Цдака: Благотворительность

Однажды в театре комедии на доске объявлений я прочитала несколько оксюморонов (словосочетания, в которых юмористический эффект достигается путем сочетания несовместимых слов): "гигантская креветка", "тихий крик", "атлетическая эрудиция". Кто-то добавил в список словосочетание "еврейская благотворительность". Вообще-то у меня хорошее чувство юмора, когда речь заходит о еврейских анекдотах, но эта шутка обеспокоила меня, ибо благотворительность является основополагающей частью еврейского образа жизни.

Евреи, придерживающиеся традиций, отдают, по меньшей мере, десять процентов своих доходов на благотворительные цели. В их домах есть "пушке", коробка для сбора монет для бедных; в эту коробку обычно бросают монеты. Еврейские молодые люди постоянно ходят от дома к дому, собирая деньги на различные достойные дела. Пожертвования на благотворительные цели окончательно вытеснили прежнее пожертвование животными в еврейской жизни. Эти пожертвования являются почти инстинктивной реакцией евреев с целью выражения благодарности Богу, обращения к Богу с просьбой о прощении или о благосклонности. В соответствии с еврейской традицией духовная польза от пожертвования бедным настолько велика, что бедный на самом деле оказывает любезность дающему, давая ему возможность совершить цдаку.

Цдака: значение слова

"Цдака" - это еврейское слово для обозначения действий, которые мы называем словом "благотворительность": оказание помощи, поддержки и денежные пожертвования в пользу бедных или на другие достойные цели. Однако природа цдаки очень отличается от идеи благотворительности. Само слово "благотворительность" предполагает благосклонность и щедрость, великодушный акт, совершаемый людьми состоятельными на благо нуждающихся и бедных. Слово "цдака" происходит из иврита от корня слова "Цаде-Далет-Коф", которое обозначает праведность, справедливость и чистоту. В иудаизме пожертвования бедным не рассматривания как щедрый великодушный акт: это просто акт справедливости и праведности, выполнение долга, когда бедным отдают должное.

Обязанность цдаки

Пожертвования в пользу бедных в иудаизме обязанность, долг, которыми нельзя пренебречь даже тем, кто сам нуждается. Некоторые мудрецы говорили, что цдака является первейшей из всех заповедей и что человек, не совершающий цдаку, приравнивается к идолопоклоннику. Цдака - это один из трех актов, которые дают нам прощение наших грехов. Праздничная Литургия говорит о том, что Бог уготовил суд над всеми, кто согрешил, но тшува (покаяние), тефила (молитва) и цдака могут обратить в милость гнев Бога.

Согласно еврейскому закону, мы обязаны отдавать десятую часть нашего чистого дохода, оставшуюся после оплаты всех налогов и сборов. Люди, живущие на социальной помощи или малоимущие, могут давать меньше; никто не

должен давать так много, чтобы потом: самому стать обузой для общества.

Обязанность давать цдаку можно выполнять путем пожертвования денег бедным, учреждениям здравоохранения, синагогам или учебным заведениям. Ее можно также выполнить, оказывая помощь Вашим детям после достижения ими совершеннолетия или поддерживая ваших престарелых родителей. Эта обязанность включает в себя пожертвования как евреям, так и неевреям. В отличие от общепринятого мнения. евреи заботятся не только о самих себе.

Иудаизм признает, что много людей, которые просят о благотворительной помощи, на самом деле не испытывают настоящей нужды. В соответствии с Талмудом, в этом нет ничего зазорного: если бы все люди, просящие о благотворительной помощи, действительно испытывали нужду, нас бы ожидало наказание Бога за отказ дать помощь всем просящим. Существование обманщиков уменьшает нашу ответственность за неспособность дать всем просящим ввиду того, что у нас есть некоторые законные основания усомниться в искренности просящего. Разрешается исследовать законность благотворительных целей до того, как пожертвовать деньги на эти цели.

У нас есть обязанность избегать той ситуации, когда начинаешь нуждаться в цдаке. Каждый человек должен браться за любую имеющуюся в наличии работу, даже если это ниже его достоинства, с тем, чтобы избежать попадания в зависимость от пожертвований общественности.

Однако, если человек действительно нуждается и не имеет возможности самостоятельно заработать деньги, он не должен смущаться, принимая цдаку. Никто не должен иметь гордыню и отказываться принимать деньги от других. На самом деле, отказ принять цдаку считается грехом. Наши мудрецы говорят, что отказ принять цдаку приравнивается к пролитию собственной крови.

Уровни цдаки

Некоторые виды ццаки считаются более достойными похвалы, чем другие. Талмуд описывает эти уровни цдаки, а Рамбам объединил их в один список.

Восемь ступеней цдаки:

· Великая ступень, выше которой нет, когда оказывают поддержку обедневшему еврею, давая ему подарок или ссуду, или берут его в компаньоны, или находят ему работу, чтобы поддержать его до тех пор, пока он не будет ни в ком нуждаться.

· Ниже этого: когда дают милостыню бедным, и не знают, кому дают, и бедный не знает, от кого получил (пожертвование в кассу цдаки и т. д.).

· Ниже этого: знал дающий, кому дает, и не знал бедный, от кого получил (как, например, тот, кто кладет деньги в доме у бедного, когда тот не видит).

· Ниже этого: знал бедный, от кого получил, и не знал дающий, кому дал (как, например, тот, кто положил деньги перед своим домом, а бедняк пришел и взял).

· Ниже этого: когда дает ему, прежде чем тот просит (оба знали, однако бедный не был вынужден просить).

· Ниже этого: когда дает ему после того, как тот попросит.

· Ниже этого: когда дает ему меньше того, что мог бы дать, но приветливо.

· Ниже этого: когда дает ему с грустью (против воли, и бедный чувствует это).

(Мишне Тора, гл. 10)

*************************************************************************************


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: