в боевую готовность Вооружённых сил США и НАТО, в то же состояние были приведены Вооружённые силы СССР и ОВД. Вскоре стороны пошли на компромисс: СССР демонтировал ракеты на Кубе, а США вывезли свои ракеты из Турции. Противостояние двух систем перекинулось и на страны «третьего» мира. В условиях распада в конце 50-х – начале 60-х гг. колониальной системы Москва стремилась распространить своё влияние на страны «третьего» мира, оказывая им экономическую помощь и поставляя оружие. Авторитет СССР в арабских странах резко возрос после «суэцкого» кризиса. Выступление СССР в 1956 г. на стороне Египта, национализировавшего Суэцкий канал, вынудило войска Англии, Франции и Израиля отказаться от планов восстановления контроля над этим регионом. Поддержка арабских стран в их вооружённых конфликтах с Израилем будет продолжена и при Л.И. Брежневе. Социалистической ориентации в 1950–1960-х гг. придерживались Индия, Индонезия, Бирма, Сирия, Ирак, Египет, Алжир, Конго и некоторые другие страны. Стремление США и СССР увеличить число союзников в рамках холодной войны приводило к неразборчивости в выборе политических партнёров. К началу 80-х гг. СССР, оказав странам «третьего мира» колоссальную (исчисляемою многими десятками миллиардов долларов) экономическую и военную помощь, существенно расширил сферу своего влияния. В Афганистане, Анголе, Лаосе, Сомали, Эфиопии и в ряде других государств утверждаются просоветские режимы, но финансовая и военная их поддержка нарушала стабильность экономического развития СССР.

После некоторого обострения советско-американского противостояния в ходе вьетнамской войны 1965–1976 гг., в которой СССР оказывал разностороннюю помощь коммунистически ориентированной Демократической Республике Вьетнам, свергнувшей проамериканский режим Южного Вьетнама и объединившей страну, начался период временной «разрядки» международной напряжённости (1970-е – 1979 гг.). Одной из причин разрядки стало достижение СССР ценой гигантских затрат сил и материальных ресурсов военно-стратегического паритета с США. Было признано, что в ядерной войне не может быть победителей. В 1970–1971 гг. удалось урегулировать спорные вопросы в отношении ФРГ и ГДР, оба немецких государства были приняты в ООН. Происходит возобновление советско-американских встреч на высшем уровне. В ходе переговоров Л.И. Брежнева с Р. Никсоном и Д. Фордом были достигнуты соглашения об ограничении стратегических вооружений (в 1972 г. – по ОСВ-1, в 1978 г. – по ОСВ-2) и подземных испытаний ядерных зарядов. Был также заключён договор по противоракетной обороне (ПРО). В 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) лидеров тридцати трёх европейских стран, США и Канады. Подписанные документы закрепляли послевоенные границы в Европе, способствовали расширению экономических, политических и гуманитарных связей между Востоком и Западом. Тем временем 70-е гг. были периодом дальнейшей гонки вооружений. СССР фактически превзошёл США по численности армии, количеству (но не всегда – по качеству) танков, самолётов, ракет. Подобные действия подрывали доверие к Москве и катастрофическим образом отражались на экономике Советского Союза. США превосходили СССР по валовому национальному продукту в три-четыре раза, а затраты на вооружение были равноценны. В 1979 – середине 1980-х гг. произошло новое обострение конфронтации с Западом из-за Афганской войны. После свержения в Афганистане просоветски ориентированного режима в декабре 1979 г. было принято решение ввести в страну «ограниченный контингент советских войск» (около 200 тыс. человек). Фактически, в своих целях СССР оккупировал Афганистан и оказался втянутым в кровопролитную войну, в которой погибло свыше 15 тыс. советских граждан и более 1 млн. афганцев. Военное вмешательство Советского Союза во внутренние дела Афганистана осудило подавляющее большинство членов ООН и резко обострило отношения с США.

Начало брежневской эпохи ознаменовалось новыми мерами экономического стимулирования промышленного производства. Они были приняты на сентябрьском пленуме ЦК КПСС 1965 г.: восстановление отраслевого управления (упразднённого при Хрущёве); переведение предприятий на хозрасчёт (самоуправление, самоокупаемость, самофинансирование); сочетание единого государственного планирования с местной инициативой (встречным планированием). Наиболее успешно эти меры проявились в годы восьмой пятилетки (1966–1970 гг.), когда объём промышленного производства вырос на 50 %. Упор в промышленном развитии в 1970-е – первой половине 1980-х гг. был сделан на создание нескольких десятков гигантских территориально-производственных комплексов (ТПК) в различных регионах страны. Особое значение имел Западно-Сибирский ТПК (Тюменская область), где были обнаружены огромные залежи нефти и газа. В 1984 г. было завершено строительство Байкало-Амурской магистрали (БАМ), первые попытки строительства которой предпринимались ещё накануне ВОВ. В рассматриваемый период руководство страны предпринимало немало усилий для стабилизации положения в сельском хозяйстве. Были повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, введена 50 % надбавка к цене за её сверхплановую продажу государству, увеличены капиталовложения в аграрный сектор. В результате, сельскохозяйственное производство выросло к началу 70-х гг. на 21 %. В ноябре 1969 г. состоялся III съезд колхозников СССР, принявший новый «Примерный устав колхозов», который переводил колхозников на гарантированную зарплату и пенсионное обеспечение. Упор в селе делался на агропромышленную интеграцию, т.е. объединение сельского хозяйства с обслуживающими отраслями – промышленностью, транспортом, торговлей, строительством. В 1970-е – начале 1980-х гг. были проведены огромные работы по мелиорации земель с целью повышения их урожайности, в частности, были построены грандиозные каналы: Северо-Крымский, Каракумский и др. В 1965–1984 гг. значительно выросло городское население. Оно увеличилось со 130 млн. до 180 млн. человек. Сельское население за эти же годы сократилось со 105 до 96 млн. человек. Сокращение расходов на здравоохранение вскоре привело к тому, что СССР переместился на 35-е место в мире по продолжительности жизни и на 50-е – по детской смертности. Рост населения и падение темпов сельскохозяйственного производства привели к обострению дефицита продовольствия. В результате к началу 80-х гг. во многих областях страны стала вновь вводится карточная система, ликвидированная в 1947 г. По уровню потребления СССР к началу 80-х гг. занимал только 77-е место, а доля заработной платы в национальном доходе, составляла лишь 36,5 % (1985), в то время как в США – 64 %, а в некоторых других странах Запада – до 80 %. Остальное «съедали» гонка вооружений, неразумное хозяйствование, поддержка дружественных режимов. Но всё же, несмотря на небольшую зарплату, большинство трудящихся чувствовали себя относительно защищёнными, так как отсутствовала безработица, имелось повсеместное бесплатное образование и здравоохранение, гарантированное пенсионное обеспечение. Осуществлялось массовое жилищное строительство. Большие средства вкладывались государством в науку, культуру, спорт. Эпоха Л.И. Брежнева характеризовалась ужесточением цензуры, усилением идеологического контроля над деятельностью интеллигенции, затиханием критики культа личности Сталина, прекращением реабилитации жертв репрессий. В литературе этого периода расцвет переживает так называемая «деревенская проза». Ф.А. Абрамов, В.И. Белов, В.П. Астафьев и другие писатели-«деревенщики» показывали трагедию крестьянства, укрепляли веру в неистребимость народных традиций, культуры, нравственности. Особая роль в разработке данной темы принадлежала писателю, актёру и режиссёру В. Шукшину. В кинематографе этого периода ключевыми стали работы С.Ф. Бондарчука («Война и мир», «Они сражались за родину»), С.И. Ростоцкого («А зори здесь тихие»), Т.Н. Лиозновой («Семнадцать мгновений весны»), Э.А. Рязанова («Ирония судьбы», Гараж»), Л.И. Гайдая («Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука»). Выдающихся успехов и мирового признания добились мастера советского балета М. Плисецкая, М. Лиепа и др. Оперное искусство было представлено мастерством И. Архиповой, Г. Вишневской, Е. Нестеренко, Б. Штокалова. Тем временем широкое распространение получили новые средства массовой информации, способы её передачи и хранения: радио, телевидение, аудиозаписи, что значительно расширило возможности доступа широких слоёв советского общества к достижениям западной массовой культуры, давало возможность понять уровень оторванности СССР от достижений западной цивилизации. Наряду с «официальным» творчеством продолжали появляться произведения литературы, музыкального искусства, живописи, скульптуры и т.д., расходящиеся с идеологическими установками. И, возможно, достижения альтернативной части советской культуры, оказались более значимыми, нежели официальной её составляющей. Среди выдающихся писателей этого периода можно отметить творчество А. Солженицина, В. Аксёнова, В. Войновича, поэтов – И. Бродского, А. Галича, В. Высоцкого; художников – М. Шемякина, А. Зверева, О. Рабина, И. Кабакова; скульпторов Э. Неизвестного и В. Сидура; композиторов А. Шнитке и С. Губайдуллиной; кинорежиссеров – А. Тарковского, К. Муратовой, А. Германа, С. Параджанова и многих др. В 60-70-е гг. руководство страны взяло курс на повышение образовательного уровня населения. Был осуществлён переход к всеобщему полному среднему образованию. В 1983–1984 гг. проходила комплексная реформа школы. Число вузов и университетов в стране постоянно увеличивалась (в 1985 г. в СССР насчитывалось 69 университетов), значительно возрос их научный потенциал. За счёт массированного финансирования государством целевых фундаментальных научно-исследовательских программ (до 25 млрд. руб. в 1980 г.) заметно расширилась сеть научных учреждений. Значительными были достижения советской науки в области физики (в квантовой механике и лазерной технике). Успехом советских учёных стали работы по расшифровке структуры белка, в области генной инженерии, лазерной медицины. Благодаря большим расходам государства на космические исследования удалось достичь высоких результатов, в частности, состоялся первый выход человека в космос, совершенный космонавтом А. Леоновым в 1965 г. За 1967−1981 гг. на орбиту были выведены 40 космических кораблей «Союз», из них – 38 с экипажами.

Эра «развитого социализма» – более чем двадцатилетие жизни советского общества (1964–1985 гг.) характеризовалась достижением максимальной экономической и политической стабильности социалистического строя в СССР, наивысшим в истории СССР уровнем жизни большинства населения. Не совсем справедливое и скорее конъюнктурное наименование «годы застоя» этот период получил во время горбачёвской перестройки, что имело своей целью представить негативно предшествующую эпоху и обосновать необходимость кардинальных реформ. Однако на фоне краха перестройки и последующих кризисов название «развитой социализм» выглядит более точным и уместным. Многие историки, отрицая наличие «застоя» в брежневский период, признают лишь падение темпов экономического развития. Но падение было значительное и связано оно было не только с тем, что экономическая реформа, проведённая во второй половине 60-х – начале 70-х гг., не подкреплённая реформой политической системы, была обречена. Экономика СССР развивалась в послевоенный период экстенсивным путём, вширь. Руководство страны пыталось использовать естественное преимущество СССР – огромную территорию с колоссальными природными богатствами, тогда как развитые капиталистические страны сделали упор на интенсивное развитие, на форсирование наукоёмких отраслей, которые определяли научно-технический прогресс – электронику, кибернетику, робототехнику, биотехнологию и т.п. С начала семидесятых годов в развитых капиталистических странах начался новый этап научно-технической революции. Автоматизация и роботизация производства достигли значительных размеров, что сказалось на повышении эффективности общественного производства. Руководство СССР понимало, что выиграть экономическую гонку с Западом можно лишь при условии перевода экономики СССР на интенсивный путь развития, задача эта неоднократно ставилась, но так и не была решена на должном уровне. Несомненно, за двадцать лет всемирного ускорения научно-технического прогресса СССР добился определённых успехов в деле реализации достижений НТР, но лишь в отдельных областях: производства вооружений, исследования космоса, атомной энергетики, ряда фундаментальных открытий. Нараставшая милитаризация экономики в годы холодной войны диктовала свои условия. Успешные научные исследования в областях, не носивших военно-прикладного характера, повсеместно игнорировались высшим хозяйственным руководством. Нередко оказывалось, что советские разработки и идеи находили самое широкое применение в промышленном производстве Запада, а внутри страны никак не реализовывались. Увеличение разрыва между наукой и производством стало причиной того, что в промышленности к началу 80-х гг. были автоматизированы или комплексно механизированы только 10–15 % предприятий. Главным же пороком советской экономической модели стало то, что лишившись механизмов устрашения (страха перед ГУЛАГом), тоталитарный режим показал свою неспособность заинтересовать трудящихся в результатах своего труда экономическими методами. За 1970–1985 гг. темпы роста упали до уровня экономической стагнации (застоя). 11-я пятилетка не была выполнена ни по одному показателю. Такое положение стало важнейшим признаком кризиса сложившейся в СССР командно-административной системы управления.

В конце 1960-х – начале 1970-х гг. сложилось брежневское окружение – группа высших руководителей, которая реально управляла страной как единый коллектив, от которой зависел и сам Л.И. Брежнев. Ключевыми соратниками Л.И. Брежнева стали: Ю.В. Андропов (в 1967–1982 гг. председатель КГБ СССР); В.В. Щербицкий (в 1972–1989 гг. первый секретарь ЦК Компартии Украины); А.А. Громыко (в 1957–1985 гг. министр иностранных дел СССР); Д.Ф. Устинов (в 1976–1984 гг. министр обороны СССР); К.У. Черненко (с 1971 г. член ЦК КПСС, в 1978–1985 гг. член Президиума (Политбюро) ЦК КПСС); М.А. Суслов (в 1955–1982 гг. член Президиума (Политбюро) ЦК КПСС) и ряд др. Особенностью отношений Л.И. Брежнева с соратниками было то, что каждый из них был полным хозяином в своей «вотчине» (например, Андропов – в делах КГБ, Устинов – в оборонных делах и т.д.). Подобная кадровая политика стала одним из секретов политического долголетия Л.И. Брежнева, руководившего страной 18 лет. Его соратники, а также многочисленные первые секретари обкомов и союзных республик, почувствовав самостоятельность в работе и стабильность своего положения, сами были заинтересованы в сохранении Л.И. Брежнева у власти. В 1977 г. стремившийся к положению лидера Н. Подгорный был освобождён от занимаемой им должности Председателя Президиума Верховного Совета СССР. Л.И. Брежнев сам занял эту должность, оставаясь при этом Генеральным секретарём ЦК КПСС, что стало первым в истории СССР случаем объединения высшего партийного и официального президентского поста. Началось постепенное формирование культа личности Брежнева, достигшее апогея во второй половине 70-х – начала 80-х гг. Тщательно создаваемый официальной пропагандой культ Брежнева оказался совершенно иным, нежели культ Сталина, поскольку не опирался на подлинные чувства граждан и вызывал, как правило, лишь иронию.

К середине 70-х гг. со всей очевидностью стало ясно, что задача построения коммунизма, провозглашённая Хрущёвым в 1961 г., оказалась недостижимой. Взамен новое советское руководство выдвинуло тезис о построении в СССР «развитого социалистического общества». Развитой социализм понимался как длительный исторический этап, предшествующий построению коммунизма, наступление которого отодвигалось на неопределённый срок. Это было оформлено в новой (брежневской) Конституции СССР, принятой в 1977 г. В Конституцию была включена статья 6, согласно которой КПСС провозглашалась «руководящей и направляющей силой советского общества». Эта норма была призвана закрепить реально действующее господство партийного аппарата во всех сферах общественной жизни. Тяжело больной Л.И. Брежнев, начиная с 1978 г. несколько раз подавал в отставку, однако, не был отпущен на пенсию своим окружением, которое не желало нарушения сложившегося баланса сил. Правящая элита перешла на режим самовоспроизводства. Прекратилось её обновление за счёт выдвижения функционеров из низовых организаций КПСС. Номенклатура окружала себя новыми привилегиями и материальными благами. Началось её сращивание с преступной «теневой экономикой». В СССР разрасталась коррупция, особенно, в национальных республиках. В обществе же царил пессимизм и двойная мораль. Разрыв между заявлениями партийных идеологов и реалиями жизни был главной особенностью духовной жизни общества в эти годы. Люди перестали доверять официальной пропаганде, постепенно построение коммунизма из главного лозунга дня превратилось в повод для многочисленных анекдотов и насмешек. Среди интеллигенции продолжало развиваться движение диссидентов (инакомыслящих), зародившееся ещё в хрущёвские времена. В первых его рядах находились: «отец» водородной бомбы, трижды Герой Социалистического Труда академик А.Д. Сахаров, писатель А.И. Солженицын, музыкант М.Л. Ростропович и др. Диссиденты критиковали существующие порядки, предавали гласности изданием машинописных листовок, журналов («Хроника текущих событий» и др.) факты нарушения прав человека в СССР, проводили пресс-конференции и демонстрации (демонстрация на Красной площади в Москве против советского вторжения в Чехословакию 1968 г.). В условиях противостояния двух систем во главе с США и СССР диссиденты, критиковавшие советскую действительность, пользовались разносторонней поддержкой на Западе. В 1969 г. была создана первая в СССР открытая, неподконтрольная властям общественная организация – Инициативная группа защиты прав человека в СССР (Н. Горбаневская, С. Ковалёв, Л. Плющ и др.), положившая тем самым начало образованию подобных организаций 70-х гг. в СССР. Власти стремились подавить движение диссидентов, в результате, одни из диссидентов были высланы за границу (в 1974 г. лишён гражданства и выслан за границу лауреат Нобелевской премии А.И. Солженицын), другие поплатились за критику режима заключением в лагеря, психиатрические больницы.

После смерти Л.И. Брежнева (ноябрь 1982 г.) на посту генерального секретаря ЦК КПСС оказались лица престарелые: с ноября 1982 г. Ю.В. Андропов, а после его смерти в феврале 1984 г. – К.У. Черненко (умер в марте 1985 г.). Попытки Андропова «навести порядок» в инертно развивающейся стране административными методами (борьба с коррупцией, укрепление производственной дисциплины) были сведены на нет при К.У. Черненко и не имели весомых результатов. Тем временем, в стареющей партийно-государственной элите постепенно укрепились позиции относительно молодых и энергичных политиков-реформаторов – М.С. Горбачёва, Н.И. Рыжкова, А.Н. Яковлева и других, готовых к перестройке застойной советской системы.

 

XI. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В 1985–1991 гг. СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЙ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ (1993–1999 гг.). ПЕРЕСТРОЙКА. ПОПЫТКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕРЕВОРОТА 1991 г. И ЕГО ПРОВАЛ. РАСПАД СССР. БЕЛОВЕЖСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ

 

Перестройка – период в истории СССР (1985−1991 гг.), ознаменовавшийся кардинальными преобразованиями в жизни советского общества, результатом которых стал отказ от социалистического пути развития и распад СССР. Преобразования, развернувшиеся в стране, тесно связаны с именем М.С. Горбачёва – профессионального партийного функционера, избранного 11 марта 1985 г. Генеральным секретарём ЦК КПСС. В скором времени ключевые посты оказались в руках поддерживающих Генсека политических деятелей: Н.И. Рыжков возглавил Совет Министров СССР, в состав Политбюро ЦК партии были включены Е.К. Лигачёв, В.М. Чебриков, Э.А. Шеварнадзе. С целью добиться широкой поддержки выдвинутой Горбачёвым идеи о необходимости «обновлении социализма» в 1985−1988 гг. были проведены под эгидой «омоложения» кадров существенные обновления в руководстве всех уровней (было заменено более 66 % первых секретарей обкомов (фактически, руководителей областей), «омоложение» затронуло большую часть глав союзных республик и членов правительств).

 Первоначально планы нового руководства предполагали лишь ускорение социально-экономического развития страны посредством осторожного реформирования экономики. Попытки возрождения административных мер андроповских времён («антиалкогольная кампания», борьба с нарушениями производственной дисциплины и «нетрудовыми доходами») не принесли желаемых результатов. В 1987 г. был взят курс на «перестройку» директивной экономики, предполагавшую: отказ от монополии внешней торговли; расширение самостоятельности предприятий посредством их перевода на «хозяйственный расчёт» (самоокупаемость, самофинансирование, самоуправление) и замену государственного плана на госзаказ; создание банковской сети; постепенное возрождение частного сектора экономики. В 1986-1988 гг. были приняты законы, утверждавшие возможность частной деятельности, прежде всего, в сфере производства товаров народного потребления и бытового обслуживания. Появляются частные торговые ларьки и новый слой населения – предприниматели-кооператоры («новые русские»). В аграрном секторе правительство выступило за утверждение, наряду с колхозами и совхозами, трёх новых форм хозяйствования – агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств, с первых же дней столкнувшихся с целым комплексом проблем. Главной проблемой стало то, что земля продолжала принадлежать местным Советам и колхозам, а те неохотно шли навстречу новоиспечённым конкурентам. Сами колхозы и совхозы, не получив хозяйственной самостоятельности, по-прежнему оставались опутанными мелочной опекой местных властей. В июне 1990 г. вышло постановление Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике». Вместе с тем предполагавшееся регулирование при стартовавшем демонтаже командно-административной системы не было обеспечено созданием новых механизмов управления экономикой. Большинство принимаемых «правильных» законов не работало, они глушились на местах бюрократическим аппаратом, усматривавшем в них угрозу своему благополучию. Экономическая политика горбачёвской администрации в целом отличалась крайней непоследовательностью, усугублявшейся непрерывной корректировкой реформ, что приводило к промедлению в их осуществлении. Сыграло свою роль и то обстоятельство, что так и не удалось создать взамен внеэкономической новой системы материального стимулирования производителя. В сложившихся условиях крах советской экономики был неизбежен. Золотой запас в 1991 г. сократился по сравнению с 1985 г. в десять раз. С 1988 г. началось сокращение производства, а инфляция достигла к 1991 г. 25 % в неделю. Уровень жизни населения, несмотря на декларативные заявления руководства о приоритете социальных проблем (строительстве жилья, снабжении населения продовольствием, совершенствование системы здравоохранения и образования), неуклонно падал. В магазинах исчезли продукты, были введены талоны. Летом 1989 г. по стране прошли первые забастовки рабочих, которые с тех пор уже постоянно сопутствовали «перестройке». Одним из побочных следствий возрождения частного сектора стала легализация теневой экономики, преступных капиталов, бандитизм и пр. В результате экономические реформы, не дававшие желаемого результата и не затрагивавшие основные вопросы (цены, кредит, снабжение), встретили в конце 80-х гг. сопротивление не только со стороны консерваторов, но и со стороны широких слоёв населения.

Перемены в общественно-политической сфере начались с проведения политики «гласности». Курс на «гласность», т.е. смягчение цензуры над средствами массовой информации, был провозглашён в 1987 г. Далее, на волне набиравшего силу движения за «демократизацию» общества, в августе 1990 г. была отменена цензура и провозглашена свобода средств массовой информации. В стране появились тысячи независимых газет и журналов. Попытки отойти от «застоя» в обществе закономерно привели к стремлению переосмысления исторического прошлого, систематически стали выходить статьи с негативной оценкой деятельности И. Сталина и Л. Брежнева, на которых была возложена вина за «деформацию социализма». Одновременно стартовал процесс «возвращения» недоступного ранее наследия отечественной культуры. Стали публиковаться запрещённые в советской России произведения философов (В.С. Соловьёва, Н.А. Бердяева, С. Булгакова, В.В. Розанова, П.А. Флоренского), эмигрантов и репрессированных писателей, поэтов (Д.С. Мережковского, В.В. Набокова, В.Ф. Ходасевича, А.П. Платонова, Б.А. Пильняка, Н.С. Гумилёва, О.Э. Мандельштама, И. Бродского). В 1987–1988 гг. в литературных журналах были опубликованы многие произведения, которые прежде не пропускала цензура: «Реквием» А.А. Ахматовой, «По праву памяти» А.Т. Твардовского, «Белые одежды» В.Д. Дудинцева, «Зубр» Д.А. Гранина, «Ночевала тучка золотая» А.И. Приставкина, «Мы» Е.И. Замятина, «Жизнь и судьба» В.С. Гроссмана. Перестроечные годы стали временем возвращения наследия «русского авангарда»: переиздавались и впервые печатались произведения многих отечественных футуристов (В. Хлебникова, А. Кручёных, И. Северянина), ОБЭРИУтов (Д. Хармса, А. Введенского, К. Вагинова, Н. Олейникова), представителей иных течений литературного авангарда России; прошли выставки крупнейших художников-авангардистов: П.Н. Филонова, В.В. Кандинского, Д.П. Штеренберга, К. Малевича, А. Лентулова, О. Гончаровой и многих др. Широкой советской аудитории стали доступны произведения художников-нонконформистов, многие из которых к тому времени уже эмигрировали из страны (Г. Богомолова, Вяч. Михайлова, В. Янкилевского, М. Шемякина, О. Целкова, Э. Штейнберга, Ю. Жарких, Д. Плавинского, М. Шварцмана, И. Чуйкова, В. Немухина и др.). С началом перестройки кинематография стала одним из самых действенных рупоров провозглашения новых идей. Значительно расширилась тематика советского кино конца 80-х гг. от философского переосмысления прошлого («Покаяние» реж. Т. Абуладзе) до общечеловеческих проблем, в частности, угрозы ядерной катастрофы («Письма мёртвого человека» реж. К. Лопушанского) или же острых социальных пороков развития советского общества («Игла» реж. Р. Нугманов, «Интердевочка» реж. П. Тодоровский). Однако перестройка способствовала появлению многих негативных явлений в отечественном киноискусстве, среди которых: снижение эстетического и репертуарного уровня снимаемых кинолент, появление и всё большее распространение «чернухи», значительное уменьшение материальной и производственной кинобазы. Среди достижений перестроечного кинематографа выделяются: «Кин дза дза» (реж. Г. Данелия), «Такси блюз» (П. Лунгина), «Посетитель музея» (К. Лопушанского), «Праздник Нептуна», «Бакенбарды» (Ю. Мамина), «Собачье сердце» (В. Бортко), «АССА» (реж. С. Соловьёва). Схожие процессы протекали и в театральном искусстве: с одной стороны, стало возможным обращение к богатому драматическому наследию прошлого, с другой, возникли многочисленные театры-студии («Театр луны», «Табакерка» и др.), стремившиеся найти свой путь в искусстве. Главным музыкальным феноменом стала легализация независимой, прежде всего, рок-сцены (Аквариум, Алиса, ДДТ, Странные игры, АукцЫон, Звуки Му, АВИА, НОМ, С. Курёхин и многие др.). Итоги перестройки для отечественной культуры оказались многосложными, неоднозначными. Культурная жизнь стала богаче и разнообразнее, но одновременно наметились основные причины будущего кризиса: коммерциализация, вторичность по отношению к Западу, «клановость». Существенными потерями обернулись «перестроечные» процессы для науки, системы образования. Понимая, что в новых условиях невозможны старые подходы, власти отменили в 1988 г. экзамены по истории в школах. Однако советское общество оказалось во многом не готово к стремительной и радикальной переоценке ценностей. У многих обнародование ранее умалчивавшихся или скрывавшихся фактов вызвало растерянность, душевный надлом. В 1987 г. стартовал новый виток реабилитации жертв сталинских репрессий, в том числе кулаков и участников оппозиций. Кризис коммунистической идеологии привёл к росту религиозных настроений в обществе. Существенно изменились отношения государства и церкви – с 1990 г. был отменён партийно-государственный контроль над деятельностью церковных организаций. Началось возвращение верующим религиозных сооружений и святынь. В конечном итоге «перестройка» привела к возрождению церкви в качестве одного из авторитетных и самостоятельных элементов общественной системы.

Руководство страны во главе с М.С. Горбачёвым с лета 1988 г. решилось на реформирование закостеневшей политической системы СССР. На первом этапе целью политической реформы было укрепление руководящей роли КПСС в обществе через оживление Советов, парламентаризм и разделение властей. ХIХ конференция КПСС (июнь 1988 г.) учредила новый высший орган законодательной власти – Съезд народных депутатов СССР и соответствующие республиканские съезды. Выборы депутатов проводились в 1989–1990 гг. на альтернативной основе. Вводился новый пост – Председателя Совета (от Верховного до районного). Председателем Верховного Совета СССР стал генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачёв (март 1989 г.), председателем Верховного Совета РСФСР – бывший кандидат в члены политбюро ЦК КПСС, оппозиционер Горбачёва, Б.Н. Ельцин (май 1990 г.). Наметившейся кризис социалистического реформирования, повлёкший всё большее разочарование в коммунистической идеологии, привёл к тому, что люди стали искать выход из сложившейся обстановки на иных идейных и политических основах. Произошел массовый отток членов КПСС (к середине 1991 г. её численность сократилась с 21 до 15 млн. человек). В 1989−1990 гг. компартия Латвии, Литвы и Эстонии заявили о своём выходе из КПСС. Одновременно с усилением политического кризиса в стране происходило формирование новых политических партий. Первой оппозиционной партией провозгласила себя в мае 1988 г. группа В.И. Новодворской, принявшая наименование «Демократический союз». Тогда же возникли партии националистической ориентации: «народные фронты» в Молдавии, Латвии и Эстонии, литовский «Саюдис», украинский «Рух» и др. Большинство из них заняло антикоммунистические и антисоветские позиции, выступало за независимость республик. С весны 1990 г. горбачёвская администрация, теряя инициативу, перешла ко второму этапу политических реформ. На новую высшую государственную должность – Президента СССР, III съезд народных депутатов СССР в марте 1990 г. избрал М.С. Горбачёва. Отмена 6-й статьи Конституции СССР, закреплявшей «руководящую и направляющую» роль КПСС, положила начало официальной регистрации политических партий.

В условиях ослабления политического центра, кризиса идеологии дали о себе знать многие копившиеся и подавляемые годами проблемы национального характера. Попытки Горбачёва ограничить силу национальных элит вызвали ещё более активное возмущение в ряде республик. В декабре 1986 г. в знак протеста против назначения первым секретарём ЦК Компартии Казахстана вместо Д.А. Кунаева русского по национальности Г.В. Колбина в Алма-Ате прошли многотысячные демонстрации, перешедшие в беспорядки. Ещё более активно, чем в прежние годы, звучали требования о воссоздании автономии крымских татар и немцев Поволжья. Однако зоной самых острых межнациональных конфликтов стало Закавказье. В 1988 г. армянское большинство населения Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджана потребовало включения области в состав Армении. В результате произошли армянские погромы в г. Сумгаите, а затем в Баку. Между Арменией и Азербайджаном начался кровавый конфликт, переросший в войну. В 1989 г. народный митинг в Тбилиси потребовал ликвидации автономий в составе Грузии и выхода республики из СССР. Против демонстрантов были брошены войска (19 человек погибли, сотни были ранены), что только усилило антисоветские настроения среди широких слоёв населения республики. Вскоре Грузия, приняв 9 марта 1990 г. декларацию о суверенитете, открыла «парад суверенитетов». В 1991−1992 гг. конфликт правительства Грузии с Абхазией и Южной Осетией вылился в вооружённые столкновения. Тем временем, в Якутии, Татарии, Башкирии набирали силу движения, требовавшие предоставления этим автономным республикам прав союзных. Причём лидеры национальных движений, стремясь обеспечить себе массовую поддержку, делали особый упор на то, что их республики и народы «кормят Россию» и союзный центр. По мере углубления экономического кризиса это вселяло в сознание людей мысль о том, что их процветание может быть обеспечено лишь в результате выхода из состава СССР. Для партийной же верхушки республик создавалась исключительная возможность для обеспечения быстрой карьеры и благосостояния. Предложить пути выхода из «национального тупика» «команда Горбачёва» оказалась не готова и потому постоянно медлила и опаздывала с принятием решений. Иную форму приобрели национальные отношения в Прибалтике. В 1988 г. Верховный Совет Эстонской ССР провозгласил своё право приостанавливать законы СССР на территории Эстонии. Верховный Совет СССР признал этот документ незаконным. Народные фронты Эстонии, Латвии, Литвы выступили за восстановление государственной независимости этих республик. В марте – мае 1990 г., Латвия, Литва, Эстония, а за ними РСФСР (во главе с Б.Н. Ельциным) приняли декларации о государственном суверенитете, устанавливавшие приоритет своих законов над законами СССР. «Парад суверенитетов» продолжили Узбекистан, Молдавия, Украина, Белоруссия. Государство вступило в полосу дезинтеграции. Для разрешения вопросов, связанных с судьбой Союзного договора в 1991 г., были назначены переговоры Президента СССР с руководством республик. Состоявшийся в марте 1991 г. всесоюзный референдум давал М.С. Горбачеву надежду, что «глас народа» будет услышан республиканскими политиками: из 185,6 млн. граждан проголосовали 148,6 млн., 76,4 %: которых высказались за «сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой Федерации равноправных суверенных республик». К августу 1991 г. с трудом удалось подготовить компромиссный проект Союзного договора, по которому СССР должен был превратиться в Союз Суверенных Государств, в состав которого на равных условиях входили бы как бывшие союзные, так и автономные республики. Подписание договора было намечено на 20 августа, но оно так и не состоялось.

В ночь с 18 на 19 августа 1991 г. произошло выступление консервативного крыла руководства СССР (вошедший в историю как «августовский путч»), воспринявшего подписание нового союзного договора как угрозу существования единого государства. В отсутствие президента СССР (он отдыхал на даче в Форосе в Крыму) был учреждён Государственный комитет по чрезвычайному положению в стране (ГКЧП). В него вошли: вице-президент СССР Г.И. Янаев, премьер-министр В.С. Павлов, министр обороны Д.Т. Язов, министр внутренних дел Б.К. Пуго, председатель КГБ В.А. Крючков и ряд других высших руководителей СССР. ГКЧП объявил о введении чрезвычайного положения; о приостановлении деятельности оппозиционных партий; о запрете митингов и демонстраций; о контроле над средствами массовой информации. В Москву вошли войска. Утром 19 августа руководство РСФСР выступило с обращением к гражданам республики, в котором расценило действия ГКЧП как государственный переворот и объявило их незаконными. Население страны в целом сохраняло спокойствие, продолжалась работа предприятий и учреждений. Лишь в Москве Президенту РСФСР Б.Н. Ельцину удалось организовать тысячи своих сторонников на активное сопротивление ГКЧП – митинги протеста, строительство баррикад у «Белого дома» (здания Верховного Совета РСФСР). 21 августа начала работу сессия Верховного Совета РСФСР, поддержавшая руководство республики. На следующий день члены ГКЧП были арестованы. М.С. Горбачёв, прилетев в Москву, по его выражению, «вернулся в другую страну». Реальная власть ушла из его рук. Президент РСФСР Б.Н. Ельцин приостановил, а с ноября 1991 г. запретил деятельность КПСС на территории России, что повлекло за собой её ликвидацию. После этого процесс раздробления СССР стал необратимым. В условиях острого кризиса союзных структур власти инициатива в политическом реформировании страны перешла к республикам. Уже в августе три прибалтийские республики заявили о своём выходе из СССР. V внеочередной Съезд народных депутатов СССР (5 сентября 1991 г.) объявил о своём самороспуске и передаче властных полномочий Государственному совету СССР в составе руководителей республик. 6 сентября Госсовет СССР признал независимость Латвии, Литвы и Эстонии, что стало началом реального распада Советского Союза. 8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще (Белоруссия) президент России Б.Н. Ельцин, Председатель Верховного Совета Украины Л.М. Кравчук и Председатель Верховного Совета Белоруссии С.С. Шушкевич объявили о денонсации Союзного договора 1922 г., прекращении существования СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Этот акт противоречил законодательству и был подготовлен в тайне от Президента СССР и народа. В оппозиционной печати его назвали «Беловежский сговор». 21 декабря к СНГ присоединились остальные республики бывшего СССР, кроме Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии (т.е. Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизстан, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан), ознаменовав тем самым конец существования Советского Союза. 27 декабря 1991 г. М.С. Горбачёв подал в отставку с поста Президента уже не существующего СССР. Решение о разработке новой российской Конституции было принято уже на I съезде народных депутатов РСФСР в июне 1990 г. Съезд создал Конституционную комиссию во главе с Б.Н. Ельциным. Однако до подписания Беловежских соглашений и распада СССР оппозиционные силы блокировали все попытки пересмотреть советскую Конституцию 1977 г. Новый этап работы над Основным законом независимой России наступит в 1992 г., становление же российской государственности растянется до 1999 г.

В годы перестройки радикально изменилась внешняя политика СССР. В 1987 г. М.С. Горбачёв провозгласил внешнеполитическую концепцию «нового политического мышления». Проводниками нового курса стали министр иностранных дел Э.А. Шеварнадзе и член Политбюро ЦК КПСС А.Н. Яковлев. Основными принципами «нового политического мышления» стали: отказ от концепции раскола современного мира на две противоположные общественно-политические системы (социалистическую и капиталистическую), признание мира единым и взаимозависимым; способом решения международных вопросов провозглашался не баланс сил двух систем, а баланс их интересов; отказ от принципа пролетарского (социалистического) интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими (классовыми, национальными, идеологическими). Начались ежегодные встречи М.С. Горбачёва с президентами США Р. Рейганом, а затем Д. Бушем-старшим. Их результатом стало заключение договоров об уничтожении ракет средней и ближней дальности (1987 г.) и об ограничении стратегических наступательных вооружений (1991 г. – соглашение об ОСНВ-1). Эти договоры положили начало сокращению ядерного оружия в мире, однако, в основном за счёт ракет СССР. В 1989 г. министры иностранных дел 33 европейских государств, США и Канады приняли Венскую декларацию по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе. Затем в Вене прошли переговоры государств-участников ОВД и НАТО по вопросам сокращения обычных вооруженных сил от Атлантики до Урала. К февралю 1989 г. был осуществлён вывод советских войск из Афганистана, после чего II съезд народных депутатов СССР признал Афганскую войну политической ошибкой. Стали улучшаться советско-японские отношения. После вывода советских войск из Монголии и визита Горбачёва в Пекин весной 1989 г. между СССР и Китаем была восстановлена приграничная торговля, подписана серия соглашений о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве. СССР, испытывавший большие экономические трудности, во второй половине восьмидесятых гг. прекратил военное вмешательство в конфликты многих «горячих точек»: в Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Камбодже, Никарагуа. Экономическая и военная помощь развивающимся странам резко сократилась. Осудив в 1990 г. агрессию Ирака против Кувейта и выступив за применение силы против агрессора, СССР впервые занял единую с Западом позицию в региональном конфликте.

1989 год явился переломным в отношениях СССР со своими партнёрами по социалистическому содружеству. Начался поспешный вывод войск с советских баз в Центральной и Восточной Европе, что лишь ускорило развал социалистического лагеря. В 1989−1990 гг. в Чехословакии, Венгрии, Польше, Болгарии, а также в Албании и Монголии произошла серия бескровных (мягких, или «бархатных») революций, в результате которых власть перешла мирным путём от компартий к национально-демократическим силам. Исключением стала Румыния, где имели место кровопролитные столкновения. В Югославии падение коммунистического режима привело к развалу страны. После ухода в 1989 г. со всех руководящих постов коммунистического лидера ГДР Э. Хоннекера и разгрома народом Берлинской стены, служившей символом противостояния в Европе, судьба ГДР была практически предрешена. В июле 1990 г. на переговорах с канцлером ФРГ Г. Колем М. Горбачёв дал согласие на создание единого германского государства и на вхождение единой Германии в НАТО. В августе 1990 г. ГДР вошла в состав ФРГ и прекратила своё существование как суверенное государство. Страны Центральной и Восточной Европы взяли курс на отход от СССР и сближение с Западом. Они выразили готовность вступить в НАТО и «Общий рынок». Весной 1991 г. был официально оформлен роспуск СЭВ и ОВД. Социалистическое содружество перестало существовать. СССР, оставшись без старых союзников и не приобретя новых, быстро теряло инициативу в международных делах и вошло в фарватер внешней политики стран НАТО. Ухудшение экономического положения Советского Союза побудило горбачёвскую администрацию обратиться в 1990−1991 гг. за финансовой поддержкой к ведущим державам мира, так называемой «большой семёрке» (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония). Запад оказал СССР гуманитарную помощь продовольствием и медикаментами, серьёзной же финансовой помощи не последовало. В целом позиции СССР в 1985−1991 гг. в мире резко ослабли. В то же время СССР избавился от непосильного бремени гонки вооружений и противостояния обществу развитых стран. Таким образом, политика «нового мышления» имела противоречивые результаты. С одной стороны, итогом ее стало ослабление угрозы мировой ракетно-ядерной войны. Начался процесс сокращения и уничтожения не только обычных, но всех видов ядерных вооружений. Оздоровилась обстановка в целом ряде регионов, где долгие годы США и СССР поддерживали враждующие политические силы, – в Афганистане, Индокитае, на Ближнем Востоке, в Восточной и Юго-Западной Африке, Центральной Америке. С другой стороны, из «холодной войны» вышел лишь один победитель – западные страны и, прежде всего, США. В декабре 1991 г. американский президент Дж. Буш-старший поздравил свой народ с победой в «холодной войне». Другой её участник – СССР и «восточный блок» – не просто потерпел поражение, но и прекратил своё существование. Последнее вело к распаду биполярной системы международных отношений, на которой долгие годы базировалась стабильность в мире. Крушение Советского Союза вывело США в разряд единственной сверхдержавы, что таило в себе угрозу нового передела мира на «сферы влияния».

XII. ОКТЯБРЬСКИЕ СОБЫТИЯ 1993 г. РОССИЯ НА ПУТИ РАДИКАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ. КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

Начало становления современной государственности России было положено 12 июня 1990 г., когда Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете. Ровно через год, 12 июня 1991 г., Б.Н. Ельцин был избран Президентом России. Уже 21 апреля 1992 г. РСФСР была переименована в Российскую Федерацию – Россию (при равнозначности обоих названий). Российская государственность была представлена тремя ветвями власти: законодательной (Съезд народных депутатов России и избираемый им Верховный Совет); исполнительной (президент и назначаемое им правительство), судебной с венчающим её Конституционным судом. Сосредоточив в конце 1991 г. в своих руках всю полноту власти, российское руководство в лице президента Б.Н. Ельцина взяло курс на углубление рыночных реформ и радикальной социально-политической модернизации. Консультации в их проведении осуществляла группа иностранных советников во главе с Д. Саксом (США). Правительство, возглавляемое исполняющим обязанности премьер-министра Е.Т. Гайдаром, объявило об освобождении (либерализации) цен на товары и продукты от государственного регулирования с января 1992 г., что вызвало резкий скачок инфляции. За год потребительские цены в стране выросли почти в 26 раз. Обесценились и не выплачивались гражданам их денежные сбережения, хранившиеся в Госбанке. Одновременно отменялась система централизованного распределения сырья и ресурсов, государственного дотирования убыточных отраслей и регионов. Предприятия были переведены на самообеспечение. С конца 1992 г. под руководством председателя Государственного комитета по управлению имуществом А.Б. Чубайса началась приватизация госсобственности. Её результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики. В приватизации выделяют два этапа: первый проводился на основе выданных всем гражданам России ваучеров (приватизационных чеков) для вкладов в акции приватизируемых предприятий, но основная масса акций (до 70 %) сконцентрировалась в руках номенклатуры, бюрократии и владельцев коммерческих структур; второй этап предусматривал приватизацию государственных предприятий через их акционирование (1994 г.), что совпало с процессом перераспределения собственности, в результате которого значительная часть бывшего национального достояния сосредоточилась в руках менее чем 10 % населения страны. Изменение формы собственности не повысило эффективности экономики, кризис только углублялся. В 1996 г. объём промышленного производства по сравнению с 1991 г. сократился вдвое. Свыше половины товаров российского рынка приходилось на долю импортной продукции. В тяжёлом состоянии оказалось сельское хозяйство страны, положение в нем усугублялось антипротекционистской политикой правительства, продолжавшего закупать продовольствие за рубежом. Недостаток минеральных удобрений, сельхозтехники, особенно, для фермерских хозяйств, образованных на основе колхозов, организационная перестройка форм хозяйствования повлекли за собой падение уровня урожайности. Объём сельскохозяйственного производства в середине 90-х гг. упал на 70 % в сравнении с 1991–1992 гг. Ряд экономистов выступили с заявлениями о реальной угрозе отката России на позиции стран «третьего мира». В 1990-е гг. были сделаны крупные внешние займы. Внешний долг России достиг к середине 1990-х гг. 165 млрд. долларов (большая его часть унаследована от распавшегося СССР). Только на обслуживание долга, т.е. выплату процентов по займам, страна должна была выделять до трети своего годового дохода. В итоге функционирование российской экономики в большей мере стало зависеть от решений, принимаемых за пределами страны.

В то же время неимоверно разбух управленческий аппарат. В 1991 г. насчитывалось 715 тыс. госслужащих, а к концу десятилетия в России их число составило 921 тыс. Коррупция, пронизывающая государственный аппарат, получила огромный размах. За 1991–2002 гг. коммерческие структуры и коррумпированные чиновники вывезли из России за рубеж, по оценкам западных экспертов, около 200 млрд. долларов. Нормой жизни стали «теневая экономика», «чёрный рынок», рэкет, заказные убийства, крупные финансовые афёры (МММ и др.). По выражению режиссёра С. Говорухина, страну охватила «великая криминальная революция». «Шоковая терапия» – экономические и социальные реформы первой половины 90-х гг. – заключавшаяся в попытке насильственного наложения классической капиталистической модели (уже устаревшей в постиндустриальных условиях) на бывшее советское общество, которое до этого 80 лет жило совершенно по другим стандартам, привело к коренным социальным изменениям. Предусматривалась передача социальных функций государства в руки самих граждан и правительство отказалось от закреплённых в Конституции социальных завоеваний – от бесплатной медицины, образования и т.п. Существенно сократились расходы на культуру. В результате реформ первой половины 90-х гг. выиграли немногие. Произошло резкое падение жизненного уровня населения и взлёт цен: к концу 1992 г. – в 100-150 раз. С головокружительной быстротой происходило имущественное расслоение населения. Росла безработица. Ниже черты прожиточного минимума оказалось 44 % жителей страны. Миллионы граждан потеряли всё – профессию, работу, накопленные сбережения, жильё, уверенность в завтрашнем дне. Многие нравственно сломились, оказались на социальном дне, пополнили ряды уголовного мира и т.д. В 2 раза увеличилось число больных туберкулёзом, в 5 раз – алкогольным психозом, в 40 раз – сифилисом. Резко возросла смертность, упала рождаемость. Сократилась продолжительность жизни (до 58 лет у мужчин и до 67 лет у женщин).

В 1993 г. обострилось противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти. Верховный Совет во главе с Р.И. Хасбулатовым выступил с осуждением проводившейся правительством Б.Н. Ельцина политики и настаивал на плавном переходе к рынку при доминирующей роли государственного регулирования. Отставка правительства Е.Т. Гайдара и назначение нового премьер-министра В.С. Черномырдина не принесло коренных изменений. Многие парламентарии выступили против проекта новой Конституции РФ и стремления Б.Н. Ельцина к расширению президентских полномочий. По результатам проведённого весной 1993 г. референдума население высказалось за доверие президенту. Б.Н. Ельцин расценил итоги референдума как свою личную победу и взял курс на её закрепление. 21 сентября он издал указ, в котором объявил о роспуске Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета, проведении в декабре выборов нового органа законодательной власти – Федерального Собрания. Против президентского указа, нарушавшего Конституцию, выступили Верховный Совет во главе с его председателем Р.И. Хасбулатовым, вице-президент Российской Федерации А.В. Руцкой и большинство членов Конституционного суда во главе с его председателем В.Д. Зорькиным. Верховный Совет охарактеризовал указ как государственный переворот, объявил о низложении Ельцина и привёл к присяге в качестве президента А.В. Руцкого. «Белый дом» – здание Верховного Совета России, где депутаты начали собираться на чрезвычайный съезд, – стал центром сопротивления Президенту и его окружению, включавшему глав силовых ведомств (Министерства обороны, Министерство внутренних дел и Министерства безопасности). «Белый дом» был блокирован войсками. На волне развернувшихся в Москве демонстраций протеста была предпринята неудачная попытка штурма мэрии и Останкинского телевизионного центра. В ответ Б.Н. Ельцин объявил в столице чрезвычайное положение, ввёл войска и после обстрела утром 4 октября «Белого дома» из танковых орудий здание было занято спецвойсками; руководители сопротивления были арестованы. В ходе октябрьских событий в Москве по неофициальным данным погибло около 150 и получили ранения 384 человек. Вслед за этим начался процесс упразднения местных органов советской власти, чьи полномочия переходили в руки местной администрации и выборных Дум. 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации. Россия провозглашалась демократическим правовым государством с республиканской формой правления. В состав РФ входили 21 республика и 6 краёв, 1 автономная область и 10 автономных кругов, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) и 49 областей. Президент, избираемый всенародным голосованием на четыре года, наделялся чрезвычайно широкими полномочиями вплоть до права распускать высший законодательный орган страны – Думу (двухпалатное Федеральное собрание).

Результаты выборов в Государственную Думу принесли успех «Выбору России» (лидер Е.Т. Гайдар) – 96 мест (из 450), ЛДПР – 70 мест и КПРФ – 65 мест. В результате, Госдума вряд ли стала менее оппозиционной к президенту и правительству, тем более, что на следующих парламентских выборах (1995 г.) большинство депутатских мест получили коммунисты. Однако власть президента по новой Конституции была уже гораздо большей. Б.Н. Ельцин после победы на выборах Президента РФ 1996 года (его главным соперником выступил лидер КПРФ Г.А. Зюганов) надолго выбыл из строя в связи с необходимостью операции на сердце. На фоне экономической нестабильности, дефолта в августе 1998 г. страна оказалась на пороге очередного политического кризиса, ознаменовавшегося «министерской чехардой» – быстрой сменой премьер-министров. После отправки в отставку правительства В.С. Черномырдина в марте 1998 г. сформированный из «молодых реформаторов» (А.К. Чубайса, Б.Е. Немцова, С.В. Кириенко) кабинет просуществовал менее 5-ти месяцев; в сентябре 1998 г. новым премьер-министром стал Е.М. Примаков. Авторитет и популярность Б.Н. Ельцина неуклонно падали. Президент России к 1999 г. стремительно эволюционировал от демократического кумира до авторитарного, непредсказуемого руководителя, окружившего себя так называемой «семьёй». В 1998−1999 г. в оппозицию к президенту, наряду с Думой, перешёл Совет Федерации. Дума вынесла на рассмотрение вопрос об импичменте Ельцину, но при голосовании не смогла собрать необходимое число голосов по обвинениям, выдвинутым в адрес Президента: в подписании беловежских соглашений, расстреле парламента в октябре 1993 г., развале армии, чеченской войне и геноциде российского народа. После отставки Е. Примакова в мае 1999 г. премьер-министром стал С.В. Степашин, которого буквально через три месяца сменил глава Федеральной службы Безопасности (ФСБ) В.В. Путин. В канун выборов в Думу в 1999 г. было создано новое политическое объединение «Единство» («Медведь»), заявившее о поддержке нового премьер-министра. Путина поддержал также Союз правых сил (СПС). К парламентским выборам 1999 года в России были зарегистрированы 139 политических организаций (в том числе 43 партии). Большинство мест на выборах вновь завоевали коммунисты, чуть меньшее количество голосов получил блок «Единство». В парламенте 1999 г. были представлены 6 политических организаций, преодолевших 5-процентный избирательный барьер: 1) Коммунистическая партия Российской Федерации (председатель ЦК КПРФ – Г. Зюганов); 2) «Единство» или «Медведь» (лидер – С. Шойгу); 3) Блок «Отечество – Вся Россия» (лидеры – Е. Примаков, Ю. Лужков); 4) Союз правых сил (лидеры – Б. Немцов, А. Чубайс, Е. Гайдар, С. Кириенко, И. Хакамада); 5) Блок Жириновского, или Либерально Демократическая партия России (председатель ЛДПР – В. Жириновский); 6) Объединение «Яблоко» (председатель – Г. Явлинский). После парламентских выборов 1999 г. Б.Н. Ельцин, серьёзно болевший и перенёсший ряд операций, 31 декабря 1999 г. ушёл в отставку и подписал указ о назначении временно исполняющим обязанности Президента РФ председателя Правительства В.В. Путина. На проведённых 26 марта 2000 г. досрочных выборах Президента РФ Путин одержал убедительную победу, что ознаменовало начало нового этапа политической истории России.

Последнее десятилетие ХХ века принесло радикальные перемены средствам массовой информации, оказавшихся в начале 90-х гг. практически вне цензуры. Отечественные радиостанции вышли на международные FM-диапазоны. Россияне получили возможность быть в курсе последних новостей мировой культуры. Были открыты первые коммерческие радиостанции и частные телеканалы (REN-TV, НТВ, Дарьял-TV и др.). Во многих городах страны формировалась система кабельного телевидения. Глобальной сетью Интернет в конце 90-х гг. пользовались уже около 4 млн. человек. Культура по-своему реагировала на развернувшиеся в стране преобразования, ставшую реальностью творческую свободу, резкое сокращение государственных затрат на развитие учреждений культуры и возросшую материальную зависимость от спонсоров и меценатов, снижение общекультурного уровня населения. Открытость мировому культурному процессу, снятие цензурных ограничений обернулось тем, что в Россию хлынул поток низкопробных подделок, внёсший свой вклад в наблюдавшееся в 90-е гг. падение нравов и рост преступности. Творчество многих писателей старшего поколения, с трудом адаптировавшихся к новым условиям, было отмечено чертами кризиса. Литература 90-х отразила растерянность, непонимание и стремление к переосмыслению прошлого своей страны, определению современного человека (произведения Ф. Искандера, В. Распутина, Л. Леонова, В. Аксёнова). Иные представления, жанры, художественные приёмы отличают литературу, создаваемую новым поколением писателей: В. Пьецуха, А. Дмитриева, Ю. Буйды, А. Сорокина, В. Пелевина, А. Слоповского и др. Лидерами метафорической поэзии 90-х гг. стали А. Еременко и А. Жданов, в духе постмодернизма работают поэты Д. Пригов, В. Соснора. За редкими исключениями («Счастливые дни», «Про уродов и людей» А. Балабанова, «Дрянь хорошая – дрянь плохая» А. Хваны, «Молох» А. Сокурова и некоторых др.) российскому кинематографу последнее десятилетие ХХ в. не принесло значимых творческих открытий. Резко сократилось производство российских кинолент, что было обусловлено глубоким финансовых кризисом. В 90-е гг. были созданы ленты, вызвавшие большой общественный интерес: «Утомлённые солнцем» и «Сибирский цирюльник» Н. Михалкова, «Страна глухих» В. Тодоровского и др. Противоречия общественного развития оказали влияние и на музыкальную жизнь России. Тревожным явлением начала 90-х гг. стал отъезд за рубеж крупных деятелей отечественного музыкального искусства. С середины 90-х гг. многие из них, не порывая интенсивных творческих контактов с зарубежными театрами и оркестрами, возглавили ведущие российские творческие коллективы (В. Федосеев, В. Темирканов, В. Спиваков и др.). Расширился репертуар ведущих российских оркестров, познакомивших слушателей с ранее недоступными произведениями А. Шнитке, С. Губайдуллиной, В. Артёмова, Э. Денисова и других композиторов. Признание и известность получили оперные певцы Д. Хворостовский и О. Бородина, артисты балета А. Волочкова и Д. Вишнева, А. Лиепа и Н. Цискаридзе. Девяностые были отмечены дальнейшим развитием молодёжной музыкальной культуры. Появились первые коммерческие радиостанции («Европа плюс» – 1990 г., Радио «Максимум» – 1991 г.). К середине девяностых годов кризис испытала и отечественная рок-музыка корнями уходящая в прошлое десятилетие, востребованным уже оказался прозападно настроенный мэйнстрим (Мумий Тролль, Земфира и др.). Во второй половине 90-х гг. произошёл бум танцевальной музыки, а рейв-дискотеки собирали десятки тысяч участников. На первый план в театральной жизни 90-х гг. вышли чисто художественные проблемы: режиссёрские решения, яркость образов, способы их воплощения. Режиссёры стали смелее трактовать классические сюжеты. Получили признание публики возникшие во второй половине 80-х гг. театры-студии, камерные драматические театры («Театр Луны», «Табакерка», «Театр-студия на Юго-Западе» и др.). Лучшие традиции отечественной режиссуры продолжал театр под руководством П. Фоменко. Широкое распространение получили коммерческие постановки, спектакли-антрепризы; появились и балаганные театры с характерным репертуаром. В российской живописи 90-х гг. социальная проблематика, присущая советской эпохе, уступила место различным ответвлениям авангарда и постмодерна. Получило развитие монументальное искусство, наиболее известным представителем которого стал З. Церетели (автор памятника Петру I, Мемориального комплекса на Поклонной Горе в Москве и др.). Впервые за многие годы появились частные художественные галереи (галерея М. Гельмана, Борей и др.). Были возрождены традиции российского меценатства. На Родину вернулись художественные ценности, утраченные в годы революции и Великой Отечественной Войны, в том числе фрагменты Янтарной комнаты из Екатерининского дворца в Царском селе под Петербургом. На новом э


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: