Льюисвиль и Тимлин, или продолжение вендетты

 

В 1958 году в местечке около Льюисвиля (штат Техас) были найдены каменные орудия и обгорелые кости животных, которым сопутствовали кострища. Позднее, когда раскопки расширились, было объявлено, что радиокарбоновый возраст для каменного угля из кострищ составляют по крайней мере 38 000 лет. Еще позднее было найден классический наконечник. Герберт Александер, который был тогда аспирантом археологии, вспоминал, как была получена эта последовательность находок. «В ряде случаев, — говорил Александер, — в то время вызывались мнения, что кострища остались от человека, и что сопутствующая фауна подлинна. Однако когда однажды были объявлены даты, мнения некоторых изменились, и находки начали всерьез игнорировать. Те, кто раньше признавал кострища и (или) сопутствующую фауну, начали проявлять забывчивость.»

Находка кловисского наконечника в слое, которому 38 тысяч лет, вызвало беспокойства, потому что ортодоксальные антропологи датируют первые кловисские наконечники 12 000 годами, чем они определяют проникновение людей в Северную Америку. Некоторые критики отвечали, что льюисвильская находка была просто подложена, это — мистификация. Другие сказали, что неверны радиокарбоновые даты.

Упомянув ряд похожих проигнорированных или высмеянных открытий, Александер вспомнил одно предложение: «Для того, чтобы разрешить споры о первых людях, нам возможно скоро потребуются для защиты адвокаты.»

Для такого раздела науки, как археология, это может оказаться неплохой идеей, так как в ней мнения определяют статус фактов, а сами факты попадают в сети различных интерпретаций. Адвокаты и судьи могут помочь археологам проще прийти к консенсусу о том, что является истиной в этом разделе науки. Но Александер замечает, что при судебной системе необходимы присяжные, и первым вопросом к возможному присяжному будет: «Вы решили для себя это дело?» Лишь единицы археологов не решили для себя дату первого проникновения людей в Северную Америку.

В результате раскопок на стоянке Тимлин в Кэтскилских горах в штате Нью-Йорк была оспорена идея о том, что наконечники кловисского типа представляют собой древнейшие орудия в Новом Свете. Там в середине 1970-х годов были найдены орудия, которые были очень похожи на позднеашельские орудия в Европе.

В Старом Свете ашельские орудия автоматически приписываются человеку прямоходящему. Но такое приписывание не является само собой разумеющимся, потому что на стоянках, где найдены орудия, костные останки обычно отсутствуют. На основе знания смены ледниковых эпох возраст кэтскилских орудий определен в 70 000 лет.

 

Хьетлако (Мексика)

 

В 1960-е годы Жуан Апента Камачо и Синтья Ирвин-Вильямс нашли в Хьетлако, рядом с Вальсеквалло, в 7 5 киллометров от Мехико обработанные каменные орудия (рисунок 5.8), которые можно сравнить с лучшими образцами кроманьонской культуры в Европе. Несколько более грубые орудия найдены на соседней стоянке в Эль-Хорно. И на стоянке в Хьетлако и на стоянке в Эль-Хорно стратиграфическое положение орудий не вызывает, никаких сомнений.

 

Рис. 5.8. Найденные в Уэйатлако (Мексика) каменные орудия. Группа геологов из Геологической инспекции США определила, что возраст находок составляет около 250 тысяч лет.  

Однако, у этих артефактов все же есть одна очень спорная черта. Но отряд геологов, работавших в американской геологической службе, определили их возраст в 250 000 лет. Этот отряд, работа которого финансировалась фондом Национальной науки, состоял из Гарольда Мэлда и Вирджинии Стин-Макининтайр, сотрудников американской геологической службы, и покойного ныне Роальда Фриксела из Вашингтонского Государственного Университета.

Эти геологи сказали, что необычно большой возраст найденных у Вальсеквилло артефактов получился на основе четырех различных независимых методов датирования: 1) датирование по урану; 2) датирование по трекам ядерных частиц; 3) датирование по гидрации вулканических пород; 4) изучение выветривания минеральных отложений.

Как можно себе представить, возраст в 250 000 лет, которую установил для Хьетлако отряд геологов, вызвала множество споров. Если принять ее, то это бы взорвало не только антропологию Нового Света, но и всю картину происхождения человека. Считается, что люди, способные изготовлять найденные в Хьетлако утонченные орудия появились не раньше, чем 100 000 назад в Африке.

Пытаясь опубликовать выводы своего отряда, Вирджиния Стин-Макинтайр не раз испытала социальный нажим и встретилась со многими препятствиями. В записке одному своему коллеге (10 июля 1976 года) она писала: «По сплетням я поняла, что из-за Хьетлако мы с Халлом и Роальдом считается оппортунистами и ищем лишь известности в некоторых кругах. Я до сих пор страдаю от этого удара.»

Публикация статьи Стин-Макинтайр и ее коллег о Хьетлако по непонятным причинам задерживалась на года. Впервые статья появилась на одной антропологической конференции в 1975 году и оказалась в сборнике документов этой конференции. Через четыре года Стин-Макинтайр писала Х. Д. Фулбрайту из Научной лаборатории Лос-Аламоса, одному из издателей их «вечно выходящей» книги: «Наша совместная статья о Хьетлако действительно подобна бомбе. Это помещает человека в Новый Свет на 10 лет раньше, чем многие археологи хотели бы верить. Хуже того, найденные in situ бифасные орудия рассматриваются большинством ученых как признак человека разумного. Согласно современной теории, человек разумный тогда даже еще не появился вообще, не то, чтобы в Новом Свете.»

Стин-Макинтайр продолжает и объясняет: «Археологи подняли большую шумиху вокруг Хьетлако — они отказываются даже считаться с ними. Из вторых рук я узнала, что считаюсь различными представителями этой профессии: 1) некомпетентной; 2) сплетницей; 3) оппортунистом; 4) нечестной; 5) дурой. Очевидно, что ни одно из этих мнений не укрепляет много профессиональную репутацию! Моя единственная надежда очистить свое имя — запустить статью о Хьетлако в печать, чтобы люди могли сами судить о фактах.» Стин-Макинтайр, не получив ответа на эту и другие просьбы о предоставлении информации, отозвал статью, но ее рукопись никогда не была возвращена ей. Через год (8 февраля 1980 года) Стин-Макинтайр писала Стиву Портеру, издателю «Кватернэри Ризерч», об опубликовании ее статьи о Хьеятлако. «В рукописи, которую я бы предложить, содержатся геологические факты,» — сказала она. «Они предельно ясны и благодаря им придется переписать много учебников по антропологии. Я не думаю, что у нас возникли бы какие-нибудь затруднения убедить археологов признать эти факты. Ни один журнал по антропологии ни на версту не подпустит их такими, как они есть.»

Стив Портер написал Стин-Макинтайр, ответив, что рассмотрел возможность публикации этой спорной статьи. Но он сказал, что «может хорошо представить себе, что от определенных археологов возможно будет сколько трудно получить объективные рецензии.» При публикации научных статей обычно они посылаются несколькими учеными, чтобы они написали анонимные имеющие равные права рецензии. Не трудно представить себе, как окопавшаяся научная ортодоксия может манипулировать этим процессом, чтобы не допустить до научных журналов нежелательную информацию.

30 марта 1981 года Стин-Макинтайр писала Эстелле Леопольд, заместителю редактора «Квартернэри Ризерч»: «Проблема, на мой взгляд, значительно больше Хьетлако. Это связано с манипулированием научной мыслью посредством пресечения „загадочных данных“, которые бросают вызов преобладающему образу мышления. Хьятлако именно это и делает! Я не антрополог, и поэтому я не осознаю всей значимости наших датировок, сделанных в 1973 году, и того, как глубоко проникло в наше мышление нынешняя теория человеческой эволюции. Наша работа в Хьетлако была отвергнута большинством археологов, потому что она противоречит этой теории, периоду. Обоснование этого циклично. Homo sapiens sapiens появился около 30 000 — 50 000 лет назад в Евразии. Поэтому любые находки орудий Homo sapiens sapiens'а в Мексике, которым 250 000 лет, невозможны, потому что Homo sapiens sapiens появился около 30 000-… и т. д. Такой образ мышления не только самоудовлетворяет археологов, но и делает науку вшивой!»

В конце концов «Кватернэри Ризерч» (1981 год) опубликовал статью Вирджинии Стин-Макинтайр, Роальда Фриксела и Гарольда Э. Мэлда. В ней подтверждался 250 000-летний возраст стоянки Хьетлако. Конечно, всегда возможно поставить под сомнение археологические даты, что Синтия Ирвин-Вильямс и сделала в ответном письме Стин-Макинтайр, Фрикселу и Мэлду. Ее возражения по пунктам были разобраны в «контр-письме» Мэлда и Стин-Макинтайр. Но Ирвин-Вильямс не смягчилась. Она, как и все американские археологи в целом, продолжала отрицать датировку Хьятлако, предложенную Стин-Макинтайр и ее коллегами.

Аномальные находки в Хьетлако закончились для Вирджинии Стин-Макинтайр личными оскорблениями и взысканиями по работе, в том числе и прекращением финансирования и потерей работы, возможностей продолжить научные исследования и репутации. Ее пример дает редкую возможность взглянуть внутрь действительного процесса пресечения данных в палеоантропологии, процесса, который связан с сильными конфликтами и болью.

И в самом конце заметим, что мы сами как-то пытались получить разрешение воспроизвести фотографии хьетлакских артефактов в одной публикации. Нас информировали, что в разрешении будет отказано, если мы собираемся упомянуть возраст в 250 000 лет, который-де выдвигают свихнувшиеся на этом люди.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: